Научная статья на тему 'Вопросы формирования здоровья и здоровьесберегающие технологии в современной средней общеобразовательной школе'

Вопросы формирования здоровья и здоровьесберегающие технологии в современной средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования здоровья и здоровьесберегающие технологии в современной средней общеобразовательной школе»

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Савельева Е.Н., Зарубина А.В., Никонова Л. С.

Российский государственный медицинский университет,

кафедра управления, экономики здравоохранения и медицинского страхования ФУВ, г. Москва

Исследование образа жизни и состояния здоровья школьников в XXI веке является продолжением многолетней научной работы ученых РГМУ. Результаты исследований, проведенных в 1986-1990 гг. в средних школах г. Москвы по направлениям: изучение образа жизни и состояния здоровья отдельных возрастных групп школьников и социально-гигиенические исследования школьников, имеющих различную патологию и предрасположенность к ней, явились основой создания целевой комплексной программы «Здоровье школьников».

По нашим данным, за десятилетний период обучения в школе здоровье учащихся ухудшается почти вдвое (показатель динамики здоровья - минус - 46,6%). Отрицательные факторы процесса школьного обучения являются ведущими в усугублении уже имеющейся патологии и возникновения отдельных заболеваний. Существенную роль в формировании нездоровья играют низкая медицинская активность (семьи, учителей, самого школьника), недостаточная физическая активность, неблагоприятные формы проведения досуга и приобретенные вредные привычки. Проведение первичной и вторичной профилактики заболеваний в школьном возрасте позволяет предотвратить резкое ухудшение показателей здоровья и снизить риск развития хронической патологии. Используя методическую основу и накопленный опыт исследований в области систем формирования здоровья школьников, необходимо адаптировать существующие программы здоровья к современным условиям и планировать новые с учетом современных, появившихся в последние годы, факторов риска, таких как значительный рост информационных потоков, психоэмоционального напряжения.

Современные здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии используются в различных моделях Школ Здоровья. Анализ программ здоровья в школах г. Москвы позволяет выделить следующие компоненты: использование тем, связанных со здоровьем, в учебном курсе, школьная превентивная служба здоровья, формирование здоровой среды (обучения, питания, движения) и благоприятной психологической атмосферы. В оздоровительной работе с детьми используются ионизаторы воздуха, сенсорная комната, галакамера, кислородные коктейли, фитобар, горный воздух, ЛФК. Школьники младших классов проявляют более выраженную медицинскую активность в сравнении со средним и старшим возрастом.

Для совершенствования программ здоровья школьников целесообразно вовлечение в сеть оздоровительных мероприятий детей среднего и старшего возраста, построение процессов оздоровительной работы с педагогами, родителями и другими членами семьи. Комплексный подход к формированию здоровья школьников предполагает согласованную работу четырех важнейших систем: школа, общество, семья, сверстники. Формирование поведения, ориентированного на здоровье, невозможно без привлечения общественных организаций, информационных и печатных изданий, учреждений культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [719]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.