Научная статья на тему 'Формирование психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования'

Формирование психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2122
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкасова С. А.

Рассматривается проблема подготовки педагогов-психологов в системе инклюзивного образования. Анализируется структура психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования, приводятся результаты исследования формирования психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF PSYCHOLOGY STUDENTS FOR WORK ININCLUSIVE EDUCATION SYSTEM

The article examines the problem of training of educational psychologists in the system of inclusive education. We analyze the structure of psychological and educational readiness ofpsychology students for work in the system of inclusive education, the results of the research of formation of psychological and educational psychology students' readiness for work in inclusive education.

Текст научной работы на тему «Формирование психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования»

7. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.

8. Будинайте Г. Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии. 1993. Т. 14. № 5. С. 99-105.

9. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал 1984. Т.5. № 5. С. 63-70.

10. Бубнова С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности / Методы психологической диагностики. Вып. 2. Под ред. А. Н. Воронина. М., 1994. С. 144-157.

11. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2009. С. 268.

12. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 13-25.

13. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.

Y. E. Sorokina

VALUE ORIENTATIONS IN THE SEMANTIC PERSPECTIVE OF LIFE PROJECTS

The article is devoted to the problems of definition, characteristics and main questions of value orientations closely connected with structural components of man’s life projects, that are time perspective and semantic perspective.

Keywords: value and value orientations, life project, perspective.

УДК 159.923

С.А. Черкасова, старший преподаватель (4872) 35-56-68 cherkasova81 @mail.ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается проблема подготовки педагогов-психологов в системе инклюзивного образования. Анализируется структура психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования, приводятся результаты исследования формирования психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическая

готовность к работе в системе инклюзивного образования, программа подготовки будущих педагогов-психологов к работе системе инклюзивного образования.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-1671005 а/Ц.

Современные социологические, психолого-педагогические исследования констатируют тот факт, что в настоящее время из-за влияния многочисленных факторов, таких, как биогенные, социогенные и психогенные, все чаще встречаются дети с различными отклонениями в развитии и поведении. В традиционной для России системе образования дети с той или иной формой нарушения, с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России под влиянием либерально-демократических преобразований произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценки возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что для каждого ребенка необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Таким образом, речь идет об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт [1, с. 23-24]. Инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей [2].

Введение инклюзивного образования благоприятно воздействует не только на развитие личности детей с отклонениями в здоровье, но и на их нормально развивающихся сверстников. Формирование позиции принятия, толерантности, эмпатии к «особым» ученикам, стремления оказать им помощь, которые формируются при взаимодействии ребенка с особенностями в развитии и их нормально развивающимися одноклассниками в едином образовательном пространстве, снижает риск возникновения агрессивности, интолерантности у последних.

Введение инклюзивного образования затрагивает и деятельность школьных психологов. Их роль - создание целостной системы поддержки, основанной на экологическом подходе, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, психолог образования сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии [3, с.

17].

На практике эта деятельность заключается в мерах по первичной, вторичной и третичной профилактике школьной дезадаптации, фасилитации перемен в жизни школы, связанных с внедрением

инклюзивного образования, планирование дальнейшей образовательной траектории, иногда на очень длительный срок, кризисные интервенции (например, при постановке вопроса об исключении ребенка из школы), индивидуальное и групповое консультирование по психологическим аспектам инклюзивного образования [4, с. 85].

Однако многие школьные психологи не имеют специальной подготовки в работе с детьми с различными отклонениями. Более того, наши исследования показали, что проблема подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования в вузах недостаточно разработана.

Следует отметить, что отсутствие системного подхода к проблеме готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе в условиях университетов приводит к ограничению возможности приобретения необходимых умений и навыков, боле того, у будущих профессионалов не формируется целостного представления о содержании работы с такими детьми. Однако действующее "Положение о психологической службе образования" в разделе "Развивающая и психокоррекционная работа" и национальная образовательная инициатива «Новая школа», которые позиционируют «новую» школу как школу для всех, содержат прямое указание на то, что психолог обязан владеть знаниями, умениями и навыками работы с такими детьми.

В систему подготовки кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна входить психолого-педагогическая готовность к работе с такими детьми. Анализ исследования проблемы готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности показал, что ее изучение осуществляется по направлениям (психологическое, акмеологическое, психолого-педагогическое,

педагогическое) и плоскостям (личностная, функциональная, личностнодеятельностная). Под личностной плоскостью понимается проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленных характером будущей деятельности [5; с. 180-182]. В целом готовность к профессиональной деятельности рассматривается как активное состояние личности, вызывающее деятельность; как следствие деятельности; как качество, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачи; как предпосылка к целенаправленно деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности; как форма деятельности субъекта, которая включается в общий поток его условий [6; с. 70].

Мы склонны рассматривать готовность к профессиональной деятельности одновременно и как психическое состояние, и как качество личности. В контексте нашего исследования приоритетным является личностный подход при изучении готовности к деятельности (Л.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.С. Ильин, Я.Л. Коломинский, В.С. Мерлин,

В.В. Сериков, В.А. Ядов), с позиций которого готовность к деятельности понимается как интегральное личностное образование, система качеств личности, обеспечивающих результативность деятельности специалиста. С позиций данного методологического основания готовность к профессиональной деятельности выступает сложным комплексным психическим образованием, связанным с глубинными структурами личности, с ее ценностно-смысловой сферой. Критерием сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности выступает интегрированность ее структуры [7; с 56-57]. В связи с этим значительная степень готовности к профессиональной деятельности зависит от индивидуальных особенностей человека. На основании этого определяются следующие виды готовности: психолого-педагогическая (Е.А. Климов, И.И. Резвицкий, А.Я. Никонова, Е.П. Ильин, А.К. Маркова); функциональная, операциональная, мотивационная (Ю.М. Забродин); мотивационная, профессионально-личностная (О.М. Краснорядцева); моральная, психологическая, профессиональная (К.К. Платонов); по степени длительности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Бочелюк, Г.Н. Жуков, З.А. Кулаева); воспитательная, организационноуправленческая, технико-эксплуатационная (Г.Н. Жуков); физическая, техническая, тактическая, психологическая (И.А. Григорьянц); внешняя, внутренняя (Л.М. Королев) [8; с. 10]. Под психолого-педагогической готовностью мы понимаем процесс формирования совокупности (системы) психических образований - представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и др., обеспечивающих мотивационную, когнитивную, личностную и эмоционально-волевую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности, в данном случае психолого-педагогической. В психологопедагогической готовности мы выделяем следующие компоненты: мотивационный; когнитивнный; эмоционально-волевой; личностный [9, с. 14].

Мы рассматриваем психолого-педагогическую готовность педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования как интегральное личностное образование, систему качеств личности, социальных установок, мотивации, необходимых для реализации перспективных направлений (работа по сопровождению «особого ребенка», его родителей, сверстников и классного руководителя) и обеспечивающих эффективность деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном учреждении.

Нами было проведено экспериментальное исследование психологопедагогической готовности будущих психологов образования к работе с детьми с проблемами в развитии, в условиях инклюзии. В исследовании использовались следующие методы: формирующий эксперимент в единстве трех этапов констатирующего, формирующего и контрольного; тестирование, анкетирование.

Экспериментальная работа по исследованию психологопедагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования проходила в несколько этапов.

На подготовительном этапе исследования проводилось теоретическое исследование проблемы, изучение и анализ научной литературы по теме исследования. Также на данном этапе определилась выборка участников эксперимента. Выборку исследования составили студенты факультета психологии специальности «Педагогика и психология» дневного и заочного отделения с первого по пятый курс. Всего приняло участие в исследовании 232 человека. На втором этапе согласно определенным критериям была разработана и проведена диагностическая программа исследования психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования со студентами 1-го и 5-го курсов (констатирующий этап), которая включает следующие методики: «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников); тест методика диагностики уровней эмпатических способностей (В.В. Бойко); «Интолерантность-толерантность» Л.Г. Почебут; тест социального интеллекта Гилфорда, факторный личностный опросник Кеттелла (16 РБ), методика диагностики социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потёмкина); Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции А. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов). Ставилась задача определить уровень психолого-педагогической готовности к работе в системе инклюзивного образования на каждом курсе изучаемой специальности, а также посмотреть изменения психолого-педагогической готовности от курса к курсу, которые происходят под влиянием дисциплин, предусмотренных Г осстандартом. Экспериментальная группа определилась внутри выборки - студенты 5-го курса. На третьем этапе исследования была разработана и реализована программа формирования психологопедагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования, которая была реализована со студентами 5-го курса. Программа разработана на основе результатов диагностики констатирующего этапа эксперимента и учета возрастных особенностей. Мы посчитали целесообразным провести программу формирования со студентами 5-го курса, поскольку ими уже изучены профильные дисциплины и усвоение разработанной программы будет максимальным.

По окончании реализации программы была проведена повторная диагностика студентов 5-го курса, посредством сравнительного анализа контрольного и констатирующего этапов эксперимента определены изменения внутри экспериментальной группы. А также был проведен анализ динамики уровней психолого-педагогической готовности студентов специальности «Педагогика и психология» от курса к курсу, в результате

чего определена эффективность программы формирования психологопедагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования.

Анализ исследования структурных компонентов психологопедагогической готовности к работе в условиях инклюзивного образования (когнитивный, мотивационный, личностный, эмоционально-волевой) позволил распределить исследуемых студентов-психологов (1 -5 курсы) по следующим уровням готовности.

Высокий уровень готовности характерен для 18 % респондентов, из которых 10,5 % являются студентами 5-го курса. Для данных студентов характерен высокий уровень социального интеллекта, который позволяет понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими. Студенты с высоким уровнем готовности проявляют толерантное отношение к людям, в особенности к детям с проблемами в развитии; обладают личностными качествами, способствующими продуктивному взаимодействию как с детьми с отклонениями в здоровье, так и с их нормально развивающимися сверстниками, такие как открытость, эмоциональная стабильность, сознательность, самостоятельность, самоконтроль, сильная воля. Также для них характерен высокий уровень развития эмпатии: идентификации и проникающей способности,

рационального, эмоционального и интуитивного каналов. В мотивации учения для них характерна социальная обусловленность учения; высокая когнитивная гибкость в учебной деятельности. Преобладание просоциальных установок на альтруизм и труд, потребность в добром отношении с людьми.

Средний уровень готовности характерен для 64 % студентов, из них 9,7 % студенты 5-го курса. Для них характерен средний уровень социального интеллекта, способствующий хорошей адаптации, но недостаточный для построения точных суждений о поведении людей в тех или иных ситуациях, в особенности это касается детей с отклонениями в развитии которым свойственна рассогласованность вербального и невербального компонентов поведения. Студенты со средним уровнем готовности обладают как личностными качествами, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности: например

открытость, эмоциональная стабильность, сознательность так и такими качествами, которые снижают эффективность работы психолога -податливость, склонность к чувству вины, зависимость от группы, недостаток самоконтроля, индиффирентность. У данных респондентов наблюдается средний (не стабильный) уровень толерантности к людям, предполагающий скрытую интолерантность, что в критических ситуациях может перерасти в конфликт взаимоотношений. Скрытая интолерантность

может проявляется в ситуации непринятия ребенка с отклонениями в здоровье как самим психологом, так и другими субъектами образовательного процесса. Также для них характерен средний уровень развития эмпатии, неустойчивая профессиональная мотивация, сочетающая в себе безвыходность в профессиональном выборе; формальноприспособительное учение и ориентацию на результат.

Низкий уровень готовности характерен для 18 % студентов, из которых 4 % - это студенты-пятикурсники. Данные респонденты обладают низким уровнем по всем исследуемым критериям: низкий уровень

социального интеллекта, не позволяющий быстро и точно строить суждения о людях, понимать их невербальное поведение, прогнозировать реакции в различных обстоятельствах, что усложняет взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса инклюзивной школы; отсутствие терпимости (интолерантность) в общении с людьми, в особенности имеющие отклонения в здоровье; низкий уровень развития эмпатии, неспособность сочувствовать и сопереживать детям с отклонениями в здоровье и их родителям; низкая мотивация учения и профессиональной деятельности, установка в профессии на деньги и престиж, отсутствие посоциальных установок, боязнь быть отвергнутым. У данных респондентов присутствуют такие качества личности, которые не способствуют успешному взаимодействию с детьми с отклонениями в здоровье: замкнутость, эмоциональная неустойчивость, податливость,

склонность к чувству вины, зависимость от группы, недостаток самоконтроля, индифферентность.

Таким образом, изучение психолого-педагогической готовности студентов психолого-педагогической специальности выявило невысокий в среднем значении уровень готовности к работе с детьми с проблемами в развитии. Данное обстоятельство требует разработки системы подготовки специалистов, которые смогли бы успешно работать в системе инклюзивного образования.

С данной целью была разработана программа подготовки педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования.

Задачи программы.

1) Формирование представлений о системе инклюзивного образования, задачах, методах и средствах психолого-педагогического сопровождения и на данной основе формирование и развитие когнитивной готовности к работе психолога в данной образовательной системе.

2) Формирование толерантного отношения к детям с особенностями здоровья и их родителям, развитие профессионально важных качеств личности необходимых для работы в системе инклюзивного образования.

3) Развитие эмпатических способностей, формирование установки принятия детей с особенностями в здоровье.

4) Формирование мотивации работы с детьми с отклонениями в здоровье, социальных мотивов учения.

Программа включает в себя три взаимосвязанных блока: теоретический, методический и практический. В каждом из блоков программы реализуются приоритетные направления работы психолога в инклюзивном образовательном учреждении: психолого-педагогическое

сопровождение родителей детей с отклонениями в здоровье, психологопедагогическое сопровождение классного руководителя и работа по психолого-педагогическому сопровождению детей с отклонениями в здоровье.

Теоретический блок представлен курсом «Психологопедагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», который включен в учебный план студентов 5-го курса специальности «Педагогика и психология». К данному блоку относятся разделы, посвященные основным понятиям изучаемой проблемы, теориям, концепциям и принципам специального образования различных категорий детей с проблемами в развитии дошкольного и школьного возраста, а также теоретические основы инклюзивного образования. Проблемная группа также охватывает теоретический материал, в углубленном изучении отдельных проблем инклюзивного образования (например, адаптация к массовой школе детей с нарушением, зрения, слуха, ранним детским аутизмом и т. д.). Теоретический блок способствует формированию когнитивного компонента психолого-педагогической готовности.

Методический блок также представлен курсом по выбору, это разделы, рассматривающие составление коррекционно-развивающих, реабилитационных программ работы с детьми с проблемами в развитии, психодиагностических программ исследования данной категории детей. Данный блок включает практику в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях комбинированного типа, где студенты психологи рассматривают опыт работы школьных психологов, педагогов, дефектологов в работе с детьми с отклонениями в здоровье. Проблемная группа изучает методические основы исследования отдельных категорий детей с проблемами в здоровье, их возможности интеграции и адаптации.

Практический блок включает прежде всего, практику в образовательных учреждениях комбинированного типа, где студенты применяют полученные знания и усвоенные методы, формы и средства работы с изучаемой категорией детей. Также практический блок включает в себя психолого-педагогический тренинг по подготовке школьных психологов к работе в системе инклюзивного образования, которая реализуется в рамках дисциплины предусмотренной ГОС ВПО II и III поколения «Психологические тренинги», где студенты учатся решению психолого-педагогических ситуаций, возникающих в обучении и воспитании детей с проблемами в развитии, обобщать сформированные

адекватные формы и способы взаимодействия с детьми с проблемами в развитии, а также психологические тренинги способствуют развитию эмпатии и толерантного отношения, мотивации к работе с детьми с проблемами в развитии и их родителям. Проблемная группа включена в практический блок, поскольку ряд отдельных студентов курируют образовательные учреждения, в которых обучаются дети с отклонениями в здоровье, оказывая посильную помощь.

С целью выявления эффективности программы подготовки будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования была проведена повторная диагностика всех компонентов готовности на контрольном этапе эксперимента у студентов 5-го курса.

Анализ результатов диагностики психолого-педагогической готовности студентов-психологов до и после реализации формирующей программы позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается, прежде всего, в увеличении количества студентов-психологов с высоким уровнем готовности к работе в системе инклюзивного образования на 24 %. Сравнение результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о наличии статистически значимых различий между ними ^ = 2,30; р > 0,05). В

табл. 1 представлены результаты диагностики психолого-педагогической готовности студентов-психологов 5 курса к работе в условиях инклюзии на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Таблица 1

Уровни психолого-педагогической готовности студентов-психологов 5-го курса к работе в системе инклюзивного образования на констатирующем и контрольном этапах

эксперимента

Этап эксперимента Уровни психолого-педагогической готовности

Высокий Средний Низкий

Констатирующий 24 56 32

Контрольный 48 46 6

Результаты сравнительного анализа психолого-педагогической готовности студентов-психологов 1-го-5-го курсов показывают статистически важные различия между готовностью студентов 1-го-4-го курсов и студентов 5-го курса, т.е. основные изменения, а именно увеличение студентов с высоким уровнем психолого-педагогической готовности к работе в системе инклюзивного образования произошло в экспериментальной группе 5-го курса (контрольный этап эксперимента).

Данные сравнительного анализа уровней психолого-педагогической готовности студентов 1-го-5-го куров можно увидеть в табл. 2.

Таблица 2

Уровни психолого-педагогической готовности студентов-психологов 1-5 курса к работе в системе инклюзивного образования

Курс Уровни психолого-педагогической готовности

Высокий Средний Низкий

1 0 7,3 8

2 0 10 8

3 2,5 14,2 6,4

4 7 14,8 5, 6

5 * (констатирующий этап) 10, 5 9, 7 4

5 (контрольный этап) 17 5,7 1,5

* - студенты 5 курса составляют 24,2 % от всех участников экспериментального исследования.

Мы считаем, что изменения, выявленные нами на контрольном этапе, являются результатом действия разработанной программы формирования психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования, которая включает элективный курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», психологопедагогический тренинг, прохождение комплексной психологопедагогической практики в школах комбинированного типа и работу в проблемной группе по изучаемой теме.

Анализ результатов экспериментальной работы по изучению психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в системе инклюзивного образования позволяет говорить об эффективности построения и реализации программы подготовки будущих специалистов к практической работе с детьми с отклонениями в здоровье в системе инклюзивного образования.

Таким образом, решение проблемы психолого-педагогической готовности педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вводить инклюзивное обучение в стране; повысит уровень профессиональной компетентности

выпускников, т. е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства.

Список литературы:

1. Малофеев Н.Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. 2007. №11. С.23-24.

2. Арчакова Т.О. Инклюзия: задача для педагога

[Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://psyj oumals.ru/articles/21274.shtml

3. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов// Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. С. 15-21.

4. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 83-95.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2006. 182 с.

6. Кобзев М.С. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя// Педагогика. 2000. № 9. С. 68-76.

7. Тарновская А.С. Формирование психологической готовности студентов университета к педагогической деятельности в школе: автореф. дис... канд. психол. наук. К., 2001. 28 с.

8. Мороз А.Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у будущих учителей //Психолого-педагогические основы совершенствования подготовки специалистов в университете / сб. науч. трудов. Днепропетровск: Днепр. ун-та, 2000. С. 56-58.

9. Левченко М.В. Психологические особенности готовности абитуриентов к учению в педагогическом вузе: автореф. дис. канд. психол. наук. К., 1999. 18 с.

S.A. Cherkasova

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF PSYCHOLOGY STUDENTS FOR WORK ININCLUSIVE EDUCATION SYSTEM

The article examines the problem of training of educational psychologists in the system of inclusive education. We analyze the structure of psychological and educational readiness ofpsychology students for work in the system of inclusive education, the results of the research of formation of psychological and educational psychology students' readiness for work in inclusive education.

Keywords: inclusive education, psychological and pedagogical readiness of psychology students for work in inclusive education system, training program for future educators and psychologists to work in the system of inclusive education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получено 20.02. 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.