Научная статья на тему 'К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников'

К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕРВОКЛАССНИКИ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / ШАБЛОН / CREATIVE IMAGINATION / CREATIVITY / FIRST GRADERS / LEVEL OF DEVELOPMENT / TEMPLATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суняйкина Татьяна Васильевна, Хуторова Анна Сергеевна

В данной статье изложены некоторые результаты изучения уровня развития творческого воображения первоклассников. Автор задаётся целью поиска современных форм и методов развития креативности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суняйкина Татьяна Васильевна, Хуторова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the level of creative imagination first graders

In this article some results of studying of a level of development of creative imagination of first graders are stated. The author aims search of modern forms and methods of development of creativity of younger school students.

Текст научной работы на тему «К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников»

КОНЦЕПТ

Суняйкина Т. В., Хуторова А. С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75126. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75126.htm.

научно-методический электронный журнал Гос. Рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75126 УДК 37.026.9: 373.32

Суняйкина Татьяна Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Сла-вянск-на-Кубани [email protected]

Хуторова Анна Сергеевна,

магистрант I года обучения, направление подготовки: 44.04.01 «(Педагогическое образование», ООП «(Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани [email protected]

К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников

Аннотация. В данной статье изложены некоторые результаты изучения уровня развития творческого воображения первоклассников. Автор задаётся целью поиска современных форм и методов развития креативности младших школьников. Ключевые слова: творчество, творческое воображение, шаблон, креативность, первоклассники, уровень развития.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В наше время дети, в отличие от предыдущего поколения, находятся в необычной ситуации сильнейшего информационного и компьютерного влияния. Ребенок XXI века способен с легкостью овладеть навыками работы с различными электронными новинками, которые нам, взрослым, совсем недавно казалось чудом техники. Действительно, современные средства массовой информации, в том числе компьютерные, многое обеспечивают в прогрессе личности и человечества в целом. Они создают возможности почти безграничного расширения информационного поля, обеспечивают динамику обмена информацией и др. Но, с другой стороны, практически отсутствует контроль в отношении компьютерных средств и содержания их информации, ее влияния на различные аудитории, что, в конечном счете, зачастую пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения, может отрицательно влиять на интеллектуальное и творческое развитие личности. Кроме того, мы понимаем, что электронные средства - наряду с предоставленной ребёнку обширной информацией - все же стандартизируют мышление, задают шаблон действий.

Развитие же творческой личности требует не стандартного, а творческого ума и действий. Сегодня, как никогда прежде, ощущается потребность в формировании творческой личности. Поэтому, целенаправленная, грамотная, систематическая педагогическая работа по развитию творческого воображения является одной из важнейших задач современного образования.

Понятие креативности ныне достаточно активно обсуждается учёными и практиками, такими как К. Роджерс, М. А. Холодная, Ф. Баррон, М. Валлах, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Х. Гейвин, В. Н. Козленко, В. Н. Дружинини и др., которые дают понятие креативности, характеризуют его свойства и особенности. В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio - созидание) - это способность человека порождать

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Суняйкина Т. В., Хуторова А. С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75126. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75126.htm.

научно-методический электронный журнал Гос. Рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75126 УДК 37.026.9: 373.32

необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных

схем мышления.

Х. Гейвин пишет, что под креативностью подразумевается способность получать ценные результаты нестандартным способом. В. Н. Козленко рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «что с этим можно сделать?».

Важной составной частью креативности многие авторы (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и др.) считают творческое воображение, которое стало предметом нашего исследования. Берём за основу определение Л. С. Выготского, который писал, что воображение «строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

В современных словарях даются различные толкования понятия воображения: «Воображение (фантазия) - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте» (В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков «Большой психологический словарь»). С точки зрения М. В. Гамезо и И. А. Домашенко, воображение -«психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» (Е. П. Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности»).

Воображение и творчество тесно связано между собой, воображение формируется в процессе творческой деятельности.

Объектом нашего исследования является творческое воображение как характеристика креативной личности.

Предмет - уровень творческого воображения первоклассников.

Целью исследования является определение уровня творческого воображения первоклассников.

Задачи:

- изучение природы и особенностей творческого воображения первоклассников;

- определение методов исследования творческого воображения;

- проведение диагностического исследования, анализ его результатов, т. е. выявление уровня творческого воображения первоклассников, определение направлений для дальнейшей работы по его развитию.

В качестве гипотезы: мы взяли предположение о том, что уровень творческого воображения первоклассников низок в связи с недостаточным целенаправленным педагогическим воздействием на его развитие в дошкольном возрасте.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали два первых класса МБОУ СОШ № 18 станицы Ивановской Красноармейского района, обучение в которых осуществляется по программе «Школа России».

В ходе нашего небольшого диагностического исследования мы применяли методы:

- теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; сравнение, сопоставление;

- математические;

пи

КОНЦЕПТ

Суняйкина Т. В., Хуторова А. С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75126. 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75126.htm.

Гос. рег. Эл № фС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75126 УДК 37.026.9: 373.32

- эмпирические: наблюдение; тест «Свободный рисунок» авторов Ю. А. Афонь-киной, Л. Ю. Субботиной, Г. А. Урунтасовой.

Инструментарием исследования мы избрали именно рисуночный тест, потому что он наиболее доступен для выявления особенностей детей, пока не обладающих техникой чтения и осмыслением текста, навыком письма, а базируется на рисунках, где у большинства детей имеется значительная практика. Помимо того, выразительность рисунка помогает ребёнку проявлять те качества, которые пока он не может выразить словами.

Диагностика проводилась в двух первых классах МБОУ СОШ № 18 станицы Ивановской Красноармейского района, которые обучаются по программе «Школа России», автором данной работы. В начале мы объяснили классу условия выполнения работы: в течение 4-5 минут придумать и нарисовать что-либо необычное, новое, интересное. Каждый ребёнок получил лист бумаги, набор карандашей или фломастеров и выполнял работу индивидуально. Ребята были заинтересованы и увлечены работой. Некоторые обратились к учителю: «Что нарисовать?», а другие сразу принялись за работу.

После математической, статистической и сравнительно-аналитической обработки материалов диагностики мы получили следующие результаты. Условия диагностики предполагали деление детей по уровню творческого воображения на 5 групп:

1) 10 баллов - очень высокий;

2) 8-9 баллов - высокий;

3) 5-7 баллов - средний;

4) 3-4 балла - низкий;

5) 0-2 балла - очень низкий.

0% ™

5,5%

■ 0-2 балла - очень низкий

38,9% ■ 3 - 4 балла - низкий

■ 5 - 7 баллов - средний

■ 3-9 баллов - высокий

■ 10 баллов - очень высокий

55,5%

Рис. 1. Уровень развития творческого воображения школьников 1 «Г» класса

Результаты исследования в 1-м «г» классе показали: средняя степень развития творческого воображения составила 4,9 баллов, что является средним, но тяготеющим к низкому, уровню. Ограничен диапазон уровней развития творческого воображения: из пяти вышеназванных показателей присутствуют только три. Причем преобладают учащиеся, относящиеся к среднему: их половина (55,5%) - и низкому:

ru Q м

КОНЦЕПТ

Суняйкина Т. В., Хуторова А. С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75126. 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75126.htm.

Гос. рег. Эл № фС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75126 УДК 37.026.9: 373.32

их более трети класса (38,9%) - уровням развития творческого воображения. И только одна ученица (5,5%) показала высокий уровень развития. В 1 «Г» классе в целом средний уровень творческого воображения и равен 4,9 баллов, т. е. это средний уровень, но тяготеющий к низкому.

Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу: уровень творческого воображения первоклассников низок - мы посчитали недостаточной диагностику только одного класса и такое же исследование провели в параллельном 1 «в» классе МБОУ СОШ № 18 станицы Ивановской.

Результаты, хотя и с небольшим отклонением, оказались почти идентичными итогам исследования в 1 «г» классе. Здесь средний уровень развития творческого воображения составил 4,4 балла (напомним, что в 1 «г» классе - 4,9 балла), т. е. находится в промежутке между низким и средним уровнем развития. Причем большинство, т. е. половина ребят (54,5%) относятся, как и в параллельном 1 «г» классе (55,5%), к контингенту со средним уровнем творческого развития, а остальные (45,5%) показывают низкий уровень. Здесь еще более узок диапазон уровней развития творческого воображения. В этом классе нет ни одного учащегося с высоким, очень высоким и низким уровнем творческого развития воображения.

Рис. 2. Уровень развития творческого воображения школьников 1 «В» класса

Таким образом, наше предположение о недостаточно высоком уровне творческого развития воображения первоклассников - в исследуемых нами классах МБОУ СОШ № 18 станицы Ивановской Красноармейского района - подтвердилось.

Исходя из требований общества к личности и объективной необходимости творчески мыслящих и действующих людей для социально-экономического прогресса нашей страны мы приходим к выводу о необходимости использования потенциала школьного образования в этом направлении. Ключевой фигурой здесь является педагог, его принципы, цели, формы, методы работы, наличие креативных подходов в осуществлении своей профессиональной миссии.

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Суняйкина Т. В., Хуторова А. С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников // Кон цепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75126. 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75126.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75126 УДК 37.026.9: 373.32

Список литературы

1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - URL: ru.wikipedia.org; https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EE%E1%F0%E0%E6%E5%ED%E8%E5 Библиотека svitk.ru. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. - URL: http://svitk.ru/004_book_book/14b/3174_zinhenko-bolhoy_psihologiheskiy_slovar.php

3.

4.

1 9

Tatyana Sunyaykina, ISSN 2304-120X

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban [email protected]

Anna Hutorova, g ______ ______

undergraduate of 1 year of training, direction preparation: 44.04.01 "Pedagogical

education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University, branch in

Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban

[email protected]

On the level of creative imagination first graders

Abstract. In this article some results of studying of a level of development of creative imagination of first graders are stated. The author aims search of modern forms and methods of development of creativity of younger school students.

Key words: creativity, creative imagination, template, creativity, first graders, level of development. Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани

PU г м

9772304120159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.