Преобладание в ответах молодых педагогов категории А говорит о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Свидетельствует о высокой степени адаптирован-ности. Преобладание категории Б говорит о том, что молодые педагоги ориентированы на ещё старые виды деятельности, на формальные стороны обучения и это свидетельствует о весомой степени дезадаптации [ 5, с. 113].
В результате проведенного эмпирического исследования следует, что все предпринятые нами на формирующем этапе педагогические техники и технологии (тренинги, мастер-классы и др.) активно преобразовали и оптимизировали адаптивный процесс.
Адаптивный процесс для молодого педагога, проходя в разных условиях, тем не менее, имеет общие механизмы своей организации и поэтому для большей успешности его необходимо
Библиографический список
начинать задолго до собственно вступления в должность педагога. Так как он характеризуется повышенной эмоциональностью, ранимостью, чувствительностью, что может привести к нервно-психическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям, нарушениям в эмоциональном и коммуникативном развитии личности адаптанта. Вуз с его учебно-методическими возможностями и интеллектуальной базой является лучшим местом для обучения приёмам оптимизации профессиональной адаптации. Наши исследования показали, что чем больше времени молодой педагог занимается нравственным воспитанием своих учеников, тем нравственнее становится сам, так как срабатывает эффект самовнушения. И в свою очередь это обеспечивает его самовнушение, саморазвитие, самопознание. Наиболее актуальным это становится для молодого педагога, личностный рост которого еще не завершен, т.е. развивая других, развивается сам.
1. Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Ленинград, 1975.
2. Арипов М.А. Малокомплектные школы Дагестана. Махачкала, 2012.
3. Ахмедова А.М., Махмудова Ф.А. Нравственное воспитание как педагогическое условие профессиональной адаптации молодого педагога. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 19 - 22.
4. Магомедова Е.Э. Психолого-педагогические особенности нравственного воспитания в образовательной среде. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012; Т. 18; № 2: 161 - 164.
5. Махмудова Ф.А. Нравственное воспитание как условие адаптации молодого педагога. Диссертация ... кандидата педагогических наук. ДГПУ. Махачкала 2013.
References
1. Svencickij A.L. Social'no-psihologicheskie problemy upravleniya. Leningrad, 1975.
2. Aripov M.A. Malokomplektnye shkoly Dagestana. Mahachkala, 2012.
3. Ahmedova A.M., Mahmudova F.A. Nravstvennoe vospitanie kak pedagogicheskoe uslovie professional'noj adaptacii molodogo pedagoga. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 19 - 22.
4. Magomedova E.'E. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti nravstvennogo vospitaniya v obrazovatel'noj srede. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2012; T. 18; № 2: 161 - 164.
5. Mahmudova F.A. Nravstvennoe vospitanie kak uslovie adaptacii molodogo pedagoga. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. DGPU. Mahachkala 2013.
Статья поступила в редакцию 23.01.17
УДК 378
Bagdueva K.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Amirova S.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gasanova S.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL WORK OF TEACHER-THERAPIST IN INCLUSIVE EDUCATION. The article deals with the relevance of the research specificity of professional work of the teacher-defectologist in the system of inclusive education. The research is based on the results of the analysis of organization and use of inclusive education. The author describes professional activities, pathologists teacher in a secondary school, highlighting its specific features. The authors conclude that the professional activities of teacher-defectologist in inclusive education has its specificity, which is linked to the characteristics of inclusive education; it is a personality-oriented corrective work with pupils with HIA; the realization of the goals and objectives of the three-tiered system of education-educational work (corrective, preventive, developing); close collaboration and partnership with a team of child's accompaniment with HIA in inclusive education.
Key words: inclusion, inclusive education, children with HIA, correctional and development activity, interaction, complex diagnostics, prediction.
К.Г. Багдуева, канд. пед. наук, доц. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский
государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
С.К. Амирова, канд. пед. наук, доц. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский
государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
С.С. Гасанова, канд. пед. наук, доц. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский
государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье раскрыта актуальность исследования специфики профессиональной деятельности учителя-дефектолога в системе инклюзивного образования. На основе анализа организации и реализации инклюзивного образования автор характеризует профессиональную деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе, выделяя её специфические особенности. Авторы делают выводы, что профессиональная деятельность учителя-дефектолога в инклюзивном образовании имеет свою специфику, которая связана с особенностями инклюзивного образования и заключается в личностно-ориен-тированной направленности коррекционной работы с учащимся с ОВЗ; реализации трехуровневой системы целей и задач коррекционно-развивающей работы (коррекционной, профилактической, развивающей); тесном взаимодействии и партнерском сотрудничестве с командой сопровождения ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, коррекционно-развивающая деятельность, взаимодействие, комплексная диагностика.
Современное российское общество достигло такого уровня социального развития, когда не может себе позволить потерять ни одного подрастающего человека, а признание Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей усилило внимание родителей, государства и общественности к их проблемам с рождения и до совершеннолетия и ответственности за развитие, обучение и воспитание. Особого внимания требуют дети с особыми образовательными потребностями, ведь исторически так сложилось, что они были лишены возможности получать полноценное образование наряду со своими сверстниками с нормальным развитием, им отказывали в доступе к общеобразовательной учебной программе и обучали в специальных заведениях. Поэтому на сегодня одним из важнейших явлений в современном специальном образовании является движение за инклюзивное образование. Инклюзия оказывает значительное влияние на политику, научно-поисковую и практическую работу и имеет много значений, охватывающих диапазон от простого зачисления учащихся с особыми образовательными потребностями в обычные классы к трансформации философии, ценностей и практических подходов целых образовательных систем. Инклюзия нужна нашему государству как средство достижения социальной справедливости в интересах учащихся с особыми образовательными потребностями.
Учёными обсуждаются проблемы интеграции детей с особыми образовательными потребностями и активно разрабатываются подходы к обучению и воспитанию их в условиях общеобразовательных учебных заведений. Изучение особенностей создания комфортной инклюзивной образовательной среды имеет важное значение для успешного воспитания и социализации не только детей с нарушениями психофизического развития, но и других учеников. В связи с этим, актуализируются вопросы подготовки специалистов инклюзивного образования, которые создают комфортную инклюзивную среду. Среди команды специалистов особая роль отводится деятельности учителя-дефектолога.
Начиная с 90-х годов XX столетия, в нашей стране пропагандируется идея интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методологические основы педагогической интеграции определены в работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.Д. Глейзер, В.С. Леднёва, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, С.М. Гапеен-кова, Г.Ф. Федорец и других. К их числу относят философскую концепцию о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития [1; 2].
На методологическом уровне учеными раскрыта сущность интегративного подхода к явлениям педагогической действительности, интегративных процессов, которые определяются как одна из сторон процесса развития, показаны возможности реализации принципа интеграции к основным компонентам педагогического процесса, что обеспечивает его целостность и системность. Исследователи в своих работах подчеркивают, что интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов или всей системы. Сущность процесса интеграции - качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему [3, с. 8].
Особое значение в инклюзивном образовательном процессе отводится деятельности учителя-дефектолога. В области общей и коррекционной педагогики представлен ряд исследований, посвященных разработке положений, теорий, концепций личности учителя-дефектолога и его роли в инклюзивном образовании детей с ОВЗ (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Х.С. Замский, Ю.А. Ко-стенкова, Н.Н. Малофеев, В.И. Лубовский, Н.М. Назарова, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов, Н.В. Новоторцева и др.). Однако, как свидетельствует анализ исследований, специальных работ, в которых бы определялась специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовании, недостаточно [4 и др.].
Рассмотрим особенности профессиональной деятельности учителя-дефектолога в аспекте самой специфики системы инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
Учитель-дефектолог - педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Его основная деятельность связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других
сферах. В связи с этим определены основные обязанности учи-теля-дефектолога:
- осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);
- обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
- комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
- проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;
- консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с тем, что в инклюзивном образовании основным компонентом является коррекционно-развивающая работа, мы определяем специфику содержания этого компонента в профессиональной деятельности учителя-дефектолога следующим образом. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется с учетом особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями, цели, задач и направлений такой работы. Коррекционно-развивающая работа учителя-де-фектолога тесно связана с диагностикой нарушений. В то же время, на сегодня диагностика и коррекция недостаточно скоординированы. В диагностической и коррекционной работе специалиста не должна проявляться увлечённость функциональной и симптоматической диагностикой. Работа не должна иметь разграничение: в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) диагностировали, а в общеобразовательных учреждениях учили, корректировали. Ведь специфика коррекционно-разви-вающей работы заключается в том, что нужно комплексное её обоснование, прогнозирование на основе медицинских и психолого-педагогических данных. Объективно необходимым становится взаимодействие педагогов, психологов, логопедов, сурдо-, тифло-, олигофрено-педагогов, социальных педагогов, медицинских работников.
В аспекте взаимодействия с междисциплинарной командой специалистов в инклюзивном образовании коррекционно-разви-вающая работа учителя-дефектолога направлена на:
- Развитие зрительного или слухового восприятия, речи, познавательной деятельности, психофизическое, социально-коммуникативное развитие детей с особыми потребностями, формирование у них навыков пространственного, социально-бытового ориентирования и тому подобное;
- Развитие навыков саморегуляции и саморазвития детей путем взаимодействия с окружающей средой с учетом имеющихся знаний, умений и навыков коммуникативной деятельности и творчества;
- Формирование компенсационных способов деятельности как важного условия подготовки детей с особыми образовательными потребностями к обучению в общеобразовательной школе;
- Создание условий для социальной реабилитации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями, развитие их самостоятельности и жизненно важных компетенций.
Коррекционный компонент инклюзивного образования в профессиональной деятельности учителя-дефектолога должен обеспечиваться несколькими способами:
- реализация коррекционных целей в процессе обучения и воспитания детей (на уроках, во время домашней учебной работы, на воспитательных мероприятиях);
- проведение коррекционно-развивающих занятий; выполнение родителями требований и рекомендаций учителя-дефек-толога по коррекционному воздействию на ребёнка.
При планировании работы с детьми с ОВЗ учитель-дефек-толог должен учитывать, что вместе со специфическими трудностями развития для всех категорий детей с особенностями психофизического развития свойственны следующие пробле-