Научная статья на тему 'Комплексная программа профилактики ишемической болезни сердца у работников железнодорожного транспорта'

Комплексная программа профилактики ишемической болезни сердца у работников железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
319
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА / ФАКТОРЫ РИСКА / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЙ РИСК / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / РАБОТНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаевский Е.Н., Сухова Е.В.

В современных социально-экономических условиях здоровьесбережение опытных работников, в том числе работников железнодорожного транспорта, является важной медицинской и социальной проблемой. В настоящее время ишемическая болезнь сердца имеет высокие показатели заболеваемости и смертности, поэтому актуальна разработка здоровьесберегающих технологий. Авторами разработана комплексная программа здоровьесбережения работников железнодорожной отрасли, с учетом выявленных факторов риска этого заболевания, не требующая больших капиталовложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная программа профилактики ишемической болезни сердца у работников железнодорожного транспорта»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

температуры наружного воздуха и недостаточными теплоизолирующими свойствами строительных конструкций помещений. Так, в холодный период года средняя температура воздуха на рабочих местах машиниста и слесаря топливоподачи составила 17±4,0°С, что соответствует допустимой норме.

Оценка производственного микроклимата имеет особое значение при гигиенической характеристике условий труда на разрезе, это связана с тем, что весь технологический процесс происходит «под открытым небом». Часть рабочих, обслуживающих технологическое оборудование, находится во время работы в кабинах экскаваторов, автосамосвалов, буровых станков, бульдозеров и прочих машин, другие весь рабочий день проводят непосредственно на территории. Это дорожные рабочие, бурильщики негабарита, взрывники, слесари и электрослесари, различные подсобные рабочие.

Температура и относительная влажность воздуха рабочей зоны машинистов карьерной техники находится в пределах допустимых норм как в холодный, так и в тёплый период года. Результаты исследований метеоусловий на открытых рабочих площадках разреза показали, что температура воздуха в теплый период колебалась в пределах от +10,0оС до +34,8оС, относительная влажность - от 18 до 59%. В холодное и переходное время года температура была от -36,6 оС до +10оС, относительная влажность - от 58% до 80%. Таким образом, рабочие разреза подвергаются значительным колебаниям метеоусловий: воздействию высоких температур летом и низких зимой. Список использованной литературы:

1. Захаренков В.В., Олещенко А.М., Данилов И.П., Суржиков Д.В., Кислицына В.В., Корсакова Т.Г. Новая медицинская технология оценки профессионального риска для здоровья работников промышленных предприятий // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 9. С. 136-139.

2. Кислицына В.В. Гигиеническая оценка риска нарушения здоровья рабочих топливно-энергетических предприятий от факторов окружающей среды различной природы: диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Кемерово, 2004. 145 с.

3. Кислицына В.В., Корсакова Т.Г., Мотуз И.Ю. Особенности условий труда и профессионального риска работников, занятых при открытой добыче угля // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 52-55.

© Кислицына В.В., Мотуз И.Ю., Штайгер В.А., 2016

УДК 616.126

Николаевский Е.Н.

Доктор медицинских наук, профессор, СамГУПС, г. Самара, РФ

Сухова Е.В.

Доктор медицинских наук, профессор, СГЭУ, г. Самара, РФ Электронный адрес: nicolaev2@yandex.ru

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация

В современных социально-экономических условиях здоровьесбережение опытных работников, в том числе работников железнодорожного транспорта, является важной медицинской и социальной проблемой. В настоящее время ишемическая болезнь сердца имеет высокие показатели заболеваемости и смертности, поэтому актуальна разработка здоровьесберегающих технологий. Авторами разработана комплексная программа здоровьесбережения работников железнодорожной отрасли, с учетом выявленных факторов риска этого заболевания, не требующая больших капиталовложений.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Ишемическая болезнь сердца, факторы риска, сердечно-сосудистый риск, медико-социальная значимость, комплексная программа здоровьесбережения, работники железнодорожного транспорта, современные

социально-экономические условия.

Keywords

Coronary heart disease, risk factors, cardiovascular risk, medical and social importance, a comprehensive program of health care, workers of railway transport, modern socio-economic conditions.

В РФ увеличилась заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) среди населения работоспособного возраста (с 7,274 млн. в 2014 г. до 7,651 в 2015 г.), в том числе и среди работников железнодорожного транспорта (далее - работников) [1, 2, 3]. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) и её осложнения (сердечная недостаточность, тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца, острая аневризма сердца, разрыв миокарда, тромбоэмболические осложнения, ишемический инсульт и др.) занимают первое место среди причин временной утраты трудоспособности (69%), инвалидности (65%) и смертности населения России от ССЗ (52%) [4]. Вклад различных форм ИБС в структуру всех регистрируемых в России сердечно-сосудистых заболеваний достиг 64% [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16].

ИБС - это заболевание миокарда, обусловленное острым или хроническим несоответствием потребности миокарда в кислороде и коронарного кровоснабжения сердечной мышцы, которое выражается в развитии в миокарде участков ишемии, ишемического повреждения, некрозов и рубцовых полей, сопровождается нарушением систолической и/или диастолической функции сердца. Клиническими формами ИБС являются: внезапная сердечная смерть, стенокардия, безболевая ишемия миокарда, микроваскулярная стенокардия, инфаркт миокарда, постинфарктный кардиосклероз, сердечная недостаточность, нарушения сердечного ритма и проводимости [17]. Учитывая большую медико-социальную значимость заболевания вопросы выявления факторов риска (ФР) и здоровьесбережения работников от ИБС приобретают особую актуальность для железнодорожной отрасли [18, 19, 20, 21, 22].

Целью проведенного исследования явилось определение угрожающих факторов риска ИБС для разработки комплексной программы здоровьесбережения работников железнодорожного транспорта в современных социально-экономических условиях. Установлено, что независимыми факторами риска ИБС являются: табакокурение, повышение артериального давления (АД) > 140/90 мм. рт. ст., дислипидемия (общий холестерин, ОХС > 4,5 ммоль/л; холестерин липопротеидов низкой плотности, ХС ЛПНП >100 мг/дл; холестерин липопротеидов высокой плотности, ХС ЛПВП < 40 мг/дл), семейный анамнез раннего развития ИБС (у мужчин - до 55 лет, у женщин - до 65 лет), возраст (мужчины > 45 лет, женщины > 55 лет), сахарный диабет. Факторами риска, связанными с образом жизни являются: ожирение (индекс массы тела, ИМТ > 29,9 кг/м2), увеличение объема талии (у мужчины > 0,9 м, у женщины > 0,85 м), гиподинамия, атерогенная диета [23, 24].

У машинистов локомотивных бригад в структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности ИБС в сочетании с АГ составляет 52%, что обусловлено наличием нескольких факторов риска у 50% машинистов в возрасте 45-50 лет: нарушения в питании (76%), гиподинамия (74%), табакокурение (72%), гиперхолестеринемия (61%), отягощенная наследственность (52%), артериальная гипертензия (51%), ожирение (32%) и др. [25, 26, 27].

В настоящее время необходима разработка эффективных направлений здоровьесбережения, не требующих значительных капиталовложений. Для управления процессом здоровьесбережения нами разработана программа здровьесбережения с учетом выявленных ФР: 1. отказ от курения или уменьшение количества выкуриваемых сигарет; 2. снижение артериального давления < 140/90 мм. рт. ст.; 3. коррекция массы тела (ИМТ до 18,5-24,5 кг/м2); 4. ограничение приема животных жиров, исключение легкоусвояемых углеводов, уменьшение потребления продуктов, богатых холестерином, прием достаточного количества сырых овощей, фруктов, бобовых под контролем ОХС, ХС ЛПНП через 6 месяцев; 5. динамическая физическая нагрузка по 40-50 минут 4-5 раз в неделю (плавание, пешие, лыжные, велосипедные прогулки в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

умеренном ритме) с ЧСС = 65-70% от максимальной для данного возраста (максимальная ЧСС: 220 - возраст, лет); 6. определение по таблице SCORE показателя суммарного сердечно-сосудистого риска в динамике. При продолжении курения, отсутствии снижения АД < 140/90 мм. рт. ст. и ОХС < 4,5 ммоль/л через 6 месяцев работникам с умеренным, высоким, очень высоким риском проводится консультация кардиолога для назначения липидснижающих препаратов.

Корректировка показателей дислипидемии проводится в зависимости от выявляемого у работников суммарного сердечно-сосудистого риска: при умеренном риске - ОХС < 5 моль/л, ХС ЛПНП < 3 моль/л, ХС ЛПВП > 1 моль/л для мужчин и > 1,2 моль/л для женщин; при высоком риске - ОХС < 4,5 моль/л, ХС ЛПНП

< 2,5 моль/л, ХС ЛПВП > 1 моль/л для мужчин и > 1,2 моль/л для женщин; при очень высоком риске - ОХС

< 4 моль/л, ХС ЛПНП < 1,8 моль/л, ХС ЛПВП > 1 моль/л для мужчин и > 1,2 моль/л для женщин. Результаты исследований доказали, что достижение указанных параметров снижает риск внезапной сердечной смерти, инфаркта миокарда, ишемического инсульта [23, 24]. А работникам, уже имеющим ИБС, липидснижающие препараты назначаются при ХС ЛНП > 2,6 ммоль/л или при содержании ОХС > 3,9 ммоль/л [21, 22].

Таким образом, эффективность целенаправленной программы по здоровьесбережению работников железнодорожного транспорта от ишемической болезни сердца основана на устранении и/или коррекции выявленных у них изменяемых факторов риска. Проведение целенаправленных мероприятий по здоровьесбережению может снизить сердечно-сосудистый риск у работников железнодорожного транспорта и повысить безопасность перевозок на транспорте. Список использованной литературы:

1. Здравоохранение в России. 2015: Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики / Росстат РФ. - М., 2015. - С. 24-29.

2. Николаевский Е.Н., Натарова Е.Ю. Сердечно-сосудистые заболевания у работников железнодорожного транспорта в современных условиях // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - № 4-2. - С. 33-37.

3. Николаевский Е.Н. Здоровьесбережение работников железнодорожного транспорта с факторами риска атеросклероза // Символ науки. - 2016. - № 2-3. - С. 168-169.

4. Николаевский Е.Н. Медицинская экспертиза при инфаркте миокарда // Заместитель главного врача. -2013. - № 12 (91). - С. 28-39.

5. Николаевский Е.Н. Современные принципы диагностики и лечения стабильной стенокардии напряжения // Справочник фельдшера и акушерки. - 2014. - № 7. - С. 16-25.

6. Николаевский Е.Н. Современные принципы диагностики и лечения сердечной недостаточности // Справочник фельдшера и акушерки. - 2014. - № 1. - С. 16-25.

7. Николаевский Е.Н. Современные принципы диагностики и лечения особых форм ишемической болезни сердца // Справочник фельдшера и акушерки. - 2014. - № 9. - С. 18-27.

8. Николаевский Е.Н. Современные принципы диагностики и лечения стабильной стенокардии напряжения (окончание) // Справочник фельдшера и акушерки. - 2014. - № 8. - С. 22-33.

9. Николаевский Е.Н. Современные принципы диагностики и лечения нестабильной стенокардии//Справочник фельдшера и акушерки.-2014.-№3.-С.8-18.

10. Николаевский Е.Н. Медицинская экспертиза_больных дилатационной кардиомиопатией // Заместитель главного врача. - 2013. - № 9 (88). - С. 42-53.

11. Николаевский Е.Н., Детюченко В.П., Анциферов А.В. и др. Морфологические изменения при инфаркте у мужчин разных возрастных групп // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2007. - № 6 (5). - С. 221.

12. Николаевский Е.Н. Лечебно-диагностическая тактика при остром коронарном синдроме // Ремедиум Приволжье. - 2006. - С. 24-28.

13. Николаевский Е.Н., Хубулава Г.Г., Осадчук М.А. Клиническая картина, диагностика и лечение кардиального синдрома Х // Ремедиум Приволжье. - 2004. - С. 23-25.

14. Николаевский Е.Н. Лечебно-диагностическая тактика при хронической сердечной недостаточности // Ремедиум Приволжье. - 2006. - С. 14-18.

15. Николаевский Е.Н. Медицинская экспертиза при артериальной гипертензии // Заместитель главного врача. - 2014. - № 8. - С. 40-51.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

16. Николаевский Е.Н. Медицинская экспертиза при_инфаркте миокарда // Заместитель главного врача. -2013. - № 12 (91). - С. 28-39.

17. Ройтберг Г.Е., Струтынский А.В. Внутренние болезни. Сердечно-сосудистая система: учебное пособие. 3-е изд. - М.: "МЕДпресс-информ", 2013. - 896 с.

18. Николаевский Е.Н., Сухова Е.В. Роль здоровьесбережения в повышении стоимости человеческого капитала машинистов локомотивных бригад // Инновационная наука. - 2016. - № 4 - 5. - С. 61-63.

19. Сухова Е.В., Николаевский Е.Н. Здоровьесбережение как аспект корпоративной культуры организации // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - № 5 - 3 (82). - С. 70-74.

20. Сухова Е.В., Николаевский Е.Н. Здоровьесбережение как аспект корпоративной культуры // Мат. межд. науч.-практ. конф. «Научные исследования: теоретико-методологические аспекты и практические результаты». - Самара, 30 апреля 2016. - С. 291 - 292.

21. Николаевский Е.Н., Сухова Е.В. Управление здоровьесбережением работников железнодорожного транспорта в современных социально-экономических условиях // Инновационная наука. - 2016. - № 4 - 5. -С. 59-61.

22. Николаевский Е.Н. Здоровьесбережение работников железнодорожного транспорта с факторами риска атеросклероза // Символ науки. - 2016. - № 2, Часть 3. - С. 168-169.

23. Национальные рекомендации по кардиоваскулярной профилактике // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2011. - № 10(6).-Прил. 2.-С. 3 - 64.

24. Диагностика и коррекция нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза // Российские рекомендации. V пересмотр. - Москва, 2012. - 50 с.

25. Куделькина Н.А., Дума С.Н., Ненарочнов С.В. Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний и факторы риска у железнодорожников Западной Сибири // Сб. мат. 8 Национального кон. терапевтов. - М., 2013.- С. 154-155.

26. Молодцов Р.Н., Шеметова Г.Н. Болезни системы кровообращения у работников железнодорожного транспорта // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - № 2. - С. 8-11.

27. Савицкая Е.Ю., Куделькина Н.А., Малютина С.К. Артериальная гипертензия у железнодорожников, работающих в условиях повышенного профессионального риска // Бюллетень СО РАМН. - 2010. - Том 30, № 6. - С. 41-45.

© Николаевский Е.Н., Сухова Е.В., 2016

УДК 611.428

В.М. Петренко

Д.м.н., профессор ОЛМЕ «Реабилитация обездвиженных больных» г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

И СНОВА О ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И ЛИМФОЛОГИИИ

Аннотация

Лимфатическая система у млекопитающих состоит из лимфатических сосудов и узлов, синусы лимфоузлов погружены в лимфоидную ткань.

Ключевые слова. Лимфатическая система, лимфоидная система, лимфология.

Введение.

22 и 23 марта 2016 г. в Новосибирске состоялась конференция, посвященная 25-летию НИИКЭЛ. В ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.