2. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Эйдос: Интернет-журнал [Э/р]. - Р/д: http: //www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm/
3. Мазыр, З.С. Формирование гражданской компетенции учащихся в процессе обучения в школе: дисс. ...канд. пед. наук. - Самара, 2005.
4. Веряев А.А. Модульно-рейтинговая технология оценивания образовательных достижений в условиях компетентностного целеполага-ния / А.А. Веряев, Н.В. Медведенко // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5.
5. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. - Киев, 2002.
Bibliography
1. Mincberg, G. Trebuyutsya uprav lencih, a ne vihpuskniki MBA: zhestkiyj vzglyad na myagkuyu praktiku upravleniya i sistemu podgotovki menedzherov. - M., 2008.
2. Zimnyaya, I.A. Obthaya kuljtura i socialjno-professionaljnaya kompetentnostj cheloveka // Ehyjdos: Internet-zhurnal [Eh/r]. - R/d: http: // www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm/
3. Mazihr, Z.S. Formirovanie grazhdanskoyj kompetencii uchathikhsya v processe obucheniya v shkole: diss. ...kand. ped. nauk. - Samara, 2005.
4. Veryaev A.A. Moduljno-reyjtingovaya tekhnologiya ocenivaniya obrazovateljnihkh dostizheniyj v usloviyakh kompetentnostnogo celepolaganiya / A.A. Veryaev, N.V. Medvedenko // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 5.
5. Situacionnihyj analiz, ili anatomiya keyjs-metoda / pod red. Yu.P. Surmina. - Kiev, 2002.
Статья поступила в редакцию 20.11.13
УДК 378. 637: 159.9
Sukhoterina, E.S. PSYCHOLOGICAL READINES OF THE FUTURE TEACHERS FOR WORKING WITH DISABLED.
In this article it is spoken about the necessity to research the psychological readiness of the future teachers to introduce the inclusive education. Here are also represented the results of research and student's experience (students study at the Faculty “Pedagogy and Psychology”) in the work with disabled.
Key words: inclusive education, psychological readiness for inclusive education, disabled.
Е.С. Сухотерина, ассистент каф. специальной педагогики и психологии АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящей статье обосновывается необходимость изучения психологической готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. А также представлены результаты исследования и опыт формирования психологической готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья у студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология».
Ключевые слова: инклюзивное образование, психологическая готовность к инклюзивному образованию, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Современный этап развития системы специального образования обуславливает необходимость пересмотра и изменения как самого процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями, так и отношения к ним в целом. Успешность построения и реализации различных форм интеграции зависит от множества условий и факторов, одним из которых выступает готовность общества принять, с одной стороны, новые формы работы, а с другой стороны, новую категорию детей.
При этом принятие интеграции обществом, и каждым человеком в отдельности, требует проведения длительной целенаправленной работы, которая должна охватывать всех участников образовательного процесса. Основополагающим принципом, с этой точки зрения, должна стать убежденность в том, что для людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создавать условия, способствующие раскрытию их возможностей, и последующему включению в общественную жизнь.
В настоящее время проблемами интегрированного образования занимается широкий круг исследователей, которые разрабатывают различные модели и условия организации данной формы обучения. Однако интегрированное образование в процессе своего внедрения может столкнуться не только с трудностями организации, так называемой, безбарьерной среды, но и с трудностями социально-психологического характера, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе педагогов, школьников и их родителей принять интеграцию. Последнее условие приобретает особую значимость в последнее время, так как реализация интегрированного обучения предполагает обязательную готовность к нему специалистов массового и специального образования не только в материально-техническом, но и психологопедагогическом аспектах [1, с. 19].
Значимость психологической готовности к совместному обучению детей с особыми образовательными потребностями и детей с нормальным развитием подчеркивают многие современные исследователи (С.В. Алехина, С.А. Алейникова, О.А. Денисова, В.Н. Поникарова, О.Л. Леханова, Н.Д. Шматко). Данные авторы отмечают неготовность педагогов как массового, так и специального образования к осуществлению практики инклюзивного обучения, что проявляется в отрицательном отношении к идее совместного обучения педагогами специальных дошкольных учреждений [1, с. 26], остром дефиците знаний в области коррекционной педагогики у учителей массовых школ, а также в низком уровне эмоционального принятия отдельных категорий детей с ограничениями возможностями здоровья учителями массовых школ [2, с. 87].
Современные школы и детские сады, в большинстве своем, не готовы принять детей с особыми образовательными потребностями. И дело не столько и не только в отсутствии адаптированной для инклюзивного образования среды, сколько в отсутствии педагогов, получивших специальную подготовку и готовых осуществлять инклюзивное образование детей, влияя на всех субъектов образования [3, с. 81].
Как отмечают данные исследователи, такая подготовка включает решение комплекса взаимосвязанных задач: у педагогов следует формировать адекватное отношение к появлению в детском коллективе особого ребенка, необходимо научить раскрывать потенциальные возможности обучения детей, дать возможность показать и доказать, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников [3, с. 82].
Однако, как показывает анализ литературы, в настоящее время нет достаточного количества методических разработок по
проблеме формирования психологической готовности педагогов к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Особую значимость в данном контексте приобретает проблема готовности к работе в условиях интеграции будущих специалистов, которая в настоящее время является малоизученной и требует детальной проработки.
В связи с этим, нам представляется необходимым изучение психологической готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Что позволит выявить проблемы подготовки специалистов, связанные с переходом к инклюзивному образованию, а также определить возможные пути их решения.
Профессионально-психологическая готовность будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования состоит, на наш взгляд, из трех взаимосвязанных блоков: когнитивного, мотивационного и научно-методического. Первый блок включает наличие знаний об особенностях психофизического развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, второй блок - наличие устойчивой мотивации для данной работы, а также толерантное отношение к этим детям, и третий блок представлен профессиональными умениями использования приемов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С целью выявления психологической готовности к работе в условиях инклюзивного образования, а также для определения круга задач, направленных на формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к работе в его условиях нами была разработана анкета для проведения констатирующего эксперимента. В ходе исследовательской работы было опрошено 56 студентов 4 курса института психологии и педагогика Алтайской государственной педагогической академии, обучающихся по специальности «Педагогика и психология».
Представленные в анкете вопросы были объединены в следующие проблемные области. Отношение будущих психологов к процессу интеграции; необходимость проведения специальной работы по формированию навыков взаимодействия лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с нормальным психофизическим развитием, в каких формах и при каких условиях наиболее эффективно проводить данную работу; и оценка собственной готовности к работе в условиях инклюзивного обучения.
В результате проведенного анкетирования были выявлены следующие особенности. Большинство опрошенных (72%) положительно относятся к идее интегрированного обучения, указывая на то, что оно способствует социализации детей с ограниченными возможностями. Однако наряду с этим имеются ответы отражающие негативное отношение к интеграции (14%). Так, некоторые респонденты отмечают, что таким детям нужен особый уход, и, более того, они должны быть изолированы от нормально развивающихся сверстников. Ровно столько же опрошенных (14%) затрудняются выразить свое отношение к интеграции, что может быть обусловлено отсутствием опыта общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Наряду с этим 100% опрошенных указывают на необходимость проведения специальной работы, направленной на формирование навыков взаимодействия лиц с ограниченными возможностями здоровья и людей с нормальным психофизическим развитием. Большинство респондентов отмечают, что формами проведения данной работы могут выступать организация вне-учебной или досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с нормальным развитием, проведение психологических тренингов и семинаров на тему «Толерантное отношение к лицам с особенностями в развитии».
В качестве условий успешности организации практики инклюзивного образования большинство опрошенных выделяют: наличие специальных образовательных программ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, знание специалистами особенностей их развития, опыт взаимодействия с ними, а также проведение специальной работы по подготовке общества и специалистов к работе с такими детьми. Среди психологических условий студенты отмечают необходимость проведения специально организованной работы по формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Относительно готовности будущих специалистов к работе в условиях инклюзивного образования можно отметить следующее. Свою готовность к данной работе отметили лишь 9,4% опрошенных студентов, что выражалось в желании помочь этим детям, стремлении попробовать новые для себя формы работы. 24% опрошенных отметили свою неготовность к такой работе, обосновав это отсутствием опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нехваткой знаний об их особенностях и стойким нежеланием взаимодействовать с данной категорией учащихся. Большинство студентов (66,5%) затрудняются определить свою готовность к работе в условиях интегрированного обучения в настоящее время, что, на наш взгляд, также свидетельствует о неготовности к работе в условиях инклюзивного образования. Однако, следует отметить, что многие респонденты отмечают свое желание помочь таким детям, но испытывают страх перед подобной работой в силу нехватки знаний об особенностях развития лиц с ограниченными возможностями и отсутствия опыта общения с ними.
Таким образом, на основе полученных результатов мы можем заключить, что будущие педагоги-психологи оказываются психологически не готовыми к работе в условиях инклюзивного образования по всем трем блокам. Во-первых, все респонденты указывают на отсутствие необходимых знаний об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, большинство респондентов отмечают свою неготовность к работе в условиях интеграции в силу отсутствия интереса, страха перед новой формой работы и высокой ответственности перед детьми и их родителями. И, в-третьих, у всех респондентов оказывается несформированными умения научнометодического блока, что обусловлено недостаточным объемом знаний о детях с особенностями в развитии, а также отсутствием опыта взаимодействия с ними.
Исходя из качественно-количественной оценки полученных результатов, мы определили основные направления работы по подготовке будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования. Во-первых, необходимо сформировать у студентов систему теоретических представлений об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, что может осуществляться в рамках изучения дисциплин «Основы специальной педагогики и психологии» и «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии». Во-вторых, необходимо проведение специальной психолого-педагогической работы, заключающейся в формировании интереса и устойчивой мотивации к работе в условиях интегрированного обучения, что может проходить посредством психологических тренингов и семинаров на тему «Толерантность: единство в многообразии». В-третьих, нужно формировать у будущих специалистов навыки профессиональной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями, что возможно осуществлять посредством совместных мероприятий и выездных занятий на базе специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов при участии студентов и детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, на основе проведенного анализа литературных источников, мы можем отметить, что проблема формирования психологической готовности к интегрированному обучению является недостаточно освященной в современных исследованиях. При этом многие авторы указывают на необходимость выявления социально-психологических проблем, обусловленных процессом введения интегрированного образования, а также разработку путей их преодоления.
Особую актуальность приобретает проблема формирования психологической готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями у будущих педагогов-психо-логов. Это связано с современным этапом развития системы массового и специального образования, нацеленного на введение практики совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и с нормой развития. Кроме того, на основе проведенного исследования мы установили, что будущие педагоги-психологи не готовы к работе в условиях инклюзивного образования, это проявляется отсутствием специальных знаний об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья, несформированностью мотивации для работы с такими детьми, а также отсутствием опыта взаимодействия с ними. Данный факт обуславливает необходимость организации и проведения целенаправленной работы по формированию психологической готовности к работе в условиях инклюзивного образования, что будет предметом рассмотрения на втором этапе нашей исследовательской работы.
Библиографический список
1. Алейникова, С.А. Отношение педагогов и родителей к интегрированному обучению детей с нарушенным слухом / С.А. Алейникова, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2005. - № 5.
2. Алехина, С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова// Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1.
3. Денисова, О.А Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования / О.А. Денисова, В.Н. Поникарова, О.Л. Лехано-ва // Дефектология. - 2012. - № 3.
Bibliography
1. Aleyjnikova, S.A. Otnoshenie pedagogov i roditeleyj k integrirovannomu obucheniyu deteyj s narushennihm slukhom / S.A. Aleyjnikova, M.M. Markovich, N.D. Shmatko // Defektologiya. - 2005. - № 5.
2. Alekhina, S.V. Gotovnostj pedagogov kak osnovnoyj faktor uspeshnosti inklyuzivnogo processa v obrazovanii / S.V. Alekhina, M.N. Alekseeva, E.L. Agafonova// Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2011. - № 1.
3. Denisova, O.A Strategiya i taktiki podgotovki pedagogov inklyuzivnogo obrazovaniya / O.A. Denisova, V.N. Ponikarova, O.L. Lekhanova // Defektologiya. - 2012. - № 3.
Статья поступила в редакцию 20.11.13
УДК 22.151.3
Cosmin V.S. PERFECTION OF EDUCATIONAL PROCESS ON DISCIPLINE «DESCRIPTIVE GEOMETRY». In
this work the question of perfection of educational process on discipline descriptive geometry. Outlined computer modeling educational process, as one of the directions of interactive teaching. The technique of construction of the recognition algorithm geometrical image of conic sections and trimming algorithm surface of a sphere.
Key words: algorithm, computer simulation, interactive form of training, recognition of geometric image.
В.С. Космин, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
В данной работе рассматривается вопрос совершенствования учебного процесса по дисциплине начертательная геометрия. Изложено компьютерное моделирование учебного процесса, как одно из направлений интерактивной формы обучения. Приведена методика построения алгоритма распознавания геометрического образа конических сечений и алгоритм сечения поверхности сферы.
Ключевые слова: алгоритм, компьютерное моделирование, интерактивная форма обучения, распознавание геометрического образа.
Начертательная геометрия - это наука, разрабатывающая методы конструирования вторичных графических моделей абстрактных пространств. Она выполняет важную самостоятельную роль, обеспечивая будущего специалиста необходимой научной информацией и приобретает особое значение для формирования специалиста профиля «Технология». Кроме того, «Начертательная геометрия» является базой для изучения специальных дисциплин. ФГОС ВПО по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Технология») требует подготовки современных специалистов на новой основе. В связи с этим необходимо существенно повысить качество изучения дисциплин профессионального цикла студентами вузов.
Осуществлённый в «АГАО» им. В.М. Шукшина переход на новый учебный план по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование (профиль «Технология») привёл к изменению объёма часов, как аудиторных, так и самостоятельных. Эти факторы были учтены при решении задачи совершенствования учебного процесса по дисциплине начертательная геометрия.
Основными направлениями этой работы стали:
I. Совершенствование учебной программы.
II. Выполнение компьютерного моделирования учебного процесса по начертательной геометрии, как одного из направлений интерактивной формы обучения. Компьютерные модели стали обычным инструментом математического моделирования и с успехом применяются в начертательной геометрии. Являются одним из эффективных методов изучения таких тем начертательной геометрии, как взаимное пересечение плоских фигур, сечение поверхностей плоскостью, взаимное пересечение поверхностей , аксонометрические проекции и др.
Знаний о простейших геометрических преобразованиях, изучаемых в школьном курсе геометрии, и основных сведениях, излагаемых преподавателем в курсе начертательной геометрии вполне достаточно, чтобы студент в кратчайшие сроки овладел методикой их применения при разработке некоторых алгорит-
мов решения позиционных задач. Студентам первого курса профиля «Технология» при решении задач начертательной геометрии предлагаются алгоритмы. Необходимо написать программу, составить блок - схему и по данным выполнить задачу на эпюре Монжа. Некоторые алгоритмы рассмотрим ниже.
А. Предлагается метод построения алгоритма распознавания геометрического образа конических сечений с помощью ЭВМ.
Пусть секущая плоскость Р общего положения задана своим алгебраическим уравнением вида
Ах + Ву + Сх + D = 0, (1)
а поверхность конуса Ф задана параметрическими уравнениями
х = a■U■cos V; |
у = ьи^п V; У (2)
х = си, J
где и и V - криволинейные координаты точки этой поверхности;
а, Ь, с - коэффициенты, управляющие формой и размерами конической поверхности.
При фиксировании одного из параметров, например V = V0, и изменения и точка г = г^0,и) опишет кривую,
лежащую на поверхности (2). Задавая различные значения параметра V, как V0 = V1,V2,...,Vn (в пределах области существования последнего), можно выделить на этой поверхности дискретный каркас и- линий. Аналогично могут быть получены поверхности V - линейчатого и сетчатого каркасов.
Для задания секущей плоскости (1) в пространстве могут быть указаны координаты трёх её точек:
М1 (х1,у1,х1); М2(х2,у2,х2); М3(х3,у3,х3).
Тогда решение системы уравнений относительно коэффициентов А, В и С
Ах1 + Ву1 + Сх1 + D = 0; |
Ах2 + Ву2 + Сх2 + D = 0; >- (3)
А хз + В Уз + С хз + D = 0 J