Научная статья на тему 'Комплексное решение сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников'

Комплексное решение сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1971
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куренных Е.Н.

Целью статьи является опыт апробации и внедрения программы «Сибирячок Здоровячок» в образовательное пространство ДОУ. В самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье главная ценность жизни человека. Программа «Сибирячок Здоровячок» обеспечивает комплексное решение проблемы сохранения, укрепление и формирования физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Таким образом, кардинальной задачей предлагаемого материала является рассмотрение наиболее актуальных на сегодняшний день проблем повседневной жизни детей в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куренных Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное решение сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников»

Комплексное решение сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников

Куренных Е. Н.,

старший воспитатель ФГБДОУ «ЦРР - детский сад № 477», Новосибирск, Россия

Аннотация. Целью статьи является опыт апробации и внедрения программы «Сибирячок - Здоровячок» в образовательное пространство ДОУ. В самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье - главная ценность жизни человека. Программа «Сибирячок - Здоровячок» обеспечивает комплексное решение проблемы сохранения, укрепление и формирования физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий.

Таким образом, кардинальной задачей предлагаемого материала является рассмотрение наиболее актуальных на сегодняшний день проблем повседневной жизни детей в дошкольном образовательном учреждении.

Здоровье и образование признаются приоритетами государства. В «Национальной доктрине образования в РФ до 2025г.», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.», Законе РФ «Об образовании» ст.51. в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

«Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения в двадцать первом веке». (Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика - Синтез, 2005. -95с)

В настоящее время ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (А. А Сметанкин, В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков), психологии (О. С. Осадчук, Д. В. Лютин, О. А. Садчикова), экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарников и др.) занимаются проблемой формирования здорового образа жизни. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность

педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. (Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ века: Пособие для исследователей и практических работников. / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. -М.: АРКТИ, 2003. -158с).

Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьезных психологических и физических заболеваний. Данные статистики свидетельствуют, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Без преувеличения можно сказать, что сейчас мы находимся на пути к катастрофе. Если ничего не предпринимать, чтобы улучшить приведенные выше показатели, то очень скоро над человечеством нависнет угроза вымирания.

Представляется значимым начинать решение обозначенной проблемы еще с дошкольного детства, в условиях дошкольного образовательного учреждения, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная образовательная работа с детьми. Известный отечественный педагог В. А Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей - важнейший труд воспитателя», а «...во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка». (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа», 1969. - 87с) Поэтому здоровьесбережение в ДОУ - одна из самых актуальных проблем современного общества, касающаяся не только нашей страны, но и всего остального мира. Ведь дети - это наше будущее.

Детский сад - это первое учреждение, в которое ребенок попадает, выходя из родительского дома. Последующие несколько лет, которые он проведет в нем, во многом станут определяющими для его дальнейшей жизни. И очень важно, чтобы ребенок окончил его здоровым и подготовленным к последующему интенсивному обучению в школе.

Данные мониторинга здоровья детей нашего дошкольного учреждения свидетельствуют о наличие проблемы здоровья дошкольников: только 11 % воспитанников имеют I группу здоровья, почти 30 % составляет воспитанников 3и 4 группа здоровья. Показатель заболеваемости на одного ребенка в год составил (2012 год - 19,4). Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников нашего ДОУ является актуальной. Поэтому в детском саду необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а также мотивации активного отношения к своему здоровью.

Таким образом, появилась идея создания программы для комплексного решения проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении: «Сибирячок - Здоровячок».

Программа «Сибирячок - Здоровячок» является авторской, долгосрочной (5 лет).

Направлена на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни через:

• организацию физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ;

• использование специально - организованных форм обучения и реализацию инновационной здоровьесберегающей технологии «БОС - Здоровье»;

• внедрение проекта «Тропа здоровья на участке детского сада» для укрепления здоровья воспитанников в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов;

• создание сенсорной комнаты в ДОУ «Волшебный мир здоровья», для профилактики психофизических и эмоциональных нагрузок, обучения навыкам релаксации;

• оборудование соляной пещеры «Остров живого морского воздуха», для оздоровления организма без применения медикаментов, снятию стресса.

Программа призвана объединить педагогический персонал, родителей воспитанников, специалистов дошкольного учреждения и медицинский персонал, в деле здоровьесбережения воспитанников и педагогов детского сада.

Программа «Сибирячок - Здоровячок» может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы.

В настоящее время внедрена и апробирована программа «Волна здоровья», направленная на сохранение и укрепление здоровья дошкольников с применением БОС. Организована работа кабинета «БОС-Здоровье». Технология «БОС-Здоровье» - это компьютерный лечебно-оздоровительный игровой тренажер, основанный на принципе

биологической обратной связи. Посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека, ребенок получает зрительные и слуховые сигналы, т.е. видит и слышит, как работает его организм. Тренажер имеет многоцелевое назначение - способствует снижению уровня заболеваемости среди часто и длительно болеющих детей в 3 и более раз, корректирует и совершенствует функции речи, улучшает внимание и память, снижает психоэмоциональное напряжение, и несет психопрофилактическую направленность при стрессах. Технология позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. Приобретен компьютерный тренажер на 4 посадочных места.

Для укрепления здоровья детей в летний период на территории детского сада была оборудована тропа здоровья. Что позволяет проводить профилактику по укреплению здоровья с использованием естественных природных, целительных факторов. На территории детского сада оборудована спортивная площадка.

Ведется работа по внедрению проекта: «Волшебный мир здоровья» по созданию сенсорной комнаты в дошкольном учреждении. Главной целью является сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью мультисенсорной среды. Приобретено для оснащения сенсорной комнаты: тактильные дорожки, светильники, мягкие модули, пуфики, подвесной светящийся шар и др. Разработаны конспекты занятий в сенсорной комнате, составлена картотека игр и упражнений. Разработан проект: «Остров морского воздуха» для оборудования соляной комнаты, открывающий доступ к уникальному методу лечения и профилактики-спелеотерапии в дошкольном учреждении.

Педагогический коллектив, медицинские работники, специалисты проводят целенаправленную работу по повышению качества медицинского, медико - психолого -педагогического сопровождения, организации воспитательно-образовательного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, оздоровительно - профилатических и закаливающих мероприятий, организации просветительской и методической работы по вопросам здорового образа жизни, развития педагогического потенциала, комплексной системы сопровождения формирования культуры ЗОЖ, взаимодействия с родителями.

Наше дошкольное учреждение в своей работе использует разнообразные технологии в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре (в форме ритмической гимнастики с предметами и без предметов, занятия в бассейне), в режимные моменты (утренняя гимнастика, физминутки, гимнастика после дневного сна, прогулка), в совместную (спортивные праздники, развлечения, тренинговые и игровые динамические часы, занятия в кружках «Айкидо», Фитбол - гимнастика», «Тхэквандо») и самостоятельную досуговую деятельность детей.

Плодотворная работа коллектива ДОУ сумела доказать, что физкультурно -оздоровительная работа в сочетании с комплексными мероприятиями по формированию экологической культуры и основ ЗОЖ в дошкольном образовании помогает детям узнать свое тело, открыть свой потенциал, узнать секреты здоровья, стать хозяином своего тела и здоровья.

Два раза в неделю воспитанники ДОУ имеют возможность посещать спортивные кружки дополнительного образования по физической культуре, дифференцированных по интересам, возможностям и способностям детей. Таким образом, у детей появляется желание самореализации, самосовершенствования, самопознания, а это одно из главных требований ФГОС.

Сравнительный анализ выполнения основных показателей за период 2011-2014 годы ДОУ № 477 подтвердил эффективность внедрения в образовательный процесс ДОУ программы «Сибирячок - Здоровячок»: значительно снизилась заболеваемость

детей (2013г. заболеваемость на одного ребенка в год стал - 9,9; 2014 г - 8,9), повысилась посещаемость.

Программа «Сибирячок - Здоровячок» была представлена на Всероссийской конференции «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании», которая проходила с 27 февраля по 1 марта 2015 года в городе Санкт - Петербурге. Наше дошкольное учреждение было отмечено медалью «За отличные успехи в области здоровьесбережения», которая подтверждается дипломом «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ - 2014».

На Всероссийском конкурсе руководителей образовательных систем «Управленческий ресурс», проходившая под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА) 2014 г. программа была удостоена золотой медалью.

Литература

1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика -Синтез, 2005. -95с.

2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века: Пособие для исследователей и практических работников. / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М.: АРКТИ, 2003. -158с.

3. Кудрявцев В. Т. Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М. ТЦ Сфера, 1990. - 125с.

4. Наговкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. - СПб. изд-во «Каро», 2005. - 246с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.