Научная статья на тему 'Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры'

Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КРЕАТИВНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CREATIVITY / EXPERIMENTAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Инна Евгеньевна, Анисимова Татьяна Семеновна

В статье рассматривается проблема современного состояния образовательной среды школы. Выделяются и анализируются перечень и содержание требований, реализация которых способствует повышению личной активности обучающихся в саморазвитии. Также предлагается целостная организационно-педагогическая технология ее поэтапного формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Инна Евгеньевна, Анисимова Татьяна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of the creative educational environment of school as bases of formation of the pupil of new culture

The problem of a current state of the educational environment of school is considered in the report. The list and contents of requirements which realization promotes increase of personal activity trained in self-development are allocated and analyzed. Also the complete organizational and pedagogical technology of its stage-by-stage formation is offered.

Текст научной работы на тему «Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры»

КОНЦЕПТ

Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -

научно-методический электронный журнал ЙЙю^™1™' " ^ ^

АШ 75107 УДК 371.13

Анисимова Татьяна Семеновна,

доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Сла-вянск-на-Кубани ап1в1тоуа [email protected]

Акимова Инна Евгеньевна,

магистрант II года обучения, направление подготовки 44.04.01 «(Педагогическое образование», ООП «(Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани [email protected]

Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры

Аннотация. В статье рассматривается проблема современного состояния образовательной среды школы. Выделяются и анализируются перечень и содержание требований, реализация которых способствует повышению личной активности обучающихся в саморазвитии. Также предлагается целостная организационно-педагогическая технология ее поэтапного формирования. Ключевые слова: креативность, креативная образовательная среда, экспериментальная площадка.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последнее время мы наблюдаем резкое снижение интереса к учебе у школьников, и как следствие, их неприятие школы по мере продвижения по образовательным ступеням (налицо разница в отношении к школе между первоклассниками и выпускниками). Вызвать интерес к учебе у учеников становится практически невозможно, поэтому и учителя, и родители прилагают массу усилий, чтобы заставить их учиться хоть как-нибудь: играют с ними в игры, выплачивают стипендии, дают бонусы. Мы можем сослаться на то, что это поколение сейчас такое, но на самом деле просто наша система образования не соответствует интересам и потребностям молодежи. Дидактика, направленная на формирование ЗУН, привела к кризисному состоянию отрасли, однако школа продолжает накапливать, структурировать и преобразовывать знания, что не соответствует требованиям родителей, общества, государства, изложенным в «Программе долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2010 года». Государство «требует постоянного обновления технологий, ускоренного усвоения инноваций».

ФГОС нового поколения требуют формирования творческой, активной личности. Ребенок теперь должен не только получить знания, но и научиться их самостоятельно добывать и применять на практике. Школа должна быть ориентирована на развитие не только компетентной, но и творческой личности. Такое развитие личность может получить только в креативной образовательной среде, наряду с изменением отношения педагогов к существующим реалиям. Теперь в основу их действий должно быть положено проектирование образовательной среды, отвечающей потребностям системы образования. Педагоги, проанализировав имеющиеся диагностические данные, должны разрабатывать образовательные программы для учеников, учитывая их возможности и индивидуальные качества. Проблемы проектиро-

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -

научно-методический электронный журнал ЙЙю^™1™' " ^ ^

АШ 75107 УДК 371.13

вания креативной образовательной среды сейчас активно исследуются в педагогике. Работы Д. Б. Богоявленской, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина рассматривались нами при изучении механизмов формирования и развития творческих способностей в образовательной среде. Современной образовательной креативной средой занимались А. Г. Асмолов, А. Б. Воронцов и др. Но несмотря на повышенный интерес к этой теме, она недостаточно полно разработана:

- отсутствует методическая литература по проектированию креативной образовательной среды в школе;

- очень слабое развитие креативной среды в школе и ее применение к повышению мотивации к обучению учащихся.

Отсюда вытекает противоречие между потерей мотивации к обучению школьниками и задачами, поставленными государством перед системой образования (создание условий для развития креативной личности и отсутствием мотивации к учебе.

Недостаточное внимание к креативному потенциалу образовательной среды составляет основу данного противоречия.

Таким образом, мы можем обозначить научную проблему нашего исследования: какие психолого-педагогические условия креативной образовательной среды способствуют развитию креативности учащихся. И если мы создадим определенную атмосферу, оптимизирующую развитие личности, учтем креативный потенциал образовательной среды, то это будет являться основой для формирования ученика новой культуры.

С сентября 2014 года на базе МБОУ СОШ № 18 г. Славянска-на-Кубани была разработана и проходит апробацию концепция экспериментальной площадки по созданию креативной образовательной среды в школе. Была проведена диагностика состояния образовательной среды организации, которая рассматривалась тремя блоками (за основу был взят комплекс психодиагностических методов и процедур, разработанных в Лаборатории психологических основ новых образовательных технологий УРАО «Психологический институт», руководимой В.В.Рубцовым):

1-й блок выявлял внутренние целевые установки школы:

- характеристика состояния образовательной среды школы (использовалась методика «Диагностика психологических условий школьной образовательной среды», автор-составитель Бадьина Наталья Петровна). Для изучения целевых установок использовалось перекрестное анкетирование администрации, педколлектива, учащихся школы и их родителей.

Во 2-м блоке мы определяли средства, с помощью которых школа достигает своего развивающего эффекта (учебный процесс, система взаимодействия учителей с учащимися, психологический климат в организации):

- нами рассматривалась готовность коллектива к развитию детской одаренности («Готовность и адаптированность педагогов к активной педагогической деятельности», для ее измерения мы использовали модель, предложенную Рашем);

3-й блок оценивал результаты воздействия образовательной среды на развитие умственных способностей детей (личностные и социальные особенности детей, мотивационная сфера):

- характеристики психического развития школьников.

Результаты исследования первых двух блоков были озвучены нами ранее, а на третьем мы остановимся поподробнее.

Для выявления уровня развития умственных способностей школьников мы сопоставляли тесты 2 видов:

КОНЦЕПТ

Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -

научно-методический электронный журнал ЙЙю^™1™' " ^ ^

АШ 75107 УДК 371.13

1) выявляющие интеллектуальные способности (значение Ю) и минимально зависящие от школьного обучения;

2) определяющие развитие рефлексивно-теоретического мышления, связанное с организацией учебной деятельности.

Так мы оценивали формирование постигающего мышления.

На основе диагностики самооценки и уровня притязаний школьников проводилась оценка развития личностных особенностей, их познавательной активности и удовлетворенности обучением (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы - Тест Спилбер-гера, модификация А. Д. Андреевой; Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А. М. Прихожан), также был проведен контент-анализ сочинений учащихся на тему «Моя школа».

Параллели 7-х и 8-х классов были обследованы с помощью этого комплекса. В исследовании приняли участие 115 человек: 48 - 8-е классы, 67 - 7-е классы (юноши - 65 человек, девушки - 50 человек).

1. Эмоции в учебной деятельности

Эта методика для изучения степени познавательной активности, тревожности и негативных эмоций. Мы получаем данные об основных эмоциональных процессах и их проявлениях в учебной деятельности.

Большая часть учащихся имеет средний уровень школьной тревожности. Сильные отклонения от уровня умеренной тревожности были отмечены в ситуациях при оценке собственной компетентности.

Низкий уровень школьной тревожности отмечается у 18% восьмиклассников (вся группа - юноши). Это уровень, требующий повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Иногда является результатом желания показать себя в «лучшем свете».

Очень высокая тревожность (15% учащихся) может вызывать нарушения внимания, так как уменьшается проявление познавательной активности. Это зачастую приводит к появлению отрицательных эмоций, волнений по отношению к школе, процессу учения.

Уровень тревожности

70 60 50 40 30 20 10 0

□ 7- е классы

□ 8-е классы

□ 7- е классы

□ 8-е классы

высоким 21 17

средним 64

Диаграмма уровня тревожности свидетельствует, что 17% учеников нужно обучить релаксации путем удаления факторов, вызывающих тревогу. В основном вся группа респондентов испытывает в процессе учебы комфортное эмоциональное состояние.

ru Q м

КОНЦЕПТ

Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75107.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 75107 УДК 371.13

Большинство семиклассников имеют средний уровень познавательной активности (79%). Высокий уровень познавательной активности (17% семиклассников, большинство представлено девочками) напрямую соотносится и с успешностью обучения, тем ниже будут и проявления школьной тревожности. Низкий уровень у 4% учащихся 7-х классов.

Уровень познавательной активности

□ 7-е классы

□ 8-е классы

В 8-х классах 13% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности. 68% - средний уровень и 19% - низкий.

Уровень негативных эмоциональных переживаний

Причинами появления негативных эмоций могут являться: отношения с одноклассниками, учителями, высокая загруженность учащихся, кризис 13-14 лет, высокий уровень притязаний и т. д.

21% респондентов (учащиеся 8-х классов) вызывают тревогу своим высоким уровнем негативного отношения к школе. В поведении это может выражаться как в бездействии, пассивном сопротивлении, так и в сопротивлении установленным законам и порядкам.

□ 7-е классы

□ 8-е классы

Эта диаграмма свидетельствует о количестве детей, адекватно реагирующих на происходящее на уроке. 2. Мотивация на уроке

По степени мотивации учения учащиеся распределились следующим образом. 8-е классы:

- продуктивную мотивацию имеет 2% (1 девушка) и позитивное отношение - 14%;

- средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией - 26%;

- сниженную мотивацию, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению имеют большинство восьмиклассников - 40%;

- резко отрицательное отношение к учению имеют 18% респондентов.

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -

научно-методический электронный журнал ЙЙю^™1™' " ^ ^

ART 75107 УДК 371.13

Как видно из диаграммы, большинство учащихся 8-х классов имеют сниженную познавательную мотивацию.

60 50 40 30 20 10

□ 7-е классы

□ S-e классы

O

продуктивная поСитивное относредний уровеньенная мотивацзко отрицат.

отношение

□ 7-е классы S 16 S7 1S O

□ S-е классы

2

14

26

4O

1S

В 7-х классах картина немного другая. Резко отрицательного отношения нет ни у кого. Но средний уровень отмечен у 57% учащихся. 3. Уровни эмоционального отношения к учению

Психологи выделяют 12 уровней эмоционального отношения к обучению. Нами были выявлены следующие результаты: 38% респондентов испытывают диффузное эмоциональное отношение к учению. 27% учащихся отличает эмоциональное отношение к учению (большая часть группы - девушки). 11% школьников отличаются повышенной эмоциональностью на уроке (в группе представлены одни юноши), 10% школьников встревожены на уроках. 7% учащихся страдают от «школьной скуки».

Таким образом, мы выяснили, что на снижение мотивации влияет множество эмоциональных факторов от «школьной скуки» до поиска справедливости за неадекватно выставленную оценку. Конфликтные взаимоотношения учителя и учеников создают психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающиеся на психическом состоянии обеих сторон. Школьники остро ощущают недоброжелательность со стороны педагога, и это провоцирует ухудшение отношений и провоцирует на ответные поступки: игнорирование учебного предмета, продолжающееся снижение успеваемости, грубость и хамство. Это приводит к усилению антипатии со стороны педагога. И в свою очередь провоцирует на резкие действия со стороны учащихся, такие как отказ ходить в школу и выполнять домашнее задание.

Ссылки на источники

1. Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: метод. пособие / под ред. В. И. Панова. - М., 1997.

2. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Прихожан А. М. Тревожность детей и подростков: возрастная динамика и закономерности развития М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

Рабочая концепция одаренности / под ред. В. Д. Шадрикова. - М., 1998.

4.

ISSN 2304-120Х

Tatyana Anisimova,

Doctor of Historical Sciences, Professor of Department of the general and professional pedagogics, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban anisimova [email protected] Inna Akimova,

undergraduate of the II year of training, direction of preparation 44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban [email protected]

77230Л

120 159

977230412015919

КОНЦЕПТ

Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75107.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 75107 УДК 371.13

Design of the creative educational environment of school as bases of formation of the pupil of new culture

Abstract. The problem of a current state of the educational environment of school is considered in the report. The list and contents of requirements which realization promotes increase of personal activity trained in self-development are allocated and analyzed. Also the complete organizational and pedagogical technology of its stage-by-stage formation is offered.

Key words: creativity, creative educational environment, experimental platform. Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.