научно-методический электронный журнал
Ратенко С. Е., Тищенко Н. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75124. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75124.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 75124
УДК 371.7
Ратенко Светлана Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Сла-вянск-на-Кубани гав8Уе1а49@т ail.ru
Тищенко Наталья Александровна,
магистрант I года обучения, направление подготовки: 44.04.01 «(Педагогическое образование», ООП «(Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани tishGhtnkGQ62Q09@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: здоровьеформирующие образовательные технологии, здо-ровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, образовательная среда, культура здоровья.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Образовательная среда учащегося - это все то, что его охватывает в процессе обучения, все то, с чем он взаимодействует в данном процессе. Характеристику здоровье сберегающей образовательной среды учащегося можно рассматривать как организацию образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью [1]. Вследствие этого для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих единого здоровья человека в деятельность образовательной организации вводятся здоровье сберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сберечь здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [2].
При введении в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий, которые предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских действий, направленных на защиту и обеспечить здоровье учащихся, формирование у них ценностного отношения к своему здоровью, происходит организация здоровье сберегающей образовательной среды учащегося [3]. Здоровье сберегающие технологии, включают условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность):
- рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде
f\j ■Л f\j
науш.о-методический электронный журнал
Ратенко С. Е., Тищенко Н. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75124. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75124.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 75124
УДК 371.7
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Образовательная среда внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [4].
Организация здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровье сберегающей образовательной среды.
Образовательная среда - это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования [5]. И показывает целостность, содержащую весь спектр воздействий на учащихся: отношения с другими участниками образовательного процесса, особенности организации учебно-воспитательного процесса, экологические характеристики и т. д. Жизненно значимыми для школьника потребностями являются потребности в двигательной активности, в режиме дня и перемене деятельности, в правильном питании, оптимальных параметров физических факторов среды в пирамиде потребностей, по А.Маслоу, занимают самую нижнюю ступень [6]. Это биологические (физиологические) надобности, которые должны в первую очередь быть удовлетворены. Выше в этой пирамиде располагаются надобности в безопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех и также обязаны в ходе образовательной деятельности удовлетворяться. В общеобразовательном учреждении необходимо создавать условия для удовлетворения специфических возрастных базовых потребностей школьников [7]. Исходя из потребностей учащихся, можно выделить характеристики образовательной среды, важные для сохранения его здоровья [8]:
- общая организация учебного процесса (учебный план, расписание занятий, продолжительность уроков и перемен и т. д.);
- технологии обучения;
- стиль взаимодействия участников образовательного процесса;
- двигательный режим учащихся;
- санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;
- медицинское обслуживание и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;
- правильное питание.
Алгоритм введения здоровье сберегающей педагогики может быть представлен следующими положениями [9]:
- осознание проблемы отрицательного воздействия образовательной организации на здоровье учащихся и необходимости ее неотложного решения;
- признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся;
- усвоение необходимых здоровье сберегающих технологий(обретение компетенции);
- осуществление полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с докторами, с самими обучающимися и их родителями. Здоровье сберегающие технологии выполняют следующие функции:
научно-методический электронный журнал
Ратенко С. Е., Тищенко Н. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75124. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75124.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 75124
УДК 371.7
1) формирующую: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде; 2) информативно-коммуникативную:
- обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью;
- здоровьесберегающую (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
- оздоровительную (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
- воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.) [10]. Здоровье сберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения с помощью формирования здоровье сберегающей образовательной среды. Таким образом, современная концепция здоровый образ жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. Элементами здорового образа жизни являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание. Формирование у школьников здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.
Ссылки на источники
1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - С. 20.
2. Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе. - 2005. - № 2. - С. 1.
3. Там же. - С. 15.
4. Там же. - С. 22.
5. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. - 2005. - № 3. - С. 56.
6. Там же. - С. 57.
м Q м
КОНЦЕПТ
научно-лштодический электронный журнал ART 75124 УДК 371.7
Ратенко С. Е., Тищенко Н. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75124. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75124.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
7. В.
9.
1G.
Там же.
Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. - иРЬ: http://health.best-host.ru - заглавие с экрана.
Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. - 2005. -№ 2. - С. 19. Там же. - С. 22.
Svetlana Ratenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban rassveta49@mail.ru Natalia Tishchenko,
undergraduate of the I year of training, direction of preparation: 44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban tishchtnko062009@mail.ru
Health saving technologies in the educational environment.
Abstract. This article discusses the health-preserving technologies creating the best possible conditions for the preservation, strengthening and development of personal and physical health of all subjects of the educational process.
Key words: Health saving educational technology, health saving technologies, healthy lifestyle, education, environment, health culture.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани
ГУ r\J
977230412015919