ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Шквирина О.И., Монченко А. В., Переверзева А.Ю.
Педагогический институт Южный Федеральный Университет, кафедра анатомии и физиологии детей и подростков, г. Ростов-н/Д
Несмотря на повышенное внимание исследователей к проблеме адаптации младших школьников многие факторы риска в обучении изучены еще недостаточно. Актуальность настоящего исследования определяется тем, что острая заболеваемость учащихся носит ярко выраженный сезонный характер и тесно связана с учебным процессом, а организация работы по профилактике возникновения функциональных нарушений у детей возможна только на основе знаний особенностей адаптационных процессов детского организма в образовательной среде. Известно также, что трудности адаптации к условиям школы снижают возможности реализации ведущей учебной деятельности. Обследовано 75 учащихся г. Ростова-на-Дону. Из них 34 мальчика и 41 девочка в возрасте 9-10 лет (3 класс), обучающихся по разным образовательным программам, с различным двигательным режимом. Комплексное изучение кардиореспираторной системы включало оценку степени напряжения сердечно-сосудистой и дыхательной систем по показателям: частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких, времени задержки дыхания, индекса функциональных изменений (ИФИ) в начале учебного года. Результаты анализа показателей ИФИ свидетельствует о том, что 76% мальчиков и 87% девочек, работающих по программе Виноградовой, а также 53% мальчиков и 38% девочек, обучающихся по программе Занкова уже в начале учебного года работают в режиме напряжения механизмов адаптации. Достаточные функциональные возможности их организма обеспечиваются за счет функциональных ресурсов. У девочек спортивной школы, занимающихся спортивной гимнастикой, выявлена 100% удовлетворительная адаптация, что соответствует высоким или достаточно высоким функциональным возможностям организма. Статистический анализ полученных данных свидетельствует, что показатели ИФИ учащихся разных классов не имеют достоверных различий, что отражает возрастную однородность данной популяции детей. Оценку уровня физического здоровья проводили по показателям индексов Кетле, Скибинского, Робинсона, Руфье, Шаповаловой. Для 88% мальчиков, обучающихся по технологии Виноградовой, характерен средний уровень здоровья, для 6% - низкий и для 6% - ниже среднего. У девочек этого класса средний уровень здоровья выявлен у 33%, выше среднего - 7%, низкий - 27% и ниже среднего - 33%. В классе, обучающихся по технологии Занкова 52% мальчиков и 31% девочек имеют средний уровень здоровья. Обучение по программе Занкова более здоровьезатратно - 24% мальчиков и 57% девочек имеют низкий уровень физического здоровья уже в начале учебного года. Среди девочек-спортсменок выявлено 10% с низким уровнем здоровья и 20% с уровнем ниже среднего. Не выявлено ни одного младшего школьника с высоким уровнем здоровья. При оценке уровня здоровья, как мальчиков, так и девочек получен низкий балл по индексу Руфье, что говорит о недостаточном уровне адаптационных ресурсов сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Помимо этого, у девочек выявлены низкие показатели по индексу Скибинского, что указывает на сниженную устойчивость организма к гипоксии и на недостаточность функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения. Статический анализ антропометрических показателей свидетельствует о половых различиях. Так по показателю роста мальчики, исследуемого возраста, достоверно опережают девочек, а девочки имеют вес и окружность грудной клетки достоверно выше, чем мальчики. Девочки, занимающиеся спортом, достоверно ниже ростом (р<0,05), имеют более низкую массу тела (р<0,01) и окружность грудной клетки (р<0,05), чем их сверстники. Исследование является убедительным доказательством того, что ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми, является индивидуальнодифференцированный подход на основе комплексной физиологической диагностики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва