УДК 658.3:159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В статье рассматривается особенность подготовки педагогов-психологов для работы с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования. Анализируется структура психолого-педагогической готовности студентов к работе с детьми данной категории. Приводятся результаты сравнительного анализа психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, доказывающие эффективность предложенной модели подготовки.
Ключевые слова: психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности, инклюзивное образование, психолого-педагогическая готовность к работе в условиях инклюзивного образования, модель подготовки будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования.
С. А. Черкасова
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
е-таИ:
сНегкавоуа81 @таИ.ги
Современные социологические, психолого-педагогические исследования констатируют тот факт, что в настоящее время из-за влияния многочисленных факторов, таких как биогенные, социогенные и психогенные все чаще встречаются дети с различными отклонениями в развитии и поведении. Такое положение дел требует немедленного разрешения. В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России под влиянием либерально-демократических преобразований произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценки возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что для каждого ребенка необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Таким образом, речь идет об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт [1]. Инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Данный процесс предполагает переоборудование школ, перепланировку учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей [2].
Введение инклюзивного образования затрагивает и деятельность школьных психологов. Их роль - создание целостной системы поддержки, основанной на экологическом подходе, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Дру-
* Статья рекомендована к печати оргкомитетом Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи «Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров на базе ведущих научно-образовательных центров в области социально-гуманитарных наук». - Белгород, 9-12 ноября 2010.
гими словами, психолог образования сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии.
На практике эта деятельность заключается в:
• мерах по первичной, вторичной и третичной профилактике школьной дезадаптации,
• фасилитации перемен в жизни школы, связанных с внедрением инклюзивного образования,
• планирование дальнейшей образовательной траектории, иногда на очень длительный срок,
• кризисные интервенции (например, при постановке вопроса об исключении ребенка из школы),
• индивидуальное и групповое консультирование по психологическим аспектам инклюзивного образования [3].
Школьный психолог отвечает за психологическое благополучие детей, но не работает с неврологическими или психиатрическими нарушениями. Для этого в школе должна функционировать единая команда специалистов разных профилей. В ней психолог может играть роль координатора или ведущего рефлексивных встреч и т. д. Все вышесказанное исключает варианты, в которых психологу образования «приплюсовываются» функции дефектолога или детского психиатра [4]. Однако многие школьные психологи не имеют специальной подготовки по коррекции детей с различными отклонениями. Более того, наши исследования показали, что проблема подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования в вузах недостаточно разработана.
Следует отметить, что отсутствие системного подхода к проблеме готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях университетов приводит к ограничению возможности приобретения необходимых умений и навыков, боле того, у будущих профессионалов не формируется целостного представления о содержании работы с такими детьми. Однако, действующее «Положение о психологической службе образования» в разделе «Развивающая и психокоррекционная работа» содержит прямое указание на то, что психолог и педагог обязаны владеть знаниями, умениями и навыками работы с такими детьми.
В систему подготовки кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна входить психолого-педагогическая готовность к работе с такими детьми. Анализ исследования проблемы готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности показал, что ее изучение осуществляется по направлениям (психологическое, акмеологическое, психолого-педагогическое, педагогическое) и плоскостям (личностная, функциональная, личностно-деятельностная). Под личностной плоскостью понимается проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленных характером будущей деятельности [5]. В целом готовность к профессиональной деятельности рассматривается как: активное состояние личности, вызывающее деятельность; как следствие деятельности; как качество, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачи; как предпосылка к целенаправленно деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности; как форма деятельности субъекта, которая включается в общий поток его условий [6].
Мы склонны рассматривать готовность к профессиональной деятельности одновременно и как психическое состояние, и как качество личности. В рамках данного исследования мы придерживаемся следующего определения «готовности к профессиональной деятельности». Готовность к профессиональной деятельности - это психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных
способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей [7].
В контексте нашего исследования приоритетным является личностный подход при изучении готовности к деятельности (Л. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. С. Ильин, Я. Л. Коломинский, В. С. Мерлин, В. В. Сериков, В. А. Ядов), с позиций которого готовность к деятельности понимается как интегральное личностное образование, система качеств личности, обеспечивающих результативность деятельности специалиста. С позиций данного методологического основания готовность к профессиональной деятельности выступает сложным комплексным психическим образованием, связанным с глубинными структурами личности, с ее ценностно-смысловой сферой. Критерием сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности выступает интегрированность ее структуры [8]. В связи с этим, значительная степень готовности к профессиональной деятельности зависит от индивидуальных особенностей человека. На основании этого определяются следующие виды готовности: психолого-педагогическая (Е. А. Климов, И. И. Резвицкий, А. Я. Нико-нова, Е. П.Ильин, А. К. Маркова); функциональная, операциональная, мотивационная (Ю. М. Забродин); мотивационная, профессионально-личностная (О. М. Краснорядце-ва); моральная, психологическая, профессиональная (К. К. Платонов); по степени длительности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Бочелюк, Г. Н. Жуков, З. А. Ку-лаева); воспитательная, организационно-управленческая, технико-эксплуатационная (Г. Н. Жуков); физическая, техническая, тактическая, психологическая (И.А. Григорь-янц); внешняя, внутренняя (Л. М. Королев) [9]. Под психолого-педагогической готовностью мы понимаем процесс формирования совокупности (системы) психических образований - представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и др., обеспечивающих мотивационную, когнитивную, личностную и эмоционально-волевую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности, в данном случае психолого-педагогической.
При анализе структурных компонентов психологической готовности в исследованиях В.И. Бочелюк, М.И. Дьяченко, Г.С. Дунина, Г.Н. Жукова, Ю.М. Забродина, Л.А. Кандыбович, З.А. Кулаевой, Л.М. Королева, Б.Д. Парыгина, А.Ц. Пуни, В.И. По-гребенского выявлено, что структура психологической готовности - это объемное образование, состоящее из многих компонентов. В психолого-педагогической готовности мы выделяем следующие компоненты: мотивационный; когнитивнный; эмоционально-волевой; личностный [10].
Нами было проведено экспериментальное исследование психолого-педагогической готовности будущих психологов образования к работе с детьми с проблемами в развитии, в условиях инклюзии. В исследовании использовались следующие методы: формирующий эксперимент в единстве трех этапов констатирующего, формирующего и контрольного; тестирование, анкетирование, метод стандартизированного самоотчета.
Экспериментальная работа по исследованию психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования проходила в несколько этапов.
На подготовительном этапе исследования проводилось теоретическое исследование проблемы, изучение и анализ научной литературы по теме исследования. Также на данном этапе определилась выборка участников эксперимента. Выборку исследования составили студенты факультета психологии специальности 031000 «Педагогика и психология» дневного и заочного отделения с первого по пятый курс. Всего приняло участие в исследовании 122 человека. На втором этапе согласно определенным
критериям была разработана и проведена диагностическая программа исследования психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования со студентами 1 и 5 курсов (констатирующий этап). Ставилась задача определить уровень психолого-педагогической готовности к работе в условиях инклюзивного образования на каждом курсе изучаемой специальности, а также посмотреть изменения психолого-педагогической готовности от курса к курсу, которые происходят под влиянием дисциплин предусмотренным Госстандартом. Экспериментальная группа определилась внутри выборки - студенты 5 курса. На 'третьем этапе исследования была разработана и реализована программа формирования психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования, которая была реализована со студентами 5 курса. Программа разработана на основе результатов диагностики констатирующего этапа эксперимента и учета возрастных особенностей. Мы посчитали целесообразным провести программу формирования со студентами 5 курса, поскольку ими уже изучены профильные дисциплины и усвоение разработанной программы будет максимальным.
По окончании реализации программы была проведена повторная диагностика студентов 5 курса, посредством сравнительного анализа контрольного и констатирующего этапов эксперимента определены изменения внутри экспериментальной группы. А также был проведен анализ динамики уровней психолого-педагогической готовности студентов специальности 031000 «Педагогика и психология» от курса к курсу, в результате чего определена эффективность модели формирования психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования.
Анализ исследования структурных компонентов психолого-педагогической готовности к работе с детьми с проблемами в развитии (когнитивный, мотивационный, личностный, эмоционально-волевой) позволил распределить исследуемых студентов-психологов 5 курса по следующим уровням готовности. Высокий уровень готовности характерен для 18 % студентов. Они умеют решать профессиональные задачи школьного психолога, касающиеся работы с детьми с проблемами в развитии, обладают стойкой профессиональной мотивацией, креативностью, гибкостью, коммуникативной толерантностью и социальной эмпатией. Средний уровень готовности характерен для 64 % студентов. Данные студенты обладают достаточными знаниями в области коррекционной педагогики и психологии, но применять теоретические знания для решения конкретных проблемных ситуаций затрудняются. Обладают средним уровнем коммуникативной толерантности и социальной эмпатии, жалеют ребенка с трудностями в развитии, но принимать такого ребенка как равного они не могут. Мотивация к профессиональной деятельности неустойчивая, зависит от успехов и неудач в учебной деятельности, в процессе учения студенты стремятся пойти по наименее сложному пути. Низкий уровень готовности характерен для 18 % студентов. Данные респонденты обладают низким уровнем по всем исследуемым критериям. Не обладают достаточным уровнем знаний в области дефектологии, демонстрируют низкий уровень социальной эмпатии и коммуникативной толерантности. Мотивы обучения в вузе не связаны с самим процессом учения и находятся вне учебной деятельности, а, следовательно, работать по специальности такие студенты не будут.
Таким образом, изучение психолого-педагогической готовности студентов психолого-педагогической специальности выявило невысокий в среднем значении уровень готовности к работе с детьми с проблемами в развитии. Данное обстоятельство требует разработки системы подготовки специалистов, которые смогли бы работать в условиях инклюзивного образования.
Проблема формирования психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии не может быть решена только при помощи дисциплин, определенный стандартом (ГОС ВПО II) специальности 031000 «Педагогика и психология». Анализ государственного образовательного стандарта и учебного плана специальности показывает, что знания в области дефектологии студенты получают при изучении следующих психологических дисциплин: основы общей психологии, история психологии, возрастная, социальная, педагогическая психология, психолого-педагогическая коррекция, клиническая психология, психотерапия и коррекционная педагогика с основами специальной психологии.
Однако данная проблема в значительной степени рассматривается только в рамках дисциплины «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», и отчасти при изучении «Психолого-педагогической коррекции». Данное обстоятельство говорит о необходимости введения в учебный процесс специальности «Педагогика и психология» работы по подготовке педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования. С данной целью была разработана модель подготовки педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования, которая включает в себя три взаимосвязанных блока.
1. Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образова-тельныши потребностями», который включен в учебныт план студентов 5 курса специальности «Педагогика и психология».
2. Программа тренинговых занятий по подготовке школьных психологов к работе в условиях инклюзивного образования, которая реализуется в рамках дисциплины предусмотренной ГОС ВПО II поколения «Психологические тренинги», а также во внеучебной деятельности.
3. Прохождение комплексной психолого-педагогической практики в средних образовательных учреждениях комбинированного типа, где имеются классы коррекции, компенсации и выравнивания.
Основной целью курса «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» является подготовка будущих педагогов-психологов к осуществлению коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую систему задач:
- изучить проблемы нарушений в психофизическом развитии детей дошкольного и школьного возраста и инклюзивного образования в целом;
- ознакомить со схемой диагностического обследования детей с проблемами в развитии различных категорий;
- овладеть методами коррекции отклонений в развитии детей различного возраста;
- разработать программы для педагогов, психологов по изучаемой проблеме;
- закрепить полученных теоретических знаний и применение их на практике.
Для решения поставленных задач студентам-психологам предлагается использование комплекса методов: системного, теоретического и практического моделирования; анализа научной литературы, нормативно-правовых актов, программно-методических материалов; сравнительно-сопоставительного, логического, ретроспективного; вопросно-диагностических (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание, обобщение независимых характеристик); обсервационных (прямое, косвенное, включенное наблюдение, самонаблюдение); праксиметрических (анализ продуктов деятельности детей и педагогов, социальных педагогов, психологов, клинических психологов, физиологов, нейропсихологов). Учебно-тематический план с перечнем изучаемых разделов и тем представлен в табл. 1.
Таблица 1
Учебно-тематический план курса «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями»
№ п/п Наименование разделов и тем
1 2
Раздел I. Теоретические основы работы с детьми с проблемами в развитии
Тема 1. Понятие «норма» и «абнормальность». Критерии нормального развития
Тема 2. Этиология дизонтогенеза
Тема з. Виды и типы дизонтогений
Раздел II. Диагностика отклонений в развитии
Тема 4. Принципы диагностики в специальной психологии
Тема 5. Особенности диагностики детей при различных видах дизонтогенеза. Принципы адаптации диагностических методик.
Раздел III. Особенности консультативной работы с родителями детей с проблемами в развитии
Тема 6. Психологические особенности семей, имеющих детей с трудностями в развитии
Тема 7. Консультативная работа с родителями, как часть психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии
Тема 8. Просветительская работа педагога-психолога с родителями, воспитывающих детей с трудностями в развитии и педагогами
Раздел IV. Коррекционно-развивающая работа с детьми с проблемами в развитии
Тема 9. Принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с проблемами в развитии
Тема ю. Психокоррекционные технологии в работе с детьми с проблемами в развитии
Тема 11. Особенности применения психокоррекционных техник при работе с детьми с различными видами дизонтогенеза
Тема 12. Структура коррекционно-развивающего занятия.
Раздел V. Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с проблемами в развитии
Тема 13. Особенности профилактически трудностей в развитии. Понятие о компенсации и сверхкомпенсации
Тема 14. Особенности реабилитационной и абилитационной работы с детьми с проблемами в развитии
Курс охватывает достаточно широкий диапазон тем, начиная с основ работы с детьми с проблемами в развитии, их диагностики и заканчивая рассмотрением особенностей коррекционно-развивающей, профилактической и реабилитационной работы с данной категорией детей. Особое внимание уделяется практическим аспектам работы с детьми с различными видами отклонений: нарушением зрения, слуха, интеллекта, задержкой психического развития и ранним детским аутизмом, а также нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Построение данного курса стало инновационным, поскольку используется метод кейс-технологий, обеспечивающий самостоятельную работу каждого и возможность осуществления контроля собственных знаний, что позволило студентам-психологам убедиться в необходимости приобретенных знаний, их целесообразности и возможности использования в будущей профессиональной деятельности.
Цель тренинговых занятий по подготовке будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования заключается в формировании следующих компетенций:
- способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
- готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
- способность осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;
- способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития.
Основные этапы и содержание психологических тренингов можно посмотреть в табл. 2.
Таблица 2
Основные этапы программы тренинговых занятий по подготовке будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования
Этап программы Количество занятий Задачи Средства и методы
1 2 З 4
1. Ориентировочный 1 1. Установить эмоционально-позитивный контакт со студентами 2. Ознакомить с нормами, правилами поведения тренинговых занятий 3. Формировать чувство принадлежности к группе 1. Игры и упражнения на знакомство 2. Средства и приемы, направленные на формирование чувства принадлежности к группе.
2.Основной 11 1. Формировать эмпатию и толерантное отношение к детям с проблемами в развитии и их родителям 2. Формировать мотивацию аффи-лиации, мотивацию достижения высоких результатов в работе с детьми с проблемами в развитии и уверенность в собственных силах 3. Обучать решению психолого-педагогических ситуаций, возникающих в обучении и воспитании детей с проблемами в развитии 1. Направленные ролевые игры. 2. Арт-терапевтические методы 3. Решение педагогических ситуаций 4. Упражнения, направленные на развитие эмпатии, толерантности 5. Релаксационные техники
З.Обобщающе-закреляющий З 1. Обобщить сформированные адекватные формы и способы взаимодействия с детьми с проблемами в развитии 2. Способствовать переносу приобретенного позитивного опыта в психолого-педагогическую практику 1. Игровые упражнения на развитие эмпатии и коммуникативных навыков 2. Проигрывание педагогических ситуаций
Практическим применением полученных знаний, умений и навыков стало прохождение комплексной психолого-педагогической практики в массовых средних общеобразовательных учреждениях комбинированного типа, предусмотренной ГОС ВПО II поколения, где студенты получают возможность реализовать основные виды деятельности школьного психолога с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования.
В продолжение работы по формированию психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии стала работа отдельных студентов в проблемной группе по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии в массовых общеобразовательных учреждениях». Такая работа нашла свое отражение в научно-исследовательской деятельности студентов: написании курсовых и дипломных работ, посвященных работе педагогов-психологов с детьми с проблемами в развитии, и участии в научных конференциях (очное и заочное), публикации статей по данной проблематике.
С целью выявления эффективности модели подготовки будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования была проведена повторная диагностика всех компонентов готовности на контрольном этапе эксперимента у студентов 5 курса.
Анализ результатов диагностики психолого-педагогической готовности студентов-психологов до и после реализации формирующей программы позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается, прежде всего, в увеличении количества студентов-психологов с высоким уровнем готовности к работе в условиях инклюзивного образования. Сравнение результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о наличии статистически значимых различий между ними (£ = 2,30; р > 0,05). В таблице 3 представлены результаты диагностики психолого-педагогической готовности студентов-психологов 5 курса к работе в условиях инклюзии на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Таблица 3
Уровни психолого-педагогической готовности студентов-психологов 5 курса к работе в условиях инклюзивного образования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Этап эксперимента Уровни психолого-педагогической готовности
Высокий Средний Низкий
Констатирующий 18 64 18
Контрольный 48 46 6
Результаты сравнительного анализа психолого-педагогической готовности студентов-психологов 1-5 курсов показывает статистически важные различия между готовностью студентов 1-4 курс и студентов 5 курса, т.е. основные изменения, а именно увеличение студентов с высоким уровнем психолого-педагогической готовности к работе в условиях инклюзии произошло в экспериментальной группе 5 курса (контрольный этап эксперимента). Данные сравнительного анализа уровней психолого-педагогической готовности студентов 1-5 курса можно увидеть в таблице 4.
Таблица 4
Уровни психолого-педагогической готовности студентов-психологов 1-5 курса к работе в условиях инклюзивного образования
Курс Уровни психолого-педагогической готовности
Высокий Средний Низкий
1курс 0 5 95
2 курс 0 25 75
3 курс 0 40 60
4 курс 17 60 23
5 курс (констатирующий этап) 18 64 18
5 курс (контрольный этап) 48 46 6
Мы считаем, что изменения, выявленные нами на контрольном этапе, являются результатом действия разработанной программы формирования психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования, которая включает элективный курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», тренинговые занятия, прохождение комплексной психолого-педагогической практики в школах комбинированного типа.
Согласно полученным данным, большей части опрошенных студентов (74 %) во время прохождения производственной практики в школе приходилось, в той или иной степени, иметь дело с детьми с проблемами в развитии в массовой общеобразовательной школе, при этом, наиболее распространенными видами отклонений в развитии являются задержка психического развития, нарушение зрения, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.
Говорить о положительных результатах подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзии позволяют результаты ответов студентов в стандартизированных самоотчетах об использовании знаний, полученных в ходе изучения элективного курса «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» и во время прохождения педагогической практики. Из общего числа выборки 93 % студентов отметили, что использовали знания, приобретенные на элективном курсе, при этом остальные 7 % мотивировали свой отрицательный ответ сменой места практики (базой прохождения практики явилась средняя школа, где детей с проблемами в развитии не оказалось).
Анализ результатов экспериментальной работы по изучению психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования позволяет говорить об эффективности построения и реализации модели подготовки будущих специалистов к практической работе с детьми с проблемами в развитии.
Выводы
1. Эффективность осуществления модели по формированию психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования подтверждается наличием статистически значимых различий в результатах исследования у студентов 1-4 курса и студентов 5 курса, (I = 2,30, р > 0,05), в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном = 2,30, р > 0,05) и отсутствие статистически значимых различий в результатах исследования у студентов с 1 по 4 курс (I = 1,65, р < 0,05). Эти статистические данные говорят о том, что позитивные изменения произошли под действием разработанной формирующей программы, а не под действием дисциплин предусмотренных Госстандартом для специальности 031000 «Педагогика и психология».
2. Анализ данных эффективности экспериментальной работы по формированию психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзии показал:
- наличие позитивных изменений в теоретической и практической подготовке студентов-психологов, что способствовало приобретению уверенности при прохождении производственной практики в школе с классами коррекции, компенсации и выравнивания;
- изменение осознанности будущими педагогами-психологами проблемы инклюзивного образования и переосмысление собственного отношения к детям с проблемами в развитии.
3. Сравнительный анализ результатов стандартизированного самоотчета студентов с 1 по 5 курс психолого-педагогической специальности позволяет говорить о том, что подготовка будущих педагогов-психологов к осуществлению психологического сопровождения детей с проблемами в развитии в инклюзивном образовании осуществляется именно в результате изучения студентами элективного курса «Психолого-
педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» и программы тренинговых занятий.
4. Анализ результатов подготовки будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования позволяет утверждать, что изучение студентами дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» как элективного курса, прохождение тренинговых занятий и практики является важной и необходимой составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов. По окончании вуза данные студенты, оказываются готовыми к работе с детьми с проблемами в развитии, поскольку владеют необходимым для этого набором компетенций.
Таким образом, решение проблемы психолого-педагогической готовности педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вводить инклюзивное обучение в стране; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т.е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства.
Список литературы
1. Малофеев Н.Н. «Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна»/Н. Н. Малофеев // Альманах ИКП РАО, 2007, - №11 - С. 23-24.
2. Арчакова Т.О. Инклюзия: задача для педагога // Режим доступа: http ://psyjournals.ru/articles/2i274.shtml
3. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов/ И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. - С. 15-21.
4. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей -десять шагов от инновации к норме [текст]/ В.К. Зарецкий // Психологическая наука и образование, 2005, - № 1. - С. 83-95.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма //А.К. Маркова / М., 2006 С. 180-182.
6. Кобзев М.С. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя / М.С. Кобзев // Педагогика. - 2000. - № 9. - С. 68-76.
7. Тарновская А.С. Формирование психологической готовности студентов университета к педагогической деятельности в школе: Автореф. дис. канд. псих.наук. - К., 2001.
8. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. -М.: Изд-во Флинта, Москов. психолого-социальный ин-т, 1998. - С.142
9. Мороз А.Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у будущих учителей / А.Г. Мороз// Психолого-педагогические основы совершенствования подготовки специалистов в университете / Сб. науч. трудов. - Днепропетровск: Днепр. ун-та, 2000. - С. 56-58.
10. Левченко М.В. Психологические особенности готовности абитуриентов к учению в педагогическом вузе: Автореф. дис. канд. пс. наук. - К., 1999. - С. 14.
TRAINING OF UNDERGRADUATE TEACHERS OF PSYCHOLOGY FOR WORKING IN TERMS OF INCLUSIVE EDUCATION
The article discusses the problem of training of undergraduate teachers-psychologists for working with the children suffering from developmental lagging in the inclusive education. The article includes the experimental results that confirm the effectiveness of author's training method for students.
Key words: training of undergraduate teachers of psychology for professional work, ability for professional work, inclusive education, ability of teachers of psychology for working in terms of inclusive education, training method for working in terms of inclusive education.
S.A.Cherkasoua
Tula State
Leo Tolstoy
Pedagogical
University
e-mail:
cherkasova8i @mail.ru