Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в школе'

Здоровьесберегающие технологии в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
246
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мереченкова И. В., Купряшева Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в школе»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Мереченкова И.В., Купряшева Л.А.

Центр здоровья МОУ «СОШ № 40», г. Астрахань

Здоровьесберегающая педагогика - это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся. Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом отрицательно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащегося, а отсутствие двигательной компенсации не заменить ничем. Реформирование школьного образования не может проходить без нового направления деятельности школы, нацеленного на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Появившееся в последние годы трудно выговариваемое, но по содержанию ясное понятие «Здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Для разработки здоровьесберегающих технологий в ОУ использовались следующие методы:

• Метод теоретического анализа и синтеза работ отечественных педагогов и врачей.

• Эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, диагностика физического состояния с использованием педагогического опыта) помогают получить качественные данные о причинах развития заболеваемости.

• Метод моделирования использовался для построения программы «Начни с себя».

Новизна работы состоит в том, что в соответствии с задачами подобран не только практический, но и теоретический материал, разработаны требования к учащимся и задания для их самостоятельной работы. Для реализации программы не требуется особых материальных затрат, при этом одновременно решаются задачи базовой части с конкретизацией отдельных из них (в плане оздоровительной направленности) и частные задачи вариативного компонента.

Цель: Достижение здоровья естественным путем с учетом интересов, желания учащихся, с помощью как традиционных, так и нетрадиционных средств и методов, а так же самостоятельной работы школьника.

Задачи исследования:

1. Формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья и физической культуры (т.е. привлечение внимания учащегося к проблеме своего здоровья). Научить реально, оценивать и контролировать уровень здоровья детей и подростков.

2. Проведение непрерывного мониторинга состояния здоровья, физической и двигательной подготовленности детей, обучение методам самоконтроля и оценке физического здоровья каждого учащегося.

3. На основании данных о состоянии здоровья проведение реабилитационных мероприятий.

4. Развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития физических качеств, системы двигательных умений и навыков, с целью определения каждому свой путь к здоровью и благополучию.

5. Валеологическое образование детей и подростков как важнейшего фактора формирования здорового стиля жизни.

6. Актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.

Основные направления в решении задач программы:

1. Научить учащихся определять свое состояние и ощущения: ведение валеологического дневника.

2. Сформировать активную жизненную позицию: соблюдение режима дня и отдыха, двигательная активность, отсутствие вредных привычек.

3. Сформировать представления о своем теле, организме: лекции-беседы о здоровье и здоровом образе жизни.

4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье: физкультминутки, ЛФК, релаксация, традиционная и нетрадиционная медицина, закаливание.

5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений.

6. Научить правилам поведения в экстремальных ситуациях и умениям оказывать первую доврачебную помощь.

7. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Методика работы:

1. Составление индивидуальной карты «Мониторинг здоровья». Определение тотальных признаков физического развития - рост, масса, ОГ, ЖЕЛ, динамометрия: кистевая и становая, исследования данных физической подготовленности.

2. Ориентировочная оценка (скрининг) состояния здоровья учащихся (проведение функциональных проб).

3. Обучение методам самоконтроля и оценки физического здоровья учащихся (валеологический дневник).

4. Проведение психолого-педагогических методов диагностики здоровья.

5. Мониторинг здоровья (оценка динамики состояния здоровья учащихся).

6. Выявление и своевременное устранение недостатков и факторов риска с помощью реабилитационных мероприятий на базе центра «Здоровье» с привлечением специалистов территориальной детской поликлиники.

Реабилитационные мероприятия: лечебная физкультура, массаж, фитотерапия, физиотерапия, проведение исследований по устранению утомления - осмотр, тесты А.Р. Лурия, Шульте, М. Люшера, теппинг-тест, курс лекций и занятий по валеологии.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Ожидаемые результаты:

1. Динамика качественных параметров здоровьесберегающей среды ОУ.

2. Устранение дефицита двигательной активности, снятие напряжения глазодвигательных мышц и профилактика «школьных болезней».

3. Приобретение знаний обучающимися и педагогами и осознание личной причастности к состоянию своего здоровья.

4. Снижение дискомфортных (дезадаптационных) состояний учащихся.

5. Положительная динамика показателей здоровья детей по критериям определенным экспериментом.

6. Улучшение здоровья педагогов, формирование стойкой мотивации к здоровому образу жизни.

7. Распространение современных подходов к проведению занятий по ЗОЖ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.