Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов для работы в системе инклюзивного образования: психолого-педагогический аспект'

Профессиональная подготовка студентов для работы в системе инклюзивного образования: психолого-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / VOCATIONAL TRAINING / INCLUSIVE EDUCATION / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL READINESS / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL READINESS OF STUDENTS / COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL READINESS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова А. В., Черкасова С. А.

В статье анализируются актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы в системе инклюзивного образования. В ходе эмпирического исследования определены уровни психолого-педагогической готовности студентов, рассмотрены подходы к ее формированию, описаны основные компоненты и уровни. Важным является предположение о перспективах эффективной профессиональной подготовки студентов для работы в системе инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training students to work in inclusive education system: psychological and pedagogical aspects

The article analyzes topical issues of training of professionals for work in inclusive education system. In the course of empirical research the authors considered levels of psychological and pedagogical readiness of students, described approaches to its formation, its main components and levels. The authors present an important assumption about the prospects for effective training of students for work in inclusive education system.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов для работы в системе инклюзивного образования: психолого-педагогический аспект»

-\

134

Педагогическая психология

А.В. Лобанова, С.А. Черкасова

Профессиональная подготовка студентов для работы в системе инклюзивного образования: психолого-педагогический аспект

В статье анализируются актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы в системе инклюзивного образования. В ходе эмпирического исследования определены уровни психолого-педагогической готовности студентов, рассмотрены подходы к ее формированию, описаны основные компоненты и уровни. Важным является предположение о перспективах эффективной профессиональной подготовки студентов для работы в системе инклюзивного образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, инклюзивное образование, психолого-педагогическая готовность студентов, компоненты психолого-педагогической готовности.

В условиях демократизации и либерализации общества, гуманизации психолого-педагогической науки и практики значительно повысилась общественная заинтересованность в профессиональной подготовке студентов вуза к работе в инклюзивной образовательной среде. При этом становятся особенно актуальными вопросы внедрения инновационных подходов обучения, интеграции различных отраслей научных знаний с целью эффективной подготовки специалистов педагогов, педагогов-психологов и социальных педагогов к работе в системе инклюзивного образования.

Данная научно-исследовательская и общественная проблема связана с тем, что большое количество образовательных учреждений различного

типа: детские образовательные учреждения, средние общеобразовательные школы, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, а также учреждения дополнительного образования, обучающие лиц с ограниченными возможностями здоровья, переходят к инклюзивному обучению. С каждым годом возрастает их количество, а психолого-педагогические трудности, возникающие у учащихся, педагогов и других специалистов, остаются открытыми.

«Одной из основных проблем инклюзивного образования является недостаточная подготовленность и нехватка специалистов, в частности, практических психологов и педагогов. Их роль в инклюзивном образовании значительна, от них зависит обеспечение целостной системы поддержки, объединяющей всех субъектов образовательного пространства, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей» [4].

Отсутствие системного подхода к решению проблемы подготовки педагогов-психологов, педагогов и социальных педагогов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях в условиях университетов приводит к дефициту ключевых компетенций. В настоящее время ключевой компетенцией является не столько информационная, сколько психолого-педагогическая готовность к работе с такими детьми.

По мнению С.А. Черкасовой, «Психолого-педагогическая готовность, как содержание установки, - необходимая предпосылка успеха и эффективной профессиональной деятельности человека» [5]. «В систему подготовки кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна входить психолого-педагогическая готовность к работе с такими детьми» [6].

При изучении готовности к деятельности приоритетным является личностный подход, представленный работами отечественных ученых (Л.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.С. Ильин, Я.Л. Коломинский, В.С. Мерлин, В.В. Сериков, В.А. Ядов). Исследованием психолого-педагогической готовности занимались Е.А. Климов, И.И. Резвицкий, А.Я. Никонова, Е.П. Ильин, А.К. Маркова.

Анализ исследований проблемы готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности позволил рассматривать готовность как интегральное личностное образование, систему качеств личности, обеспечивающую результативность деятельности специалиста [4].

Психолого-педагогическая готовность к работе с такими детьми может быть описана через совокупность следующих компонентов: личностный, эмоционально-волевой, мотивационный и когнитивный.

о §

¡± о

го

ч: vo

ш о

*

ее ^

Е Личностный компонент готовности составляют толерантное отношение |о к людям с проблемами в развитии, профессионально значимые каче-|о 5 ства личности, способствующие эффективной деятельности в системе § инклюзии. Эмоционально-волевой компонент представлен высоким уровнем развития эмпатии. Мотивационный компонент - социальной обусловленностью учения, преобладанием просоциальных установок на альтруизм и труд. Содержание когнитивного компонента состоит из способности высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, интерес к социальным проблемам, а также сформированности представлений о формах, методах и средствах работы с детьми с особенностями здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования.

Теоретический анализ современных исследований позволил констатировать, что в настоящее время в процессе обучения в университете акцентируется внимание на когнитивном компоненте, в меньшей степени - на личностном и эмоционально-волевом, а мотивационный же компонент не учитывается вовсе.

Для исследования уровня подготовки будущих специалистов к работе в системе инклюзивного образования, в соответствии с компонентами психолого-педагогической готовности, разработана специальная диагностическая программа (табл. 1).

Таблица 1

Диагностический инструментарий изучения компонентов психолого-педагогической готовности

№ Название методики Цель методики Изучаемый критерий

Личностный компонент психолого-педагогической готовности

1. Интолерантность -толерантность Л.Г. Почебут Исследование уровня толерантности Толерантное отношение, интолерантное отношение

2. Факторный личностный опросник Кеттелла (16 PF) Изучение индиви-дуально-психологических особенностей личности Личностные качества

Эмоционально-волевой компонент психолого-педагогической готовности

3. Методика диагностики уровней эмпатических способностей В.В. Бойко Изучение эматических способностей Умение сопереживать и понимать мысли и чувства другого

137

ее

Окончание таблицы 1

№ Название методики Цель методики Изучаемый критерий

Мотивационный компонент психолого-педагогической готовности

4. Мотивация учения студентов педагогического вуза С.А. Пакулиной, М. В. Овчинниковой Изучение мотивационной сферы Мотивы учения

5. Методика диагностики социально-психологические установки личности в мотиваци-онно-потребностной сфере О.Ф. Потёмкиной Изучение потребностно-мотивационной сферы Альтруизм или эгоизм, процесс или результат; что имеет большую значимость - свобода или власть, содержание работы или деньги

6. Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции А. Мехра-биана (в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова) Измерение мотивации аффиляции Стремление к принятию (СП) (аффилятив-ная тенденция), страх отвержения (СО) (чувствительность к отвержению)

Когнитивный компонент психолого-педагогической готовности

7. Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда Изучение социального интеллекта Способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии

Эмпирические данные, полученные в процессе исследования структурных компонентов готовности будущих специалистов к работе в системе инклюзивного образования по предлагаемым методикам, позволяют распределить всех исследуемых респондентов по уровням сформированное™ готовности.

Высокий уровень психолого-педагогической готовности выявлен у 18% выпускников и включает в себя высокий уровень социального интеллекта, который позволяет понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими. Толерантное отношение к людям, в особенности

*

к детям с проблемами в развитии. Личностные качества, способствует § ющие продуктивному взаимодействию как с детьми с отклонениями сэ5 в здоровье, так и с их нормально развивающимися сверстниками, такие § как открытость, эмоциональная стабильность, сознательность, самостоятельность, самоконтроль, сильная воля. Высокий уровень развития эмпатии: идентификации и проникающей способности, рационального, эмоционального и интуитивного каналов. Социальная обусловленность учения; высокая когнитивная гибкость в учебной деятельности. Преобладание просоциальных установок на альтруизм и труд. Потребность в добром отношении с людьми.

Средний уровень психолого-педагогической готовности диагностирован у 53% студентов выпускного курса и представлен средним уровнем социального интеллекта, способствующего хорошей адаптации, но недостаточным для построения точных суждений о поведении людей в тех или иных ситуациях. Это личность, сочетающая в себе качества как положительные, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности (открытость, эмоциональная стабильность, сознательность и др.), так и отрицательные: податливость, склонность к чувству вины, зависимость от группы, недостаток самоконтроля, индифферентность. Характерен средний (не стабильный) уровень толерантности к людям, предполагающий скрытую интолерантность, что в критических ситуациях может перерасти в конфликт взаимоотношений. Средний уровень развития эмпатии, эмпатия на основании рационализации. Неустойчивость просоциальных установок. Неустойчивая профессиональная мотивация, сочетающая в себе безвыходность в профессиональном выборе; формально-приспособительное учение и ориентацию на результат, стремление устанавливать с людьми дружеские отношения.

Низкий уровень психолого-педагогической готовности выявлен у 29% выпускников и включает в себя низкий уровень социального интеллекта, не позволяющий быстро и точно строить суждения о людях, понимать их невербальное поведение, прогнозировать реакции в различных обстоятельствах, что усложняет взаимоотношения с другими людьми. Отсутствие терпимости (интолерантность) в общении с людьми, в особенности имеющими отклонения в здоровье. Присутствуют такие качества личности, которые не способствуют успешному взаимодействию с детьми с отклонениями в здоровье: замкнутость, эмоциональная неустойчивость, податливость, склонность к чувству вины, зависимость от группы, недостаток самоконтроля, индиффирентнность. Низкий уровень развития эмпатии, неспособность к идентификации и проникающей способности, рационального, эмоционального и интуитивного

каналов. Низкая мотивация учения и профессиональной деятельности, установка в профессии на деньги и престиж, отсутствие просоциальных установок, боязнь быть отвергнутым [6].

Анализ эмпирических результатов позволил определить невысокий в среднем значении уровень психолого-педагогической готовности студентов для работы в системе инклюзивного образования.

Таким образом, результаты эмпирического исследования подтверждают теоретические выводы. Данное обстоятельство требует разработки специальной системы по подготовке специалистов, которые смогли бы работать в системе инклюзивного образования.

Для эффективного формирования у студентов личностного и эмоционально-волевого, мотивационного компонентов психолого-педагогической готовности недостаточно только увеличения информационной нагрузки. Такая ситуация приводит к необходимости развития системы качеств личности, в первую очередь, понимания смысла профессиональной деятельности и себя как специалиста в этой деятельности.

Формированию у студентов всех компонентов психолого-педагогической готовности способствует понимание как процесс и результат нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения. Обучение, организованное как взаимодействие в ходе решения продуктивных и творческих задач, является оптимальным психолого-педагогическим условием такого формирования. «Анализ особенностей образовательной ситуации, ориентируемой на формирование творческой личности, понимание себя как субъекта деятельности и развития, показал, что приоритет отдается личностным смыслам и целям включения участников в образовательную ситуацию» [3].

Проблемами учебного взаимодействия и сотрудничества в психологии занимались Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.Я. Ляу-дис, Е.А. Сорокоумова, Т.Г. Шульга, Т.К. Цветкова, Г.А. Цукерман и др.

Исследованию понимания посвятили свои работы выдающиеся ученые и ведущие специалисты в этой области: П.П. Блонский, Н.И. Жинкин, П.И. Зинченко, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, Г.С. Костюк, Н.Т. Морозова, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, А.Н. Соколов, Е.А. Сорокоумова и др.

Таким образом, «несмотря на достаточную изученность данной проблемы, все еще существует противоречие между требованиями общества к обучению студента не только как профессионала, но и как личности, а с другой стороны, все еще процесс обучения остается односторонним - подготовка профессионала» [2]. А «существующая система подготовки студентов не считает личностный рост самостоятельным направлением работы» [1].

о §

го

ч о

Ф о

j

g | Библиографический список

^ О

Eg 1. Сорокоумова Е.А. Самопознание в структуре профессиональной подго-§ ^ товки современного учителя // Вестник Московского государственного

5 областного университета. 2016. № 4. С. 13-23.

2. Сорокоумова Е.А., Катанова В.Г. Экспериментальное исследование самопознания личности студентов в образовательной среде вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17. № 1-2. С. 399-406.

3. Сорокоумова Е.А., Лобанова А.В., Кузнецова В.В. Психология обучения взрослых в контексте непрерывного образования // Инициативы XXI века. 2015. № 3. С. 71-73.

4. Черкасова С.А. Психолого-педагогическая готовность студентов психологов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях // Клиническая и специальная психология. 2012. № 4. URL: http://psyjournals.ru/ psyclin/2012/n4/57323.shtml (дата обращения: 27.02.2017).

5. Черкасова С.А. Психолого-педагогическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в системе инклюзивного образования // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 3. С. 119-128.

6. Черкасова С.А., Лобанова А.В. Опыт формирования готовности студентов психологов к работе в системе инклюзивного образования // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 173-176.

Н.В. Неверова, Е.В. Максимова

Формирование готовности студентов к саморазвитию

В статье поддерживается значение идей личностного роста и самоорганизации и отражаются современные процессы в вузовской практике по формированию готовности студентов к саморазвитию. Особое внимание обращено на роль технологии профессионального погружения с целью реализации потенциала личности.

Ключевые слова: саморазвитие личности, профессиональная компетентность, погружение в профессию, жизненная навигация.

Высокий темп развития современного общества вызывает необходимость быть готовым к личностному росту, саморазвитию и самоорганизации в профессиональной сфере. Идея саморазвития личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.