Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде'

Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2027
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATION / ENVIRONMENT / HEALTH CULTURE / HEALTH SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGY / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратенко Светлана Евгеньевна, Тищенко Наталья Александровна

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ратенко Светлана Евгеньевна, Тищенко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health saving technologies in the educational environment

This article discusses the health-preserving technologies creating the best possible conditions for the preservation, strengthening and development of personal and physical health of all subjects of the educational process.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде»

научно-методический электронный журнал

Ратенко С. Е., Тищенко Н. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75124. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75124.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 75124

УДК 371.7

Ратенко Светлана Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Сла-вянск-на-Кубани гав8Уе1а49@т ail.ru

Тищенко Наталья Александровна,

магистрант I года обучения, направление подготовки: 44.04.01 «(Педагогическое образование», ООП «(Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани tishGhtnkGQ62Q09@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: здоровьеформирующие образовательные технологии, здо-ровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, образовательная среда, культура здоровья.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Образовательная среда учащегося - это все то, что его охватывает в процессе обучения, все то, с чем он взаимодействует в данном процессе. Характеристику здоровье сберегающей образовательной среды учащегося можно рассматривать как организацию образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью [1]. Вследствие этого для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих единого здоровья человека в деятельность образовательной организации вводятся здоровье сберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сберечь здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [2].

При введении в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий, которые предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских действий, направленных на защиту и обеспечить здоровье учащихся, формирование у них ценностного отношения к своему здоровью, происходит организация здоровье сберегающей образовательной среды учащегося [3]. Здоровье сберегающие технологии, включают условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность):

- рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде

f\j ■Л f\j

науш.о-методический электронный журнал

Ратенко С. Е., Тищенко Н. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75124. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75124.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 75124

УДК 371.7

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Образовательная среда внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [4].

Организация здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровье сберегающей образовательной среды.

Образовательная среда - это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования [5]. И показывает целостность, содержащую весь спектр воздействий на учащихся: отношения с другими участниками образовательного процесса, особенности организации учебно-воспитательного процесса, экологические характеристики и т. д. Жизненно значимыми для школьника потребностями являются потребности в двигательной активности, в режиме дня и перемене деятельности, в правильном питании, оптимальных параметров физических факторов среды в пирамиде потребностей, по А.Маслоу, занимают самую нижнюю ступень [6]. Это биологические (физиологические) надобности, которые должны в первую очередь быть удовлетворены. Выше в этой пирамиде располагаются надобности в безопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех и также обязаны в ходе образовательной деятельности удовлетворяться. В общеобразовательном учреждении необходимо создавать условия для удовлетворения специфических возрастных базовых потребностей школьников [7]. Исходя из потребностей учащихся, можно выделить характеристики образовательной среды, важные для сохранения его здоровья [8]:

- общая организация учебного процесса (учебный план, расписание занятий, продолжительность уроков и перемен и т. д.);

- технологии обучения;

- стиль взаимодействия участников образовательного процесса;

- двигательный режим учащихся;

- санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;

- медицинское обслуживание и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;

- правильное питание.

Алгоритм введения здоровье сберегающей педагогики может быть представлен следующими положениями [9]:

- осознание проблемы отрицательного воздействия образовательной организации на здоровье учащихся и необходимости ее неотложного решения;

- признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся;

- усвоение необходимых здоровье сберегающих технологий(обретение компетенции);

- осуществление полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с докторами, с самими обучающимися и их родителями. Здоровье сберегающие технологии выполняют следующие функции:

научно-методический электронный журнал

Ратенко С. Е., Тищенко Н. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75124. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75124.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 75124

УДК 371.7

1) формирующую: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде; 2) информативно-коммуникативную:

- обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью;

- здоровьесберегающую (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

- оздоровительную (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);

- воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.) [10]. Здоровье сберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения с помощью формирования здоровье сберегающей образовательной среды. Таким образом, современная концепция здоровый образ жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. Элементами здорового образа жизни являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание. Формирование у школьников здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.

Ссылки на источники

1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - С. 20.

2. Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе. - 2005. - № 2. - С. 1.

3. Там же. - С. 15.

4. Там же. - С. 22.

5. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. - 2005. - № 3. - С. 56.

6. Там же. - С. 57.

м Q м

КОНЦЕПТ

научно-лштодический электронный журнал ART 75124 УДК 371.7

Ратенко С. Е., Тищенко Н. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75124. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75124.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

7. В.

9.

1G.

Там же.

Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. - иРЬ: http://health.best-host.ru - заглавие с экрана.

Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. - 2005. -№ 2. - С. 19. Там же. - С. 22.

Svetlana Ratenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban rassveta49@mail.ru Natalia Tishchenko,

undergraduate of the I year of training, direction of preparation: 44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban tishchtnko062009@mail.ru

Health saving technologies in the educational environment.

Abstract. This article discusses the health-preserving technologies creating the best possible conditions for the preservation, strengthening and development of personal and physical health of all subjects of the educational process.

Key words: Health saving educational technology, health saving technologies, healthy lifestyle, education, environment, health culture.

Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани

ГУ r\J

977230412015919

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.