Научная статья на тему 'Роль здоровьесбережения в повышении стоимости человеческого капитала машинистов локомотивных бригад'

Роль здоровьесбережения в повышении стоимости человеческого капитала машинистов локомотивных бригад Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕМ / МАШИНИСТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД / ВИБРАЦИОННАЯ БОЛЕЗНЬ / ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаевский Е. Н., Сухова Е. В.

В статье рассмотрены современные подходы к управлению направленным здоровьесбережением машинистов локомотивных бригад, с позиций повышения стоимости человеческого капитала в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль здоровьесбережения в повышении стоимости человеческого капитала машинистов локомотивных бригад»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 616

Е.Н. Николаевский

Д.м.н., профессор, ФГБОУ ВПО Самарский ГУПС, г. Самара, РФ

Е.В.Сухова

Д.м.н., профессор, ФГБОУ ВПО Самарский ГЭУ, г. Самара, РФ

РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ СТОИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

Аннотация

В статье рассмотрены современные подходы к управлению направленным здоровьесбережением машинистов локомотивных бригад, с позиций повышения стоимости человеческого капитала в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова

Управление здоровьесбережением, машинисты локомотивных бригад, вибрационная болезнь, повышение

стоимости человеческого капитала.

В современных социально-экономических условиях наличие опытных специалистов со стажем, большим практическим опытом, знанием специфики работы является важным фактором повышения конкурентоспособности организации, ее социального роста и развития. Опыт профессионала и его знания -это составляющие индивидуального человеческого капитала (ЧК). Инвестиции в человеческий капитал формируют работников, которые становятся более квалифицированными и труд которых более продуктивен. Здоровье - это важная составляющая человеческого капитала. ЧК может повышать стоимость при проведении мероприятий по здоровьесбережению, а может наоборот, снижать под действием вредных производственных факторов, профессиональных рисков и профессиональных заболеваний [1, 2, 3, 4, 5]. В этих условиях для сохранения стоимости ЧК машинистов необходимы мероприятия по здоровьесбережению. Хорошее физическое и психическое здоровье - результат эффективной программы здоровьесбережения, медицинского обслуживания, рационального питания, улучшения условий труда и отдыха. Вложения в ЧК дают значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффекты [6]. Поэтому инвестиции в ЧК машинистов локомотивных бригад повышают производственные возможности и конкурентоспособность железнодорожной отрасли в целом. Руководство железнодорожного транспорта на всех уровнях должно быть заинтересовано в сохранении работоспособности специалистов со стажем, большим практическим опытом и профессиональными знаниями. Машинист является важным звеном в обеспечении безопасности движения поездов, а для сохранения их работоспособности в железнодорожной отрасли необходимо создать соответствующие условия.

Для снижения экономических затрат оправданы целенаправленные мероприятия здоровьесбережения работников с высоким профессиональным риском [2, 3]. Эти мероприятия должны быть направлены на вредные факторы производства, действующие на работника. Регламентированные мероприятия по здоровьесбережению следует проводить с учетом их воздействия [4, 5].

Например, машинисты локомотивных бригад имеют высокий показатель профессионального риска по вибрационной болезни (ВБ), вызванной длительным воздействием на организм локальной и общей вибрации. Направленное управление их здоровьесбережением включает несколько этапов: 1 - текущие медицинские осмотры и инструктажи по технике безопасности до и после поездки; 2 - периодические медицинские осмотры врачей-специалистов; 3 - мероприятия по информированию и самопрофилактике ВБ; 4 - 1 раз в 2 года углубленное медобследование с лабораторно-функциональными исследованиями для ранней диагностики ВБ; 5 - стационарное и санаторно-курортное лечение [7, 8, 9].

На 1 -2-х этапах осуществляется контроль за предрейсовым и текущим состоянием здоровья машинистов. На 3-м этапе заместитель руководителя локомотивного депо по персоналу должен организовать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

выполнение программы здоровьесбережения, исходя из того, что обучение новых машинистов обойдется дороже в несколько раз. Эффективны целенаправленные мероприятии здоровьесбережения по факторам риска: прием витаминов осенью и весной (Ундевит, Аэвит, витамины группы В, аскорбиновая кислота); проведение физических упражнений и самомассажа кистей, стоп по 10-15 мин. 3-4 раза (во время стоянок поездов); прием в пищу продуктов, с высоким содержанием витаминов группы В (мясо свинины, свиная печень, яйца, паштет, огурцы, помидоры, капуста белокочанная, картофель, морковь, яблоки, зеленый горошек, петрушка). В межрейсовый период показана регулярная динамическая физическая нагрузка по 4050 мин. не менее 4-5 раз в неделю (плавание в бассейне, пешие, лыжные, велосипедные прогулки в умеренном ритме, бег трусцой).

Заместитель руководителя локомотивного депо по персоналу знает, кому лучше поручить проведение информирования по здоровьесбережению. Информацию по здоровьесбережению необходимо доводить до машинистов в виде стендов, буклетов, статей в местной газете. Этим достигается экономия средств на обучение новых сотрудников и сохранение здоровья опытных машинистов, что является важным фактором социального развития железнодорожной отрасли. При этом надо учитывать особенности обучения взрослых людей, основанного преимущественно на практической направленности, демонстративности материала, представлении четких алгоритмов действия, обратной связи.

Если же ВБ развилась, необходимо, как можно раньше направить больного к врачу с последующим медикаментозным лечением при ВБ 1 ст. - 1-2 раза в год, при 2 ст. - 2-3 раза в год, при 3 ст. - 3-4 раза в год. Физиобальнеотерапия включает электрофорез с лекарственными веществами, грязевые аппликации на кисти и стопы, гидромассаж (4-й этап). На 5-м этапе для профилактики прогрессирования ВБ показано лечение в условиях профильного санатория 1-2 раза в год [8]. Установлено, что ВБ не прогрессирует при своевременном выявлении и проведении направленного комплекса мероприятий здоровьесбережения.

Таким образом, управление направленным здоровьесбережением в современных социально-экономических условиях включает несколько последовательных взаимосвязанных этапов: оценку действующих профессиональных факторов, анализ их риска для здоровья, проведение информирования, целенаправленные мероприятия по профилактике, раннему выявлению, лечению и предупреждению прогрессирования профессиональных заболеваний. Программа здоровьесбережения повышает частный капитал машинистов локомотивных бригад, создавая благоприятные условия для сохранения их физического здоровья.

Список использованной литературы:

1. Распоряжение ОАО "РЖД" от 21.12.2009 г. № 2631р [Эл. ресурс]. - Режим доступа: // base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=480216

2. Николаевский Е.Н. Здоровьесбережение работников железнодорожного транспорта как аспект социальной безопасности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3, Часть 5.- С. 182-187.

3. Николаевский Е.Н. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, как направление обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте // Наука и образование транспорту. - Самара: СамГУПС, 2015. - С. 186 -191.

4. Николаевский Е.Н. Здоровьесбережение работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертензией как аспект социальной безопасности // Символ науки. - 2016. - № 2, Часть 3. - С. 166-168.

5. Николаевский Е.Н. Здоровьесбережение работников железнодорожного транспорта с факторами риска атеросклероза // Символ науки. - 2016. - № 2, Часть 3. - С. 168-169.

6. Сухова Е.В., Сараева Н.Д. Обучение в ВУЗе как инвестирование в индивидуальный человеческий капитал // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - № 4. - 2015. - С. 65-69.

7. Приказ МЗ РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н [Эл. ресурс]. - Режим доступа: // www.consultant.ru/document/cons_doc_law_120902/

8. Клинико-организационное руководство по медицинской помощи больным вибрационной болезнью [Эл. ресурс].- Режим доступа: // ekb4.info/act7/prikaz34.htm

9. Распоряжение ОАО "РЖД" от 22 июня 2009 г. № 1296р [Эл. ресурс]. - Режим доступа://jd-doc.ru/2009/iyun-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

2009/7724-rasporyazhenie-oao-rzhd-ot-22-06-2009

© Николаевский Е.Н., Сухова Е.В., 2016

УДК 616.314.16-08:615.454:546.33"226:612.014.462.6

А.В. Оксузян

к.м.н., доцент кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

ГБОУ ВПО ИГМА, А. В. Швецов,

Студент 5 курса стоматологического факультета

ГБОУ ВПО ИГМА Р.Е. Серкин,

Студент 5 курса стоматологического факультета

ГБОУ ВПО ИГМА г.Ижевск, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ЛАУРИЛСУЛЬФАТА НАТРИЯ - КОМПОНЕНТА ЗУБНЫХ ПАСТ, НА КИСЛОТОУСТОЙЧИВОСТЬ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ

Аннотация:

В данной работе изучалось воздействие лаурилсульфата натрия на кислотоустойчивость твердых тканей зуба. В ходе проведения исследования были взяты экстирпированные зубы, которые подвергались чистке зубными пастами с содержанием лаурилсульфатата натрия и без него. Из полученных результатов установлено, что паста с содержанием лаурилсульфатат натрия повышает кислотоустойчивость твердых тканей зубов в наименьшей степени, чем паста без его содержания.

Ключевые слова

зубные пасты, лаурилсульфат натрия, твердые ткани зуба, кислотоустойчивость.

Summary

The influence of sodium laurilsulfate (SLS) on acid-resistance of tooth hard tissues has been studied in this work. During the investigation, the extracted teeth were cleaned with toothpastes containing SLS and pastes without SLS. It has been established that toothpastes with SLS increase acid-resistance of tooth hard tissues to the least degree in comparison with the pastes without SLS.

Key words

toothpastes, laurilsulfate (SLS), tooth hard tissues, acid-resistance.

В системе профилактики кариеса важное значение имеет использование фторсодержащих зубных паст. Помимо реминерализирующих компонентов зубные пасты содержат в своем составе пенообразующие соединения, такие как лаурилсульфат натрия (SLS). Поверхностно-активные вещества можно отнести к веществам, разрушающим органическую матрицу микроорганизмов и способствующим ее десорбции от поверхности зуба. Они способны вымывать минеральные и органические компоненты из зубных отложений, но при этом являются незаменимым составляющим зубных паст. Натрий лаурилсульфат содержится во многих моющих веществах и почти во всех имеющихся на рынке зубных пастах в концентрации от 0,5% до 2,0%, в качестве детергентов анионов. Однако, по данным ряда ученых, данное вещество может усиливать раздражение слизистой оболочки полости рта, вызывать афтозный стоматит, контактный хейлит (WadeW. G., AddyM, 1992; LeeAY,YooSH, KimYG, 2000, Воронина Д. В., 2012). На сегодняшний день доказаны не только воспалительные реакции и нарушение микробиоценоза слизистой оболочки полости рта, но и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.