-\
134
Педагогическая психология
А.В. Лобанова, С.А. Черкасова
Профессиональная подготовка студентов для работы в системе инклюзивного образования: психолого-педагогический аспект
В статье анализируются актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы в системе инклюзивного образования. В ходе эмпирического исследования определены уровни психолого-педагогической готовности студентов, рассмотрены подходы к ее формированию, описаны основные компоненты и уровни. Важным является предположение о перспективах эффективной профессиональной подготовки студентов для работы в системе инклюзивного образования.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, инклюзивное образование, психолого-педагогическая готовность студентов, компоненты психолого-педагогической готовности.
В условиях демократизации и либерализации общества, гуманизации психолого-педагогической науки и практики значительно повысилась общественная заинтересованность в профессиональной подготовке студентов вуза к работе в инклюзивной образовательной среде. При этом становятся особенно актуальными вопросы внедрения инновационных подходов обучения, интеграции различных отраслей научных знаний с целью эффективной подготовки специалистов педагогов, педагогов-психологов и социальных педагогов к работе в системе инклюзивного образования.
Данная научно-исследовательская и общественная проблема связана с тем, что большое количество образовательных учреждений различного
типа: детские образовательные учреждения, средние общеобразовательные школы, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, а также учреждения дополнительного образования, обучающие лиц с ограниченными возможностями здоровья, переходят к инклюзивному обучению. С каждым годом возрастает их количество, а психолого-педагогические трудности, возникающие у учащихся, педагогов и других специалистов, остаются открытыми.
«Одной из основных проблем инклюзивного образования является недостаточная подготовленность и нехватка специалистов, в частности, практических психологов и педагогов. Их роль в инклюзивном образовании значительна, от них зависит обеспечение целостной системы поддержки, объединяющей всех субъектов образовательного пространства, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей» [4].
Отсутствие системного подхода к решению проблемы подготовки педагогов-психологов, педагогов и социальных педагогов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях в условиях университетов приводит к дефициту ключевых компетенций. В настоящее время ключевой компетенцией является не столько информационная, сколько психолого-педагогическая готовность к работе с такими детьми.
По мнению С.А. Черкасовой, «Психолого-педагогическая готовность, как содержание установки, - необходимая предпосылка успеха и эффективной профессиональной деятельности человека» [5]. «В систему подготовки кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна входить психолого-педагогическая готовность к работе с такими детьми» [6].
При изучении готовности к деятельности приоритетным является личностный подход, представленный работами отечественных ученых (Л.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.С. Ильин, Я.Л. Коломинский, В.С. Мерлин, В.В. Сериков, В.А. Ядов). Исследованием психолого-педагогической готовности занимались Е.А. Климов, И.И. Резвицкий, А.Я. Никонова, Е.П. Ильин, А.К. Маркова.
Анализ исследований проблемы готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности позволил рассматривать готовность как интегральное личностное образование, систему качеств личности, обеспечивающую результативность деятельности специалиста [4].
Психолого-педагогическая готовность к работе с такими детьми может быть описана через совокупность следующих компонентов: личностный, эмоционально-волевой, мотивационный и когнитивный.
о §
¡± о
го
ч: vo
ш о
*
ее ^
Е Личностный компонент готовности составляют толерантное отношение |о к людям с проблемами в развитии, профессионально значимые каче-|о 5 ства личности, способствующие эффективной деятельности в системе § инклюзии. Эмоционально-волевой компонент представлен высоким уровнем развития эмпатии. Мотивационный компонент - социальной обусловленностью учения, преобладанием просоциальных установок на альтруизм и труд. Содержание когнитивного компонента состоит из способности высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, интерес к социальным проблемам, а также сформированности представлений о формах, методах и средствах работы с детьми с особенностями здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования.
Теоретический анализ современных исследований позволил констатировать, что в настоящее время в процессе обучения в университете акцентируется внимание на когнитивном компоненте, в меньшей степени - на личностном и эмоционально-волевом, а мотивационный же компонент не учитывается вовсе.
Для исследования уровня подготовки будущих специалистов к работе в системе инклюзивного образования, в соответствии с компонентами психолого-педагогической готовности, разработана специальная диагностическая программа (табл. 1).
Таблица 1
Диагностический инструментарий изучения компонентов психолого-педагогической готовности
№ Название методики Цель методики Изучаемый критерий
Личностный компонент психолого-педагогической готовности
1. Интолерантность -толерантность Л.Г. Почебут Исследование уровня толерантности Толерантное отношение, интолерантное отношение
2. Факторный личностный опросник Кеттелла (16 PF) Изучение индиви-дуально-психологических особенностей личности Личностные качества
Эмоционально-волевой компонент психолого-педагогической готовности
3. Методика диагностики уровней эмпатических способностей В.В. Бойко Изучение эматических способностей Умение сопереживать и понимать мысли и чувства другого
137
ее
Окончание таблицы 1
№ Название методики Цель методики Изучаемый критерий
Мотивационный компонент психолого-педагогической готовности
4. Мотивация учения студентов педагогического вуза С.А. Пакулиной, М. В. Овчинниковой Изучение мотивационной сферы Мотивы учения
5. Методика диагностики социально-психологические установки личности в мотиваци-онно-потребностной сфере О.Ф. Потёмкиной Изучение потребностно-мотивационной сферы Альтруизм или эгоизм, процесс или результат; что имеет большую значимость - свобода или власть, содержание работы или деньги
6. Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции А. Мехра-биана (в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова) Измерение мотивации аффиляции Стремление к принятию (СП) (аффилятив-ная тенденция), страх отвержения (СО) (чувствительность к отвержению)
Когнитивный компонент психолого-педагогической готовности
7. Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда Изучение социального интеллекта Способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии
Эмпирические данные, полученные в процессе исследования структурных компонентов готовности будущих специалистов к работе в системе инклюзивного образования по предлагаемым методикам, позволяют распределить всех исследуемых респондентов по уровням сформированное™ готовности.
Высокий уровень психолого-педагогической готовности выявлен у 18% выпускников и включает в себя высокий уровень социального интеллекта, который позволяет понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими. Толерантное отношение к людям, в особенности
*
к детям с проблемами в развитии. Личностные качества, способствует § ющие продуктивному взаимодействию как с детьми с отклонениями сэ5 в здоровье, так и с их нормально развивающимися сверстниками, такие § как открытость, эмоциональная стабильность, сознательность, самостоятельность, самоконтроль, сильная воля. Высокий уровень развития эмпатии: идентификации и проникающей способности, рационального, эмоционального и интуитивного каналов. Социальная обусловленность учения; высокая когнитивная гибкость в учебной деятельности. Преобладание просоциальных установок на альтруизм и труд. Потребность в добром отношении с людьми.
Средний уровень психолого-педагогической готовности диагностирован у 53% студентов выпускного курса и представлен средним уровнем социального интеллекта, способствующего хорошей адаптации, но недостаточным для построения точных суждений о поведении людей в тех или иных ситуациях. Это личность, сочетающая в себе качества как положительные, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности (открытость, эмоциональная стабильность, сознательность и др.), так и отрицательные: податливость, склонность к чувству вины, зависимость от группы, недостаток самоконтроля, индифферентность. Характерен средний (не стабильный) уровень толерантности к людям, предполагающий скрытую интолерантность, что в критических ситуациях может перерасти в конфликт взаимоотношений. Средний уровень развития эмпатии, эмпатия на основании рационализации. Неустойчивость просоциальных установок. Неустойчивая профессиональная мотивация, сочетающая в себе безвыходность в профессиональном выборе; формально-приспособительное учение и ориентацию на результат, стремление устанавливать с людьми дружеские отношения.
Низкий уровень психолого-педагогической готовности выявлен у 29% выпускников и включает в себя низкий уровень социального интеллекта, не позволяющий быстро и точно строить суждения о людях, понимать их невербальное поведение, прогнозировать реакции в различных обстоятельствах, что усложняет взаимоотношения с другими людьми. Отсутствие терпимости (интолерантность) в общении с людьми, в особенности имеющими отклонения в здоровье. Присутствуют такие качества личности, которые не способствуют успешному взаимодействию с детьми с отклонениями в здоровье: замкнутость, эмоциональная неустойчивость, податливость, склонность к чувству вины, зависимость от группы, недостаток самоконтроля, индиффирентнность. Низкий уровень развития эмпатии, неспособность к идентификации и проникающей способности, рационального, эмоционального и интуитивного
каналов. Низкая мотивация учения и профессиональной деятельности, установка в профессии на деньги и престиж, отсутствие просоциальных установок, боязнь быть отвергнутым [6].
Анализ эмпирических результатов позволил определить невысокий в среднем значении уровень психолого-педагогической готовности студентов для работы в системе инклюзивного образования.
Таким образом, результаты эмпирического исследования подтверждают теоретические выводы. Данное обстоятельство требует разработки специальной системы по подготовке специалистов, которые смогли бы работать в системе инклюзивного образования.
Для эффективного формирования у студентов личностного и эмоционально-волевого, мотивационного компонентов психолого-педагогической готовности недостаточно только увеличения информационной нагрузки. Такая ситуация приводит к необходимости развития системы качеств личности, в первую очередь, понимания смысла профессиональной деятельности и себя как специалиста в этой деятельности.
Формированию у студентов всех компонентов психолого-педагогической готовности способствует понимание как процесс и результат нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения. Обучение, организованное как взаимодействие в ходе решения продуктивных и творческих задач, является оптимальным психолого-педагогическим условием такого формирования. «Анализ особенностей образовательной ситуации, ориентируемой на формирование творческой личности, понимание себя как субъекта деятельности и развития, показал, что приоритет отдается личностным смыслам и целям включения участников в образовательную ситуацию» [3].
Проблемами учебного взаимодействия и сотрудничества в психологии занимались Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.Я. Ляу-дис, Е.А. Сорокоумова, Т.Г. Шульга, Т.К. Цветкова, Г.А. Цукерман и др.
Исследованию понимания посвятили свои работы выдающиеся ученые и ведущие специалисты в этой области: П.П. Блонский, Н.И. Жинкин, П.И. Зинченко, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, Г.С. Костюк, Н.Т. Морозова, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, А.Н. Соколов, Е.А. Сорокоумова и др.
Таким образом, «несмотря на достаточную изученность данной проблемы, все еще существует противоречие между требованиями общества к обучению студента не только как профессионала, но и как личности, а с другой стороны, все еще процесс обучения остается односторонним - подготовка профессионала» [2]. А «существующая система подготовки студентов не считает личностный рост самостоятельным направлением работы» [1].
о §
го
ч о
Ф о
j
g | Библиографический список
^ О
Eg 1. Сорокоумова Е.А. Самопознание в структуре профессиональной подго-§ ^ товки современного учителя // Вестник Московского государственного
5 областного университета. 2016. № 4. С. 13-23.
2. Сорокоумова Е.А., Катанова В.Г. Экспериментальное исследование самопознания личности студентов в образовательной среде вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17. № 1-2. С. 399-406.
3. Сорокоумова Е.А., Лобанова А.В., Кузнецова В.В. Психология обучения взрослых в контексте непрерывного образования // Инициативы XXI века. 2015. № 3. С. 71-73.
4. Черкасова С.А. Психолого-педагогическая готовность студентов психологов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях // Клиническая и специальная психология. 2012. № 4. URL: http://psyjournals.ru/ psyclin/2012/n4/57323.shtml (дата обращения: 27.02.2017).
5. Черкасова С.А. Психолого-педагогическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в системе инклюзивного образования // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 3. С. 119-128.
6. Черкасова С.А., Лобанова А.В. Опыт формирования готовности студентов психологов к работе в системе инклюзивного образования // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 173-176.
Н.В. Неверова, Е.В. Максимова
Формирование готовности студентов к саморазвитию
В статье поддерживается значение идей личностного роста и самоорганизации и отражаются современные процессы в вузовской практике по формированию готовности студентов к саморазвитию. Особое внимание обращено на роль технологии профессионального погружения с целью реализации потенциала личности.
Ключевые слова: саморазвитие личности, профессиональная компетентность, погружение в профессию, жизненная навигация.
Высокий темп развития современного общества вызывает необходимость быть готовым к личностному росту, саморазвитию и самоорганизации в профессиональной сфере. Идея саморазвития личности