Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие аспекты инклюзивного образования в коррекционном учреждении'

Здоровьесберегающие аспекты инклюзивного образования в коррекционном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1045
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INCLUSION / EDUCATION / HEALTH / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурупова Марина Валерьевна, Орехова Ирина Леонидовна

Инклюзивное образование как инновационный процесс позволяет осуществлять воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями на основе полноценной реализации их прав на получение доступного образования. Обеспечивается это созданием необходимых условий, позволяющих адаптировать образование к индивидуальным особенностям подрастающего человека, его психическим и физическим возможностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шурупова Марина Валерьевна, Орехова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health saving aspects of inclusive education in correctional institution

Inclusive education as an innovative process allows to implement upbringing and education of children with special educational needs on the basis of the full realization of their rights for affordable education. It is provided by the creation of the necessary conditions that allow to adapt the education to the individual needs of the young person, to his mental and physical abilities.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие аспекты инклюзивного образования в коррекционном учреждении»

УДК 371.9:613.4 ББК 74.5:51.204

Шурупова Марина Валерьевна

директор Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида г. Копейск Орехова Ирина Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск

Shurupova Marina Valerievna

Director of Municipal special (correctional) educational institution of the VIIIth type Kopeysk Orehova Irina Leonidovna Ph.D., associate professor department of life safety and bases of medical knowledge Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk orehovail@cspu.ru Здоровьесберегающие аспекты инклюзивного образования в коррекционном учреждении Health saving aspects of inclusive education in correctional institution Инклюзивное образование как инновационный процесс позволяет осуществлять воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями на основе полноценной реализации их прав на получение доступного образования. Обеспечивается это созданием необходимых условий, позволяющих адаптировать образование к индивидуальным особенностям подрастающего человека, его психическим и физическим возможностям.

Inclusive education as an innovative process allows to implement upbringing and education of children with special educational needs on the basis of the full realization of their rights for affordable education. It is provided by the creation of the necessary conditions that allow to adapt the education to the individual needs of the young person, to his mental and physical abilities.

Ключевые слова: инклюзия, образование, здоровье, образовательная

среда.

Key words: inclusion, education, health, educational environment.

Создание условий для полноценного обучения, воспитания и развития

детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из

приоритетов социальной политики государства. В связи с этим инклюзивное образование необходимо рассматривать как социальный заказ общества, которое переосмысляет свое отношение к инвалидам, детям, имеющим специфические психические и физические возможности.

Для того чтобы лучше понять сущность инклюзивного образования обратимся к пониманию самого термина. В новом несокращенном словаре Вебстера инклюзия определяется как «процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого» [1, с. 6]. Таким образом, инклюзия - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, вне зависимости от стартовых возможностей ребенка. Она нацелена не на изменение или исправление подрастающего человека, а на адаптацию образовательной и социальной среды к возможностям конкретного ребенка.

Развитие инклюзивного образования на современном этапе обеспечивается, во-первых, опытом специального и интегрированного образования, а во-вторых, технологическим опытом психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В этих направлениях работали Г.Л. Зайцева, Л.М. Кобрина, А.Н. Коноплева, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, Т.Л. Лещинская, М.Л. Любимова, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Л.И. Тигранова, Д.В. Шамсутдинова, Л.Е. Шевчук, Л.М. Шипицина, Е.А. Шкатова, Н.Д. Шматко и другие.

Анализ литературы позволил выявить ряд принципов, на основе которых строится инклюзивное образование подрастающего человека:

• ценность ребенка не зависит от его способностей и достижений;

• каждый ребенок способен чувствовать и думать;

• каждый ребенок имеет право на общение и на то, чтобы быть услы-

шанным;

• все дети нуждаются друг в друге;

• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений ребенка;

• все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

• для всех детей достижение образовательного прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

• разнообразие усиливает все стороны жизни ребенка.

Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества

жизни ребенка с особыми образовательными возможностями и его семьи, создание необходимых условий для успешной социальной адаптации и образования всех без исключения детей. Данная проблема значима и для нашей образовательной организации, так как в нашей школе образование получают дети с различными проблемами здоровья: нарушение интеллекта, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич с сочетанными дефектами и другие. Таким образом, потребность в создании ресурсного центра инклюзивного образования в коррекционном (специальном) образовательном учреждении VIII вида, деятельность которого интегрировала бы дальнейшее развитие экспериментальной работы в области здоровьесбережения и создание условий для повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, для нас является крайне актуальной. Основными направлениями деятельности названного выше центра являются:

• Разработка методического обеспечения деятельности педагогического коллектива в области инклюзивного образования.

• Психологическое сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса.

• Разработка индивидуальных образовательных программ.

• Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

• Разработка и внедрение тьюторского сопровождения индивидуального воспитания, обучения и развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

• Реализация вариативных оздоровительных технологий, обусловленных личностно-возрастными особенностями, возможностями и потребностями ребенка.

• Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.

Методологией создания ресурсного центра являются:

- системный подход, как общенаучный подход, который обеспечивает выявление основных компонентов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, реализующего инклюзивное образование, а также внутренние и внешние связи этих компонентов с другими компонентами и системами;

- деятельностный подход, позволяющий определить основные виды деятельности педагогов, обеспечивающие адекватно-эффективные результаты обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их успешной социальной адаптации и образования, здоровьес-бережение, мотивацию здорового образа жизни, формирование у подрастающего человека рациональных взаимоотношений с другим человеком, социальными группами, обществом, природой, социально-природной средой и самим собой;

- компетентностный подход, который обеспечивает выявление профессиональных компетенций педагога в области создания здоровьесберегающей, здоровьеразвивающей образовательной среды, природосообразного образовательного процесса, субъект-субъектных педагогических взаимоотношений, вариативного оздоровления субъектов образования; выявленные оздоровительные компетенции обусловливают эколого-валеологическую компетентность педагогов и педагогического коллектива образовательного учреждения в целом;

- личностно ориентированный подход, нацеливающий педагогический коллектив и каждого педагога на формирование подрастающего человека как личности, полной реализации его внутренних ресурсов на основе субъект-субъектных взаимоотношений, взаимопомощи, сотрудничества, совместного доступного нашим детям творчества;

- инклюзивный подход, который обеспечивает создание безбарьерной среды, адаптированной под особые бразовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, «не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка» [1, с. 16].

С позиции здоровьесбережения и обозначенных выше методологических подходов нами разработана программа, которая представляет собой последовательные, поэтапные действия, которые направлены на повышение качества образования детей с особыми образовательными потребностями, обеспечивающего формирование комплексного благополучия этих детей.

Цель программы: создание условий для реализации инклюзивного образования, здоровьесбережения, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Дорожная карта программы

№ п/п Направление работы Творческие группы Содержание работы. Обсуждаемые вопросы

1 Реализация комплексной эколого-валеологической программы «Стань таким, каким захочешь» Педагогический коллектив школы-интерната • Анализ авторской программы эколо-го-валеологического образования школьников. • Человек как феномен природы и познания. Феноменальность природосообразного образования и воспитания. • Психосоматические типы детей и подростков. • Основные законы функционирования системы «образовательная среда -субъект образования»

2 Содержание, методическое и техническое обеспечение интегрированного учебного курса «Я - человек, ты - человек, мы - люди» • Диагностика и методика формирование рациональных познавательных, эстетических и потребительских отношений подрастающего человека с окружающим миром. • Здоровьесберегающие технологии: культуротворчество, глубинная экология и другие. • Функции взаимодействия ребенка с природой. От экологического образования к его экологизации.

• Особенности работы с рабочей тетрадью «Мир вокруг нас в красках, формах и звуках». • Практическая реализация учебного курса. Посещение и обсуждение учебных занятий, воспитательных мероприятий. Тематические консультации. Организация и проведение секции школьной научно-практической конференции по итогам работы по данному направлению

3 Формирование эколого-валеологической компетентности и готовности к оздоровлению субъектов образования средствами упреждающего оздоровления образования • Здоровьесберегающие технологии: - возможности аутотренинга в оздоровлении субъектов образования, методика его проведения на уроке и вне учебного занятия; - комната психологической разгрузки -для психолога, медика, дефектолога, учителя, воспитателя; - лечебная педагогика в условиях школы; песочная терапия; - фито- и аромаоздоровление в условиях учебно-воспитательного процесса. • Психоактивные вещества и не обязательно наркотические: механизмы зависимости, методы диагностики, профилактика. • «Искусство быть вместе» - здоровьесберегающее педагогическое взаимодействие

4 Формирование комплексного благополучия, сопряженного с благополучием окружающей социальноприродной среды Воспитанники и учащиеся школы-интерната • Разработка и реализация системы формирования у дошкольников рациональных эстетических, чувственных, познавательных и потребительских отношений с окружающим миром. • Реализация системы выявления индивидуальных психологических и соматических особенностей личности с целью диверсифицированной организации воспитательного процесса. • Реализация системы контроля за работоспособностью и утомляемостью учащихся в динамике учебного дня, недели, четверти, года при введении новых форм, методов и режимов обучения, при изучении адаптации к этим нововведениям. • Реализация системных подходов к снятию усталости, эмоционального напряжения, развитию адаптационных возможностей организма подрастаю-

щего человека. • Разработка и реализация системы благотворного влияния природной среды на развитие детей

5 Формирование у родителей потребности в оздоровлении своих детей Родителя воспитанников и учащихся школы-интерната • Организация и проведение тематических занятий «школы здоровья» с родителями учащихся и воспитанников. • Организация и проведение тематических занятий с родителями дошкольников «Ступени здоровья». • Совместное проведение праздников оздоровительной направленности, Дней здоровья, Недели толерантности и т.д.

6 Разработка единой образовательной линии по инклюзивному образованию, сочетающей урочную, внеурочную деятельность, социальную практику учащихся Педагоги, учащиеся, воспитанники, родители • Разработка и реализация модели «Единая предметная содержательная линия «». • Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями. • Разработка и внедрение технологии тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. • Развитие клубной деятельности учащихся. • Реализация программы «Специальная олимпиада России». • Создание электронных дидактических систем для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. • Реализация проекта «Поливалентный актовый зал». • Реализация проекта «Вести»

Таким образом, эффективная реализация программы возможна совместными усилиями педагогического коллектива МС(к)ОУ VIII вида, учащихся, воспитанников школы-интерната при поддержке социальных партнеров и родителей, а «дорожная карта» позволяет определить основные направления и содержание работы, обеспечивающие достижение поставленной цели.

Библиографический список

1. Инклюзивное образование. Выпуск 1 / сост. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина [Текст]. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.

2. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования

образовательной политики и системы: Материалы международной

конференции. 19-20июня 2008 года [Текст]. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. - 215 с.

3. На пути к инклюзивной школе: пособие для учителей [Текст] / РООИ «Перспектива». - М.: Перспектива, 2006. - 40 с. - (Образование - право для всех).

4. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Текст] / Н.М. Назарова // Социальная педагогика. -2010. - № 1. - С. 77-87.

5. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Текст] / Н.М. Назарова // Коррекционная педагогика. -2010. - № 4. - С. 8-16.

6. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу: сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. Ю.Л. Загуменнова. - Минск: Ковчег, 2009. - 264 с.

7. Системная здоровьесберегающая деятельность в условиях учреждения инклюзивного образования [Текст] / И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева, М.В. Шурупова // Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы: сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с участием ученых и специалистов из регионов Российской Федерации, 24 октября 2012 г. - Уфа, 2012. - С. 146-152.

Bibliography

1. Inclusive education. Iss. 1 / comp. by S.V. Alekhina, N.Ya. Semago, A.K. Fadina. - M.: Tsentr "Shkolnaya kniga", 2010. - 272 p.

2. Inclusive education: problems of improving educational policies and system: Proceedings of the International Conference. 19-20 June 2008 [Text]. - St. Pet.: Publishing House of the RSPU named after A.I. Herzen, 2008. - 215 p .

3. Towards the way to inclusive school: manual for teachers [Text] / ROOI "Perspective". - M.: Perspectiva, 2006. - 40 p. - (Education - the right for all).

4. Nazarova, N.M. Integrated (inclusive) education: the genesis and implementation problems [Text] / N.M. Nazarova // Social pedagogy. - 2010. - № 1. - Pp. 77-87.

5. Nazarova, N.M. Integrated (inclusive) education: the genesis and implementation problems [Text] / N.M. Nazarova // Correctional pedagogy . - 2010. - № 4. - Pp. 8-16.

6. From inclusive education to inclusive society: coll. of scient. w. [Text] / Ed. by Yu.L. Zagumennov. - Minsk: Kovcheg, 2009. - 264 p .

8. Systematic health saving activity in inclusive education institutions [Text] / I.L. Orehova, Z.I. Tyumaseva , M.V. Shurupova // Inclusive education of children with disabilities: state and perspectives: coll. of mat. of the Republican scientific conference with the participation of scientists and specialists from the regions of the Russian Federation , 24 October 2012. - Ufa, 2012. - Pp. 146-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.