КОНЦЕПТ
Топчиева В. И., Коньякова Т. Н. Технология проектного обучения как средство развития креативности учащихся // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. -ART 75110. - 0,3 п. л. - URL: http://e
научно-методический электронный журнал koncePtlru/2015/75:110xht:m. - рег Эл № ФС 77
ART 75110 УДК 371.314.6:37.026.9 . " .
Топчиева Вера Ивановна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Коньякова Татьяна Николаевна,
магистрант I года обучения, направление подготовки: 050100 «(Педагогическое образование», ООП «(Управление образовательной организацией», ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани ratnikova [email protected]
Технология проектного обучения как средство развития креативности учащихся
Аннотация. В статье речь идет о необходимости и особенностях развития креативности учащихся. Автор приводит ряд факторов, указывающих на актуальность развития креативности будущих педагогов, и приводит комплекс педагогических условий, способствующих этому.
Ключевые слова: креативность, развитие, педагогическая деятельность, знания, творческая деятельность, проект, результат.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Развитию креативности учащихся имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности. Самым важным в обучении школьников является формирование у них творческого подхода к выполнению учебно-трудовых заданий, развитие самостоятельности в процессе принятия решений, стремление применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.
После окончания начальной школы только единицы учащихся могут самостоятельно работать с учебной литературой, находить главное, делать простейшие обобщения и выводы, выполнять творческие задания на уроке. Это объясняется психологическими особенностями детей в этом возрасте, а также изменением системы организации учебно-воспитательного процесса на стыке начальной и основной школы, попадая в которую, ученики испытывают большие трудности. У 30% учащихся желание приобрести знания сочетается с отрицательным отношением к учению по причине отсутствия положительной мотивации, недостаточности умений и навыков работы с инструментами на уроке, неразвитости волевых качеств. Школьники быстро утомляются, у них проявляются нарушения эмоционального плана - повышенная обидчивость, плаксивость, беспричинная смена настроения. Психологической причиной является низкий уровень развития навыков саморегуляции.
Желание помочь ученикам справиться с более высокими требованиями обучения, которые предъявляются к ним в среднем звене, вооружить их определенными средствами мысленного анализа, способствовать формированию положительной учебной мотивации по предмету, развитию креативности, которая позволит легко адаптироваться к потребностям современной жизни, явилось условием возникновения опыта.
Творческая деятельность является основным слагаемым познавательной деятельности. Приобщение учащихся к творческой деятельности должно способство-
г« ^ г«
науш.о-методический электронный журнал ART 75110 УДК 371.314.6:37.026.9
Топчиева В. И., Коньякова Т. Н. Технология проектного обучения как средство развития креативности учащихся // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. -ART 75110. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
вать развитию у них целого комплекса качеств творческой личности: быстрой обучаемости; умственной активности; смекалки; изобретательности; способности самостоятельно добывать новые знания и применять их в новых жизненных ситуациях, а также повышает мотивацию к учению.
В современной педагогике существуют различные инновационные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Одной из наиболее продуктивных, является технология проектного обучения.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании метода проектов в урочной и внеклассной работе для развития креативности школьников и активизации их познавательной деятельности.
Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики в развитии креативных способностей школьников на уроках путем использования метода проектов.
Задачи, способствующие достижению данной цели:
- диагностика познавательных интересов и способностей каждого ученика;
- постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;
- формирование у учащихся системы технологических знаний и умений и навыков, необходимых для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда;
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности;
- моделирование в учебном процессе структуры и содержания осваиваемой учащимися технологии;
- сотрудничество учителя и обучающихся в процессе обучения;
- формирование у учеников добросовестного отношения к труду, чувства общественного долга, культуры, инициативности, эстетического вкуса.
Основными принципами учебного проектирования являются:
- опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
- возможно большая самостоятельность учащихся;
- творческая направленность;
- практическая осуществимость проекта;
- связь с потребностями общества.
Главнейший основополагающий принцип метода проектов - исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
В педагогической деятельности возможно применение методов стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную -творческую.
Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использование различных форм ра-
«vi О nj
научно-методический электронный журнал ART 75110 УДК 371.314.6:37.026.9
Топчиева В. И., Коньякова Т. Н. Технология проектного обучения как средство развития креативности учащихся // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. -ART 75110. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
боты, направленых на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины.
Система работы, которая поможет выявить уровень креативности школьников на уроках, научить их творчески мыслить, углублять полученные знания и применять их в новых жизненных ситуациях включает:
- предварительную диагностику по выявлению уровня креативности обучающихся;
- многообразные формы внеклассной работы;
- индивидуальные консультации с обучающимися;
- творческую самостоятельную работу самого школьника;
- участие в олимпиадах и конкурсах творческих проектов;
- итоговую диагностику;
- коррекцию своей деятельности.
Особого внимания заслуживает изучение школьников, выявление психофизиологических особенностей, интересов, склонностей каждого из них, уровня креативных способностей. Без этого невозможен личностно ориентированный подход к детям при организации их проектной деятельности, без чего, в свою очередь, она не будет успешной и тем более - творческой.
Определить этот уровень можно с помощью анкет, наблюдений, бесед, тестов, творческих заданий. Оценку динамики уровня креативности проводить по результатам выполнения учащимися творческих проектов, сравнивая их с прошлогодними.
Известный учитель-новатор И. П. Волков говорил: «Обучать творческой деятельности - это, по нашему мнению, добиваться создания школьником оригинального продукта: модели, макета, литературного или художественного произведения, «изобретения», идеи решения технической задачи. В процессе творческой деятельности учащиеся должны применять усвоенные ранее знания, умения, навыки, осуществлять их перенос (использовать для разных целей, в разных условиях), комбинировать известные способы деятельности, находить новые пути решения задач».
Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков: -«замысел - реализация - рефлексия». На первом этапе ученики выдвигают идею проекта и обосновывают ее.
Тематика творческих проектов определяется содержанием обучения в классе и индивидуальными особенностями школьников. Это является одной из проблем проектного обучения, так как часто ученики 5-6-х классов выбирают тему проекта, которая не соответствует их силам. На этом этапе ученикам можно предложить тематику проектов, подходящую их личностным особенностям и запасу полученных знаний. Необходимое знание и правильные ответы на возникающие вопросы ученикам нужно добывать собственными силами, а лучший способ такого учения - заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта.
На стадии реализации проекта или технологическом этапе главной задачей школьников является самостоятельная работа, что предполагает применение необходимых знаний, умений и навыков. На уроках дети должны как можно больше самостоятельно работать головой, думать и делать. Только таким путем они смогут овладеть знаниями, умениями и навыками, научатся не говорить о работе, а работать. Теоретические сведения даются учащимся, главным образом, в форме вводного инструктажа перед работой и в ходе нее. Используются различные методы обучения: наглядные, словесные, практические.
rsj Q <Х»
КОНЦЕПТ
Топчиева В. И., Коньякова Т. Н. Технология проектного обучения как средство развития креативности учащихся // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. -ART 75110. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75110 УДК 371.314.6:37.026.9
Работа учащихся над проектом предполагает допущение множества ошибок, которые они должны научиться вовремя замечать и исправлять, а, следовательно, искать новые пути решения проблемы, развивая при этом воображение и творческое мышление.
Результативность опыта. Подготовка учащихся к жизни и труду всегда была важнейшей задачей школы, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовывать свой творческий потенциал.
Список использованной литературы
1. Еремина Л. И. Из опыта подготовки студентов в условиях реализации ФГОС высшего профессионального образования // Механизмы осуществления преемственности на всех ступенях системы непрерывного образования в условиях начала реализации стандартов второго поколения: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. «Преемственность в системе непрерывного образования» / под ред. В. Н. Просвиркина. - М., 2011. - С. 119-123.
2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
3. Поляков С. Д., Ясницкая В. Р., Зимин Э. С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело. - Ульяновск, 1996. - 28 с.
4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
Vera Topchiyeva,
the Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of history and a technique of teaching, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban [email protected] Tatyana Konyakova,
undergraduate of the I year of training, direction of preparation: 050100 pedagogical education, OOP "Management of the Educational Organization" ty, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban ratnikova [email protected]
Technology of design training as development tool of creativity of pupils
Abstract. In article it is about need and features of development of creativity of pupils. The author gives a number of the factors indicating relevance of development of creativity of future teachers and gives a complex of the pedagogical conditions promoting it.
Key words: creativity, development, pedagogical activity, knowledge, creative activity, project, result. Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани
Kuban State Universi-
rv yj nj
977230412015919