УДК 613.9:316.613
Казин Эдуард михайлович
Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных и валеологии Кемеровского государственного университета, заслуженный деятель науки, [email protected], Кемерово
Федоров Александр Иванович
Доктор биологических наук, директор ГУО Кемеровский областной психолого-валеологический центр, [email protected], Кемерово
Айзман Роман Иделевич
Доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», [email protected], Новосибирск
Касаткина Наталья Эмильевна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, заслуженный работник высшей школы РФ, [email protected], Кемерово
Семенкова Татьяна Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе Кемеровского государ-ственногоуниверситета, [email protected], Кемерово
Тарасова Ольга Леонидовна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии человека и животных и валеологии Кемеровского государственного университета, [email protected], Кемерово
социально-педагогические подходы к здоровью КАК БАЗОВОЙ АДАПТИВНОЙ И СОЦИАЛьНОЙ ЦЕННОСТИ
Аннотация. В предлагаемой статье на основании литературных данных и результатов собственных исследований проанализированы причинно-следственные связи между социально-биологическими, психофизиологическими подходами к проблеме здоровья, что позволяет рассматривать здоровье с междисциплинарных позиций, как базовую адаптивную и социальную ценность. Подчеркивается, что проблема приспособительных возможностей организма, личностного развития, сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса должна решаться на основе реализации системно-деятельностного и онтогенетического принципов.
Ключевые слова: индивидуальное развитие, адаптация, дезадаптация, познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности, здоровьесберегающие технологии, адаптивно-развивающая образовательная среда, здоровьесберегающие компетенции педагога.
Kazin Еduard Mikhaylovich
Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Dept. of Physiology ofman and animals and valeology of Kemerovo State University, Honoured member of science of Russian Federation, [email protected], Kemerovo
Fedorov Alexander Ivanovich
Doctor of Biological sciences, Director of GUO Kemerovo provincial psychologo-valeologic center, [email protected], Kemerovo
Aizman Roman Idelevich
Head ofthe Dept. of Anatomy, Physiology & Safety of life at FGBOU VPO "Novosibirsk State Pedagogical University", Doctor of Biological sciences, Professor, Honoured member of science of Russian Federation, [email protected], Novosibirsk
НАУЧНАЯ ШКОЛА-СЕМИНАР «ЗДОРОВЬЕ: ФИЗИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ...
Kasatkina Nataya Emilevna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, manager of the intercollegiate department of general and higher educational pedagogy of Kemerovo State University, honored worker of higher school of Russian Federation, [email protected], Kemerovo
Semenkova Tatyana Nikolaevna Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for teaching work of Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo
Tarasova Ol’ga Leonidovna
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Dept. of Physiology of man and animals and valeology at the Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo
SOCO-PEDAGOGICAL APPROACHES TO HEALTH AS A BASIC ADAPTIVE AND SOCIAL VALUE
Abstract. In this article, based on published data and the results of our study the cause-effect relationship between the socio-biological, psycho physiological approaches to health problems that can be considered as multi-disciplinary health positions and the basic adaptive and social value are analyzed. The problem of the adaptive capacity of the organism, personal development, preservation and promotion of health of subjects of the educational process should be solved only on the basis of the implementation of system-activity and ontogenetic principles.
Keywords: individual development, adaptation, disadaptation, cognitive-developing pedagogical technologies of health orientation, health saving technologies, adaptive-developing educational environment, a health-competence of the teacher.
Теоретические и экспериментальные материалы, представленные в учебно-методическом комплексе свидетельствуют о том, что проблема сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса должна решаться с учетом анализа как медико-биологических, так и психологопедагогических подходов, фундаментальных и прикладных аспектов социально-биологической и психолого-физиологической адаптации обусловленной фило- и онтогенетическими механизмами [14; 17; 20].
Многомерность индивидуального здоровья определяется различными системами, участвующими в поддержании его конкретного состояния, уровня, которые сами по себе являются ценностями, интегрально отражающими какую-либо сторону здоровья.
Они связаны между собой, подчинены и могут быть выражены количественно и качественно.
По мнению А. Г. Щедриной [20; 21], целесообразно выделять пять таких качеств: уровень и гармоничность физического развития; резервные возможности основных физиологических систем (связанных с возрастными и фенотипическими особенностями организма); уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма; наличие (или отсутствие) хро-
нического заболевания, дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Переход от здоровья к болезни можно рассматривать, как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общественных, социальных и трудовых функций.
С позиций медико-физиологической науки понятие «здоровье» следует трактовать как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а «болезнь» - как результат срыва адаптации [5; 6; 7; 9; 12]. Увеличение резервных возможностей организма базируется на согласованности в интересах целостного организма реакций отдельных органов и систем, и мобилизация физиологических резервов является реакцией высокой биологической значимости. В свою очередь резервные возможности и степень их компенсированности зависят от состояния механизмов регуляции, их совершенства, что имеет значение в процессах адаптации в бытовых, экологических и производственных условиях [14].
Любой процесс взаимодействия человека со средой следует изучать с трех позиций: физиологической, индивидуально-психологи-
ческой и социально-психологической, которые настолько тесно переплетаются между собой, что попытка рассмотреть только одну сторону, одну позицию может привести к ошибочным заключениям, и тогда будет необходим дополнительный анализ возможного влияния других, свойственных только человеку особенностей.
В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам социальной адаптации, необходимости приспособления производственных и бытовых условий к потребностям организма и незаслуженно меньшее - роли индивидуальных приспособительных возможностей организма человека в повышении своей жизнеспособности, биологической надежности.
Психо-эмоциональная напряженность на фоне снижения двигательной активности и нерационального питания в сочетании с вредными привычками усилила дисбаланс во взаимоотношениях человека с природой. Урбанизация, рост темпа жизни, интенсификация психической деятельности в результате «информационного взрыва», увеличение эмоциональных нагрузок, монотонность, социальная изоляция, неумение регулировать напряжение и расслабление организма поднимают вопрос о восстановлении связей человека с природой. Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, пищи) требует от организма постоянных усилий по приспособлению к повреждающим воздействиям. Социально-бытовая обстановка в нашей стране создает длительный, постоянный психо-эмоциональный стресс у подавляющего большинства людей. Всё это отражается на состоянии здоровья населения: ведет к росту заболеваемости, к снижению приспособляемости человека к окружающим условиям и в конечном итоге - к снижению выживаемости человека как биологического вида [2].
Четверть века назад А. П. Авцын [1] предложил термин «цена адаптации», который, по существу, отражает результат взаимодействия организма с окружающей средой с точки зрения теории адаптации. Если «цена адаптации» слишком высока и превышает функциональные резервы организма, то возникает дезадаптация, или срыв адаптации, или, по представлениям традиционной медицины, болезнь.
Невозможно объяснить понижение уровня здоровья, исчерпание ресурсов организма на основании изучения только физиологических механизмов. Опираясь на фундаментальныеипрактическиеисследования П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, Н. П. Бехтеревой, Г. И. Косицкого, М. Н. Ливановой, Е. Н. Соколова, К. В. Судакова и их учеников, можно утверждать, что «физиологические механизмы управляются психическими и социальными факторами и функционируют под их сильным воздействием».
Отсюда необходимо сформулировать суть интегрального социально-биологическо-
го подхода к здоровью: «здоровым может быть признан лишь тот человек, который гармонично включен в свое социальное окружение, адекватно действует и полностью реализуется в нем в соответствии со своими возрастными индивидуально-типологическими (психофизиологическими, биологическими) особенностями».
В этой связи особенно актуальной является биологическая теория стресса Г. Се-лье, согласно которой различные факторы (стрессоры) запускают одинаковую, в сущности, биологическую реакцию, назначение которой состоит в актуализации приспособительной способности организма.
Стресс иногда перерастает в дистресс, т. е. в страдание и болезнь; в то же время сильный, здоровый и успешно адаптированный человек может обрести в стрессе «аромат и вкус жизни»: все определяется степенью стрессоустойчивости организма личности, способностью его переносить стресс без необратимых потерь.
Система массового образования является одним из механизмов здоровьетворения ребенка и в целом человечества, ибо почти каждый человек связан с ней всю свою жизнь: когда учится сам, когда учатся его дети и когда учатся его внуки; и в связи с этим здоровье есть результат воспитания, а не только лечения, и основным средством научения здоровому образу жизни является образовательная деятельность.
Одна из главных задач современных образовательных учреждений различных типов, видов и уровней - помочь детям, подросткам, учащейся молодежи осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни (ЗОЖ) для современного че-
ловека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого учащиеся должны осознать и, главное, принять для себя основные принципы ЗОЖ, а это возможно только в результате целенаправленной совместной работы педагогов, родителей и обучающихся.
Работы последних лет свидетельствуют, что большей частью эти исследования ориентированы на традиционные методы оздоровления, а также ведения здорового образа жизни и лишь некоторые исследователи (Р. И. Айзман, Н. П. Абаскалова,
Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, В. И. КазаренковВ. В. Колбанов, А. З. Рахимов, Л. Г. Татарникова, Л. Ф. Тихомирова и др.) рассматривают отдельные стороны здоровьеориентированного учебновоспитательного процесса, а именно: саморегуляцию и адаптацию к педагогическим условиям, диагностику уровня здоровья, ва-леологическую готовность учителя, методы здоровьесозидающего воспитания и др.
Современные исследования указывают на то, что традиционный образовательный процесс оказывает негативное влияние на состояние здоровья детей: около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза; к окончанию школы у трети выпускников наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой системы, число страдающих близорукостью увеличивается с 3 % до 30 %, нервно-психическими расстройствами - с 15 % до 40 %, гастроэнтерологическими заболеваниями - в 3,8 раза; число детей, состоящих на диспансерном учете в некоторых школах достигает 50 % [9; 10; 18; 19].
По данным Института возрастной физиологии РАО, влияние внутришкольной среды на здоровье учащегося составляет 21 % (при этом учитывается преимущественно роль только установленных санитарно-гигиенических условий обучения) (М. М. Безруких).
Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне валеологических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов здоровьесберегающего воспитания детей и подростков не только в организован-
ных коллективах, но и в семье. Установлено, что в благополучных семьях нервно-психические расстройства у детей встречаются в 3 раза реже, чем в неблагополучных, выраженные заболевания органов пищеварения -в 2,5 раза; количество часто болеющих детей различается в 6 раз.
Среди причинно-следственных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, следует выделить: интенсификацию учебного процесса, стрессовые последствия авторитарной педагогики (она существует наряду с педагогикой сотрудничества); несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся; неадекватность существующей системы физического воспитания требованиям, необходимым для гармоничного развития личности; недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах культуры здоровья, отсутствие интегративного подхода к данной проблеме в образовательных учреждениях различного типа и вида.
Одна из главных причин ухудшения показателей здоровья обучающихся - нарушение адаптивных возможностей организма в отношении динамичной, а порой и агрессивной образовательной среды.
Анализ различных теоретических и прикладных аспектов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений позволяет прийти к выводу о том, что «основой социально-психологической, базовой психической и физиологической дезадаптации субъектов воспитательно-образовательного процесса является» существенное уменьшение уровня стрессоустойчнвости личности на фоне развития выраженного хронического напряжения ведущих регуляторных систем организма» [15].
В связи с этим одной из приоритетной задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Бесспорным показателем успешности социально-педагогической адаптации обучающихся является достижение возможности выполнения задач деятельности с учетом их оптимальной социально-психологической и психофизиологической «стоимости».
По степени влияния на показатели здоровья, адаптации и развития учащихся выявляются наиболее значимые здоровьесберегающие образовательные технологии, которые подразделяются на три группы:
- организационно-педагогические, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадап-тационных состояний;
- психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, а также с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные, включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, направленные на мотивацию к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Теоретический и организационно-практический опыт, накопленный в Кузбассе и ряде других регионов РФ, позволяет говорить о необходимости формирования адаптивно-развивающей образовательной среды, которую можно определить как совокупность организационно-педагогических условий и психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивидуума, сохранению и укреплению психологического и физического здоровья обучающихся, социальной самоидентификации, индивидуальному развитию личности. Представленные в настоящем учебно-методическом комплексе материалы подтверждают тесную связь здоровъесберегающих типов поведения педагога и возможности создания адаптивноразвивающей образовательной среды. Здоровье педагога и его здоровьесберегающая деятельность являются абсолютной социальной ценностью, поскольку характеризуют не только состояние людей определенной профессиональной группы, но и являются необходимым условием воспитания здорового поколения.
Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства возможно
только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, кооперации специалистов различного профиля, целенаправленной социальной политики административно-управленческих структур.
Одной из наиболее актуальных задач педагогической науки и управленческих структур в системе образования является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического. Каждое из них содержит инвариантную часть - технологию работы педагога, психолога, медицинского работника, физиолога в образовательном учреждении -и вариативную часть, которая позволяет каждому дошкольному образовательному учреждению, школе, вузу иметь свой стиль, «лицо», собственные методы работы.
Организация здоровьесберегающей деятельности в системе образования в качестве обязательного условия должна включать комплексный социально-педагогический и психолого-физиологический мониторинг показателей здоровья, адаптации индивидуального развития, для прогнозирования вероятных изменении состояния здоровья детей дошкольного возраста, учащейся молодежи; проведения соответствующих пси-холого-педагогических коррекционных и реабилитационных мероприятий, обеспечения успешной учебной деятельности при ее минимальной «физиологической стоимости».
Создание системы социально-педагогического, психологического и медико-физиологического мониторинга здоровьесберегающей образовательных учреждений должна способствовать формированию образовательной среды, позволяющей осуществлять учебный процесс на основе адаптивно-развивающего и личностно-ориентированного воспитания и обучения.
Разработанная нами [4; 13; 14; 15] методика комплексного мониторинга показателей индивидуального здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса позволяет оценить следующие разделы: социальное здоровье, психологическое здоровье, соматическое здоровье индивида, психолого-педагогическое и физиологиче-
ское сопровождение образовательного процесса, которые суммарно обеспечиваются специализированными органами здравоохранения, врачом-педиатром, врачом-невро-логом, психологом, физиологом, педагогом-валеологом, учителем физической культуры, социальным педагогом.
Совокупность педагогических и психоло-го-физиологических подходов при проведении мониторинга является научно-методической основой для разработки эффективных критериев, показателей и индикаторов процессов адаптации и развития личности, сохранения и укрепления здоровья индивида с учетом возрастных и типологических особенностей организма в различных образовательных учреждениях.
Система критериев и показателей оценки степени сформированности адаптивно-развивающей образовательной среды и включающей мотивационную, когнитивную, эмоциональную, инструментально-деятельностную адаптивно-ресурсные компоненты дает возможность суммарно определить оценить психолого-физиологическую структуру индивида.
Реализация задач мониторинга невозможна без создания специализированной структуры, на базе которой с помощью современных программно-технических средств осуществляется унификация и стандартизация информационно-ресурсного обеспечения здоровьесберегающей деятельности в системе образования. В качестве такой структуры могут выступать оправдавшие себя центры здоровья как учреждения дополнительного образования, создаваемые в течение ряда лет при вузах, школах в отдельных регионах страны (гг. СанктПетербург, Москва, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород, Барнаул, Томск, Кемеровская область и т. д.).
Апробированная в Кузбассе модель центра здоровья и развития позволила выявить ряд фундаментальных особенностей формирования приспособительных реакций к социально-экологическим и педагогическим условиям у детей, учащейся молодежи.
Показано, что алгоритм оценки функционального состояния, показателей адаптации и развития детей, подростков, учащейся молодежи определяется, с одной стороны, спецификой воздействия социально-экологи-
ческих и педагогических условий, а с другой -особенностями психолого-вегетативного и гормонального реагирования в сенситивные периоды индивидуального развития.
Создание инфраструктуры центров содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников оказывает существенное влияние на разработку и повышение эффективности здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, включая формирование устойчивой мотивации к ЗОЖ, диагностику показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение факторов риска с целью сохранения и увеличения резервов здоровья, решение проблемы социальной и биологической адаптации детей, учащейся молодежи к учебной и профессиональной деятельности.
Анализ различных методологических и организационных подходов к проблеме здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности в системе образования позволяет прийти к выводу, что наиболее существенными, деятельностными и ресурсными компонентами, необходимыми для организации воспитательно-образовательного процесса являются: достаточно высокий уровень профессиональной здоровьесберегающей компетенции педагогов; развитие системы непрерывного физического воспитания; валеологическое образование, ориентированное на создание позитивного отношения к здоровью; профилактика адаптивных и девиантных форм поведения; социально-педагогическое и психофизиологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся.
Библиографический список
1. Авцын А. П. Адаптация и дизадаптация с позиций патологии // Клиническая медицина. 1974. - Т. 52. - С. 3-15.
2. Агаджанян Н. А. Учение о здоровье и проблемы адаптации. - М.: Ставрополь, 2000. - 203 с.
3. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психологические аспекты его формирования. - Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 1996. - 28 с.
4. Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботя-лов М. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. - Сибирское университетское издательство, 2010 г. - 148 с.
5. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеоло-гия. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 248 с.
6. Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика // Валеология. - Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. - М.: Наука, 1982. - 270 с.
7. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Наука, 1997. - 234 с.
8. Безматерных Л. Э., Куликов В. П. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья // Физиология человека. - 1998. - № 2. - С. 5-10.
9. Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Фар-бер Д. А. Психофизиология ребенка. - М., Наука, 2004. -145 с.
10. Безруких М. М. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: методические рекомендации - М.: Издат. дом «Новый учебник», 2003. - 201 с.
11. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - М., Наука, 1990. - 208 с.
12. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология. 2004. - № 1. - С. 21-26.
13. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. Кемерово, 2011. -352 с.
14. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 188 с.
15. Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты. Кемерово, 2012. - 215 с.
16. Казин Э. М. и др., Онтогенез, адаптация, здоровье, образование: уч. метод. комплекс. - Кемерово, 2011 (3 тома).
17. КолбановВ. В. Валеология. - СПб., ДЕАН, 1998. - 232с.
18. K-учма В. Р. Гигиена детей и подростков. -М.: Медицина, 2001. - 387 с.
19. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - 448 с.
20. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 1989. - 136 с.
21. Щедрина А. Г. Педология - наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. - Новосибирск, Наука, 1996. - 43 с.