УДК 371.72 ББК Ч420.055
ГСНТИ 14.25.19
Код ВАК 13.00.01
Утемуратова Басира Казбековна,
директор, директор Ресурсного центра профильного обучения, средняя общеобразовательная школа № 5 (г.Караганда); 100000, Республика Казахстан, г. Караганда, мкр-н Степной 1-й, 7а/2; e-mail: [email protected].
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровьесберегающая среда; ресурсный центр; медико-психолого-
педагогическая поддержка; профессиональное самоопределение учащихся; психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса; формирование здорового образа жизни; здоровьесберегающие технологии.
АННОТАТТИЯ. В статье представлен опыт использования здоровьесберегающих технологий и обучения учащихся ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих в условиях ресурсного центра.
Utemuratova Basira Kazbekovna,
Director of the Resourse Centre of Education of Various Types, Secondary Comprehensive School № 5 (Karaganda, Stepnoy -1)
HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN THE CONDITIONS OF RESOURSE CENTRE
KEY WORDS: Health-saving environment; resourse centre; medical, psychological and pedagogical support; professional self-determination of students; psychological and pedagogical support to educational process; healthy lifestyle; health-saving technologies.
ABSTRACT. This article is about experience of using health-saving technologies and training of pupils to be responsible of their and other pupils’ health in conditions of resourse centre.
З
доровье нации - важнеишии показатель благополучия общества, а сознательное и ответственное отношение к здоровью как общественному достоянию, формирование здорового образа жизни каждого человека должно стать нормоИ поведения всех людей. В период вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира одной из важнейших задач в области устоичивого развития страны является увеличение средней продолжительности жизни. Это предполагает не только искоренение вредных привычек, но и воспитание культуры души и тела, гармоничное развитие личности. Здесь ведущая роль принадлежит школе - главному социальному институту, закладывающему основы культуры здорового образа жизни. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Поэтому на данном этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающей среды. Многое, конечно, зависит от семейного воспитания, но с учетом того что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и педагоги.
Одними из ведущих задач школы должны быть минимизация рисков для здоровья, обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ). Основным инструментом формирования культуры ЗОЖ в образовании должно стать комплексное взаимодействие всех его ступеней, направленное на сохра-
нение и развитие потенциала здоровья человека.
В условиях сетевого взаимодействия школ, т. е. ресурсного центра, одной из важнейших составляющих процесса формирования культуры здорового образа жизни является медико-психолого-педаго-гическая поддержка в период профессионального самоопределения учащихся. Пси-холого-педагогическое сопровождение образовательного процесса содействует формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение в выборе жизненной и профессиональной стратегии через формирование здорового образа жизни. Эта система включает в себя взаимодействие педагогов, медиков и психологов на педагогических советах школы, организацию и проведение медико-пси-холого-педагогических консилиумов, психологических классных часов, семинаров-тренингов с учащимися, психологического лектория для родителей учащихся. Однако возможности школ сети ресурсного центра не позволяют в должной мере выполнить эту важнейшую социальную миссию, в связи с чем необходимо привлекать кадровые, материально-технические ресурсы социальных партнеров ресурсного центра. Так, Ресурсному центру профильного обучения при средней общеобразовательной школе № 5 г. Караганды оказывают научно-методическую и медико-психологическую помощь Карагандинский государственный медицинский университет, лаборатория психологических исследований Карагандинского областного института повышения
© Утемуратова Б. К., 2013
квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования, общественный фонд «Озарение», ОО «ЭкоОбраз».
В рамках программы «Школа - вуз» социальным партнером Ресурсного центра выступает Карагандинский государственный медицинский университет, который, предоставляя свои ресурсы для социальной практики старшеклассников, становится дополнительным образовательным центром, обеспечивающим довузовскую, до-профессиональную подготовку учащихся, организацию спецкурсов на базе как школы, так и вуза с привлечением вузовских преподавателей. Это, в свою очередь, обеспечивает приток материально-технических, кадровых ресурсов в Ресурсный центр.
Медицинский университет ведет научное руководство лабораторией здоровьесберегающих технологий Ресурсного центра профильного обучения, объединяющего 12 близлежащих школ микрорайона. Лаборатория создана в целях формирования здоровьесберегающей культуры у всех участников образовательного процесса, апробации и отработки интегративных технологий обучения и воспитания, организации здоровьесберегающей системы в образовательном процессе центра с привлечением ресурсов организаций здравоохранения.
Основной целью деятельности лаборатории является формирование здорового образа жизни у обучающихся на основе общеобразовательных программ предпро-фильного и профильного обучения путем использования здоровьесберегающих технологий. Ресурсный центр делает свои первые успехи. Лаборатория здоровьесберегающих технологий участвовала в областной научно-практической конференции «Долголетие без болезни», которую проводили департамент здравоохранения, Карагандинский государственный медицинский университет и общественное объединение «Традиции здоровья». Материалы, представленные руководителем курса «Здоровый образ жизни», кандидатом медицинских наук, сотрудником Карагандинского государственного медицинского университета А. Еремеевым, вызвали особый интерес.
Ожидаемые результаты деятельности лаборатории:
• Наличие у учащихся первичных знаний, умений и навыков в сфере здоровьесберегающих технологий.
• Практический опыт в области медицины, экологии.
• Развитие таких качеств личности, как творческое мышление, способность к самостоятельному поиску, рационализаторской деятельности, инициативное и от-
ветственное отношение к процессу и результатам труда, способность принимать собственные решения и делать выбор на социальном уровне.
Нарабатывается опыт в организации инфраструктуры комплексного сопровождения и поддержки ребенка в процессе его развития, обеспечивающей успешность социализации детей в условиях современного мира. Это определяет следующие перспективные направления в развитии лаборатории:
• Формирование системы комплексной медико-психологической и социальноправовой службы в Ресурсном центре, создание гибкой инфраструктуры, объединяющей работу психологов, медиков, социальных педагогов как основу формирования ЗОЖ учащихся.
• Создание консультационных пунктов по оказанию методической и психологопедагогической помощи родителям в семейном воспитании детей (ранняя профилактика семейного неблагополучия, обучение родителей современным методам физического и нравственного воспитания, здорового питания и др.).
• Организация инновационно-ресурсного центра - научно-методической базы обеспечения деятельности комплексной психолого-медико-социально-правовой службы школ Ресурсного центра.
С использованием возможностей Ресурсного центра мы организуем для учащихся старших классов курсы по выбору: «Здоровье. Здоровый образ жизни», «Психология общения», «Основы медицинских знаний», «Технология приготовления пищи», «Правильное питание», «Основы косметологии». Целью данных курсов является создание условий для приобретения учащимися знаний, умений и навыков сохранения и укрепления физического, психического и духовного здоровья с учетом интеллектуальных, личностных и национальных особенностей и профессиональной ориентации.
Одной из важнейших составляющих процесса формирования культуры ЗОЖ является медико-психолого-педагогическая
поддержка в период профессионального самоопределения учащихся. Психологопедагогическая поддержка понимается нами как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение в выборе жизненной и профессиональной стратегии через формирование здорового образа жизни. Эта система включает в себя взаимодействие руководителей школ сети Ресурсного центра, педагогов, медиков и психологов на педагогических советах школы, организацию и проведение медико-психолого-педа-
гогических консилиумов, психологических классных часов, семинаров-тренингов
с учащимися, психологического лектория для родителей учащихся.
Медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ресурсного центра необходимо в адаптационном цикле, т. е. в период профильного обучения, допрофессиональной подготовки учащихся. В конце каждого сопровождающего цикла будет осуществляться анализ эффективности работы, разработка программы коррекции с учащимися по выбору профиля обучения, профессии.
В рамках лаборатории здоровьесберегающих технологий разрабатывается программа «Формирование здоровья учащихся в условиях ресурсного центра». Инициатором разработки программы является медицинский университет. Программа будет направлена на формирование благоприятного психологического климата в школе как основы нравственного и физического здоровья учащихся, на формирование у них потребностей в здоровом образе жизни.
Указанная цель в условиях современной школы может быть достигнута с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики. Предназначение здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период школьного обучения, сформировать у него необходимые знания о ЗОЖ, соответствующие умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Перечислим виды деятельности лаборатории:
• организация семинаров, конференций, конкурсов, образовательных игр, олимпиад, фестивалей;
• проведение психологической диагностики, тестирования, консультаций и тренингов психологов, медиков, логопедов;
• проведение консультаций, тренингов, психологических курсов для решения личностных проблем как учащихся, так и педагогов;
• формирование банка здоровьесберегающих технологий;
• проведение психолого-педагогиче-ского мониторинга, изучение личности со-
временного подростка, его психолого-педа-гогических особенностей, условий жизни;
• реализация интегрированного обучения, системного использования здоровьесберегающих технологий в формировании активной жизненной позиции учащихся;
• тренинги личностного роста и профилактика повышенной тревожности и утомляемости, развитие навыков управления эмоциями;
• оказание психолого-педагогической помощи родителям в семейном воспитании.
Программа лаборатории призвана обеспечить реализацию основных положений Декларации прав ребенка, защиту здоровья и получение полноценного образования, формирование у учащихся необходимого минимума знаний в области гигиены, анатомии, медицинской помощи, умений применять их на практике.
В рамках лаборатории «Здоровье» осуществляются следующие социальные проекты и программы:
• Пилотный проект «Обучение и подготовка инструкторов здорового образа жизни» для старшеклассников более чем десяти школ города (коммунальное государственное казенное предприятие «Шахтер»).
• Городской проект «Здоровое поколение» (фонд «1СКЕ СЭТ»).
• Компьютерная диагностика - комплексный анализ состояния организма и выявление неблагоприятных прогнозов прогрессирования проблемных зон здоровья при отсутствии адекватных лечебнопрофилактических мер (Карагандинский государственный медицинский университет, Центр ЗОЖ).
Именно здоровый образ жизни, по мнению медиков, позволит улучшить здоровье нации и, как следствие, продлить жизнь граждан в Казахстане. Здоровье - это не только проблема медицинской помощи. В связи с этим приоритетной задачей Ресурсного центра является формирование у учащихся ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, понимания здоровья как высочайшей индивидуальной и общественной ценности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авво Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения. СПб., 2005.
2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010.
3. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000г № 129-ІІ «О социальном партнерстве в Республике Казахстан».
4. Контаев С. С., Утемуратова Б. К. Ресурсный центр профильного обучения. Караганда, 2008.
5. Миненко П. П., Запека Л. З., Ходжер Е. С. Школа - территория здоровья. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. В. Егоров.