Научная статья на тему 'Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников'

Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / HEALTH CARE / HEALTHY LIFESTYLE / MEDICAL-PEDAGOGICAL EDUCATION OF PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меерзон Татьяна Ивановна, Лутовина Екатерина Емельяновна

В статье проанализированы проблемы формирования здоровьесбережения школьников. Выявлены педагогические условия оптимизации процесса здоровьесбережения через медико-педагогическое просвещение родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меерзон Татьяна Ивановна, Лутовина Екатерина Емельяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medico-pedagogical education of parents as a component of health care schoolchildren

The article analyzes the problems of formation of health care schoolchildren. Identified pedagogical conditions optimize health through medical-pedagogical education of parents.

Текст научной работы на тему «Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14805 УДК 371.7

Меерзон Т. И., Лутовина Е. Е. Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №26.- ART 14805. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14805.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Меерзон Татьяна Ивановна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург [email protected]

Лутовина Екатерина Емельяновна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и методик обучения безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург [email protected]

Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников

Аннотация. В статье проанализированы проблемы формирования здоровьесбережения школьников. Выявлены педагогические условия оптимизации процесса здоровьесбережения через медико-педагогическое просвещение родителей. Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесбережение, медико-педагогическое просвещение родителей.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Нарастание кризисных явлений в экономической и социально-политической жизни России привело к резкому снижению здоровья детей и подростков.

Анализ заболеваемости детского населения показывает: с 1995 г. по 2013 г. увеличилась частота рождения детей, родившихся больными или у которых была выявлена патология в перинатальном периоде. В этот период заболеваемость детей и подростков увеличилась почти в два раза, уровень травматизма увеличился в 1,5 раза, болезни костно-мышечной системы в 4,8 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3% [1]. Как итог общество получает подрастающее поколение с низким потенциалом здоровья.

Немалую лепту в формирование нарушения здоровья детей и подростков привносить школа. За годы обучения формируется новые группы заболеваний - дидак-тогенные, которые способствуют развитию психический и соматических заболеваний. Появляются большие группы детей с ограничением жизненных и социальных функций, начиная от ограничений физических до ограничений профессиональной деятельности.

Сохранение и приумножение здоровья учеников общеобразовательных учреждений в России стало как медицинской, так и серьезной педагогической проблемой и важнейшей задачей общеобразовательной школы. В современных проектах развития школьного образования в обязательном порядке содержатся условия улучшения и сохранения состояния здоровья нового поколения. Создание программ развития школы в ключе «Школа - территория здоровья» способствует организации совместной школьной деятельности учителей, родителей, медицинских работников, психологов и общества в повышении уровня здоровья учащихся, окончательным итогом которой является - здоровый выпускник.

Анализ научно-практической педагогической литературы выявил, недостаточность развития медико-педагогической валеологической составляющей образования

г\л Л г\л

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14805 УДК 371.7

Меерзон Т. И., Лутовина Е. Е. Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №26.- ART 14805. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14805.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

школьников. Одним из возможных путей решения проблемы сохранения и приумножения здоровья школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни обозначает определенный тип поведения, стиля жизни, менталитета, способствующие сохранению, восстановлению, укреплению и развитию здоровья человека. Здоровый образ жизни - это выбор человека позитивного, в отношении здоровья, стиля жизни, и предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

В содержании понятия Образ жизни можно выделить три наиболее важные категории. Уровень жизни - это первая категория из разряда экономических и отражает степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Качество жизни - это вторая категория, социальная категория, отражающая степень комфорта, удовлетворенности материальных, духовных и культурных потребностей человека. Третья категория - стиль жизни - является социально-психологической категорией, и характеризует поведенческие особенности жизни человека.

Здоровый образ жизни отражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Основными компонентами, составляющими образ жизни, являются существующие общественные условия и конкретные формы жизнедеятельности, которые позволяют реализовывать здоровый образ жизни и система ценностных ориентации, которые ориентируют сознательную активность личности в ведении здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни учащиеся осваивают в школьном курсе Основы безопасности жизнедеятельности. Однако, рассматривая государственный образовательный стандарт основного общего образования и программное обеспечение курса «ОБЖ» основной общеобразовательной школы (5-9-е классы), следует отметить, что в нем содержатся преимущественно сведения о физическом здоровье, отсутствует целостное представление о здоровье человека, как системы, отсутствуют современные технологии сохранения и укрепления здоровья.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе, где должны системно закладываться основы культуры безопасности личности, самостоятельно на этой ступени преподается не во всех школах, особенно это касается 911-х классов. Для более полной реализации образовательной программы в преподавании ОБЖ этого уровня используется модуль интегративного обучения, то есть интегрированный урок, когда тема раскрывается педагогами-предметниками, а не педагогами организаторами БЖ.

Компоненты системы знаний о здоровом образе жизни не отражены в полном объеме в содержании разных предметов - биологии, экологии, физической культуры. В интегрированных программах общеобразовательных дисциплин преобладает познавательный аспект содержания, отсутствует ценностный и практически не представлен нормативный и деятельностный компоненты. Содержание общеобразовательных дисциплин, имеющих небольшое количество знаний о здоровье и факторах его формирующих, о здоровом образе жизни построено без системы, а потому не способствует формированию у школьников знаний о здоровом образе жизни и ответственного отношения к здоровью.

В курсе ОБЖ решение задач оптимизации формирования знаний по здоровому образу жизни возможно с помощью внедрения уроков нетрадиционного содержания,

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14805 УДК 371.7

Меерзон Т. И., Лутовина Е. Е. Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №26.- ART 14805. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14805.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

использования в учебном процессе новых педагогических технологий. Вместе с тем обязательным условием формирования этих знаний является активное включение родителей школьников в здоровьеформирующую деятельность подростка.

Проведенный теоретический анализ позволяют выделить в содержании здоровьесбережения основу программно-информационного обеспечения, которое связано с информированием учащихся и реализуется в практике, в их конкретных действиях. Программно-информационное обеспечение включает знания, полученные на уроках при усвоении учебного материала или на специальных курсах; знания и умения, полученные в семье, от медработников и представителей служб по охране здоровья, в процессе и самообразования.

Одним из направлений в формировании здоровьесбережения как процесса является формирование системы знаний в сфере здоровьесбережения подростков, под которой мы понимаем совокупность знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе жизни, оздоровительных мероприятиях и использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Рассмотрение теоретико-практических аспектов здоровьесбережения выявляет разнообразие форм, методов сохранения и укрепления здоровья учащихся, актуальность проблемы обуславливает необходимость поиска новых форм и методов.

При выборе педагогического обеспечения формирования здорового образа жизни школьника необходимо учитывать, что у подростка становится привлекательной самостоятельная форма занятий, у них реализуется потребность в признании их самостоятельности, самоутверждения, самоуважения в общении со сверстниками и родителями. Немаловажную роль в становлении личности подростка в это время играют его родители. Особенно важна их роль как идеала здорового и успешного человека. Поэтому особенное значение в формировании здорового образа жизни подростка имеет целенаправленное валеологическое медико-педагогическое просвещение родителей, формирование их знаний, поведения по здоровому образу жизни, что позволит вызвать интерес подростков к этим знаниям, а подражание родителям - принять модель здоровьесохраняющего поведения.

Одним из аспектов семейного воспитания является воспитание здорового ребенка, а самыми заинтересованные люди в улучшении здоровья детей родители. Активное и заинтересованное участие родителей в организации здорового образа жизни подростка позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, их личный опыт, авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером, а их педагогическая культура, сотрудничество со школой позволяют оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению школьников.

Нужно отметить высокое воспитательное влияние семьи на растущего ребенка. Именно семья определяющим образом влияет на формирование его личности. Однако в большинстве современных семей выявляются «факторы риска» воспитания здорового ребенка. К ним можно отнести наличие хронических инфекционных заболеваний, нерациональное питание, низкая физическая активность, наличие вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками), тяжелый психологический климат. При этом часто в семье присутствуют несколько «факторов риска». В таких семьях не сформировано ценностное отношение к своему здоровью.

Из вышеизложенного вытекает, что обязательным условием формирования знаний о здоровом образе жизни ребенка является активное включение родителей школьников в здоровьеформирующую деятельность подростка. Родители правиль-

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14805 УДК 371.7

Меерзон Т. И., Лутовина Е. Е. Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №26.- ART 14805. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14805.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

но, на научно-педагогическои основе должны организовать воспитание детей в своем доме и сохранение их здоровья.

Общеизвестно, что семья в отрыве от школы и общества не может успешно решать задачи формирования всесторонне развитой личности ребенка. Семейное воспитание осуществляется при тесном взаимодействии и сотрудничестве семьи и школы, основанных на взаимном доверии и помощи, терпении и терпимости, взаимодействии с общественностью, и предъявлении единых педагогических требований к учащимся.

В современном педагогическом процессе представлены разнообразные направления и формы работы с семьей, взаимодействия педагогов и родителей. Однако, при их реализации возникают проблемы, связанные с низкой готовностью родителей к новым формам сотрудничества, низкий уровень педагогических знаний, несформированность их мотивации и потребности в формировании у детей знаний, умений, навыков в ведении здорового образа жизни.

Педагогические условия формирования знаний здорового образа жизни у школьников нами определяются как обстоятельства, требования, предпосылки необходимые для воспитания ценностного отношения к собственному здоровью, основу которого составляют мотивы здоровьесбережения.

В исследования были выявлены следующие педагогические условия:

- актуализация потребности подростков и их родителей к осуществлению здоровьесбережения;

- программно-информационное обеспечение здоровьесбережения подростков и их родителей;

- интеграция учебно-предметной работы по здоровьесбережению в валеоло-гическое педагогическое просвещение родителей.

Первое педагогическое условие - актуализация потребности подростков и их родителей к осуществлению здоровьесбережения - сосредотачивает внимание подростков и их родителей на необходимости систематического использования знаний здоровьесбережения. Термин актуализация потребности в здоровьесбережении трактуется нами как соответствие требованиям необходимости в сохранении своего здоровья, поставленным подростками и их родителями целям, которые реализуются в их желаниях, мотивах, поступках в сохранении своего здоровья. Поставив цели и задачи, субъект осознает и устанавливает необходимость их выполнения, находит оптимальные средства, приемы, способы для реализации поставленных задач и самой потребности. Реализацией поставленных целей и задач являются: желания, мотивы, побуждения, влечения. В процессе обоснования педагогического условия и актуализации потребностей подростков и их родителей к осуществлению здоровьесбережения нами выделены следующие мотивы: неудовлетворенность состоянием своего здоровья (субъективно-физиологические мотивы) и неудовлетворенность возможностью реализовать здоровьесбережение (объективно-социальные мотивы). Таким образом, актуализация потребности учащихся к осуществлению здоровьесбережения как педагогическое условие придает целенаправленность процессу формирования системы знаний в сфере здоровьесбережения, обеспечивая его целостность.

Программно-информационное обеспечение процесса здоровьесбережения подростков и их родителей является вторым педагогическим условием формирования системы знаний в сфере здоровьесбережения. Для реализации внутренних мотивов участников процесса, целей, средств, способов необходимо информационное

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14805 УДК 371.7

Меерзон Т. И., Лутовина Е. Е. Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №26.- ART 14805. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14805.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

обеспечение, которое в соответствии с объектом и предметом исследования носит целенаправленный характер и ориентировано на здоровьесбережение подростков.

Программно-информационное обеспечение здоровьесбережения подростков в условиях общеобразовательной школы имеет свои особенности и не носит в целом системного характера. Сведения об отдельных элементах здоровьесбережения учащихся получают в системе интегрированных уроков и на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Проблемами здоровьесбережения в школах в основном занимаются медработники и психологи.

Целью программно-информационного здоровьесберегающего обеспечения является доведение до подростков и их родителей наиболее значимых сведений по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья.

Содержание здоровьесберегающего обеспечения реализуется через учебнометодическую, учебную, справочную и научную литературу. Литературные источники содержат информацию о методике проведения мероприятий по сохранению здоровья, описание здоровьесберегающих технологий, методик, методов и рецепты рационального питания, примеры режима дня для школьников. Интерактивные технологии позволяют успешно использовать информационные модели, графические изображения, таблицы, схемы соответствующего содержания. К средствами программноинформационного здоровьесберегающего обеспечения относят научно-популярные, учебные видеофильмы, фрагменты художественных кинофильмов, учебные, компьютерные программы, наглядные информационные средства, анкеты, тесты по самодиагностике.

Третьим условием формирования системы знаний в сфере здоровьесбережения подростков является интеграция учебно-предметной, факультативной и клубнооздоровительной работы по здоровьесбережению. Анализ показал, что в настоящее время в большей степени внимание здоровьесбережению уделяется при изучении учебных предметов «Биология», «Физическая культура». Анализ практики интегрирования здоровьесбережения в другие предметы из «Основ безопасности жизнедеятельности» резко снизил качественно - количественный уровень знаний здорового образа жизни у подростков.

Проведенный теоретический анализ выявил, что на современном этапе одной из эффективных систем формирования здоровьебережения детей является система медико-педагогического валеологического просвещения родителей [2].

Медико-педагогическое или валеологическое просвещение представляет собой процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов. Это инновационный процесс и его осуществление связано с изменением отношения к здоровью родителей, ребенка и всего педагогического коллектива.

Параллельно с учебным процессом, где в основном закладываются теоретические знания подростка по сохранению своего здоровья, в процессе внеклассной работы в комплексе образовательных здоровьесберегающих технологий целесообразно использовать медико-педагогические технологии просвещения родителей. Основной целью в процессе воспитания и просвещения родителей по здоровому образу жизни подростков является повышение уровня и систематизация знаний родителей по здоровому образу жизни, повышение активности и вооружение их практическими приемами работы с детьми в передаче опыта здоровьесбережения.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога, подростка и родителей осуществляемое последовательно и поэтапно имеет своей задачей формирова-

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14805 УДК 371.7

Меерзон Т. И., Лутовина Е. Е. Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №26.- ART 14805. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14805.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ние активной валеологическои позиции родителей и подростка, так как правильно организованная работа носит обучающий характер. Основным условием положительной реализации такого взаимодействия являются доверительные отношения между учителями, социальными педагогами, родителями и школьниками. Взаимодействие должно строиться таким образом, чтобы у подростков возник интерес к общению, процессу усвоения здорового образа жизни, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями здорового образа жизни, в должным образом организованной деятельности будет способствовать направленности активного участия родителей в валеологическом воспитании не только на своего ребенка, но и всего класса в целом.

Все методы и формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему. Рационально использовать традиционные формы работы с родителями. К ним можно отнести родительские собрания, лекции, диспуты, вечера вопросов и ответов. Учитывая разработку новых педагогических технологий, все активнее используются деловые игры и регламентированные дискуссии совместно со школьниками, обмен родительским опытом (в том числе через Сеть).

Также рекомендуется для просвещения родителей школьников по вопросам здорового образа жизни подростков проводить в школах адаптационные занятия, индивидуальные и групповые встречи психолога с родителями, физкультурные мероприятия. Родительские тематические собрания по темам формирования валеоло-гических навыков и привычек подростка в семье (круглый стол), физического развития и воспитания подростка, значения заботы родителей о здоровом питании школьника в школе и дома. Для родителей полезно организовывать беседы и конкурсы на темы «Здоровое питание», «Любимые продукты нашей семьи», «День хорошего питания для моего здоровья»; «Овощи и фрукты - полезные продукты». На классные часы тематики по здоровому образу жизни полезно приглашать учеников.

Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:

- знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (интересы, пристрастия, ценностные ориентиры, какие трудности испытывают, их отношения с одноклассниками и педагогами);

- личный опыт родителей, характер отношений в семье, их авторитет, лидерские качества;

- уровень педагогической культуры родителей (педагогический потенциал семьи).

Проведенный теоретический анализ выявил целесообразность реализации педагогических условий успешного процесса формирования системы знаний в сфере здоровьесбережения подростков через медико-педагогическое валеологическое просвещение родителей и явился основой разработки нами Программы медикопедагогического валеологического просвещения родителей «Здоровое поколение».

Программа медико-педагогического валеологического просвещения родителей «Здоровое поколение» включает в себя блоки вопросов о содержании и социальной значимости здоровья, путях обеспечения в семье здоровья ребенка, структуре и влиянии школьных факторов риска, а также о роли семьи и школы в формировании физического, психического и нравственного здоровья школьника. В ней обоснованы организационно-педагогические условия формирования просвещенности родителей по вопросам здоровьесбережения детей, развития социальной активности и ответ- 6

г>л

6 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14805 УДК 371.7

Меерзон Т. И., Лутовина Е. Е. Медико-педагогическое просвещение родителей как компонент здоровьесбережения школьников // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №26.- ART 14805. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14805.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ственности педагогов и родителей, актуализация сотрудничества и партнерства семьи и школы, оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Программа позволит повысить компетентность родителей в деятельности по здоровьесбережению детей, повысить эффективность взаимодействия школы и семьи за счет единого целеполагания, обеспечить родителей информацией по направлениям и содержанию медико-педагогического самопросвещения в вопросах формирования здорового образа жизни детей.

Ссылки на источники

1. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения // Вестник Россздравнадзора. - 2013. - № 5. - С. 21.

2. Меерзон Т. И., Лутовина Е. Е. Взаимодействие семьи и школы в здоровьесбережении школьников // Здоровье семьи - XXI век: материалы XVII Междунар. науч. конф. 27 апреля - 6 мая 2013 года, г. Лиссабон, Португалия. - Пермь: ОТ и ДО, 2013. - С. 200-203.

Tatyana Meerzon,

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of special psychology of Federal state educational institution of higher professional education “Orenburg State Pedagogical University”, Orenburg [email protected] Ekaterina Lutovina,

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of basics of life safety of Federal state educational institution of higher professional education “Orenburg State Pedagogical University”, Orenburg [email protected]

Medico-pedagogical education of parents as a component of health care schoolchildren Abstract. The article analyzes the problems of formation of health care schoolchildren. Identified pedagogical conditions optimize health through medical-pedagogical education of parents.

Key words: healthy lifestyle, health care, medical-pedagogical education of parents.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

(V Т rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.