Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения: реальность и предложения по оптимизации'

Здоровьесберегающая деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения: реальность и предложения по оптимизации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
722
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕТИ / PRESCHOOL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLES / CHILDREN / HEALTH-CARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Анна Аркадьевна

Представлен анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по формированию здорового образа жизни воспитанников. В качестве экспертов в исследовании приняли участие заведующие 124 ДОУ различных регионов Российской Федерации. Выявлены основные факторы, препятствующие ведению эффективной здоровьесберегающей деятельности в детских садах, и даны предложения по ее оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH CARE SEEKING ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION: THE REALITY AND SUGGESTIONS ON OPTIMIZATION

The analysis of the pre-school educational institutions' activity on the formation of healthy lifestyle in children has been presented. As an expert, 124 pre-school managers in different regions of the Russian Federation participated in the study. The main reliability barriers to the introduction of effective health care activity in kindergarten have been revealed and suggestions on its optimization have been given.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения: реальность и предложения по оптимизации»

стимулируют потребность в знаниях о здоровом питании и следовании рекомендациям, но определяют стратегию решения вопроса любым способом и преимущественно самым быстрым, на что и направлены массовые диеты.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что, вступая в репродуктивный возраст, значительная часть учащейся молодежи средних и высших учебных заведений Красноярска имеет низкий уровень самосохранительной культуры, что является существенным фактором риска рождения и воспитания здорового потомства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березутский Ю. В., Москвич А. С. // Власть и управление на Востоке России. - 2007. - № 3. - С. 105-112.

2. Вовк Л. В. // Педагогика, психол. и медико-биол. пробл. физ. воспитания и спорта. - 2008. - № 8. - С. 34-39.

3. Журавлева И. В. // Социол. мед. - 2008. - № 2. - С. 19-24.

4. Лакшин А. М., Кожевникова Н. Г. // Стоматол. для всех. - 2007. - № 2. - С. 50-51.

5. Маркова А. И., Ляхович А. В. // Вопр. соврем. педиат. - 2010. - Т. 9, № 6. - С. 19-25.

6. Федоткина С. А. // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы современной науки и образования. Безопасность жизнедеятельности», посвящ. 100-летию Башкирского государственного университета. - Уфа: РИЦ БашГУ 2010. - С. 49-54.

7. Федоткина С. А. // Сборник трудов II Всероссийской науч.-практ. дистанционной интернет-конф. "Окружающая среда и здоровье населения", посвящ. 75-летию КГМУ / Под ред. А. М. Черных - Курск: КГМУ 2010. - 1 CD, № гос. рег. 0321002332.

8. ЦветковаЛ. А. // Вестн. Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психол. Социол. Педагогика. - 2009. - № 2-1. - С. 176-186.

Поступила 31.01.12

Сведения об авторах:

Модестов Арсений Арсеньевич, доктор мед. наук, проф. ФГБУ НЦЗД РАМН, e-mail:modestov@yandex.ru; Косова Светлана Алексеевна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр., ФГБУ НЦЗД РАМН отд. социальной педиатрии, e-mail:svkosova@yandex.ru; Федоткина Светлана Александровна, канд. мед. наук, ГОУ ВПО Красноярский государственный торгово-экономический институт, доц. каф. валео-логии, e-mail:safedotkina@mail.ru

© А. А. ИВАНОВА, 2012 УДК 613.954:616-053.4-084-058

А. А. Иванова

здоровьесберегающая деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения: реальность и предложения по

оптимизации

ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова Минздравсоцразви-тия России, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1

Представлен анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по формированию здорового образа жизни воспитанников. В качестве экспертов в исследовании приняли участие заведующие 124 ДОУ различных регионов Российской Федерации. Выявлены основные факторы, препятствующие ведению эффективной здоровьесберегающей деятельности в детских садах, и даны предложения по ее оптимизации.

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, дошкольные образовательные учреждения, здоровый образ жизни, дети

A.A. Ivanova

HEALTH CARE SEEKING ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION: THE REALITY AND SUGGESTIONS ON OPTIMIZATION

Federal State budgetary Institution of Higher professional education "National Research Medical University named after N.I. Pirogov" of the Ministry of Health Care and Social Development 1, Ostrovityanova str., Moscow, 117997

The analysis of the pre-school educational institutions' activity on the formation of healthy lifestyle in children has been presented. As an expert, 124 pre-school managers in different regions of the Russian Federation participated in the study. The main reliability barriers to the introduction of effective health care activity in kindergarten have been revealed and suggestions on its optimization have been given.

Key words: health-care activity, preschool education, healthy lifestyles, children

Здоровье является одним из важнейших компонентов благополучия человека, одним из неотъемлемых его прав. В Конвенции о правах ребенка [2] закреплено право на здоровый рост и развитие. Однако недостаточная активность профи-

Для корреспонденции: Иванова Анна Аркадьевна, канд. мед. наук, доцент каф. поликлинической и социальной педиатрии ФУВ, e-mail:annaiv33@rambler.ru

лактической работы специалистов первичного звена здравоохранения, низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения не способствуют сохранению здоровья детей на необходимом уровне [1].

Воспитание у детей культуры здоровья, т. е. понимания здоровья как важнейшей ценности, должно проходить на всех этапах образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Знания ребенка о здоровье,

получаемые именно в этот период своего роста и развития, становятся базисом для формирования мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников и на последующих ступенях образования [3, 8].

В социологическом исследовании по специально разработанным анкетам в качестве экспертов выступили заведующие 124 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) (городского и сельского типа) из различных регионов РФ. Общая численность воспитанников составила 24 694 человек. Анкета состояла из 4 разделов:

I. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) в образовательном учреждении.

II. Содействие физическому совершенствованию детей.

III. Организация лечебно-профилактических мероприятий в образовательном учреждении.

IV. Содействие формированию мотивации ЗОЖ у воспитанников.

все полученные данные обработаны статистически с помощью программ STATISTICA for Windows 7.0, Microsoft Excel 2002.

Анализ полученных результатов выявил четкую зависимость между уровнем материально-технического оснащения, возможных оздоровительных ресурсов образовательного учреждения и численностью воспитанников. в опросе принимали участие ДОУ, численность детей в которых составляла от 33 (Чукотка) до 805 человек (Свердловск). Однако вне зависимости от возможностей мнение заведующих в отношении обеспечения и оптимизации здоровьесберегающей деятельности в руководимых ими учреждениях совпадали.

Перед экспертами был поставлен вопрос, что же мешает воспитанникам вести здоровый образ жизни. Согласно полученным результатам, тремя лидирующими факторами были: нарушение режима дня, нарушение режима питания, интенсивная учебная нагрузка.

Необходимо отметить, что первые два фактора наблюдаются у детей, посещающих дошкольное учреждение, во всех возрастных группах, а последний -только у детей подготовительной группы, готовящихся к поступлению в школу. Оказалось, что не только сам период обучения, но и подготовка к школе сопряжена со стрессовыми факторами, которые могут приводить к нарушениям нервно-психического состояния ребенка, а в последующем и к развитию соматической патологии. Для профилактики подобных заболеваний помощь психолога требуется уже на этапе дошкольного образования. результаты опроса выявили, что кабинет психолога имеется только в 91 (73,4%) дошкольном заведении, участвовавшем в опросе, тогда как в остальных (26,6%) он отсутствует.

Экспертами были проанализированы также факторы, наносящие наибольший вред здоровью воспитанников. Мнения заведующих в этом вопросе совпали полностью: наибольший вред причиняет нарушение режима дня, далее следуют стрессы и нарушения режима питания.

В основе сохранения и укрепления здоровья детей лежит воспитательно-образовательная деятельность, которую необходимо вести в трех направлениях: образовательном, двигательном и оздоровительном.

Образовательное направление предполагает получение комплекса теоретических знаний в доступной для детей форме. Для этого подавляющее большинство заведующих детских садов считают самым важным проведение дней здоровья в учреждении, а также использование игровых методов и приемов: кружки, спектакли, развивающие игры, игры-тренинги, экскурсии и др.

Двигательное направление подразумевает развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала организма. Большинство образовательных учреждений, участвующих в опросе, оснащено спортивным залом и спортивной площадкой - 87,9 и 91,9% соответственно. Однако три спортивных объекта -спортивный зал, спортивная площадка, спортивный городок - имеются только в 18,5% заведениях, а собственный бассейн - лишь в 8,1% учреждений. Отсутствие каких-либо спортивных объектов выявлено в 2,4% детских садов, участвовавших в опросе.

Что касается занятий физкультурой, то в 91,9% образовательных учреждений соблюдаются нормы, установленные СанПин [5]. Однако в 8,1% детских садов для дошкольников проводятся только одно-два занятия в неделю вместо положенных трех. в 74,2% ДОУ воспитанники имеют возможность заниматься в дополнительных секциях, организованных на базе образовательного учреждения, тогда как в 25,8% детских садов, участвовавших в опросе, такой возможности нет. Оценка двигательной активности методом шагометрии проводится детям 3-7 лет в 41,1% ДОУ, участвовавших в опросе.

И наконец, оздоровительное направление работы должно быть направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, а также на повышение резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. в связи с этим мы провели анализ возможностей лечебно-профилактической деятельности ДОУ.

из 124 детских дошкольных учреждений, участвовавших в опросе, в 104 (83,9%) учреждениях оснащенность медицинского кабинета стандартная, в 16 (12,9%) расширенная, а в 4 (3,2%) она не соответствует принятым стандартам. в 97,6% учреждений медицинская сестра или врач либо состоят в штате учреждения, либо ежедневно его посещают. И врач, и медицинская сестра состоят в штате 20,2% детских

Частота проведения диспансеризации в детских дошкольных учреждениях, участвовавших в опросе

Мероприятие 1 раз в год 2 раза в год Неежегодно Не проводится Всего

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Диспансери- 83 67 22 17,7 14 11,3 5 4,0 124 100

зация

садов (25 учреждений). Отсутствие медицинского персонала выявлено в 3 (2,4%) учреждениях, участвовавших в опросе.

Частота проведения диспансеризации детей в детских садах, участвовавших в опросе, представлена в таблице.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в большинстве (84,7%) детских садов профилактические осмотры проводятся систематически. Однако настораживает тот факт, что практически в каждом шестом (15,3%) детском дошкольном учреждении они либо проводятся не ежегодно, либо вообще не проводятся.

Среди детского населения, особенно дошкольного возраста, по-прежнему остается значимым высокий уровень заболеваемости такими инфекциями, как ветряная оспа, краснуха, корь, эпидемический паротит, грипп. Медицинская сестра ДОУ обязана информировать родителей (законных представителей) воспитанников о прививках, рекомендованных Национальным календарем профилактических прививок, соответствующих возрасту ребенка. Однако, к сожалению, родители в праве от них отказаться. Если раньше непривитого ребенка категорически запрещалось принимать в детский сад, то теперь в законе «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствует подобное положение [7]. Доказано, что при 95% охвате профилактическими прививками вакцинация может привести к снижению инфекционной заболеваемости до спорадического уровня. За последнее время процент плановой иммунизации детей в возрасте от 0 до 7 лет увеличился и в ряде регионов составляет 94-96%. Согласно полученным результатам, большинство детей, посещающих детский сад, привиты по возрасту в амбулаторных условиях. Численность детей, вакцинированных в условиях детского сада, не превышает 30%.

Оздоровительные лагеря создаются на базе лишь 14 (11,3%) ДОУ, участвовавших в опросе, из которых 1 (0,8%) выездной и 13 (10,5%) стационарных.

Необходимо отметить, что здоровье ребенка зависит и от состояния здоровья воспитателя. Поэтому в формировании здоровьесберегающей среды немаловажную роль играет организация диспансеризации и оздоровления педагогического состава ДОУ Проведенный анализ выявил, что ежегодную диспансеризацию проходят воспитатели и педагоги только 73 (58,9%) учреждений, участвовавших в опросе. В 37 (29,8%) учреждениях помимо диспансеризации проводится оздоровление педагогов. В 14 (11,3%) детских садах диспансеризация воспитателей отсутствует.

В последнее время все большее внимание специалистов стало уделяться оценке функционального состояния детского организма, его адаптационных возможностей, т. е. так называемой донозологиче-ской диагностике. Данное обследование выявляет состояния, пограничные между нормой и патологией. Иными словами, оно выявляет патологию на ранних (обратимых) этапах. В классическом понимании донозологическая диагностика включает в себя аппаратное обследование и анкетирование. Согласно полученным результатам, в 119 учреждениях, уча-

ствовавших в опросе, она либо не проводится, либо сводится только к анкетированию. В полном объеме донозологическая диагностика (с использованием программы АСПОН) проводится лишь в 5 (4%) дошкольных учреждениях.

В процессе роста и развития ребенка огромное значение имеет рациональное питание. Оно же является важной составляющей здорового образа жизни. Охват горячим питанием воспитанников детских садов по определению составляет 100%. Такого показателя нет ни на одной ступени дальнейшего образовательного процесса детей и молодежи. При этом формы организации питания в ДОУ, участвовавших в исследовании, распределены следующим образом: столовая, работающая на сырье, - 119 (96,0%); столовая, работающая на полуфабрикатах, - 3 (2,4%); буфет - раздаточная - 2 (1,6%).

В рационе питания ребенка важную роль играет достаточный объем потребления воды. В 100% детских садов, принимавших участие в анкетировании, питьевой режим обеспечен согласно СанПин, предъявляемым к дошкольным учреждениям [6]. Помимо этого кулеры, и/или питьевые фонтанчики, имеются в холлах 6 (4,8%) учреждений.

Таким образом, наиболее эффективными лечебно-профилактическими мероприятиями для поддержания здоровья воспитанников являются: ежегодная диспансеризация, иммунизация в рамках национального календаря, организация рационального питания.

Важным компонентом в приобщении ребенка к здоровому образу жизни является совместная работа воспитателей и педагогов ДОУ с родителями. Согласно полученным результатам, подобная работа проводится практически во всех (98,4%) ДОУ, участвовавших в опросе. К наиболее распространенным ее формам относятся спортивные мероприятия, дни здоровья, клубы «Здоровья», туристические походы, экскурсии, викторины, выпуски газет. Интересной формой является проведение тематических занятий - «школ здоровья», которые помимо детей и педагогического коллектива могут посещать и родители. Результаты исследования свидетельствуют о том, что такие школы функционируют в большинстве ДОУ (67,7%, т. е. в 84 детских садах), участвовавших в опросе, из которых в 30 (35,7%) - достаточно активно, по всем компонентам ЗОЖ, а в 54 (64,3%) - по 2-4 составляющим. Самыми распространенными тематиками являются гигиена и травматизм. К сожалению, в 40 (32,3%) ДОУ «школы здоровья» не проводятся ни по одному из компонентов ЗОж.

В каждом виде деятельности педагога, в том числе и в здоровьесберегающей, необходимо постоянное повышение его профессиональной компетентности с целью самосовершенствования и внедрения принципов здорового образа жизни в образовательный процесс. Проведенный опрос показал, что 85,5% педагогов ДОУ проходят специальную подготовку по вопросам здоровьесберегающего и здоровьеформи-рующего поведения воспитанников.

Проблемы формирования здорового образа жизни детей, выявленные в ходе социологического опроса заведующих детских садов, не могут быть решены

самостоятельно, без участия семьи и муниципальных органов здравоохранения. Экспертами были выделены 3 основные группы мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды в условиях ДОУ: на уровне семьи, образовательного учреждения и на муниципальном уровне. семейный уровень предполагает:

1) личный пример родителей;

2) объединение семей, ведущих здоровый образ жизни, в клубы «здоровья»;

3) взаимодействие родителей с ДОУ.

Непосредственно на местах заведующие детских

садов считают целесообразным проведение следующих мероприятий:

1. Организацию здоровьесберегающего воспитательного и образовательного пространства путем:

использования приемов интеграции различных видов деятельности для приобщения ребенка к ЗОЖ (игры, кружки, дополнительные спортивные секции, отдельные занятия по ЗОЖ в соответствии с возрастом ребенка);

создания кабинетов здоровья;

оснащения современным спортивным оборудованием и инвентарем;

создания системы сотрудничества: детский сад-родители, в том числе проведение совместных праздников, дней здоровья, викторин, конкурсов; пропаганда ЗОЖ среди родителей;

улучшения экологии окружающего пространства (гигиена, озеленение и эстетическое оформление групп и холлов);

личного примера педагогического коллектива;

повышения квалификации педагогов и воспитателей по вопросам здоровьесберегающего и здоровье-формирующего поведения.

2. Введение ставки медицинского работника/расширение штата медицинского персонала в образовательном учреждении с целью проведения ежегодного мониторинга состояния здоровья воспитанников и раннего выявления факторов риска.

3. Стимулирующие доплаты и поощрения воспитателям, активно участвующим в спортивной и творческой жизни образовательного учреждения.

Большое содействие в решении проблем, возникающих при реализации здоровьесберегающей деятельности ДОУ, по мнению их руководителей, может оказать проведение следующих мероприятий муниципального уровня:

1. Создание концепции по формированию ЗОЖ.

2. Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в образовательном учреждении.

3. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений путем создания инфраструктуры, обеспечивающей ЗОЖ (в том числе обеспечение специального оборудования медицинских кабинетов, оснащение спортивных залов, организация оздоровительных лагерей на базе ДОУ, строительство спортивных площадок и бассейнов в ДОУ).

4. Выделение грантов для образовательных учреждений по ЗОж.

5. Создание инфраструктуры ЗОЖ: открытие доступных объектов спортивного и культурного назначения, бесплатных секций для детей, особенно из малообеспеченных семей; создание «баз» семейного отдыха; социальная реклама здорового образа жизни.

6. Поощрение семей, ведущих ЗОЖ.

7. Тесное сотрудничество с заинтересованными структурами - СМИ, органами МВД, спортивными и физкультурными центрами, центрами здоровья.

Работа ДОУ по приобщению воспитанников к ЗОЖ, безусловно, повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, создает условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников [4], а также способствует преемственности между дошкольным и школьным валеологическим образованием детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кобычева О. Н. // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia, Offline Letters): электронный науч. журн. - 2006. - № 9. - С. 1044.

2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 года. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 года.

3. Леонтьев а. н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977.

4. Мурзина Е. М., нефедова И. в., Павлова И. в. и др. // Дошкольное образование. - 2009/2010. Электронный журн. www. festival.1september.ru

5. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10» от 22.07.2010 г. № 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267) (пп. 13.4, 13.5). - М., 2010.

6. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10» от 22.07.2010 г. № 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267) (п. 15.24). - М., 2010.

7. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с изменениями и дополнениями) (п. 2 ст. 5). - М., 1998.

8. ФедорцеваМ. Б. // Сиб. педагог. журн. - 2010. - № 7. - С. 128-134.

Поступила 15.02.12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.