Школой стойкости и выдержки мужества и патриотизма в нашей стране были и остаются Вооруженные Силы. Но в одиночку они, безусловно, не в состоянии решить столь масштабную и сложную задачу, какой является воспитание гражданина - защитника Отечества. Это тем более невозможно, так как через Вооруженные Силы проходит лишь малая часть подрастающего поколения. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и воспитание каждого молодого человека как
гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными инструментами, макро - и микро условиями. Только тогда можно рассчитывать, в наше нелегкое время, на благополучное решение первоочередной и важной задачи российского общества - возрождения патриотизма и величия нашей Державы.
Библиографический список
1. Олейникова, О.Д. Образование и культура в развитии современного общества / О.Д. Олейникова, В.А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1.
2. Алямкин, А.Е. Деятельность должностных лиц подразделения по организации патриотического воспитания военнослужащих // Студенческий научный форум: IV Междунар. студенч. электронная науч. конфер. - 2012.
3. Михайлова, РС. Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества : дис. ... д-ра. философ. наук. - Тверь. 2002.
4. Афанасьева, И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. - М., 1986.
5. Корчагин, Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности: дис. ... д-ра. пед. наук. - СПб., 2002.
6. Кимайкин, С.И. Определение задач школы и семьи в воспитании личности в педагогических воззрениях русских мыслителей конца XIX - начала XX вв. / С.И. Кимайкин, Л.А. Савинков, В.А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 11.
7. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 2000.
8. Левин, Е.М. Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «профессиональная деятельность офицера внутренних войск» / Е.М. Левин, В.А. Беловолов, С.В. Бунин, С.П. Беловолова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 10.
9. Матвеев, Д.Е. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза / Д.Е. Матвеев, В.А. Беловолов, А.И. Жданок // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1.
10. Минаков, В.А. Место патриотизма в российской национальной идее: дис. ... д-ра. философ. наук. - Горно-Алтайск, 2009.
11. Ткаченко, Т.В. Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ : дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 2004.
Bibliography
1. Oleyjnikova, O.D. Obrazovanie i kuljtura v razvitii sovremennogo obthestva / O.D. Oleyjnikova, V.A. Belovolov // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 1.
2. Alyamkin, A.E. Deyateljnostj dolzhnostnihkh lic podrazdeleniya po organizacii patrioticheskogo vospitaniya voennosluzhathikh // Studencheskiyj nauchnihyj forum: IV Mezhdunar. studench. ehlektronnaya nauch. konfer. - 2012.
3. Mikhayjlova, R.S. Socialjno-filosofskie osnovih analiza patriotizma kak dukhovnoyj cennosti obthestva : dis. ... d-ra. filosof. nauk. - Tverj. 2002.
4. Afanasjeva, I.G. Socialisticheskie cennosti i cennostnihe orientacii lichnosti. - M., 1986.
5. Korchagin, E.N. Istoriko-patrioticheskoe vospitanie sredstvami muzeyjnoyj deyateljnosti: dis. ... d-ra. ped. nauk. - SPb., 2002.
6. Kimayjkin, S.I. Opredelenie zadach shkolih i semji v vospitanii lichnosti v pedagogicheskikh vozzreniyakh russkikh mihsliteleyj konca XIX -nachala XX vv. / S.I. Kimayjkin, L.A. Savinkov, V.A. Belovolov // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011. - № 11.
7. Kirjyakova, A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennosteyj: monografiya / A.V. Kirjyakova. - Orenburg, 2000.
8. Levin, E.M. Realizaciya v obrazovateljnom processe voennogo vuza integrativnogo speckursa «professionaljnaya deyateljnostj oficera vnutrennikh voyjsk» / E.M. Levin, V.A. Belovolov, S.V. Bunin, S.P. Belovolova // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011. - № 10.
9. Matveev, D.E. Osobennosti professionaljnoyj podgotovki kursantov voennogo vuza / D.E. Matveev, V.A. Belovolov, A.I. Zhdanok // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 1.
10. Minakov, V.A. Mesto patriotizma v rossiyjskoyj nacionaljnoyj idee: dis. ... d-ra. filosof. nauk. - Gorno-Altayjsk, 2009.
11. Tkachenko, T.V. Formirovanie cennostno-patrioticheskikh orientaciyj uchathikhsya kadetskikh shkol : dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 20.02.14
УДК 159.923
Cherkasova S.A., Lobanova A.V. FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF PSYCHOLOGY STUDENTS FOR WORK IN INCLUSIVE EDUCATION SYSTEM. The article examines the problem of training of educational psychologists in the system of inclusive education. We analyze the structure of psychological and educational readiness of psychology students for work in the system of inclusive education, the results of the research of formation of psychological and educational psychology students' readiness for work in inclusive education.
Key words: inclusive education, psychological and pedagogical readiness of psychology students for work in inclusive education system, training program for future educators and psychologists to work in the system of inclusive education.
С.А. Черкасова, доц. ТГПУ им. Л.Н. Толстого; г. Тула, Е-mail: [email protected]; А.В. Лобанова, канд.
психол. наук, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт культурологии образования» РАО; г. Москва,
Е-mail: [email protected]
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема подготовки педагогов-психологов в системе инклюзивного образования. Анализируется структура психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования, приводятся результаты исследования формирования психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическая готовность к работе в системе инклюзивного образования, программа подготовки будущих педагогов-психологов к работе системе инклюзивного образования.
Современные социологические, психолого-педагогические исследования констатируют тот факт, что в настоящее время из-за влияния многочисленных факторов все чаще встречаются дети с различными отклонениями в развитии и поведении. В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России под влиянием либерально-демократических преобразований произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценки возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что для каждого ребенка необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Таким образом, речь идет об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт [1, с. 23-24]. Инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей [2].
Введение инклюзивного образования благоприятно воздействует не только на развитие личности детей с отклонениями в здоровье, но и на их нормально развивающихся сверстников. Формирование позиции принятия, толерантности, эмпатии к «особым» ученикам, стремления оказать им помощь, которые формируются при взаимодействии ребенка с особенностями в развитии с их нормально развивающимися одноклассниками в едином образовательном пространстве снижает риск возникновения агрессивности, интолерантности у последних.
Инклюзивное образование затрагивает и деятельность школьных психологов. Их роль - создание целостной системы поддержки, основанной на экологическом подходе, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, психолог образования сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии [3, с. 17].
На практике эта деятельность заключается в мерах по первичной, вторичной и третичной профилактике школьной дезадаптации, фасилитации перемен в жизни школы, связанных с внедрением инклюзивного образования, планирование дальнейшей образовательной траектории, иногда на очень длительный срок, кризисные интервенции (например, при постановке вопроса об исключении ребенка из школы), индивидуальное и групповое консультирование по психологическим аспектам инклюзивного образования [4, с. 85].
Однако многие школьные психологи не имеют специальной подготовки в работе с детьми с различными отклонениями. Более того, наши исследования показали, что проблема подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования в вузах недостаточно разработана.
Следует отметить, что отсутствие системного подхода к проблеме готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе в условиях университетов приводит к ограничению возможности приобретения необходимых умений и навыков, боле того, у будущих профессионалов не формируется целостного представления о содержании работы с такими детьми. Однако, действующее «Положение о психологической службе образования» в разделе «Развивающая и психокоррекционная работа» и национальная образовательная инициатива «Новая школа», которая позиционируют «новую» школу как школу для всех, содержат прямое указание на то, что психолог обязан владеть знаниями, умениями и навыками работы с такими детьми.
В систему подготовки кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна входить психоло-го-педагогическая готовность к работе с такими детьми. Анализ исследования проблемы готовности будущих педагогов-психо-логов к профессиональной деятельности показал, что ее изучение осуществляется по направлениям (психологическое, акме-
ологическое, психолого-педагогическое, педагогическое) и плоскостям (личностная, функциональная, личностно-деятельностная). Под личностной плоскостью понимается проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленных характером будущей деятельности [5, с. 180-182]. B целом готовность к профессиональной деятельности рассматривается как: активное состояние личности, вызывающее деятельность; как следствие деятельности; как качество, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачи; как предпосылка к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности; как форма деятельности субъекта, которая включается в общий поток его условий [6, с. 70].
Мы склонны рассматривать готовность к профессиональной деятельности одновременно и как психическое состояние, и как качество личности. B контексте нашего исследования приоритетным является личностный подход при изучении готовности к деятельности (Л.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, B.O. Ильин, Я.Л. Коломинский, B.O. Мерлин, B.B. Сериков, B.A. Ядов), с позиций которого готовность к деятельности понимается как интегральное личностное образование, система качеств личности, обеспечивающих результативность деятельности специалиста. С позиций данного методологического основания готовность к профессиональной деятельности выступает сложным комплексным психическим образованием, связанным с глубинными структурами личности, с ее ценностно-смысловой сферой. Критерием сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности выступает интегрированность ее структуры [7, с. 56-57]. B связи с этим, значительная степень готовности к профессиональной деятельности зависит от индивидуальных особенностей человека. На основании этого определяются следующие виды готовности: психолого-педагогичес-кая (Е.А. Климов, И.И. Резвицкий, А.Я. Никонова, Е.П. Ильин, А.К. Маркова); функциональная, операциональная, мотивационная (Ю.М. Забродин); мотивационная, профессионально-личностная (О.М. Краснорядцева); моральная, психологическая, профессиональная (К.К. Платонов); по степени длительности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, B.A. Бочелюк, Г.Н. Жуков, З.А. Кулаева); воспитательная, организационно-управленческая, технико-эксплуатационная (Г.Н. Жуков); физическая, техническая, тактическая, психологическая (И.А. Григорьянц); внешняя, внутренняя (Л.М. Королев) [8, с. 10].
Мы рассматриваем психолого-педагогическую готовность педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования как интегральное личностное образование, систему качеств личности, социальных установок, мотивации необходимых для реализации перспективных направлений (работа по сопровождению «особого ребенка», его родителей, сверстников и классного руководителя) и обеспечивающих эффективность деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном учреждении.
Экспериментальная работа по исследованию психологопедагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования проходила в несколько этапов.
На подготовительном этапе исследования проводилось теоретическое исследование проблемы, изучение и анализ научной литературы по теме исследования. Также на данном этапе определилась выборка участников эксперимента. На втором этапе согласно определенным критериям разработана и реализована диагностическая программа исследования психологопедагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования со студентами 1 и 5 курсов (констатирующий этап). На третьем этапе исследования разработана и реализована программа формирования психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психо-логов к работе в системе инклюзивного образования. Программа разработана на основе результатов диагностики констатирующего этапа эксперимента и учета возрастных особенностей.
Анализ исследования структурных компонентов психологопедагогической готовности к работе в условиях инклюзивного образования (когнитивный, мотивационный, личностный, эмоционально-волевой) позволил распределить исследуемых сту-дентов-психологов (1-5 курс) по следующим уровням готовности. Высокий уровень готовности характерен для 18% респондентов, из которых 10,5% являются студентами 5 курса. Для данных студентов характерен высокий уровень социального интеллекта, который позволяет понимать язык невербального
общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими. Студенты с высоким уровнем готовности проявляют толерантное отношение к людям, в особенности к детям с проблемами в развитии; обладают личностными качествами, способствующими продуктивному взаимодействию как с детьми с отклонениями в здоровье, так и с их нормально развивающимися сверстниками, такими как открытость, эмоциональная стабильность, сознательность, самостоятельность, самоконтроль, сильная воля. Также для них характерен высокий уровень развития эмпатии: идентификации и проникающей способности, рационального, эмоционального и интуитивного каналов. В мотивации учения для них характерна социальная обусловленность учения; высокая когнитивная гибкость в учебной деятельности. Преобладание про-социальных установок на альтруизм и труд, потребность в добром отношении с людьми.
Средний уровень готовности характерен для 64% студентов, из них 9,7% студенты 5 курса. Для них характерен средний уровень социального интеллекта, способствующий хорошей адаптации, но недостаточный для построения точных суждений о поведении людей в тех или иных ситуациях, в особенности это касается детей с отклонениями в развитии, которым свойственна рассогласованность вербального и невербального компонентов поведения. Студенты со средним уровнем готовности обладают как личностными качествами, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности: например открытость, эмоциональная стабильность, сознательность, так и такими качествами, которые снижают эффективность работы психолога - податливость, склонность к чувству вины, зависимость от группы, недостаток самоконтроля, индиффирентность. У данных респондентов наблюдается средний (не стабильный) уровень толерантности к людям, предполагающий скрытую ин-толерантность, что в критических ситуациях может перерасти в конфликт взаимоотношений. Скрытая интолерантность может проявиться в ситуации непринятия ребенка с отклонениями в здоровье как самим психологом, так и другими субъектами образовательного процесса. Также для них характерен средний уровень развития эмпатии, неустойчивая профессиональная мотивация, сочетающая в себе безвыходность в профессиональном выборе; формально-приспособительное учение и ориентацию на результат.
Низкий уровень готовности характерен для 18% студентов, из которых 4% это студенты пятикурсники. Данные респонденты обладают низким уровнем по всем исследуемым критериям: низкий уровень социального интеллекта, не позволяющий быстро и точно строить суждения о людях, понимать их невер-
бальное поведение, прогнозировать реакции в различных обстоятельствах, что усложняет взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса инклюзивной школы; отсутствие терпимости (интолерантность) в общении с людьми, в особенности имеющими отклонения в здоровье; низкий уровень развития эмпатии, неспособность сочувствовать и сопереживать детям с отклонениями в здоровье и их родителям; низкая мотивация учения и профессиональной деятельности, установка в профессии на деньги и престиж, отсутствие просоци-альных установок, боязнь быть отвергнутым. У данных респондентов присутствуют такие качества личности, которые не способствуют успешному взаимодействию с детьми с отклонениями в здоровье: замкнутость, эмоциональная неустойчивость, податливость, склонность к чувству вины, зависимость от группы, недостаток самоконтроля, индифферентность.
Таким образом, изучение психолого-педагогической готовности студентов психолого-педагогической специальности выявило невысокий в среднем значении уровень готовности к работе с детьми с проблемами в развитии. Данное обстоятельство требует разработки системы подготовки специалистов, которые смогли бы успешно работать в системе инклюзивного образования.
С данной целью разработана программа подготовки педа-гогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования.
Задачи программы:
1) формирование представлений о системе инклюзивного образования, задачах, методах и средствах психолого-педаго-гического сопровождения и на данной основе формирование и развитие когнитивной готовности к работе психолога в данной образовательной системе;
2) формирование толерантного отношения к детям с особенностями здоровья и их родителям, развитие профессионально важных качеств личности, необходимых для работы в системе инклюзивного образования;
3) развитие эмпатических способностей, формирование установки принятия детей с особенностями в здоровье;
4) формирование мотивации работы с детьми с отклонениями в здоровье, социальных мотивов учения.
Программа включает в себя три взаимосвязанных блока: теоретический, методический и практический.
Теоретический блок представлен курсом «Психолого-пе-дагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», который включен в учебный план студентов 5 курса специальности «Педагогика и психология». К данному блоку относятся разделы, посвященные основным понятиям изучаемой проблемы, теориям, концепциям и принципам специального образования различных категорий детей с проблемами в развитии дошкольного и школьного возраста, а также теорети-
Таблица 1
Уровни психолого-педагогической готовности студентов-психологов 5 курса к работе в системе инклюзивного образования
на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Этап эксперимента Уровни психолого-педагогической готовности
Высокий Средний Низкий
Констатирующий 24 56 32
Контрольный 48 46 6
Таблица 2
Уровни психолого-педагогической готовности студентов-психологов 1-5 курса к работе в системе инклюзивного образования
Курс Уровни психолого-педагогической готовности
Высокий Средний Низкий
1 курс 0 7,3 8
2 курс 0 10 8
3 курс 2,5 14,2 6,4
4 курс 7 14,8 5, 6
5 курс* (констатирующий этап) 10, 5 9, 7 4
5 курс (контрольный этап) 17 5,7 1,5
* - студенты 5 курса составляют 24,2 % от всех участников экспериментального исследования.
ческие основы инклюзивного образования. Проблемная группа также охватывает теоретический материал в углубленном изучении отдельных проблем инклюзивного образования (например, адаптация к массовой школе детей с нарушением, зрения, слуха, ранним детским аутизмом и т.д.). Теоретический блок способствует формированию когнитивного компонента психологопедагогической готовности.
Методический блок также представлен курсом по выбору, это разделы, рассматривающие составление коррекционно-развивающих, реабилитационных программ работы с детьми с проблемами в развитии, психодиагностических программ исследования данной категории детей. Данный блок включает практику в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях комбинированного типа. Проблемная группа изучает методические основы исследования отдельных категорий детей с проблемами в здоровье, их возможности интеграции и адаптации.
Практический блок включает, прежде всего, практику в образовательных учреждениях комбинированного типа, где студенты применяют полученные знания и усвоенные методы, формы и средства работы с изучаемой категорией детей. Также, практический блок включает в себя психолого-педагогический тренинг по подготовке школьных психологов к работе в системе инклюзивного образования, который реализуется в рамках дисциплины предусмотренной ГОС ВПО II и III поколения «Психологические тренинги». Проблемная группа включена в практический блок, поскольку ряд отдельных студентов курирует образовательные учреждения, в которых обучаются дети с отклонениями в здоровье, оказывая посильную помощь.
Анализ результатов диагностики психолого-педагогической готовности студентов-психологов до и после реализации формирующей программы позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается, прежде всего, в увеличении количества студентов-психологов с высоким уровнем готовности к работе в системе инклюзивного образования на 24%. Сравнение результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о наличии статистически значимых различий между ними (t = 2,30; р > 0,05).
В таблице 1 представлены результаты диагностики психологопедагогической готовности студентов-психологов 5 курса к работе в условиях инклюзии на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Результаты сравнительного анализа психолого-педагогичес-кой готовности студентов-психологов 1 -5 курсов показывает статистически важные различия между готовностью студентов 1-4 курсов и студентов 5 курса, т.е. основные изменения, а именно увеличение студентов с высоким уровнем психолого-педаго-гической готовности к работе в системе инклюзивного образования произошло в экспериментальной группе 5 курса (контрольный этап эксперимента). Данные сравнительного анализа уровней психолого-педагогической готовности студентов 1 -5 курса можно увидеть в таблице 2.
Изменения, выявленные на контрольном этапе, являются результатом действия разработанной программы формирования психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психо-логов к работе в системе инклюзивного образования, которая включает элективный курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», психолого-педагогический тренинг, прохождение комплексной психолого-педагогической практики в школах комбинированного типа и работу в проблемной группе по изучаемой теме.
Анализ результатов экспериментальной работы по изучению психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в системе инклюзивного образования позволяет говорить об эффективности построения и реализации программы подготовки будущих специалистов к практической работе с детьми с отклонениями в здоровье в системе инклюзивного образования.
Таким образом, решение проблемы психолого-педагогичес-кой готовности педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вводить инклюзивное обучение в стране; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т. е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства.
Библиографический список
1. Малофеев, Н.Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. - 2007. - № 11.
2. Арчакова Т.О. Инклюзия: задача для педагога [Э/р]. - Р/д: http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml
3. Лошакова И.И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / И.И. Лошакова, Е.Р Ярская-Смирнова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов, 2002.
4. Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме // Психологичес-
кая наука и образование, 2005. - № 1.
5. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 2006.
6. Кобзев, М.С. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя // Педагогика. - 2000. - № 9.
7. Тарновская, А.С. Формирование психологической готовности студентов университета к педагогической деятельности в школе: авто-
реф. дис. ... канд. психол. наук. - Киев, 2001.
8. Мороз, А.Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у будущих учителей // Психолого-педагогические основы совер-
шенствования подготовки специалистов в университете: сб. науч. тр. - Днепропетровск, 2000.
Bibliography
1. Malofeev, N.N. Pochemu integraciya v obrazovanie zakonomerna i neizbezhna // Aljmanakh IKP RAO. - 2007. - № 11.
2. Archakova T.O. Inklyuziya: zadacha dlya pedagoga [Eh/r]. - R/d: http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml
3. Loshakova I.I. Integraciya v usloviyakh differenciacii: problemih inklyuzivnogo obucheniya deteyj-invalidov / I.I. Loshakova, E.R. Yarskaya-
Smirnova // Socialjno-psikhologicheskie problemih obrazovaniya netipichnihkh deteyj. - Saratov, 2002.
4. Zareckiyj, V.K. Desyatj konferenciyj po problemam razvitiya osobennihkh deteyj - desyatj shagov ot innovacii k norme // Psikhologicheskaya
nauka i obrazovanie, 2005. - № 1.
5. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 2006.
6. Kobzev, M.S. Psikhologo-pedagogicheskie osnovih professionaljnoyj podgotovki uchitelya // Pedagogika. - 2000. - № 9.
7. Tarnovskaya, A.S. Formirovanie psikhologicheskoyj gotovnosti studentov universiteta k pedagogicheskoyj deyateljnosti v shkole: avtoref. dis.
... kand. psikhol. nauk. - Kiev, 2001.
8. Moroz, A.G. Formirovanie gotovnosti k pedagogicheskoyj deyateljnosti u buduthikh uchiteleyj // Psikhologo-pedagogicheskie osnovih sovershenstvovaniya podgotovki specialistov v universitete: sb. nauch. tr. - Dnepropetrovsk, 2000.
Статья поступила в редакцию 20.03.14
УДК 372.87
Svitova TV. PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF YE. D. TEREGULOV. The article systemizes the ideas of Yevgeny Teregulov, a pianist, composer, teacher and researcher. In the course of this work the teaching principles, based on an analysis of his scientific and methodological heritage (published works, audio and video records of lectures, master classes), have been formulated.
Key words: professional musical education, piano pedagogics, learning principles, stylistics, articulation, pedaling.