Научная статья на тему 'Состояние здоровья детей младшего школьного возраста в рамках современного образовательного процесса'

Состояние здоровья детей младшего школьного возраста в рамках современного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
464
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юрлова Е. С., Сабурцев А. И., Крылов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья детей младшего школьного возраста в рамках современного образовательного процесса»

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Юрлова Е.С., Сабурцев А.И., Крылов В.Н.

ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж», г. Арзамас Арзамасский педагогический институт им. А.П. Г айдара, г. Арзамас Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачесвкого, г. Н.Новгород

Школьное образование, традиционно ориентированное на контингент здоровых детей, постоянно интенсифицируется: усложняются программы, внедряются новые педагогические технологии, с первого класса вводятся элементы специализации и т.п. Увеличение суммарной нагрузки и времени нахождения в школе, часто реализуемое без учета морфофункциональных особенностей, подвергает детей неоправданному стрессу (Баранов 1999; Татарникова 1995).

На фоне современных социально-экономических преобразований существовавшие в России с конца 80 гг. тенденции ухудшения здоровья детей переросли в закономерность и к моменту поступления в школу 25-40% первоклассников уже имеют хронические заболевания (Кучма, Сердюковская, Демин 2000; Сухорев 1993).

В связи с этим проблема достижения качественного образования при минимальных затратах здоровья обучающихся приобретает свою актуальность.

Особое внимание привлекают младшие школьники, так как начинают испытывать большие эмоциональные и физические перегрузки в связи с новым социальными условиями - началом обучения в школе, гиподинамией, новыми контактами. Кроме того данный период является критическим, и именно на этих этапах онтогенеза должны сложиться защитные механизмы (Агаджанян, Никитюк 2000).

Проведено исследование 120 дошкольников и 150 учащихся 1-2 классов средней школы № 6 г. Арзамаса в возрасте 5,5-8,5 лет обоего пола. Исследование проводились в динамике трехлетнего наблюдения.

Установлено, что I группу здоровья имеют 11% дошкольников и 5% младших школьников, II группу здоровья - соответственно 76% и 54,7% , III группу здоровья 12% и 40,3%. По представленным данным видно, что на момент поступления детей в 1 класс, практически исчезает первая группа здоровья, в 1,4 раза уменьшается доля детей со второй группой и увеличивается в 3,4 раза третья группа, у 25% детей установлено наличие хронических заболеваний в стадии компенсации.

Лидирующее положение в структуре заболеваемости с долей 66,6% принадлежит болезням костно-мышечного аппарата (КМА). Выявлены гендерные особенности заболеваемости КМА. Чаще хроническими заболеваниями КМА страдают мальчики - 41,8%, девочки - 23,3%.

На второе ранговое место выходят болезни органов дыхания - 30,9 %. Данный класс представлен в основном назофарингитом, хроническим тонзиллитом и гипертрофией небных миндалин (78,5% от общего числа заболеваний). Чаще болезни органов дыхания зафиксированы у мальчиков 20,9% и 10% у девочек. Третье место в структуре заболеваемости занимают болезни нервной системы - 28,5% Достоверных различий в уровне заболеваемости у мальчиков и девочек не выявлено. Выросла доля тубинфицированных детей с 30% до 50% .

По результатам проведенного нами анкетирования родителей получены следующие данные: 43% имели ту или иную патологию в родах (преждевременные роды, кесарево сечение, стремительные роды, затяжные роды с гипоксией плода), 40% имеют отягощенный акушерский анамнез (внутриутробная гипоксия плода вследствие анемии, нарушении кровообращения плода, гестозы), 50% находились на искусственном вскармливании с 1,5 месячного возраста, 25% часто болели в раннем периоде онтогенеза.

Важнейшим критерием оценки и прогноза соматического здоровья является физическое развитие. Доля детей с нормальным физическим развитием составила 50,7%, с отклонениями - 40,3%: со сниженной массой при нормальной длине тела - 25,3%, повышенная масса при нормальной длине тела - 2%, снижение роста при нормальной массе - 11,5%, повышенный рост при нормальной массе - 1,5%. Проанализировав структуру распределения детей, с учетом масса/ростового показателя, вычисленного по данным регионального эталона, получили левосторонний тип смещения. Масса/ростовой показатель не зависит от возраста до 10 лет и подходит для характеристики физического развития детей на момент осмотра. Различия распределения показателя МТ/ДТ (ИМТ), вычисленного по региональным данным статистически не значимы.

Таким образом, при анализе полученных данных установлено, что практически половина детей имеют дисгармоничный морфологический статус. Показатели физического развития у мальчиков и девочек при поступлении в первый класс статистически значимо не различаются. Девочки и мальчики имели статистически значимо меньшую среднюю массу и рост тела, чем их сверстники начала 80-х годов. Следовательно, обследованные дети характеризуются определенным дефицитом массы тела, относительно эталонной группы. Средние показатели окружности грудной клетки детей ниже эталона 80-х г, что отразилось на показателях индекса Вервека. Первоклассники характеризуются выраженной гетерохронией процесса роста и созревания - соответствующий паспортному «зубной» возраст установлен только у 35 % детей, отстающий был определен у 63,5 % и опережающий - у 1,5%. Установлено, что развитие таких детей чаще протекает с напряжением адаптационно-компенсаторных механизмов. Кроме того, выявлено ухудшение показателей общей готовности первоклассников к школьному обучению, что свидетельствует о снижении психологического здоровья детей (рис. 1).

выше среднего ниже среднего средний

Рис. 1. Распределение младших школьников по общей готовности к школе в динамике трех лет

Установлено, что 50% детей имеют различные отклонения речевого развития, для которых характерно недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения. Более детальное изучение структуры речевых нарушений показало, что первое ранговое место занимает фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) - 40%, далее следует фонетическое недоразвитие (ФНР) - 33%, общее недоразвитие речи (ОНР) - 20%, стертая дизартрия (СД) - 7%. Подобная структура нарушений речевого развития не характерна для всего периода наблюдения. Следует отметить тенденцию увеличения доли ОНР на 10%, ФФНР на 15% и снижение ФНР на 17%, СД на 8% в 2007 г. по сравнению с 2004 г., причем нарастает процент более тяжелых отклонений и спад менее значимых (рис. 2). Большинство детей логопатов с трудом усваивают учебную программу, потому что, они менее адаптабельны, более подвержены утомлению.

ОНР ФФНР ФНР СД

Рис. 2. Динамика структуры речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, особенностью современных первоклассников является факт ослабления здоровья. Поэтому исследования по вопросам сохранения и укрепления здоровья младших школьников представляют большую практическую значимость в плане обоснования разработки и реализации коррекционных и адаптивных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.