КОНЦЕПТ
Суняйкина Т. В., Хуторова А. С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75126. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75126.htm.
научно-методический электронный журнал Гос. Рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75126 УДК 37.026.9: 373.32
Суняйкина Татьяна Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Сла-вянск-на-Кубани [email protected]
Хуторова Анна Сергеевна,
магистрант I года обучения, направление подготовки: 44.04.01 «(Педагогическое образование», ООП «(Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани [email protected]
К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников
Аннотация. В данной статье изложены некоторые результаты изучения уровня развития творческого воображения первоклассников. Автор задаётся целью поиска современных форм и методов развития креативности младших школьников. Ключевые слова: творчество, творческое воображение, шаблон, креативность, первоклассники, уровень развития.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В наше время дети, в отличие от предыдущего поколения, находятся в необычной ситуации сильнейшего информационного и компьютерного влияния. Ребенок XXI века способен с легкостью овладеть навыками работы с различными электронными новинками, которые нам, взрослым, совсем недавно казалось чудом техники. Действительно, современные средства массовой информации, в том числе компьютерные, многое обеспечивают в прогрессе личности и человечества в целом. Они создают возможности почти безграничного расширения информационного поля, обеспечивают динамику обмена информацией и др. Но, с другой стороны, практически отсутствует контроль в отношении компьютерных средств и содержания их информации, ее влияния на различные аудитории, что, в конечном счете, зачастую пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения, может отрицательно влиять на интеллектуальное и творческое развитие личности. Кроме того, мы понимаем, что электронные средства - наряду с предоставленной ребёнку обширной информацией - все же стандартизируют мышление, задают шаблон действий.
Развитие же творческой личности требует не стандартного, а творческого ума и действий. Сегодня, как никогда прежде, ощущается потребность в формировании творческой личности. Поэтому, целенаправленная, грамотная, систематическая педагогическая работа по развитию творческого воображения является одной из важнейших задач современного образования.
Понятие креативности ныне достаточно активно обсуждается учёными и практиками, такими как К. Роджерс, М. А. Холодная, Ф. Баррон, М. Валлах, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Х. Гейвин, В. Н. Козленко, В. Н. Дружинини и др., которые дают понятие креативности, характеризуют его свойства и особенности. В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio - созидание) - это способность человека порождать
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Суняйкина Т. В., Хуторова А. С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75126. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75126.htm.
научно-методический электронный журнал Гос. Рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75126 УДК 37.026.9: 373.32
необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных
схем мышления.
Х. Гейвин пишет, что под креативностью подразумевается способность получать ценные результаты нестандартным способом. В. Н. Козленко рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «что с этим можно сделать?».
Важной составной частью креативности многие авторы (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и др.) считают творческое воображение, которое стало предметом нашего исследования. Берём за основу определение Л. С. Выготского, который писал, что воображение «строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
В современных словарях даются различные толкования понятия воображения: «Воображение (фантазия) - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте» (В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков «Большой психологический словарь»). С точки зрения М. В. Гамезо и И. А. Домашенко, воображение -«психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» (Е. П. Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности»).
Воображение и творчество тесно связано между собой, воображение формируется в процессе творческой деятельности.
Объектом нашего исследования является творческое воображение как характеристика креативной личности.
Предмет - уровень творческого воображения первоклассников.
Целью исследования является определение уровня творческого воображения первоклассников.
Задачи:
- изучение природы и особенностей творческого воображения первоклассников;
- определение методов исследования творческого воображения;
- проведение диагностического исследования, анализ его результатов, т. е. выявление уровня творческого воображения первоклассников, определение направлений для дальнейшей работы по его развитию.
В качестве гипотезы: мы взяли предположение о том, что уровень творческого воображения первоклассников низок в связи с недостаточным целенаправленным педагогическим воздействием на его развитие в дошкольном возрасте.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали два первых класса МБОУ СОШ № 18 станицы Ивановской Красноармейского района, обучение в которых осуществляется по программе «Школа России».
В ходе нашего небольшого диагностического исследования мы применяли методы:
- теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; сравнение, сопоставление;
- математические;
пи
КОНЦЕПТ
Суняйкина Т. В., Хуторова А. С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75126. 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75126.htm.
Гос. рег. Эл № фС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75126 УДК 37.026.9: 373.32
- эмпирические: наблюдение; тест «Свободный рисунок» авторов Ю. А. Афонь-киной, Л. Ю. Субботиной, Г. А. Урунтасовой.
Инструментарием исследования мы избрали именно рисуночный тест, потому что он наиболее доступен для выявления особенностей детей, пока не обладающих техникой чтения и осмыслением текста, навыком письма, а базируется на рисунках, где у большинства детей имеется значительная практика. Помимо того, выразительность рисунка помогает ребёнку проявлять те качества, которые пока он не может выразить словами.
Диагностика проводилась в двух первых классах МБОУ СОШ № 18 станицы Ивановской Красноармейского района, которые обучаются по программе «Школа России», автором данной работы. В начале мы объяснили классу условия выполнения работы: в течение 4-5 минут придумать и нарисовать что-либо необычное, новое, интересное. Каждый ребёнок получил лист бумаги, набор карандашей или фломастеров и выполнял работу индивидуально. Ребята были заинтересованы и увлечены работой. Некоторые обратились к учителю: «Что нарисовать?», а другие сразу принялись за работу.
После математической, статистической и сравнительно-аналитической обработки материалов диагностики мы получили следующие результаты. Условия диагностики предполагали деление детей по уровню творческого воображения на 5 групп:
1) 10 баллов - очень высокий;
2) 8-9 баллов - высокий;
3) 5-7 баллов - средний;
4) 3-4 балла - низкий;
5) 0-2 балла - очень низкий.
0% ™
5,5%
■ 0-2 балла - очень низкий
38,9% ■ 3 - 4 балла - низкий
■ 5 - 7 баллов - средний
■ 3-9 баллов - высокий
■ 10 баллов - очень высокий
55,5%
Рис. 1. Уровень развития творческого воображения школьников 1 «Г» класса
Результаты исследования в 1-м «г» классе показали: средняя степень развития творческого воображения составила 4,9 баллов, что является средним, но тяготеющим к низкому, уровню. Ограничен диапазон уровней развития творческого воображения: из пяти вышеназванных показателей присутствуют только три. Причем преобладают учащиеся, относящиеся к среднему: их половина (55,5%) - и низкому:
ru Q м
КОНЦЕПТ
Суняйкина Т. В., Хуторова А. С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75126. 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75126.htm.
Гос. рег. Эл № фС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75126 УДК 37.026.9: 373.32
их более трети класса (38,9%) - уровням развития творческого воображения. И только одна ученица (5,5%) показала высокий уровень развития. В 1 «Г» классе в целом средний уровень творческого воображения и равен 4,9 баллов, т. е. это средний уровень, но тяготеющий к низкому.
Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу: уровень творческого воображения первоклассников низок - мы посчитали недостаточной диагностику только одного класса и такое же исследование провели в параллельном 1 «в» классе МБОУ СОШ № 18 станицы Ивановской.
Результаты, хотя и с небольшим отклонением, оказались почти идентичными итогам исследования в 1 «г» классе. Здесь средний уровень развития творческого воображения составил 4,4 балла (напомним, что в 1 «г» классе - 4,9 балла), т. е. находится в промежутке между низким и средним уровнем развития. Причем большинство, т. е. половина ребят (54,5%) относятся, как и в параллельном 1 «г» классе (55,5%), к контингенту со средним уровнем творческого развития, а остальные (45,5%) показывают низкий уровень. Здесь еще более узок диапазон уровней развития творческого воображения. В этом классе нет ни одного учащегося с высоким, очень высоким и низким уровнем творческого развития воображения.
Рис. 2. Уровень развития творческого воображения школьников 1 «В» класса
Таким образом, наше предположение о недостаточно высоком уровне творческого развития воображения первоклассников - в исследуемых нами классах МБОУ СОШ № 18 станицы Ивановской Красноармейского района - подтвердилось.
Исходя из требований общества к личности и объективной необходимости творчески мыслящих и действующих людей для социально-экономического прогресса нашей страны мы приходим к выводу о необходимости использования потенциала школьного образования в этом направлении. Ключевой фигурой здесь является педагог, его принципы, цели, формы, методы работы, наличие креативных подходов в осуществлении своей профессиональной миссии.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Суняйкина Т. В., Хуторова А. С. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников // Кон цепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75126. 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75126.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75126 УДК 37.026.9: 373.32
Список литературы
1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - URL: ru.wikipedia.org; https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EE%E1%F0%E0%E6%E5%ED%E8%E5 Библиотека svitk.ru. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. - URL: http://svitk.ru/004_book_book/14b/3174_zinhenko-bolhoy_psihologiheskiy_slovar.php
3.
4.
1 9
Tatyana Sunyaykina, ISSN 2304-120X
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban [email protected]
Anna Hutorova, g ______ ______
undergraduate of 1 year of training, direction preparation: 44.04.01 "Pedagogical
education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University, branch in
Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban
On the level of creative imagination first graders
Abstract. In this article some results of studying of a level of development of creative imagination of first graders are stated. The author aims search of modern forms and methods of development of creativity of younger school students.
Key words: creativity, creative imagination, template, creativity, first graders, level of development. Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани
PU г м
9772304120159