Научная статья на тему 'Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников'

Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / МОРАЛЬ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY SCHOOL / ETHICS / HUMANISM / MORALITY / SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топчиева Вера Ивановна, Котляр Татьяна Михайловна

В статье раскрывается субъективный уровень отношения учителей начальной школы к детям, определяется его влияние на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топчиева Вера Ивановна, Котляр Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the teacher''s personality on the formation of moral and creative qualities younger students

This article deals with the subjective level of attitudes of primary school teachers to children is determined by its effect on the formation of moral and creative qualities of younger students.

Текст научной работы на тему «Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников»

ART 75113

научно-методический электронный журнал

УДК 373.3

Топчиева В. И., Котляр Т. М. Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 07. - ART 75113. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75113.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Топчиева Вера Ивановна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики преподавания филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани

vera-sgpi@mail.ru

Котляр Татьяна Михайловна,

магистрант I года обучения, направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани tatiana.kotliar@yandex.ru

Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников

Аннотация. В статье раскрывается субъективный уровень отношения учителей начальной школы к детям, определяется его влияние на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, гуманизм, нравственность, мораль, начальная школа.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Выработанная за последнее десятилетия взвешенная государственная политика в области образования и воспитания российских граждан сформировала оптимальный баланс между национальными (общефедеральными, общероссийскими) ценностями, традициями и приоритетами, с одной стороны, и потребностями интеграции российской системы обучения в общеевропейские и общемировые образовательные процессы - с другой [1].

И тем не менее в современной школе учитель начальной школы испытывает определённые затруднения в организации воспитания своих воспитанников.

На родительских собраниях, все чаще можно наблюдать картину, где около половины родителей игнорируют приглашения учителя. Зачастую дети остаются без должного внимания со стороны семьи, такие дети отличаются слабостью нравственно- этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между сознанием и поведением. Эти характеристики коррелируют с нарушениями поведения, общения и учебной деятельностью. Всё больше встречается агрессивных и тревожных детей, которые способны на безнравственные поступки, которые не понимают «что такое хорошо и что такое плохо».

К. Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. По какому же каналу «изливается» воспитательная сила? Этот канал - межличностное взаимодействие взрослого с ребенком, в процессе которого идет развитие не только мл. школьников, но и изменение личности воспитателей. Именно от личности учителя во многом зависит как ребенок будет относиться к преградам, возникающим при взаимодействии с окружением [2]. Поэтому нами была предпринята попытка изучить субъективный уровень отношения учителей начальной школы к детям. В процессе исследования нам было интересно узнать, ка-

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Топчиева В. И., Котляр Т. М. Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 07. - ART 75113. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75113.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75113 УДК 373.3

ким является дифференцированное отношение к детям. Мы исходили из положения о том, что профессиональная позиция учителя предполагает безусловно положительное отношение к любому ребенку, невзирая на личные привязанности, индивидуальные особенности, что часто влияет на установление позитивного взаимоотношения. Однако, в практике работы учителя не только выделяют детей по своему отношению к ним, но и часто не могут контролировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных ситуациях взаимодействия с младшими школьниками, что показывает смешение профессиональных и личностных позиций. В беседах с учителями отмечалось проявление внутреннего конфликта между пониманием профессиональной позиции и реальным воплощением поведенческих реакций во взаимодействиях с детьми.

В процессе исследования учителям было предложено выразить свое отношение к детям по шкале от 0 до 100%. Результаты этих ответов представлены на рисунке.

60 50 40 30 20 10 0

20-40%

40-60%

60-80%

0-100%

Распределение учителей по их отношению к детям

На рисунке графически представлено отношение учителей к детям в %. По горизонтали расположены границы процентных отношений, а по вертикали непосредственное отношение учителей к детям.

При анализе полученных результатов были выделены четыре уровня отношения учителей к детям. Первый уровень - от 80 до 100%; второй - от 60 до 80%; третий - от 40 до 60%; четвертый - от 20 до 40%. Рисунок показывает, что большинство учителей проявляют положительное отношение к детям, соответствующее первому уровню. Такое отношение к детям выразили 55% учителей. Остальные 45% выражают свое положительное отношение к детям с некоторыми условиями, оговорками, то есть у них нет безусловного принятия детей. В своем отношении они, возможно, отталкиваются от обобщенного, идеального образа ребенка, поэтому какие -то качества детей они принимают, а какие -то отвергают. Причем к 11,1% мл. школьников учителя выразили отношение на 20 -40%, что на наш взгляд, свидетельствует о том, что идеальный образ ребенка у учителя не совпадает с образом реального ребенка, с которым он взаимодействует. Так как происходит такое несовпадение, то и способы реагирования учителя часто носят неадекватный характер. Для подтверждения этого предположения нами была использована методика ЦТО - Цветовой Тест Отношений. Проективные выборы осуществлялись с обеих сторон, как со стороны детей, так и взрослых, что позволило выявить влияние учителей на отношение к ним детей. Данные по взаимным цветовым предпочтениям учителей и мл. школьников представлены в табл. 1.

КОНЦЕПТ

Топчиева В. И., Котляр Т. М. Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 07. - ART 75113. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75113.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75113 УДК 373.3

Таблица 1

Цветовые выборы учителей по отношению к младшим школьникам и младших школьников по отношению к ним (%)

Цвет Цветовые выборы воспитателей по отношению к детям Цветовые выборы детей с адекватной половозрастной идентификацией Цветовые выборы детей с неадекватной половозрастной идентификацией

К-во выборов % К-во выборов % К-во выборов %

Синий 26 14,5 5 3,8 1 2

Зеленый 22 12,2 21 16,1 3 6

Красный 40 22,2 26 20 10 20

Желтый 28 15,6 32 25 17 34

Фиолетовый 30 16,6 24 18,5 8 16

Коричневый 10 5,6 8 6 3 6

Черный 6 3,3 8 6 4 8

Серый 18 10 6 4,6 4 8

Всего 180 100 130 100 50 100

Анализируя обобщенный цветовой ряд выборов учителей начальной школы к детям (35412067), мы пришли к следующим выводам: у учителей по отношению к детям наблюдается стремление производить впечатление, вызывать интерес, быть броскими. У них преобладает потребность в активной деятельности. Собственное благополучие зависит от гармонии отношений. Так, если нет гармонии в ближайшем окружении (например, в семье) то это влияет на их собственное благополучие, а также на благополучие детей. Вместе с тем у учителей отмечается недостаток уверенности в своих силах, приспособление к требованиям ситуации. Пребывание в стрессе и тревоге.

Такое состояние учителя имеет высокую степень воздействия на школьников, поскольку возрастные особенности их эмоциональной сферы предрасполагают к этому. С другой стороны, у детей ярко выражена потребность в активных взаимодействиях с учителем.

Анализ обобщенных цветовых рядов ученических выборов по отношению к учителям 43527601, показал, что все ученики по отношению к педагогам стремятся завоевать их внимание, признание. Они полны ожиданий от общения с ними. Также у всех мл. школьников исследуемой выборки, отмечается потребность в признании со стороны окружающих.

Результаты показывают, что у мл. школьников с адекватной и неадекватной половозрастной идентификацией на первом месте по отношению к воспитателю стоит желтый цвет 25% и 34% соответственно.

Сопоставление цветовых выборов детей с адекватной и неадекватной идентификацией с выборами учителей показало, что их совпадения наблюдаются очень редко, это подтверждает противоречивость между потребностями во взаимоотношениях и их реальной реализацией у учащихся и учителей.

ru о м

ART 75113

науш.о-методический электронный журнал

УДК 373.3

Топчиева В. И., Котляр Т. М. Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 07. - ART 75113. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75113.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Как уже отмечалось выше все школьники принимавшие участие в исследовании стремятся к завоеванию признания, внимания со стороны учителя.

В то же время у школьников с неадекватной половозрастной идентификацией проявляется конфликтное напряжение и ощущение повышенной потребности в полном взаимопонимании и чуткости близких (5 0). У большинства школьников нашей выборки выявилась неудовлетворенность во взаимоотношениях при осознании своей зависимости от объекта привязанности. Стремление сохранить активность, завладеть вниманием и эмоциональным расположением со стороны значимого взрослого. Дети с неадекватной половозрастной идентификацией испытывают по отношению к учителю эмоциональную неудовлетворенность, потребность в сотрудничестве. У них фрустрирована потребность в позитивной самооценке и уважении со стороны окружающих. Противодействие окружающих воспринимается как враждебность, что приводит к стрессу и разладу межличностных отношений.

Таким образом мы видим, что учителя хотят видеть в своих воспитанниках усидчивых, сосредоточенных послушных учащихся, а дети в свою очередь нуждаются в учителях как в соучаствующих значимых взрослых, принимающих и понимающих их эмоциональные состояния.

Поскольку нами была выявлена противоречивость образа ребенка, существующего у учителя и реальным ребенком, то возникло предположение об усугублении данного противоречия в конфликтных ситуациях, которые могут стать либо источником личностного развития, либо затормозить его [3]. Для этого была использована методика изучения фрустрации С. Розенцвейга. Мы предлагали учителям сначала выполнить взрослый вариант, а затем детский вариант методики. Причем, предлагая детский вариант, мы просили разрешить ситуацию так, как по их мнению должен выйти из нее ребенок. Такая инструкция, по нашему мнению, должна была стимулировать поиск более конструктивных способов решения фрустрирующей ситуации. Поведение во фрустрирующей ситуации показывает адекватность или неадекватность реагирования воспитателей. Результаты обоих вариантов представлены в табл. 2.

Анализ данной таблицы показывает, что как во взрослом, так и в детском вариантах ответов воспитателей преобладают реакции экстрапунитив- ного направления 52,2% и 55,9% (соответственно). В ответах детей, принимавших участие в исследовании, также преобладают такие реакции и их количество составило 58,8%. Далее по количеству во взрослом варианте были зафиксированы реакции интуитивного характера 25,2%, интуитивных реакций в ответах воспитателей всего на 2,6% меньше и они составляют 22,6%. В детском варианте ответов учителей преобладают реакции интуитивного характера 25,4%, интуитивные реакции составляют 18,7%. У школьников, исследуемой выборки, распределение процентных соотношений по им-пунитивному и интропунитивному направлению составило 24% и 17,2% (соответственно). По направлению реакций у учителей как во взрослом, так и в детском вариантах преобладали реакции по типу ЕЭ 50% и 53,9%, у школьников также преобладали реакции «с фиксацией на самозащите» 58,4%. Ответы учителей на взрослый вариант методики показали, что у них одинаковое количество реакций «с фиксацией на препятствии» и реакций «с фиксацией на удовлетворении потребностей» - 25%. В то время как в ответах на детские ситуации преобладают реакции «с фиксацией на удовлетворении потребностей» - 31,3%, затем реакции «с фиксацией на препятствии» - 14,8%, в детских ответах мы наблюдали те же самые реакции «с фиксацией на удовлетворении потребностей» - 24,6%, реакции «с фиксацией на препятствии» - 17%.

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Топчиева В. И., Котляр Т. М. Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных ка честв младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 07. - ART 75113. - 0,3 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал htcP7//e9k9O6n5Cei>t;rsUr/2304/7755l13.htm. - Гос рег Эл №

ART 75113 УДК 373.3

Профили фрустрациониых реакций учителей (взрослый и детский варианты, %)

Н!

Таблица 2

Профиль Фрустрационные реакции

Е I М О - О Е - В Ы - Р

Средние нормативы для взрослых 36,2 35,1 28,3 28,9 36,6 34,1

Взрослый 52,2 25,2 22,6 25 50 25

Детский 55,9 18,7 25,4 14,8 53,9 31,3

Таким образом, все вышеизложенное позволяет заключить, что: -по собственному мнению учителей к большинству школьников (55%) они относятся безусловно положительно, а к 45% учащимися - с некоторыми оговорками. Хотя результаты проективного исследования отношения учителей к школьникам выявили противоречие между восприятием образа ученика его учителем и реальными особенностями конкретного ребенка. Учителя в большей степени ждут от учащихся дисциплинированности, усидчивости, серьезности, активности на занятиях, тогда как ученики хотят эмоционального участия и принятия их учителем.

Одним из магистральных направлений психологической и воспитательной работы в начальной школе является личностное развитие ребенка [4]. Однако в настоящее время начальная школа определяется как подготовительный этап к обучению в основной школе, что привело к широкому распространению в практике начальной системы обучения детей по многим признакам схожей с обучением школьного типа среднего звена. Но при этом часто не учитываются особенности возраста и недооцениваются возможности личностного развития младшего школьника, причем не в абстрактной и расплывчатой туманности «всестороннего и гармоничного развития личности», а в конкретных формах поведенческого репертуара ребенка, его качествах и характеристиках.

Ссылки на источники

1. Топчиева В. И. Дискуссии о содержании и структуре школьного исторического образования второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. // Мировое сообщество: проблемы социально-экономиеского и духовно-политического развития: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Новороссийск, 18-19 апреля 2013 г.). - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. - С. 219.

2. Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - С. 45.

3. Аболин Л. M., Валиахметов Х. Х. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности. - Казань: Изд-во «Карпол», 2002. - С. 45.

4. Мельникова Н. В. Эмоциональное проявление нравственных чувств // Духовно-нравственное воспитание в образовании: роль социогуманитарных дисциплин: материалы конф. Ч. 2. - Уфа: Изд-во филиала ГОУ ВПО «МГОПУ им. М. А. Шолохова», 2006. - С. 15.

Vera Topchiyeva, ISSN 2304И 20Х

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of history and a technique of teaching, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban vera-sgpi@mail.ru

Tatyana Kotlyar, 9 7 7 2 з 0 4 120159

undergraduate of the I year of training, direction of préparation: 44.04.01 "Pedagogicai éducation", OOP

m С M

977230412015919

ART 75113

науш.о-методический электронный журнал

УДК 373.3

Топчиева В. И., Котляр Т. М. Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 07. - ART 75113. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75113.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

"Management of the Educational Organization", Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban,

Slavyansk-on-Kuban

tatiana .kotliar@yandex.ru

The influence of the teacher's personality on the formation of moral and creative qualities younger students

Abstract. This article deals with the subjective level of attitudes of primary school teachers to children is determined by its effect on the formation of moral and creative qualities of younger students. Key words: Secondary School, humanism, ethics, morality, elementary school.

Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.