Научная статья на тему 'Влияние учебно-воспитательного процесса на умственную работоспособность у одарённых детей'

Влияние учебно-воспитательного процесса на умственную работоспособность у одарённых детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Котова Н. В., Олюшина Е. А., Шапошникова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние учебно-воспитательного процесса на умственную работоспособность у одарённых детей»

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ У ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Котова Н.В., Олюшина Е.А., Шапошникова М.В.

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», кафедра гигиены детей и подростков и гигиены питания, г. Нижний Новгород

В современной образовательной системе обострились противоречия между потребностью общества в одаренной личности, обладающей большим творческим потенциалом, и невозможностью реализовать этот потенциал в образовательном процессе, ориентированном на среднего ученика в условиях недифференцированного перенасыщенного учебного плана. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. Задачей медиков и педагогов является формирование благоприятной и адекватной среды, в том числе важнейшего и наиболее управляемого её фактора — учебно-воспитательного процесса.

На основе федеральной целевой программы «Одаренные дети» во многих регионах России разработаны и утверждены программы работы с одаренными детьми. В Нижнем Новгороде открыт и функционирует Центр обучения и развития одаренных детей (ЦОД). Это учреждение интернатного типа для старшей ступени обучения, в котором предусмотрено несколько различных профилей: физико-математический, химико-биологический, лингвистический.

В условиях образования лицеистов увеличился объем информации, повысились эмоциональные нагрузки, резко снизился уровень двигательной активности подростков. Всё это предъявляет повышенные требования к умственной работоспособности школьников.

Целью проведенного исследования было изучение влияния организации учебно-воспитательного процесса учащихся ЦОДа на показатели их умственной работоспособности. Режим учебных занятий в ЦОД соответствует гигиеническим требованиям. Все классы обучаются в первую смену, продолжительность уроков, перемен, перерывов между основными и факультативными занятиями также соответствует гигиеническим регламентам. Однако при анализе расписания выявлено, что недельная учебная нагрузка для всех классов составляет 36 часов (соответствует максимально допустимой учебной нагрузке для данной возрастной группы, включая факультативные занятия), но посещение факультативных занятий большинством лицеистов приводит к превышению допустимой нагрузки до 37—38 часов.

Расписание занятий должно максимально учитывать колебания работоспособности в течение дня и недели - наиболее сложные предметы должны приходиться на биоритмологический оптимум умственной работоспособности. Анализ расписания показал, что из 15 классов только у 3-х фактическое распределение учебной нагрузки соответствует недельной динамике работоспособности. Дневное распределение учебной нагрузки всех классов для трёх и более дней в неделю составлено нерационально. Наиболее трудные предметы часто приходятся на 1-ый и 5-6-й уроки, а не на 2-4 как требуют санитарные правила. Встречаются строенные уроки, что приводит к быстрому снижению работоспособности и развитию утомления.

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждать преждевременное утомлении и переутомление.

С помощью хронометражных наблюдений провели гигиеническую оценку 10 уроков. Выявлено недостаточное разнообразие видов учебной деятельности и видов преподавания в ходе уроков. Структура уроков, которая предусматривает постепенное увеличение нагрузки с максимумом в середине урока, последующим снижением к концу, в основном соблюдалась, однако не всегда. Ряд уроков, особенно сдвоенных характеризовался ровным уровнем нагрузки на протяжении урока, что приводило к более раннему наступлению утомления у лицеистов. Таким образом, большинство уроков можно оценить как недостаточно рациональные. Следует отметить, что гигиенически оптимальная организация урока, не требующая материальных затрат и зависящая в основном от «человеческого фактора», является одной из реальных мер здоровьесберегающей деятельности учителя в процессе обучения школьников.

Для характеристики функционального состояния лицеистов в сложившихся условиях среды ЦОД определена умственная работоспособность с использованием корректурных проб. Умственная работоспособность к концу учебного дня и к концу учебной недели значительно снижалась (табл. 1).

Таблица 1. Динамика умственной работоспособности учащихся ЦОД

Показатели работоспособ ности Уроки Дни недели

После 1-го После 3-го После послед. Поне- дельник Среда Суб- бота

К-во исследований 107 113 99 105 114 100

Средн. к-во просм. знаков 451,7 445,5 432,5 448,3 429,2 454,6

Стандартиз. ошибки (на 500 зн.) 3,1 4,3 5,6 4,6 3,5 5,0

Окончание таблицы

Комплексная оценка корректурных работ, % Отл. + хор. 27,1 21,2 10,1 25,7 22,0 21,0

Удовл. 54,2 40,7 35,4 54,3 60,5 55,0

Неуд. + пл. 18,7 38,1 54,5 20,0 17,5 24,0

Компл. показатель раб-ти (коэфф. П), усл. ед. 1,45 0,56 0,19 1,29 1,25 0,88

От первого к последнему уроку уменьшалась скорость выполнения корректурных тестов с одновременным ухудшением качества выполнения работ. В течение учебной недели количество просмотренных знаков незначительно увеличивалось и параллельно возрастало количество ошибок. Установлена тенденция ухудшения качественных показателей умственной работоспособности. Как в течение дня, так и в течение недели уменьшилось число отличных и хороших работ, а неудовлетворительных и плохих - возросло, соответственно снизился и интегральный показатель работоспособности - коэффициент преобладания «П» (за день - с 1,45 до 0,19 усл. ед., за неделю - с 1,29 до 0,88 усл. ед.). Следовательно, повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебновоспитательная нагрузка у подавляющего числа лицеистов приводит к утомлению, а у некоторых и к переутомлению в динамике учебного дня и недели.

При сравнении дневной динамики работоспособности учащихся 10-х и 11-х классов выявлено, что коэффициент преобладания «П» был выше в 10-х классах, по сравнению с 11-м и составлял 1,45; 0,56; 0,19 усл. ед. в 10-х классах и 1,4; 01; 0,1 в 11-м классе (табл. 2).

Таблица 2. Дневная динамика умственной работоспособности учащихся ЦОД

Показатели работоспособности 10 кл. 11 кл.

После 1-го урока После 3го урока После 6го урока После 1-го урока После 3го урока После 6-го урока

К-во исследований 107 113 99 63 60 55

Средн. к-во просм. знаков 451,7 445,5 432,5 486,5 441,5 348,4

Стандартиз. ошибки (на 500 зн.) 3,1 4,3 5,6 2,4 5,0 4,2

Комплексная оценка корректурных работ, % Отл. + хор. 27,1 21,2 10,1 28,6 8,3 5,5

Удовл. 54,2 40,7 35,4 50,8 33,3 41,8

Неуд. + пл. 18,7 38,1 54,5 20,6 58,4 52,7

Компл. показатель раб-ти (коэфф. П), усл.ед. 1,45 0,56 0,19 1,4 0,1 0,1

Отсюда можно сделать вывод, что психолого-физиологическая адаптация учащихся к новому типу учреждения, характеризующегося высокой учебной нагрузкой, не происходит в должной мере. Выраженное снижение дневной работоспособности увеличивается с 10-го до 11-го класса.

Режим дня лицеистов характеризуется преобладанием статических видов, что не позволяет эффективно снимать возникшее в процессе учебного дня утомление. При сложившейся системе физического воспитания в совокупности со сниженным временем пребывания на открытом воздухе подростки испытывают дефицит двигательной активности. Непременным условием организации занятий с одаренными детьми является регулирование времени, отпущенного на выполнение учебных заданий, интересами детей и уровнем их работоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.