ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Мереченкова И.В., Купряшева Л.А.
Центр здоровья МОУ «СОШ № 40», г. Астрахань
Здоровьесберегающая педагогика - это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся. Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом отрицательно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащегося, а отсутствие двигательной компенсации не заменить ничем. Реформирование школьного образования не может проходить без нового направления деятельности школы, нацеленного на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Появившееся в последние годы трудно выговариваемое, но по содержанию ясное понятие «Здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Для разработки здоровьесберегающих технологий в ОУ использовались следующие методы:
• Метод теоретического анализа и синтеза работ отечественных педагогов и врачей.
• Эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, диагностика физического состояния с использованием педагогического опыта) помогают получить качественные данные о причинах развития заболеваемости.
• Метод моделирования использовался для построения программы «Начни с себя».
Новизна работы состоит в том, что в соответствии с задачами подобран не только практический, но и теоретический материал, разработаны требования к учащимся и задания для их самостоятельной работы. Для реализации программы не требуется особых материальных затрат, при этом одновременно решаются задачи базовой части с конкретизацией отдельных из них (в плане оздоровительной направленности) и частные задачи вариативного компонента.
Цель: Достижение здоровья естественным путем с учетом интересов, желания учащихся, с помощью как традиционных, так и нетрадиционных средств и методов, а так же самостоятельной работы школьника.
Задачи исследования:
1. Формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья и физической культуры (т.е. привлечение внимания учащегося к проблеме своего здоровья). Научить реально, оценивать и контролировать уровень здоровья детей и подростков.
2. Проведение непрерывного мониторинга состояния здоровья, физической и двигательной подготовленности детей, обучение методам самоконтроля и оценке физического здоровья каждого учащегося.
3. На основании данных о состоянии здоровья проведение реабилитационных мероприятий.
4. Развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития физических качеств, системы двигательных умений и навыков, с целью определения каждому свой путь к здоровью и благополучию.
5. Валеологическое образование детей и подростков как важнейшего фактора формирования здорового стиля жизни.
6. Актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.
Основные направления в решении задач программы:
1. Научить учащихся определять свое состояние и ощущения: ведение валеологического дневника.
2. Сформировать активную жизненную позицию: соблюдение режима дня и отдыха, двигательная активность, отсутствие вредных привычек.
3. Сформировать представления о своем теле, организме: лекции-беседы о здоровье и здоровом образе жизни.
4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье: физкультминутки, ЛФК, релаксация, традиционная и нетрадиционная медицина, закаливание.
5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений.
6. Научить правилам поведения в экстремальных ситуациях и умениям оказывать первую доврачебную помощь.
7. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Методика работы:
1. Составление индивидуальной карты «Мониторинг здоровья». Определение тотальных признаков физического развития - рост, масса, ОГ, ЖЕЛ, динамометрия: кистевая и становая, исследования данных физической подготовленности.
2. Ориентировочная оценка (скрининг) состояния здоровья учащихся (проведение функциональных проб).
3. Обучение методам самоконтроля и оценки физического здоровья учащихся (валеологический дневник).
4. Проведение психолого-педагогических методов диагностики здоровья.
5. Мониторинг здоровья (оценка динамики состояния здоровья учащихся).
6. Выявление и своевременное устранение недостатков и факторов риска с помощью реабилитационных мероприятий на базе центра «Здоровье» с привлечением специалистов территориальной детской поликлиники.
Реабилитационные мероприятия: лечебная физкультура, массаж, фитотерапия, физиотерапия, проведение исследований по устранению утомления - осмотр, тесты А.Р. Лурия, Шульте, М. Люшера, теппинг-тест, курс лекций и занятий по валеологии.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Ожидаемые результаты:
1. Динамика качественных параметров здоровьесберегающей среды ОУ.
2. Устранение дефицита двигательной активности, снятие напряжения глазодвигательных мышц и профилактика «школьных болезней».
3. Приобретение знаний обучающимися и педагогами и осознание личной причастности к состоянию своего здоровья.
4. Снижение дискомфортных (дезадаптационных) состояний учащихся.
5. Положительная динамика показателей здоровья детей по критериям определенным экспериментом.
6. Улучшение здоровья педагогов, формирование стойкой мотивации к здоровому образу жизни.
7. Распространение современных подходов к проведению занятий по ЗОЖ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва