УДК 376.3
Корнилова Ольга Алексеевна
д-р психол. наук, Самарский филиал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Самара
e-mail: [email protected]
Kornilova Olga
Doctor of Psychological Sciences, Samara branch of Moscow City University, Samara e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2018-6-183-187
ИНКЛЮЗИЯ: ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. Представлены аргументы, подтверждающие отсутствие жизнеспособной модели инклюзивного образования на всех ступенях современного российского образования. Проведен анализ современного состояния образования детей с ограниченными возможностями здоровья и перечислены факторы, препятствующие внедрению и практической реализации инклюзивного образования в России. Обозначены актуальные проблемы и определены задачи, стоящие перед системой образования современного российского общества, в свете социальной адаптации и комплексной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интегрированное обучение, включающее образование, иллюзия.
INCLUSION: ILLUSIONS AND REALITY OF THE PROBLEM OF TEACHING SPECIAL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF MODERN RUSSIAN SOCIETY
Abstract. The arguments confirming the absence of a viable one models of inclusive education at all levels of modern Russian education are presented. The analysis of the current state of education of children with disabilities is made and the factors that prevent the realization and practical realization of inclusive education in Russia are listed. The current problems and tasks facing the education system of modern Russian society in the light of social adaptation and comprehensive support for children with disabilities have been identified. Keywords: inclusion, inclusive education, integrated education, including education, illusion.
В последние годы в России начала складываться отечественная модель инклюзивного образования, которая активно внедряется в образовательные организации различного уровня. Процессы инклюзии, закрепленные отечественным законодательством, становятся реальностью, которая привлекает пристальное внимание не только разработчиков данного направления, но и всех субъектов образовательного процесса.
Основной задачей инклюзивного образования является реформирование ситуации социализации детей из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы на законодательном уровне принят целый ряд нормативных актов, в числе которых Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012 г.; Федеральный закон ФЗ-273 «Закон об образовании в Российской Федерации» и др. Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены и введены в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые, утверждая практику совместного обучения, вступили в силу с сентября 2016 г. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по всем направлениям подготовки и специальностям содержат требования к реализации образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья [1-7].
Научные исследования российских ученых, педагогов и дефектологов за последние годы охватывают различные аспекты рассматриваемой нами проблемы: от определения сущности инклюзивного образования, соотношения сути понятий инклюзия и интеграция до теоретико-методологического обоснования инклюзии [8; 9; 13; 15; 16]. Также достаточно широко представлены педагогические модели, методы и технологии инклюзивного
© Корнилова О.А., 2018
обучения (Е. А. Иванова, М. А. Колокольцева, Е. Н. Кутепова, Е. Г. Самсонова). Обозначены и проанализированы организационно-педагогические условия построения инклюзивной социокультурной образовательной среды в современном российском обществе (Н. Ю. Белова, Л. Е. Олтаржевская, О. С. Панферова). Широко изучены проблемы обеспечения профессиональной и личностной готовности участников инклюзивных групп к принятию друг друга и взаимодействию (Е. Н. Кутепова, С. А. Черкасова); освещены вопросы подготовки кадров педагогов, психологов, дефектологов, готовых к работе с детьми в современных реалиях инклюзивного образования (Р. Г. Аслаева, И. М. Яковлева; О. А. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова и др.). Представлен сопоставительный анализ зарубежного опыта и российской ситуации внедрения инклюзии (С. В. Алехина, Н. Н. Малофеев, Ю. В. Мельник, Н. М. Назарова). Кроме того, на современном этапе пристальное внимание уделяется вопросам теории и практики сопровождения субъектов инклюзивного образования (С. Н. Сорокоумова, С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Н. М. Бурыкина, П. Р. Егоров). Что особо значимо, определены стратегии и технологии поддержки семей, воспитывающих особых детей (Л. М. Шипицына, Э. И. Леонгард, М. Селигман, Р. Дарлинг) [11].
Однако, несмотря на все научные и практические изыскания, до настоящего времени в российской системе образования должным образом не сформирована и функционально не отрегулирована инфраструктура коррекционной и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, интегрированным в общеобразовательные учреждения.
Поиск оптимальной модели организации инклюзивной модели специалистами, учеными, педагогами не дал ощутимых результатов, так как, по мнению автора, отечественное образование и российское гражданское общество не готовы к практической организации инклюзии. Эта неготовность обусловлена:
а) отсутствием дополнительного финансирования образовательных организаций всех уровней (дошкольного, общего и высшего). В европейских странах на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья выделяется достаточное дополнительное финансирование, за которое борются образовательные организации различного уровня;
б) отсутствием необходимых материально-технических условий по обустройству образовательного пространства, отвечающего потребностям обучающихся и их возможностям с точки зрения физической и психологической безопасности. Данная проблема также обусловлена недостаточным финансированием образовательных организаций. Обучающиеся приходят в школу, вуз, но дополнительные средства, необходимые для оснащения образовательного пространства, не выделяются;
в) отсутствием в образовательном учреждении условий организации психолого-педагогического и коррекционного сопровождения педагога, ребенка, семьи. Указанная проблема обусловлена отсутствием в образовательных организациях психологов, дефектологов, логопедов, медицинских работников (сопровождение, производимое по договору с районной поликлиникой, осуществляется только документально) - значимый фактор, препятствующий инклюзии;
г) неготовностью учительского корпуса к инклюзивному образованию. На протяжении последних 3-х лет, участвуя в реализации программ дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО ВОЗ» для учителей начальной школы и учителей-предметников, убеждаешься, что педагоги имеют желание, основываясь на диагностике, разрабатывать индивидуальные маршруты и адаптированные образовательные программы, осуществлять систематический мониторинг результатов развития своих воспитанников. Однако они не имеют на это временных, жизненных, а многие и профессиональных ресурсов (не владеют указанным педагогическим инструментарием);
д) отсутствием необходимого научно-методического сопровождения инклюзивных практик;
е) недостаточными знаниями родителей о потребностях и потенциальных возможностях своих детей.
Учитель работает с коллективом школьников, в котором от 26 и более обучающихся. Абсолютно
здоровых детей в школе нет, в каждом классе начальной ступени образования в среднем от 2 до 4 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, плюс один или несколько детей с ограниченными возможностями здоровья. В школах, как и в вузах отсутствуют тьютеры, ассистенты, поэтому об индивидуальном образовательном маршруте для каждого ребенка с особыми образовательными
потребностями сложно говорить.
Конечно на современном этапе развития психологии и специальной педагогики ученые теоретики и педагоги-практики активно обсуждают проблемы особого детства. Аргументированы и достаточно широко представлены психологические обоснования механизмов компенсации и коррекции нарушений в различных образовательных средах. Однако дальше обсуждений проблема не решается, система инклюзивного образования в России декларируется, но в реальной жизни ее нет. Разработаны научные принципы и сформулированы педагогические условия, составляющие основу понятия инклюзивной образовательной среды, предусматривающей комплексный подход к обустройству пространства образовательного учреждения, отвечающего потребностям всех детей и их возможностям с точки зрения физической и психологической безопасности. Предложены модели реализации инклюзивного образования, однако отсутствует необходимое сопровождение.
На современном этапе внедрения инклюзии основополагающей, ключевой проблемой, на наш взгляд, является проблема общей повсеместной неготовности субъектов образования, а также отсутствие должным образом организованного психолого-педагогического и коррекционного сопровождения всех субъектов образовательного процесса, отсутствие механизмов обеспечения декларируемых прав и свобод особых детей и обучающихся.
Сегодня на практике мы наблюдаем не систему инклюзивного образования, а некую интеграцию. Такие ученые-исследователи, как Н. Н. Малофеев и Н. Д. Шматко, предлагают следующие модели интеграции: постоянная полная, постоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая, которые мы можем наблюдать в условиях дошкольного, общего и высшего образования [12; 14; 17].
Термины «интеграция» и «инклюзия» являются близкими понятиями: интеграция (от англ. integrate) означает процесс, имеющий своим результатом целостность, объединение в единое целое, инклюзия (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - включать, иметь в своем составе, англ. inclusion - включение) означает аналогичный процесс развития объекта, в нашем случае образования, в целостности: доступность образования для всех детей, в плане приспособления к различным нуждам, в том числе, и для детей с особыми потребностями [10]. Однако рассматриваемые понятия «интеграция» и «инклюзия», далеко не тождественны.
Суть рассматриваемой нами проблемы заключается не в поиске наименования для системы образования обучающихся с особыми потребностями, а в жизнеспособных разумных установках и подходах к организации обучения особых детей на всех ступенях образовательного процесса с учетом менталитета российского общества, результатов современных научных изысканий, в первую очередь, в области специальной педагогики, а также на основе обобщения передового педагогического опыта. Модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть различными, но они должны опираться на огромный практический опыт работы специальной школы и потенциал родительской общественности.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения: 09.06.2018).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271) // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения: 09.06.2018).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения: 09.06.2018).
4. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)») // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения: 09.06.2018).
5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847) // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения: 09.06.2018).
6. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850) // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http//www.consultant.ru (дата обращения: 09.06.2018).
7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304 (дата обращения: 09.06.2018).
8. Алёхина, С. В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России // Развитие современного образования: теория, методика, практика. 2015. № 3 (5). С. 10-15.
9. Алёхина, С. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алехина, И. В. Вачков // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 97-104.
10. Ахметова, Д. З. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова и др.; под ред. Д. З. Ахметовой. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - С.19-20.
11. Кутепова, Е. Н. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях / Е. Н. Кутепова, А. С. Сунцова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 2. - С.105-110.
12. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. - 2008. -№ 1. - С. 71-78.
13. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н .Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-10.
14. Мустафина, Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 164-166. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1397/ (дата обращения: 09.06.2018).
15. Назарова, Н. М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика. - 2015. - № 9. - С. 55-63.
16. Назарова, Н. М. К вопросу о теоретических и методологических основах инклюзивного обучения // Специальное образование. - 2012. - № 2. - С.6-12.
17. Назарова, Н. М. Понятие интеграция в специальной педагогике // Понятийный аппарат педагогики и образования. -Екатеринбург, 1998. - Вып. 3. - С. 262.
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 01.06.2012 № 761 «O NacionaTnoj strategii dejstvij v interesax detej na 2012 - 2017» [Decree of the President of the Russian Federation from 01.06.2012 № 761 On the National strategy of action for children for 2012 - 2017] // PCA consultant Plus.
2. NacionaFnaya obrazovateFnaya iniciativa «Nasha novaya shkola» (utv. Prezidentom RF 04.02.2010 № Pr-271) [National educational initiative «Our new school» (app. RF President 04.02.2010 № PR-271)] // ATP consultant Plus.
3. FederaFny'j zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 07.03.2018) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal law of29.12.2012 № 273-FZ (as amended on 07.03.2018) «On education in the Russian Federation»] // SPS ConsultantPlus.
4. Pismo Minobrnauki Rossii ot 11.03.2016 № VK-452/07 «O vvedenii FGOS OVZ» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendaci-yami po voprosam vnedreniya federaFnogo gosudarstvennogo obrazovateFnogo standarta nachaFnogo obshhego obrazovaniya obuchayushhixsya s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorovya i federaFnogo gosudarstvennogo obrazovateFnogo standarta obrazovaniya obuchayushhixsya s umstvennoj otstalosfyu (intellektuaTny'mi narusheniyami)») [<Letter> Ministry of education and science from 11.03.2016№ VK-452/07 «On the introduction of the GEF HIA» (together with «Methodical recommendations on introduction of Federal state educational standard of primary General education students with disabilities and the Federal state educational standard of education of students with mental retardation (intellectual disabilities) »)] // ATP ConsultantPlus.
5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2014 № 1598 «Ob utverzhdenii federaFnogo gosudarstvennogo obrazovateFnogo standarta nachaFnogo obshhego obrazovaniya obuchayushhixsya s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 03.02.2015 № 35847) [Order of the Ministry of education and science of Russia of 19.12.2014 № 1598 «About the statement of the Federal state educational standard ofprimary General education of students with limited opportunities of health» (Registered in the Ministry of justice of Russia 03.02.2015 № 35847)] // ATP Consultant.
6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2014 № 1599 «Ob utverzhdenii federaFnogo gosudarstvennogo obrazovateFnogo standarta
obrazovaniya obuchayushhixsya s umstvennoj otstalosfyu (intellektuaTny'mi narusheniyami)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 03.02.2015 N 35850) [Order of the Ministry of education and science of Russia of 19.12.2014 N1599 «About the statement of the Federal state educational standard of education of students with mental retardation (intellectual violations)» (Registered in the Ministry of justice of Russia 03.02.2015 № 35850)] // ATP Consultant.
7. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya [Federal state educational standards of higher professional education] // SPS «ConsultantPlus». Available at: http://www.consultant.EN/document/ cons_doc_LAW_142304 (accessed 09.06.2018).
8. Alekhina S. V., Sovremennye tendencii razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii [Modern trends in the development of inclusive education in Russia]. Razvitie sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika, practice [Development of modern education: theory, methodology, practice], 2015, I. 3 (5), pp. 10-15.
9. Alekhina S. V., Vachkov I. V. Metodologicheskie podhody k psihologo-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu inklyuzivnogo processa v obrazovanii [Methodological approaches to the psychological and pedagogical support of inclusive process in education]. Sybirskii pedagogicheskii shurnal [Siberian pedagogical journal], 2014, I. 5, pp. 97-104.
10. Akhmetova D. Z. Pedagogika i psihologiya inklyuzivnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie [Pedagogy and psychology of inclusive education: a manual]. Kazan: publishing House «Knowledge» of the Institute of Economics, management and law, 2013, pp. 19-20.
11. Kutepova E. N. Teoreticheskij analiz problemy inklyuzivnogo obrazovaniya v sovremennyh nauchnyh issledovaniyah [Theoretical analysis of the problem of inclusive education in modern scientific research]. Vestnik Cherepoveczkogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Cherepovets state University], 2016, I. 2, pp. 105-110.
12. Malofeev N. N. Bazovye modeli integrirovannogo obucheniya [Basic models of integrated learning]. Defektologiya [Defectol-ogy], 2008, I. 1, pp. 71-78.
13. Malofeev N. N. Inklyuzivnoe obrazovanie v kontekste sovremennoj social'noj politiki [Inclusive education in the context of modern social policy]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya [Education and training of children with developmental disorders], 2009, I. 6, pp. 3-10.
14. Mustafina, L. N. K voprosu ob integrirovannom obuchenii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [On the issue of integrated education of children with disabilities]. Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy mezhdunarodno-nauch-noi konferensii (g. Chita, dekabr' 2011 g.) [Actualproblems of pedagogy: materials on international scientific. Conf. (Chita, December 2011)]. Chita: publishing house of the Young scientist, 2011, pp. 164-166. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/20/1397/ (accessed 09.06.2018).
15. Nazarova, N. Mmm. Inklyuzivnoe obuchenie: istoricheskaya dinamika i perspektivy [Inclusive education: historical dynamics and perspectives]. Pedagogika [Pedagogy], 2015, no. 9, pp. 55-63.
16. Nazarova N. Mmm. K voprosu o teoreticheskih i metodologicheskih osnovah inklyuzivnogo obucheniya [On the theoretical and methodological foundations of inclusive education]. Special'noe obrazovanie [Special education], 2012, I. 2, pp. 6-12.
17. Nazarova N. Mmm. Ponyatie integraciya v special'noj pedagogike [The concept of integration in special pedagogy]. Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya [Conceptual apparatus of pedagogy and education]. Ekaterinburg, 1998, I. 3, p. 262.