УДК 94
ШАЯХМЕТОВА Наиля Наильевна, преподаватель
ЮСУПОВ Рахимьян Галимьянович , доктор исторических наук профессор
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ)
В статье представлен анализ развития региональной системы специального и инклюзивного образования в Республике Башкортостан. Работа проведена на основе архивных исторических источников, обозначены проблемы, пути и этапы в решении вопросов обучения умственно отсталых, глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей.
Ключевые слова: инклюзия, специальное образование, региональная система специального образования, интеграция, сегрегация, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, психолого-медико-педагогические комиссии, санаторно-лесные школы, вспомогательные школы.
SHAYAKHMETOVA Nailya Nailin,
teacher
YUSUPOV Rahimian Gelemanovic, doctor of historical Sciences, Professor
THE DEVELOPMENT OF SPECIAL AND INCLUSIVE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN (THE SECOND HALF OF XX - BEGINNING OF XXI CENTURIES)
The article presents the analysis of the development of a regional system of special and inclusive education in the Republic of Bashkortostan. Work carried out on the basis of historical sources, identified problems, ways and stages in addressing issues of training of the mentally retarded, deaf, hard of hearing, blind, visually impaired children.
Key words: inclusion, special education, regional special education system, integration, segregation, persons with disabilities, persons with disabilities, psycho-medical-pedagogical commission, health-forest school, secondary school.
Последнее двадцатилетие ознаменовано принятием ЮНЕСКО и ООН ряда документов, в которых решающим фактором построения гражданского общества является развитие инклюзивного образования. Ее первой очевидной мишенью является устранение физических барьеров на пути социального, образовательного и профессионального включения людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества. Инклюзивный подход в образовании вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ, достигший определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением отношения к инвалидам, осознанием обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование[6; с.39].
Инклюзивное образование - закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны мира, в том числе и Россия. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически, технологически. Главное отличие процесса инклюзии от интеграции состоит в том, что при инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, а идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации образовательного процесса. В нашей стране научные разработки в области специальной психологии, связанной с процессом интегративного (инклюзивного) обучения проводили Э.И. Леонгард, Б.Д. Корсунская, Г.Л. Зайцева, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, А.Н. Коноплева, Т.С. Зыкова, Т.В. Пелымская, Т.Л. Лещинская, М.Л. Любимова, Н.М. Назарова, Д.В. Шамсутдинова, Л.М. Шипици-на [5; с.28].
По нашему мнению, имеет место противоречие между необходимостью изучения исторического опыта в развитии специального и инклюзивного образования и недостаточностью его освещения в региональном аспекте. Исторически региональная система специального образования выстраивалась исходя из социально-политической и экономической ситуации в стране, государственного и социального заказа, а также формирования аксиологических ориентиров в обществе, ценностных ориентаций по отношению к проблеме инвалидов, признания их самоценности.
Развитие региональной системы специального и инклюзивного образования характеризуется следующими основными этапами:
1) формирование предпосылок обучения и воспитания детей с различными отклонениями - начало XIX — первое десятилетие XX веков;
2) развитие сети специальных образовательных учреждений для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих - 1920 - 1950-е годы;
3) становление региональной системы специального образования -1960 - 1980-е годы;
4) современный этап развития специального, интегративного и инклюзивного образования - конец XX - начало XXI веков[7; с.9].
Необходимо признать, что с 1930-х годов на развитие региональной системы специального образования накладывают отпечаток социально-педагогические требования, выдвигаемые в общем образовании страны. Утверждался бюрократический стиль руководства, отраженный в многочисленных партийно-правительственных постановлениях, посвященных состоянию учебно-воспитательного процесса в специальных школах. Стиль школы приобретал авторитарный характер, соответствующий содержанию бюрократической административно-командной системы.
В целях развития дела народного образования в РСФСР Совет Народных Комиссаров постановил 20 августа 1923 года, признать необходимым, немедленно приступить к разработке плана введения всеобщего обучения в десятилетний срок. В этот же период на местах начались подготовительные работы по введению начального всеобуча. Так, в 1930-е годы вышли: Постановление Башнаркомпроса «О состоянии и перспективах всеобуча и ликвидации неграмотности среди глухонемых БАССР на 1931 год», Постановление БашЦИК №26 от 20 сентября 1935 года «О всеобуче глухонемых в Башкирской АССР», в результате были созданы школы-интернаты для слепых, глухонемых, глухих, умственно-отсталых и трудновоспитуемых [16; с.3].
В Постановлении №440 от 30.04.1961 г. Совета Министров БАССР «О мерах работы специальных школ», докладе-отчете «Специальные школы» на производственном совещании Министерства просвещения РСФСР от 4 июля 1968 года были обозначены разные типы специальных школ, функционировавших в 1960-е годы в городах и районах региона в количестве 26 школ. В рассматриваемый период в Башкирии функционировали 2 детских дома для слепых и глухих, 2 средних школы для глухих и слабослышащих, 5 восьмилетних школ для глухих, 1 восьмилетняя школа для слепых и 1 школа для слабовидящих, 16 вспомогательных школ, логопедические пункты и класс алаликов. Обучение было 9 летним (см. Табл. 1)
Таблица 1 Контингент обучающихся в специальных школах в 1962-1963 г. г.
Table 1 The contingent of students in special schools, 1962-1963,
№п/п Школы Количество воспитанников
Школы для слепых и слабовидящих
1. Белорецкая 78
2. Бирская 116
3. Табынская 90
Школы для глухих и слабослышащих
4. Балтачевская 80
5. Балановская 90
6. Белебеевская 91
7. Белокатайская 43
8. Бирская 113
9. Давлекановская 107
10. Стерлитамакская 113
11. Уфимская слабослышащих 200
Вспомогательные школы
12. Бокситовская 138
13. Верхне Авзянская 127
14. Воскресенская 149
15. Красноусольская 130
16. Илишевская 145
17. Уфимская №92 147
18. Уфимская №59 157
19. Уфимская №13 134
20. Уфимская №48 133
21. Балтаевская 109
22. Зилаирская 92
23. Красновосходская 180
24. Янаульская 97
25. Уфимская №77 55
26. Стерлитамакская №25 48
Источник: ГКУ Центральный исторический архив Республики Башкортостан, Доклад-отчет «Специальные школы» на производственном совещании Министерства просвещения РСФСР от 4 июля 1968 года (Р798, ОП №9, Ед.4349)
Данные школы были подведомственны Министерству просвещения БАССР, Министерству здравоохранения, Министерству социального обеспечения. В подчинении Министерства просвещения БАССР находились специальные детские сады для глухих и слепых, школы для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, слепоглухонемых, умственно отсталых, речи, школы очного и заочного обучения для взрослых по слуху и зрения. В ведении Министерства социального обеспечения были детские дома для умственно отсталых подростков и взрослых, Министерства здравоохранения - школы-санатории для детей с нарушениями физического развития, клиники для детей с нарушениями речи и логопедические кабинеты.
В системе Главного управления промышленного технического образования имелись ФЗО и технические училища для глухих, Всероссийское общество слепых (ВОС) и Всероссийское общество глухих (ВОГ) - учебно-производственные предприятия, в которых осуществлялось профессиональное обучение слепых и глухих.
3 санаторно-лесные школы состояли из 2 школ для детей с туберкулезной интоксикацией, 1 школа - для детей, страдающих неврозом. Учащиеся, страдающие ревматизмом, полиартритом, полиемилитом, ДЦП подлежали устройству в учреждения подведомственные Министерству здравоохранения и Министерству социального обеспечения (см. Таблицу 2).
Таблица 2 Контингент специальных школ в Республике Башкортостан (1940-1960-е гг.) Table 2 The contingent of special schools in the Republic of Bashkortostan (1940-1960-ies)
№п/п Годы Количество школ Контингент воспитанников (чел.)
1. 1940-1941 21 1385
2. 1950-1951 17 1451
3. 1960-1961 19 1963
4. 1967-1968 25 4496
В 1968 году контингент в разрезе школ составил:
№п/п Школы Количество воспитанников
1. 16 вспомогательных школ 2741
2. 5 школ глухих 645
3. 2 школы слабослышащих 321
4. 1 школа слепых 202
5. 1 школа слабовидящих 140
6. 2 класса речевых (алалики) 20
Источник: ГКУ Центральный исторический архив Республики Башкортостан, Доклад-отчет «Специальные школы» на производственном совещании Министерства просвещения РСФСР от 4 июля 1968 года (Р798, ОП №9, Ед.4349)
Таким образом, в БАССР к концу 1960-х годов сложилась система специального образования. Результатом работы специальных школ явилось получение в них профессиональной подготовки, призванной обеспечить выпускникам общественно-полезную и трудовую деятельность в различных учреждениях, предприятиях промышленности и сельского хозяйства [3; с.12].
Методическое сопровождение школ осуществляли НИИ дефектологии, в которых проводились исследования в области научно-методических основ обучения и воспитания аномальных детей в специальных школах, формирования учебных планов, разработки программ, определения их содержания, подготовки учебников, проведения курсов повышения квалификации.
В специальных школах работало 878 учителей и воспитателей, из них 216 - с высшим педагогическим образованием, 108 - с незаконченным высшим образованием. Всего на данный период обучались заочно 15 человек. Остро чувствовалась нехватка педагогических кадров по основному направлению деятельности, в специальных школах республики трудились 52 педа-гога-дефектолога, из них всего 7 олигофренопедагогов было задействовано в 16 школах. Специалистов готовили дефектологические факультеты, однако в штате специальных школ не достаточно было сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, логопедов. Их приглашали на работу из центральных городов.
Материально-технические условия образовательных учреждений были тяжелыми, многие здания и сооружения находились в аварийном состоянии. В большинстве школ контингент обучающихся превышал в 2 раза допустимые показатели в соответствии с площадями в учебных зданиях и спальных корпусах [3; с.11].
С конца 1950-х годов проводилась работа по укреплению мелких специальных школ, в которых проживало по 40-50 человек, расширялись площади, открывались новые школы, особенно по типу вспомогательных учебных заведений.
Специальные школы принимали учащихся на основании решения по итогам обследований медико-педагогической комиссии, организуемой ежегодно в апреле-мае. При более позднем обращении родителей в ПМПК ребенка направляли учиться по месту жительства. В некоторых районах количество детей превышало 2-3 нормы, допустимого контингента школ. Ежегодно 200-300 детей с умственной отсталостью отправлялись в массовые школы из-за отсутствия мест в специальных школах. Даже в районах, где имелись специальные школы, не все дети получали помощь.
В 1963 году на основании Постановления Совета Министров БАССР №96 от 12.02.1962 г. «План строительства типовых школ-интернатов для глухих и слепых детей» было запланировано открытие специальной школы-интерната для слепых на 350 мест в Уфе, для глухих детей на 200 мест в Стерлитамаке [15; с. 37].
В 1940-е годы наблюдались проблемы в организации логопедической работы с детьми. Приказом №568 от 02.10.1948 г. открыт 1 логопункт в Уфе. По данным Министерства просвещения БАССР в логопедической помощи нуждалось 2000 детей. Такое же положение в других городах, деревнях и селах республики. На основании Ходатайства Совету Министров БАССР об открытии логопунктов в школах республики с расчетом 1 на 10 средних школ, предложили открыть 18.
Были приняты акты по решению вопросов трудоустройства инвалидов, например, Постановление Совета Министров БАССР №1072 от 14.12.1961г. «О трудоустройстве выпускников специальных школ БАССР в 1961-1965 г.г.», Постановление Совета Министров БАССР №728 от 26.11.1962г. «Об улучшении общего и профессионального образования, трудового устройства и обслуживания глухих граждан в Башкирской АССР», в которых был утвержден план трудоустройства выпускников специальных школ БАССР в 1961-1965-е годы на предприятия, стройки, колхозы, совхозы и другие организации республики, выдвинули предложения об обеспечении работой инвалидов Министерством местной промышленности, Министерством социального обеспечения, Управлением бытового обслуживания населения, ВОГ, ВОС [14].
В начале 1960-х годов по данным башкирского отделения ВОГ и ВОС все выпускники были охвачены данной программой. Так, в 1961 - 11 человек, 1962 - 10 человек, 1963 - 24 человека приступили к работе. 6 выпускников продолжили обучение в 10-11 классах Шадринской школы-интерната Оренбургской области. 5 человек в Уфимской и Салаватской музыкальных школах. В 1963 году 62 выпускника направлены в технические училища. 17 обучающихся в 9-11 классы Уфимской средней школы для глухих-детей. Инвалиды успешно трудились в колхозах, совхозах и на предприятиях бытового обслуживания.
В начале XXI века детей-инвалидов было более 13 тысяч человек. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специального образования Республики Башкортостан.
В 1970-80-е годы активно развивалась система дошкольного специального образования. В конце 1990-х годов в дошкольных образовательных учреждениях для организации ранней коррекционной помощи детям открывались группы компенсирующего типа. Так, если в 1999 году в 505 группах 201 дошкольного образовательного учреждения воспитывалось 6868 детей с ограниченными возможностями здоровья, в 2007 году группами компенсирующего вида 252 ДОУ комбинированного вида было охвачено 7946 несовершеннолетних дошкольного возраста, группами оздоровления и ухода 97 дошкольных образовательных учреждений - 3809 детей, в 2007 году в 36 ДОУ компенсирующего вида было 2500 детей с ограниченными возможностями здоровья. В том числе в 2007 году в детских садах воспитывались 7400 детей с нарушениями речи, 972 несовершеннолетних с нарушениями зрения, 374 воспитанника с нарушениями интеллекта, 359 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 94 несовершеннолетних с нарушениями слуха. С целью оказания своевременной коррекционной помощи детям-инвалидам в дошкольных образовательных учреждениях открывались группы кратковременного пребывания.
Работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляли 835 учителей-логопедов, 545 педагогов-психологов, 144 учителя-дефектолога, 45 социальных педагогов.
В начале XXI века обучение детей-инвалидов осуществлялось в Башкортостане в школах общего назначения, в которых обучалось 3520 учащихся и на дому 1289 детей. В образовательных учреждениях общего назначения функционировало 884 специальных (коррекционных) класса для 8338 учащихся с разными нарушениями развития. В логопунктах работали 516 логопедов, 224 общеобразовательных учреждения имели собственные логопункты, за которыми были закреплены 7202 учащихся.
Сохранена и развивается сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В Башкортостане функционируют 37 специальных (коррекционных) школ-интернатов, школ, начальных школ - детских садов 8-ми видов для учащихся с разными нарушениями развития (2 начальных школы - детских сада, 9 школ, 26 школ-интернатов, в том числе по одному учреждению для учащихся с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, по два - для несовершеннолетних с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих), 3 - для учащихся с задержкой психического развития, 5 - для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), 25 - для учащихся с нарушениями интеллекта). В начале XXI века в данных учреждениях обучаются 4049 детей. Образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья тем более ценно, так как оно способствует включению их в социум, достижению ими максимально возможной самостоятельности и независимости в изменяющихся условиях жизни.
Построенная на тенденциях сегрегации детей с особыми образовательными потребностями, система специального образования уже не может в полной мере соответствовать запросам общества. Наблюдается расхождение целей системы специального образования с ценностями, декларируемыми обществом. В качестве концептуальных основ исследования развития системы специального образования использовались подходы, изложенные в документах, принятых на Всемирной конференции в г. Саламанке (1994г.). Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений, должна быть создана доступная среда, преодолены барьеры в общественном сознании [4; с.6].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
7. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве.// Инклюзивное образование. Вып.1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010, с. 6-11.
8. Всемирная конференция в Саламанке «Доступность и качество образования» 1994 г., с. 36.
9. Доклад-отчет производственного совещания «Специальные школы» на заседании Министерства просвещения РСФСР, Москва, от 04.07.1968 г.
10. Григорьева О.Б. Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья :Аксиологический подход Автореферат дис. на соискание кандидата педагогических наук. - Биробиджан, 2004, http://www.dissercat.com.
11. Курбанова О.В. Становление и развитие специального образования на Ставрополье Автореферат дис. на соискание кандидата педагогических наук. М., 2002, http://www.dissercat.com
12. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - с. 497-564
13. Постановление№440 от 30.04.1961 г. Совета Министров БАССР «О мерах работы специальных школ»
14. Постановление Совета Министров БАССР №312 от 29.04.1961г. «О мерах по улучшению работы специальных школ»
15. Постановление Совета Министров БАССР №96 от 12.02.1962г. «О мероприятиях по улучшению дела обучения и воспитания детей с дефектами развития»
16. Постановление Совета Министров БАССР №728 от 26.11.1962г. «Об улучшении общего и профессионального образования, трудового устройства и обслуживания глухих граждан в Башкирской АССР»
17. Постановление Совета Министров БАССР №1072 от 14.12.1961г. «О трудоустройстве выпускников специальных школ БАССР в 1961-1965 г.г.»
18. Постановление Совета Министров БАССР№96 от 12.02.1962 г. «План строительства типовых школ-интернатов для глухих и слепых детей».
19. Постановление Башнаркомпроса «О состоянии и перспективах всеобуча и ликвидации неграмотности среди глухонемых БАССР на 1931 год».
20. Постановление БашЦИК №26 от 20 сентября 1935 года «О всеобуче глухонемых в Башкирской АССР»
21. Шаяхметова Н.Н., Юсупов Р.Г. История становления специального и инклюзивного образования в России// Инновации и инвестиции, 2013, №8, с.44-48.
22. Шаяхметова Н.Н., Юсупов Р.Г. Развитие специального образования в России./Российский научный журнал, №1 (39), 2014.
23. Юсупов Р.Г., Шаяхметова Н.Н. Правовые основы инклюзивного образования.// Теория и практика инклюзивного образования в России: проблемы и перспективы: Сборник научных статей III Международной научно-практической конференции. - Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014, с. 143-146.
REFERENCES
1. Alekhina S. Century Modern stage of development of inclusive education in Moscow. Inclusive education. Vol.1. Moskva: Center «School book», 2010, p. 6-11.
2. World conference in Salamanca «Accessibility and quality of education 1994, p. 36.
3. Report production meetings «Special schools» at the meeting of the Ministry of education of the RSFSR, Moscow, from 04.07.1968,
4. Grigorieva, O. B. National and regional peculiarities of the development of the special education system of Transbaikal: Axiological approach abstract of cand. for the candidate of pedagogical Sciences. Birobidzhan, 2004, Available at: http://www.dissercat.com.
5. Kurbanova O. C. Establishment and development of special education in Stavropol abstract of cand. for the candidate of pedagogical Sciences. Moskva, 2002, Available at: http://www.dissercat.com
6. Latyshina D. I. History of education (History of education and pedagogical thought): a manual. Moskva: Gardariki, 2005. p. 497-564
7. Resolution № 440 from 30.04.1961, the Council of Ministers of the BASSR «On measures for the work of the special schools»
8. Resolution of the Council of Ministers of the BASSR No. 312 from 29.04.1961, «on measures to improve the work of special schools»
9. . Resolution of the Council of Ministers of the BASSR No. 96 from 12.02.1962, «On measures on improvement of business education and upbringing of children with developmental defects»
10. Resolution of the Council of Ministers of the BASSR No. 728 of 26.11.1962, «On the improvement of General and vocational education, the employment of the device and the service of deaf citizens in the BASSR»
11. Resolution of the Council of Ministers of the BASSR No. 1072 from 14.12.1961, «On the employment of graduates of special schools BASSR in 1961-1965,»
12. Resolution of the Council of Ministers of the BASSR No. 96 from 12.02.1962, «the Plan of construction of model residential schools for deaf and blind children».
13. The resolution of Baltic No. 26, dated September 20, 1935 «On education of the deaf in the Bashkir ASSR»
14. Resolution BashTsIK №26 of September 20, 1935 «On the universal education of deaf-mutes in the Bashkir ASSR»
15. Shayakhmetova N. N., Yusupov R., the History of the formation of special and inclusive education in Russia. The Innovation and investment, 2013, No. 8, p. 44-48.
16. Shayakhmetova N. N., Yusupov R., the Development of special education in Russia. Russian scientific journal, №1 (39), 2014.
17. Yusupov, R., Shayakhmetova N. N. The legal basis for inclusive education// Theory and practice of inclusive education in Russia: problems and prospects: Proceedings of the III International scientific-practical conference. Ufa: Ufa state University of Economics and service, 2014, p. 143-146.
Информация об авторе
Шаяхметова Наиля Наильевна, преподаватель Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Салаватский колледж образования и профессиональных технологий, г. Салават, (Республика Башкортостан), Россия [email protected]"
Юсупов Рахимьян Галимьянович , доктор исторических наук профессор кафедра государственного права Института права ФГБОУ ВПО Башкирский государственный университет г. Салават, (Республика Башкортостан), Россия
Получена: 14.12.2014
Information about the author
Shayakhmetova Nailya Nailin, teacher State Autonomous Educational Institution of Secondary Professional Education Salavat College of Education and Professional Technology. Salavat city, Republic of Bashkortostan), Russia [email protected]"
Yusupov Rahimian Gelemanovic, doctor of historical Sciences, Professor of Chair of public law of the law Institute of the Federal STATE Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Bashkir State University. Salavat city, Republic of Bashkortostan), Russia
Received: 14.12.2014