КОНЦЕПТ
Ратенко С. Е., Сорока О. И. Философско-педагогичес-кие предпосылки в интеграции семьи и школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75123. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75123.htm.
Гос. Рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75123 УДК 37.01
Ратенко Светлана Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Сла-вянск-на-Кубани rassveta49@m ail.ru
Сорока Оксана Игоревна,
магистрант I года обучения, направление подготовки: 44.04.01 «(Педагогическое образование», ООП «(Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани OKSIK-0408@mail.ru
Философско-педагогические предпосылки в интеграции семьи и школы
Аннотация. Становление личности, процесс социализации происходят под влиянием многих факторов. Семья и школа являются теми общественными институтами, с помощью которых на протяжении многих веков формируется самосознание ребенка и происходит его первичная социализация. Именно учителя и родители оказывают предопределяющее и доминирующее влияние на подготовку человека к жизни.
На протяжении многих лет учителя и родители заинтересованы в качественном образовании своих детей, что, на их взгляд, является гарантией достойного будущего. Наличие общей цели семьи и школы способствовало тому, что учителя и родители всегда искали пути совместной педагогической деятельности для ее достижения. Между тем в силу объективных и субъективных причин сложившиеся связи между семьей и школой оказались или утраченными, или перестали соответствовать современным объективным реалиям.
Именно интеграция как новый педагогический феномен может позволить семье и школе войти в существенно новые партнерские отношения, при которых присутствуют диалог, согласованность, равноправие, взаимная заинтересованность сторон. При этом важно, что при интегративном процессе появится не просто формальное суммирование субъектов взаимодействия или суммирование влияния этих субъектов: интеграция семьи и школы позволит частям соединиться в целое не как элементарной сумме. Это, в свою очередь, приведет к образованию нового интегративного педагогического качества объектов, что обусловит взаимную трансформацию синтезируемых частей, и личность приобретет новые качества, которые могут появиться только как результат интеграции семьи и школы.
Ключевые слова: становление личности, интеграция, педагогическая деятельность, процесс интеграции, партнёрские отношения.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
На протяжении многих лет учителя и родители заинтересованы в качественном образовании своих детей, что, на их взгляд, является гарантией достойного будущего. Наличие общей цели семьи и школы способствовало тому, что учителя и родители всегда искали пути совместной педагогической деятельности для ее достижения. Между тем в силу объективных и субъективных причин сложившиеся связи между
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Ратенко С. Е., Сорока О. И. Философско-педагогичес-кие предпосылки в интеграции семьи и школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75123. -
_ _ 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75123.htm. -
научно-методический электронный журнал Гос- Рег-Эл № фс 77"49965-"ISSN 2304-120Х.
ART 75123 УДК 37.01
семьей и школой оказались или утраченными, или перестали соответствовать современным объективным реалиям.
Семейное неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, пропаганда через СМИ, идеализирующие преступность, наркоманию, проституцию, антисоциального поведения привели к резкому увеличению числа преступлений, совершенных детьми и подростками. «Молодеют» такие заболевания, как сифилис, алкоголизм и СПИД. Все это приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей. С другой стороны, одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является свободное развитие личности ребенка. Сегодня как никогда остро стоит проблема формирования целостного человека, активно и адекватно реагирующего на запросы и проблемы современного общества. Поэтому на современном этапе актуализируется и становится насущным поиск нового подхода к организации взаимодействия учителей и родителей, обусловленного, с одной стороны, необходимостью создания общего педагогического пространства «учителя - родители - дети», а с другой - отвечающего тем вызовам и запросам, которые диктуются реалиями современного этапа развития общества, его цивилизационными перспективами.
Решение этой сложной задачи требует методологического обоснования, что, в свою очередь, требует различения и уточнения такого понятия, как интеграция, являющегося новым уровнем взаимодействия семьи и школы. Ю. А. Шрейдер разводит сущностные характеристики понятий «взаимодействие» и «интеграция». Так, исследуя природу взаимоотношений общественных и естественных наук, автор определяет, что главное - не сотрудничество независимых партнеров, а взаимное «прорастание», или «тесный симбиоз организмов» [1]. При взаимодействии компоненты процесса остаются целостными, а при интеграции происходит изменение сторон, вступающих в интегративную связь. Поэтому в русле обозначенной проблемы интеграция представляется более корректной, поскольку это позволяет семье и школе как компонентам интеграционного процесса выйти на новую ступень развития. Именно в русле создания нового общего пространства (семья - школа) применяется термин «интеграция». К примеру, философ А. Д. Урсул использует этот термин как обозначение объединения в целое каких-либо частей и употребляет его для характеристики процессов взаимосвязи как единой совокупности ранее не зависимых друг от друга элементов [2]. Необходимо общее педагогическое пространство учителей и родителей, так как на нынешнем этапе развития отношений между семьей и школой преодоление отчуждения является особенно важным.
В связи с этим интересной представляется трактовка проблемы различения простой суммы частей и целого. Суть целого, по мнению Б. А. Ахлибинского, заключается в наличии системы связей между частями. Кроме того, актуальный характер в условиях поиска нового доступного для всех личностно ориентированного образования приобретает понимание интеграции как процесса становления связей, обеспечивающих «появление интегративного свойства», и тогда под интеграцией «в самом общем смысле понимается процесс становления целостности» [3]. При этом для организации педагогической интеграции актуальным является философское видение ступеней развития интеграции как целостности. Автор отмечает, что на первом этапе компоненты интеграции вступают междусобой в определенные связи, причем каждый компонент, сохраняя свои существенные признаки, может существовать независимо от этих связей. Важным признаком второго этапа интеграции, по мнению Б. В. Ахлибинского, является то, что компоненты, входящие в целостность, сами ка-
КОНЦЕПТ
Ратенко С. Е., Сорока О. И. Философско-педагогичес-кие предпосылки в интеграции семьи и школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75123. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75123.htm.
Гос. Рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75123 УДК 37.01
чественно меняются и вне взаимодействия с другими компонентами теряют приобретенные качества. Отсюда следует, что компоненты интеграции сохраняют свои новые приобретенные качества, находясь в интеграции. Это и определяет существенный признак третьей ступени интеграции, на которой некоторые компоненты в результате связи с другими настолько меняются, что не могут существовать вне этой связи. Следовательно, одним из существенных признаков интеграции, который выделяет Б. В. Ахлибинский, можно назвать такой уровень целостности, на котором она становится системой, где «каждый компонент выполняет определенную функцию» [4]. Процесс интеграции семьи и школы возможно представить как ступени, на каждой из которых и учителя, и родители приобретают новые педагогические способности, помогающие формировать ученика как целостную личность. Важно отметить, что новые качества, которые формируют целостную личность, не могут существовать вне интеграционного процесса.
Понятие интеграции, связанное с наличием системного начала, обосновывается тем, что всякая целостность построена на системе связей. В. А. Энгельгардт показывает ступени формирования такой системы. Автор в своей статье «Интегратизм - путь от простого к сложному в познании явлений» предпринял попытку определения природы интеграции [5]. В ней, в частности, обозначены три ступени интеграции частей и целого: а) возникновение системы связей между частями; б) утрата частями своих первоначальных идентификационных качеств при вхождении в состав целого; в) появление у возникающей целостности новых качеств, обусловленных как свойствами частей, так и возникновением новых систем межчастных связей. Таким образом, «различие между целым и суммой частей состоит в наличии системы связей между последними; именно связи составляют то новое скрытое слагаемое, которое отличает целое от суммы частей» [6]. Следовательно, деятельность семьи и школы по педагогическому влиянию на процесс социализации личности должна быть системной.
В русле таких важных характеристик интеграции, как целое, процесс, система, интересной представляется проблема генезиса интеграции. Ю. С. Тюников, определяя сущностные признаки интегративного процесса, вводит понятие «ключевые моменты интеграции», а именно: наличие разрозненных элементов, процесс объединения этих элементов и целое как результат объединения. Несомненно, это не может произойти само собой. Актуальным в контексте сложной педагогической проблемы привлечения родителей на сторону школы является мнение автора о том, что важнейшим этапом интеграции можно считать существование объективных ее предпосылок [7]. По словам Ю. С. Тюникова, интеграция не может осуществляться искусственно, она должна «созреть».
Исходя из философских представлений об интеграции, одной из важнейших педагогических задач школы на современном этапе ее развития можно назвать задачу создания условий для созревания интеграции как целостной системы сотрудничества равноправных партнеров - семьи и школы.
В контексте представления интеграции как иерархической целостности Н. К. Чапаев пытается развернуть понятие интеграции, говоря, что интеграционный процесс имеет так называемые ценностные основания, первопричину его начала и результат. Главная ценность педагогического процесса - целостный человек [8], причем результатом педагогической деятельности семьи и школы может быть целостность мировоззрения, идентичности, самоопределения личности ученика.
Вслед за Н. К. Чапаевым И. П. Яковлев раскрывает понятие целостного человека. Вводя понятие «целостная личность», Яковлев подразумевает личность с высо-
КОНЦЕПТ
Ратенко С. Е., Сорока О. И. Философско-педагогичес-кие предпосылки в интеграции семьи и школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75123. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75123.htm. -
Гос' Рег- Эл № ФС 77-49965 - ISSN 2304-120Х.
ART 75123 УДК 37.01
кой активностью во всех видах деятельности и гармоничными отношениями. По мнению автора, «требуется объединить, интегрировать все средства производства, науки, образования, управления для того, чтобы конкретный процесс «работал» на личность» [9]. Автор указывает, что концепция всестороннего и гармоничного развития личности есть теория интеграции личности «как в плане единства личных и общественных интересов, так и в аспекте взаимозависимости, единства всех ее сторон и свойств, т. е. целостности» [10].
Именно поэтому И. П. Яковлев определяет интеграцию любого явления как процесс, который характеризуется движением, развитиемк более целостному состоянию, при котором меняются свойства самих элементов [11]. Целостная личность, по мнению автора, формируется на основе принципа соответствия, дополнительности всех видов деятельности и их единства. Большое место в процессе формирования личности отводится внешней среде, взаимодействию всех ее составляющих, взаимоотношениям последней с человеком. Поэтому частям, которые вступают в интеграцию, необходимо не держаться своего «Я», а ориентироваться на дополнение и соответствиедруг другу. Поэтому чем лучше осуществляется интеграция, тем целостнее человек.
Анализ приведенных понятий и существенных признаков интеграции позволяет сделать вывод, что интеграцию можно рассматривать и как процесс,и как резуль-тат.К примеру,«интеграция - это согласованность, упорядоченность, стабильность системы» [12]. А для педагогического процесса крайне нежелателен разрыв между процессом и результатом. Человек не воспитывается по частям. Следовательно, важно организовать четкое взаимодействие процессуальных и результирующих сторон интеграции. Именно поэтому интеграцию необходимо рассматривать одновременно и как процесс, и как результат.
Эти и другие сходные понятия выделяют в качестве существенного признака интеграции взаимодействие частей, установление между ними тесных связей, зарождение целостности. Для педагога важно видеть процессы интеграции в системе управления обучением и воспитанием в единстве и взаимопроникновении их целей, содержания и формы организации. В педагогическом аспектеинтеграция выступает в качестве целостного управления процессами воспитания и обучения, системного объединения их содержания и целей, установления межпредметных связей внутри содержания и форм обучения и воспитания в их взаимосвязи и единстве.
В социальном аспекте интеграция являет себя как процесс установления оптимальных связей через координированное управление, выстраивание между ними продуктивных коммуникаций и организацию взаимодействия их элементов для достижения качественных результатов деятельности.
Итак, основными признаками интеграции являются: возрастание объема, частоты, интенсивности взаимодействия между элементами системы, целостность, большая степень автономии и эффективности действия компонентов, прогнозирование результатов, изменение свойств элементов, целесообразность, созидатель-ность, критериальность.
Важнейшая особенность педагогической интеграции связана с тем, что и исходным, и одновременно конечным пунктом ее является человек во всем многообразии своих отношений с миром. Именно поэтому возникает необходимость разработки новой парадигмы педагогической интеграции, основой которой должна служить мысль о том, что всякая интеграция в педагогике напрямую или опосредованно имеет своей целью качественное изменение сфер личности (эмоционально-оце-
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Ратенко С. Е., Сорока О. И. Философско-педагогичес-кие предпосылки в интеграции семьи и школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75123. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75123.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
духовно-нравственной), так как «главнейшей является восстановление целостной сущности
научно-методический электронный журнал ART 75123 УДК 37.01
ночной, когнитивно-познавательной, целью педагогической интеграции человека» [13].
Именно интеграция как новый педагогический феномен может позволить семье и школе войти в существенно новые партнерские отношения, при которых присутствуют диалог, согласованность, равноправие, взаимная заинтересованность сторон. При этом важно, что при интегративном процессе появится не просто формальное суммирование субъектов взаимодействия или суммирование влияния этих субъектов: интеграция семьи и школы позволит частям соединиться в целое не как элементарной сумме. Это, в свою очередь, приведет к образованию нового интегра-тивного педагогического качества объектов, что обусловит взаимную трансформацию синтезируемых частей, и личность приобретет новые качества, которые могут появиться только как результат интеграции семьи и школы.
Ссылки на источники
1. Шрейдер Ю. А. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. - М.: Наука, 1981. - С. 69-89.
Урсул А. Д. Взаимодействие естественных, общественных и технических наук // Философские науки. - 1981. - № 2. - С. 117.
Ахлибинский Б. В. Категориальный аспект понятия интеграции. Диалектика как основа интеграции научного знания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - С. 12. Там же. - С. 59.
Энгельгардт В. А. Интегратизм - путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. - 1970. - № 11. - С. 106. Там же. - С. 108.
Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ / сост. Ю. С. Тюников. - М.: Изд-во АПН СССР, 1986. - С. 7-12.
Чапаев Н. К. Факторы и средства взаимосвязи педагогического и технического знания в дидактике профтехобразования: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1989. - С. 16. Яковлев И. П. Интегративные процессы в высшей школе. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. Там же. - С. 19.
Яковлев И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 128 с. Большая Советская Энциклопедия. - М.: Сов. энцикл., 1972. - Т. 10. - С. 307. Чапаев Н. К. Вопросы реализации интегративного подхода к обучению // Интеграция в педагогике и образовании. - Самара, 1994.- С. 22-26.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12. 13.
ISSN 2304-120Х
1 9
Svetlana Ratenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban rassveta49@mail.ru
Oksana Soroka, g 772304 120159
undergraduate of the I year of training, direction of preparation: 44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban OKSIK-0408@mail.ru
Philosophical-pedagogical background in the integration of family and school. Abstract. The formation of personality, the process of socialization occur under the influence of many factors. Family and school are the public institutions, with which for many centuries formed the identity of the child and is the primary socialization. It is teachers and parents have a crucial and dominant influence on the preparation of man for life.
For many years teachers and parents interested in a quality education for their children that, in their opinion, is a guarantee of a good future. The presence of a common goal families and schools contributed to the fact that teachers and parents are always looking for ways of joint teaching activities to achieve it. Meanwhile,
M Г /V
9772304120159
ART 75123
науш.о-методический электронный журнал
УДК 37.01
Ратенко С. Е., Сорока О. И. Философско-педагогичес-кие предпосылки в интеграции семьи и школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75123. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75123.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
due to objective and subjective reasons for the connection between home and school was either lost, or has ceased to meet the modern objective realities.
It is the integration of new pedagogical phenomenon may allow the family and the school to enter into significant new partnerships, involving dialogue, consistency, equality, mutual interest of the parties. It is important that when integrative process appears not just a formal summation of the subjects of the interaction or the summation of the influence of these subjects: integration of family and school will allow the parts to connect to an integer is not as elementary amount. This, in turn, will lead to the formation of a new integrative pedagogical quality objects that will determine the mutual transformation of synthesized parts, and the person will acquire a new quality, which can only appear as the result of the integration of family and school. Key words: personal development, integration, teaching, integration and partnerships.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани