Научная статья на тему 'Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях'

Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2654
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERNIZATION OF EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / SPECIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Наталья Михайловна

Описаны системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях. Рассмотрены основные условия снижения данных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC RISKS OF DEVELOPMENT OF INCLUSIVE AND SPECIAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Systemic risks of development of inclusive and special education in today’s environment are described. Main conditions to reduce these risks are enumerated.

Текст научной работы на тему «Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях»

УДК 376.1 ББК Ч424.46

Москва, Россия СИСТЕМНЫЕ РИСКИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.03; 13.00.01

Н. М. Назарова N. M. Nazarova Moscow, Russia

SYSTEMIC RISKS OF DEVELOPMENT OF INCLUSIVE AND SPECIAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. Описаны системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях. Рассмотрены основные условия снижения данных рисков.

Ключевые слова: модернизация образования, инклюзивное образование, специальное образование.

Сведения об авторе: Назарова Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: Московский городской педагогический университет, г. Москва.

Контактная информация: 129226,

Abstract. Systemic risks of development of inclusive and special education in today’s environment are described. Main conditions to reduce these risks are enumerated.

Key words: modernization of education, inclusive education, special education.

About the author: Nazarova Natalia Mikhailovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Moscow City Pedagogical University, Moscow.

/focKBa, 2-h CeflbCK0X03aHCTBeHHbiH np-g, 4.

С конца 90-х годов ХХ века отечественное образование вступило в период модернизации, приоритетным направлением которой стали организационно-экономические преобразования. В последние годы этого периода неоднозначные реформаторские процессы, происходящие в специальном образовании и в сфере подготовки дефектологов, осложняются нарастающими кризисными явлениями в экономике, эффектом «демографической ямы», использованием административного ресурса для внедрения и ускорения инклюзивных процессов в образовании, постепенным свертыванием системы специальных (коррекционных)

учреждений. Эти и другие явления свидетельствуют о вхождении отечественного специального образования в новую фазу своего развития — фазу нестабильности, бифуркации, когда векторы дальнейшего развития будут определяться особенностями синергетики влияющих на него сил.

Как справедливо отмечает А. Г. Асмолов, даже беглая оценка успехов и неудач периода модернизации образования показывает, что «за гранью различных сценариев развития образования, как правило, оказывались системные социальные и ментальные эффекты, в порождении которых участвует образование: обеспечение социальной

мобильности личности, качества и доступности образования как факторов уменьшения рисков социального расслоения общества; конструирование социальных норм толерантности и доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур; успешная социализация подрастающего поколения...» (1, с. 6).

Результатом попыток целенаправленного реформирования образования органами государственной власти, предпринятых в последние годы, а также влияния мало контролируемых процессов, инициированных различными социальными институтами, группами или порожденных пассивной реакцией образовательной системы на различные бюджетные ограничения, стали риски и препятствия, которые, синергетически дополняя и усиливая друг друга, сформировали к настоящему времени опасность стагнации, размывания и ослабления отечественного специального образования уже в ближайшем будущем, а также сформировали предпосылки дискредитации идеи инклюзивного образования. В данной статье мы рассмотрим некоторые из этих рисков, а также выскажем свои предположения о возможных путях их снижения.

Одним из системных рисков является последовательное и планомерное редуцирование системы специального образования под влиянием административной формы реализации инклюзивных процессов в регионах, ведущее в ко-

нечном счете к утрате уникального кадрового и методико-технологиче-ского потенциала, сформированных в этой образовательной системе в последние десятилетия. Этот риск усиливается отсутствием внятной государственной и региональной политики (нормативно-правовая

база, финансирование), направленной на развитие системы специального образования, ее учреждений и кадрового потенциала, научно-методического обеспечения в контексте целостного процесса реформирования образования.

Сегодня обычной практикой стало последовательное сокращение числа учреждений системы специального образования в регионах, закрытие специальных школ административным путем под предлогом модернизации образования и внедрения инклюзивных процессов, что в реальности, как правило, представляет собой всего лишь перевод учащихся с особыми образовательными потребностями в систему массового образования, не подготовленную ни содержательно, ни организационно, ни материально, ни компетентностно, ни психологически для работы в условиях интеграции (инклюзии). Так, например, по данным Минобрнауки, только в 2011 году в России было закрыто таким образом более 50 учреждений специального образования. В качестве аргумента в пользу таких действий органы управления образованием на местах нередко называют ситуацию «демографической ямы», уменьшение числа детей с особыми образовательными

потребностями и соответственно отсутствие потребности в столь значительном числе специальных образовательных учреждений.

Обратившись к зарубежному опыту внедрения инклюзивных процессов, можно увидеть, что несмотря на добровольный (подчеркнем, добровольный!) переход части учащихся с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения, реализующие инклюзивные программы, государство, а также региональные, муниципальные власти, сохраняют и развивают существующее число учреждений специального образования с целью создания более комфортных условий для той части детей с ограниченными возможностями, которые по объективным причинам не могут обучаться в инклюзивных учреждениях и остаются в системе специального образования. За родителями и учащимся сохраняется конституционное право выбора места и способа обучения и возможность перехода из учреждения специального в учреждение инклюзивного образования и обратно. Складывающаяся отечественная практика внедрения инклюзивных процессов соблюдения такого права не предусматривает, равно как и права на улучшение условий образования для этой категории детского населения.

Можно было бы выразить оптимизм по поводу развития в стране инклюзивных процессов, которые для определенной части детей с особыми образовательными потребностями действительно могут

стать своеобразным «социальным лифтом», обеспечивая им качественное общее образование и успешный опыт социальной адаптации для последующего приобретения востребованной на рынке труда профессии или специальности и последующей социально-трудовой интеграции. Однако многочисленные примеры свидетельствуют об обратном: дорогостоящий социально-образовательный проект (каким он на самом деле должен быть) — инклюзивное образование- становится в практике отечественного образования всего лишь способом экономии на образовании и частичного решения его проблем в условиях экономического кризиса и «демографической ямы» за счет:

- высвобождения архитектурных объектов и земельных площадей при закрытии учреждений специального образования и появления возможности их эксплуатации в других, экономически выгодных целях;

- высвобождения значительного

числа работников (педагоги и воспитатели-дефектологи, вспомога-

тельный персонал специального учреждения);

- перенесения значительных расходов, затрачиваемых специальным образовательным учреждением (вторая половина дня) на детей с ограниченными возможностями, на бюджет семьи при переходе на инклюзивную форму обучения (питание, уход, коррекционно-педагогическая помощь специалистов, психологическое и социально-педагогическое сопровождение, обучение, досуг и др.);

- отсутствия жестких сертифицированных требований к созданию специальной образовательной среды в массовых образовательных учреждениях, декларирующих инклюзивные программы, и допущения тем самым минимальных расходов учреждения на эти нужды;

- формирования дополнительного контингента учащихся образовательного (инклюзивного) учреждения за счет привлечения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях «подушевого финансирования» и сглаживания тем самым для себя проблемы «демографической ямы» и бедности школьного бюджета при необязательности расходования последнего на создание специальной образовательной среды;

- игнорирования значимости специальной технологической компетентности и психологической готовности учителя общеобразовательной школы к работе в условиях инклюзивного обучения, незначительности средств на его переобучение и повышение материальной заинтересованности в условиях инклюзивного образования.

Другим серьезным риском и препятствием к дальнейшему развитию специальной педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями может стать профессиональная некомпетентность специалистов, приводящая к снижению качества специальных образовательных услуг. Причин для этого несколько.

Во-первых, это переход к новому ФГОС вузовского педагоги-

ческого образования по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», в котором (как, впрочем, и в других направлениях педагогического образования) исключена стандартизация, а значит, и контролируемое на государственном уровне качество профессиональной подготовки бакалавра в той ее части, которая ранее являлась (и остается сейчас) стержневой частью содержания специальности сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда и других, высокотехнологичная и специфическая методическая подготовка специалиста-дефектолога той или иной специальности. Другими словами, готовность дефектолога к практической коррекционно-педагогической работе сегодня не стандартизирована, а значит, ее в меру своей компетентности формирует и контролирует качество сам вуз.

Во-вторых, в соответствии с новым ФГОС в содержании профессиональной подготовки педагога для массовой системы образования отсутствует требование специальной компетентности (или хотя бы осведомленности) для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, т. е. методическая, дидактическая, психологическая подготовка к работе в условиях инклюзивного образования. Существовавший в предыдущем государственном стандарте обязательный ознакомительный курс «Основы коррекционной педагогики и психологии» в новом ФГОС исчез, будучи отправленным (в лучшем случае) в вариативную часть.

В-третьих, педагоги-практики массовой системы образования не только не обладают необходимой для новых условий специальной методической подготовкой, не могут с помощью краткосрочных теоретических курсов повышения квалификации достичь необходимого уровня практической подготовленности, но и не стремятся к этому, так как у них отсутствует серьезная мотивация к работе в инклюзивных классах.

Необходимо подумать и о таком отсроченном риске для инклюзивного и специального образования, как выход из «демографической ямы» через несколько лет (его начало мы сегодня наблюдаем в системе дошкольного образования — переполненные ясельные группы, невозможность записать ребенка в детский сад). В обозримой перспективе переполненные классы в типовых огромных школах (проводимое ныне слияние и укрупнение школ — еще один риск для инклюзивного образования) вряд ли позволят создать условия для индивидуального подхода к учащимся с особыми образовательными потребностями. Подобная ситуация уже имела место в истории образования, когда в европейских школах приступили к реализации законов об обязательном начальном обучении в середине XIX в. — при дефиците школ и огромном наплыве учеников в одном классе нередко насчитывалось до 80 человек. Именно эти события и подтолкнули европейскую систему образования к форсированному открытию от-

дельных от массовой системы образования специальных образовательных учреждений, которые, как полагали тогда, и позволят обеспечить индивидуальный подход и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями. На какое решение похожей проблемы можно рассчитывать в нашей стране в перспективе? Разукрупнение школ и уменьшение наполняемости классов? Это огромные средства, которых у государства для образования не было и не будет. Вернуться назад к системе специального образования, от которой к тому времени мало что останется при сегодняшних темпах ее свертывания? Не следует сбрасывать со счетов и появление негативных социальных ожиданий семьи ребенка с ограниченными возможностями, ее разочарование результатами «инклюзивного обучения» в ближайшей к месту жительства, но абсолютно не готовой к инклюзии массовой общеобразовательной школе.

Указанные выше некоторые из наиболее значительных рисков и препятствий в развитии специального образования неизбежно приведут к снижению качества образования и к закономерным затруднениям в последующей социальнотрудовой интеграции лиц с ограниченными возможностями.

Одновременно можно говорить и о том, что развитие инклюзивных процессов по существующему сценарию приведет к дискредитации гуманной идеи инклюзивного образования.

Каковы же пути снижения рисков, которые, не исключаем, могут быть затруднительны в условиях нарастания экономического кризиса?

Мы полагаем, вслед за А. Г. Ас-моловым, что одним из ключевых условий снижения рисков в развитии специального и инклюзивного образования является формирование адекватных социальных и мотивационных механизмов в процессах реформирования специального образования и развития инклюзивного образования. Речь должна идти, в первую очередь, о формировании адекватной мотивации у родителей детей с особыми образовательными потребностями. Мотив «мой ребенок будет, как все, ходить в школу около дома» должен смениться мотивом «мой ребенок должен получить качественное образование и коррекционно-педагогическую помощь там, где для этого созданы наилучшие условия, чтобы затем вести полноценную и достойную жизнь». Второй мотив по своей сути — протестный по отношению к существующей сегодня практике распространения «административной инклюзии», ликвидации специальных учреждений и соответствующей системы помощи в них. История специального образования, как зарубежная, так и отечественная, показывает, что именно родительская компетентная мотивация и социальная активность становятся катализатором позитивных изменений в решении проблем образования детей с ограниченными возможностями, действенной фор-

мой общественного контроля реализации социальных реформ в области образования.

Необходимо также формирование мотивационных механизмов у участников образовательного процесса как в условиях инклюзивного, так и в условиях сохранившегося специального образования.

Другим не менее важным условием снижения рисков негативных сценариев развития специального и инклюзивного образования является отчетливое понимание того, что избранный сегодня вектор реформирования специального образования должен быть направлен не только на всю сферу образования, но на образовательное пространство в целом, включающее различные институты социализации, такие как семья, социум, средства массовой коммуникации, сфера культуры. Речь должна идти о государственном системно-синергетическом подходе к конструированию и реализации программы развития специального и инклюзивного образования.

Доминантой реализуемой сегодня «административной инклюзии» является декларация обеспечения государственной гарантии права на получение образования для лиц с ограниченными возможностями (см., например, соответствующий Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»), то есть его доступности. Однако в большей мере, исходя из фундаментальных принципов инклюзивного обучения, следует говорить о госу-

дарственной гарантии права указанных лиц на получение качественного образования за счет:

- обеспечения специальной педагогической, психологической и методической компетентности специалистов системы образования, причастных к реализации инклюзивных процессов;

- обеспечения сертификации специальной образовательной среды в учреждениях образования, реализующих инклюзивные программы;

- перехода к вариативным формам организации учебного процесса (в первую очередь в инклюзивных школах) как важнейшего условия реализации индивидуального подхода и индивидуальной образовательной программы учащегося с особыми образовательными потребностями, определения ее статуса и тщательного методического обеспечения реализации таких программ;

- обеспечения доступности квалифицированной и бесплатной специальной педагогической (логопедической, суропедагогической и др.) и психологической помощи в учреждениях массового образования, реализующих инклюзивные программы;

- сохранения и развития существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений для повышения качества специальной педагогической и психологической помощи тем детям и подросткам с ограниченными возможностями, которые по объективным причинам не могут посещать инклюзивные образовательные учреждения;

- нормативно-правового и экономического обеспечения нового статуса специальных образовательных учреждений как ресурсных или методических центров специального и инклюзивного образования.

Немаловажным условием снижения рисков развития специального образования и дискредитации инклюзивного обучения является активная социальная и профессиональная позиция специалистов-де-фектологов.

Литература

1. Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А. Г. Асмолов. — М., 2011.

2. Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». — М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.