УДК 37.01:378.046.4
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОДУКТ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
И.И. Пушкарева, О.С. Голева, О.А. Угольникова E-mail: [email protected] Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, Россия
Аннотация. Здоровьеформирующее мышление может быть представлено в теоретизируемых условиях уточнения и визуализации современной науки как продукт технологизации интегрированного развития личности и общества. Уникальность и востребованность процесса развития здоровьеформирующего мышления могут быть описаны через создание гуманистически целесообразных сред, раскрывающих уникальность постановки и решения задач развития через его составляющие в конструкте «хочу», «могу», «надо», «есть», персонификации выбора направленности развития и самовыражения, самореализации и самоактуализации. Своевременность и корректность наукосообразного уточнения составляющих развития здоровьеформирующего мышления личности в системе непрерывного образования представляет собой способ и механизм оптимизации возможностей управления гуманистически целесообразным развитием общества, возрастосообразной деятельностью личности и доступностью повышения уровня профессионализма научно-педагогических работников, определяющих направленность и результативность деятельности обучающегося в системе смыслов, целей, ценностей, функций, компетенций и прочих составляющих научного решения задач интеграции образования, науки, искусства, культуры и спорта. На уровне общенаучной теоретизации определен здоровьеформирующий подход как система научного познания и решения проблем целостности развития личности и общества, составляющие методологии унифицируют идеи здоровьеформирующего мышления в системе предпочтений и согласованности возможностей личности и общества. На уровне общепедагогической и общепсихологической теоретизации определен здоровьеформирующий тип мышления личности как категория психолого-педагогического уточнения условий и технологий развития личности в социуме, научно-педагогическое исследование и персонифицированно-продуктивное уточнение научной картины мира обусловлены именно категориальной гибкостью и достоверностью идей развития личности и общества. На уровне общепрофессиональной научной теоретизации определены составляющие процесса развития здоровьеформирующего мышления личности (модели, принципы, функции, формы, методы, средства, конструкты, технологии, педагогические условия).
Ключевые слова: здоровьеформирующее мышление, педагогические условия, гуманистически целесообразная среда, моделирование
HEALTH-FORMING THINKING AS A PRODUCT OF TECHNOLOGY OF INTEGRATED DEVELOPMENT OF PERSONALITY AND SOCIETY
I.I. Pushkareva, O.S. Goleva, O.A. Ugolnikova E-mail: [email protected] Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russian Federation
Abstract. Health-forming thinking can be represented in the theorized conditions of clarification and visualization of modern science as a product of technologization of the integrated development of an individual and society. The uniqueness and relevance of the process of health-forming thinking development can be actively described through creation of humanistically expedient environments that reveal the uniqueness of formulation and solution of development problems through its components in the construct "I want, I can, I must, I am", personification of choice of development direction and self-expression, self-realization and self-actualization. Promptness and correctness of the research-based clarification of the components of
personal health-forming thinking development in the system of lifelong education is a method and mechanism for optimizing possibilities of managing humanistically expedient development of society, age-appropriate personal activities and availability of increasing professional level of scientific and pedagogical workers, determining direction and effectiveness of the student's activity in the system of meanings, goals, values, functions, competencies and other components of the scientific solution to the problems of integrating education, science, art, culture and sports. At the level of general scientific theorization, the health-forming approach is defined as a system of scientific knowledge and solutions to the problems of integrity of individual and social development, the constituent methodologies unify the ideas of health-forming thinking in the system of preferences and coordination of the capabilities of an individual and society. At the level of general pedagogical and general psychological theorization, health-forming type of thinking of the individual is defined as a category of psychological and pedagogical clarification of conditions and technologies for social development of personality, scientific and pedagogical research and personified-productive clarification of the scientific picture of the world are due to the categorical flexibility and reliability of the ideas of the development of personality and society. At the level of general professional scientific theorization, the components of the process of a person's health-forming thinking development are determined (models, principles, functions, forms, methods, means, constructs, technologies, pedagogical conditions).
Keywords: health-forming thinking, pedagogical conditions, humanistically appropriate environment, modeling
Введение
Здоровьеформирующее мышление как основа управления качеством достижений личности в возрастосообразной деятельности может быть системно выделено и описано через приоритеты и продукты научной теоретизации и технологи-зации процесса формирования идей, целей и ценностей персонифицированно-продуктивного решения задач «хочу», «могу», «надо», «есть».
Возможности изучения и уточнения процесса развития здоровьеформирующего мышления могут быть определены в контексте классической и инновационной педагогики, в выделенном ракурсе будут полезны методы педагогического моделирования [1, 2], научной теоретизации [3 - 5], системной и интегрированной технологизации [6 - 9], обоснования и корректности уточнения условий развития личности в здоровьеформи-рующей среде образовательной организации [10 - 12], разработки и использования гуманистически целесообразной среды как эталона и перспективы развития личности и общества в системе идей и смыслов здоровьеформирующего мышления [13 - 15].
Целостность и всесторонность учета идей нормального распределения способностей и здоровья в классической и инновационной педагогике определяют здоровьеформирующее мышление одним из актуальных ресурсов самоорганизации направленности и перспективности выбора «акме» как условия и конструкта продуктивности решения задач возрастосообразной деятельности личности в системе непрерывного образования [16 - 18].
Общенаучный способ построения условий и возможностей научного поиска может быть представлен основами здоровьеформирующего подхода [19], его идеями, проблемами, смыслами
и ценностями [20, 21]. Целостность составляющих целиком и полностью определена через соблюдение типа развития личности. Начальным уровнем выделен адаптивно-продуктивный тип с его универсальными технологиями поддержки [22 - 24], фасилитации и хобби-терапии [25].
Целью настоящей работы является изучение и теоретизация процесса развития здоровьефор-мирующего мышления личности в конструктах и методах теоретизации и технологизации.
Материалы и методы
Здоровьеформирующее мышление может быть представлено в теоретизируемых условиях научного поиска и обобщения наиболее целесообразных способов и технологий оптимизации возрастосообразной деятельности личности как продукт технологизации интегрированного развития личности и общества.
Уникальность составляющих научного познания, идей и моделей развития здоровьефор-мирующего мышления может быть описана через создание гуманистически целесообразных сред, раскрывающих основы и продукты постановки и решения задач развития через составляющие в конструкте «хочу», «могу», «надо», «есть», персонификацию выбора направленности развития и самовыражения, самореализации и самоактуализации.
Целостность, гибкость, своевременность и корректность научной теоретизации наукосооб-разного уточнения составляющих развития здо-ровьеформирующего мышления личности в системе непрерывного образования представляют собой визуализацию и составляющие технологии оптимизации возможностей управления гуманистически целесообразным развитием общества, возрастосообразной деятельностью личности и
доступностью повышения уровня профессионализма научно-педагогических работников, определяющих направленность и результативность деятельности обучающегося в системе смыслов, целей, ценностей, функций, компетенций и прочих составляющих научного решения задач интеграции образования, науки, искусства, культуры и спорта.
На различных уровнях научной теоретизации рассматривается направленность и уникальность постановки и решения задач научного поиска и научно-педагогической деятельности. На уровне общенаучной теоретизации определен здоровье-формирующий подход как система научного познания и решения проблем целостности развития личности и общества. Составляющие методологии унифицируют идеи здоровьеформиру-ющего мышления в системе предпочтений и согласованности возможностей личности и общества. На уровне общепедагогической и общепсихологической теоретизации определен здо-ровьеформирующий тип мышления личности, проведено научно-педагогическое исследование и персонифицированно-продуктивное уточнение научной картины мира, проверены категориальная гибкость и достоверность идей развития личности и общества. На уровне общепрофессиональной научной теоретизации определены составляющие процесса развития здоровьефор-мирующего мышления личности (модели, принципы, функции, формы, методы, средства, конструкты, технологии, педагогические условия).
Результаты и обсуждение
Здоровьеформирующее мышление в широком смысле - категория современной педагогики и психологии, раскрывающая уникальность теоретизации и трансляции смыслов развития личности в деятельности и общении, выделяющая здоровье базовым механизмом и конструктом оптимизации и коррекции возможностей науки в реализации идей управления и развития как целостных и перспективно-целевых ресурсов самосохранения личности и общества.
Здоровьеформирующее мышление в узком смысле - продукт теоретизации антропологически обусловленных отношений, в системе которых развитие личности определяется в базовом инварианте визуализации возможностей мышления продуктом развития и характеристикой целостности и уникальности идей и возможностей антропологически обусловленного самосохранения личности.
Здоровьеформирующее мышление в локальном смысле - механизм оптимизации качества ситуативных действий в развитии и возрастосо-образной деятельности, единоличном и коллек-
тивном осмыслении и описании приоритетов решения задач «хочу», «могу», «надо», «есть», определяющих возможности теоретизации и технологизации как педагогически целесообразных процессов и условий выбора оптимальных значений и возможностей научного поиска и научно-педагогической деятельности в современной педагогике, направленность и целесообразность которых выделены на ситуативном уровне или на уровне микроуровневой научной теоретизации.
Здоровьеформирующий подход - методологический подход, раскрывающий основы и продукты теоретизируемого и технологизируемого процессов развития личности и общества, составляющие которых интегрированно унифицируют идеи здоро-вьеформирующего мышления в системе предпочтений и согласованности действий и возможностей личности и общества.
Здоровьеформирующий тип мышления личности определяется значимым продуктом научной теоретизации, рассматривается как категория психолого-педагогического уточнения условий, моделей и технологий развития личности, корректности постановки и решения задач научно-педагогического исследования и персонифицированно-продуктивного уточнения научной картины мира.
Развитие здоровьеформирующего мышления личности - качественно-количественное изменение составляющих мышления личности, направленность и целесообразность, перспективность и продуктивность оцениваются с позиции целостности продукта развития личности в возрастосообразном самовыражении и самоактуализации.
Модели развития здоровьеформирующего мышления личности - идеализируемые способы представления и решения проблем и задач развития здоровьеформирующего мышления личности.
Принципы развития здоровьеформирующего мышления личности - основные положения, раскрывающие универсальность и целесообразность формирования ценностей здоровья в возрастосо-образном становлении самовыражения личности, сотрудничестве личности с обществом, социализации и самореализации.
Функции развития здоровьеформирующего мышления личности - основные идеи и задачи, раскрывающие универсальность и целесообразность постановки и реализации идей развития здоровьеформирующего мышления личности.
Формы развития здоровьеформирующего мышления личности - занятия, на которых осуществляется процесс развития здоровьеформи-рующего мышления личности. Эти формы уточ-
няются целесообразностью и возрастосообраз-ностью развития личности, обычно рассматривают по аналогии со ступенями непрерывного образования: общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее); профессиональное образование (среднее профессиональное, высшее: бакалавриат; специ-алитет, магистратура подготовка кадров высшей квалификации); дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование). Наиболее целесообразно подбирать формы развития здоровьеформирующего мышления личности в соответствии с возрастом обучающегося. Игровые, деловые и проектные формы развития здоровьеформирующего мышления личности определяются перспективными и универсальными методами в объективизации возможностей продуктивности и результативности развития личности в системе непрерывного образования.
Методы развития здоровьеформирующего мышления личности - пути, способы теоретиза-ции и реализации идей целостного развития личности через осознанное отношение к качеству идей и используемых конструктов здоровьефор-мирующего мышления.
Средства развития здоровьеформирующего мышления личности - идеальные и материальные способы и продукты теоретизации качества развития здоровьеформирующего мышления личности, раскрывающие различные показатели и перспективы педагогической науки и непрерывного образования.
Конструкты развития здоровьеформирующе-го мышления личности - системно-модифицируемые и технологизируемые средства, моделируемые и модифицируемые в организации деятельности технологии развития личности, гарантирующие в использовании надлежащее качество принятия идей и ценностей здоровье-формирующего мышления.
Технология развития здоровьеформирующе-го мышления личности - способ и идея выбора методов и средств, раскрывающих в единстве целесообразность решения проблем развития основ здорового образа жизни в возрастосооб-разной деятельности личности и на ее системно-универсальной основе здоровьеформирующего мышления как конструкта и способа оптимизации уровня успешности и конкурентоспособности личности.
Технологии развития здоровьеформирующе-го мышления личности определяются через учет основ и продуктов нормального распределения способностей и здоровья.
В выделенном направлении поиска определяются идеи адаптивно-продуктивного, репро-
дуктивно-продуктивного и креативно-продуктивного типов решения задач развития здоровьеформирующего мышления личности.
В контексте целостности поставленных условий научного поиска можно привести результаты продуктивности выступлений обучающихся Сибирского государственного индустриального университета в Областной Универсиаде студентов вузов Кузбасса по настольному теннису (см. ниже):
Год Универсиада Место
2015 XIV I
2016 XV I
2017 XVI IV
2018 XVII III
2019 XVIII I
2020 XIX II
Эта практика определена в контексте идей креативно-продуктивного решения задач развития здоровьеформирующего мышления личности.
Выделяя универсальные способы построения целостного развития личности целесообразно определить интеграцию развития личности как продукт целостного построения наукосообраз-ного решения задач социализации и самореализации через спорт, образование, науку, культуру, искусство.
Продуктивность личности определяется одним из активно используемых показателей качества развития личности и ее гибко стимулируемого и оптимизируемого здорового образа жизни.
Механизмом обеспечения качества продуктивности личности может быть принято целостное, персонифицированное и коллективное формирование и реализация идей здоровьефор-мирующего мышления.
Перспективность обоснования инновационного обновления форм возрастосообразной деятельности могут быть реализованы через целостное использование проектной деятельности личности. В выделенной плоскости необходимо создать условия для гибкого управления качеством достижений личности через спорт, образование, науку, культуру, искусство на ступени получаемого обучающимися университетского образования. Для этого целесообразно определять достаточное количество конкурентоспособных форм самовыражения и самоактуализации личности и коллектива через спорт, образование, науку, культуру, искусство.
Педагогические условия обеспечения качества и продуктивности в развитии здоровьефор-мирующего мышления личности - совокупность положений, определяющих в системе основы теоретизации и решения проблем управления
качеством и продуктивностью в развитии здоро-вьеформирующего мышления личности.
Педагогические условия обеспечения качества и продуктивности в развитии здоровьефор-мирующего мышления личности следующие:
- согласованность и корректность идей науко-сообразного решения задач обеспечения качества и продуктивности в развитии здоровьеформирующего мышления личности;
- наукосообразность выбора составляющих целостного развития личности через спорт, образование, науку, культуру, искусство;
- разнообразие форм, методов, средств и технологий обеспечения качества развития здоровье-формирующего мышления личности;
- гибкость и гуманизм в унификации ценностей здоровьеформирующего мышления личности;
- повышение уровня профессионализма, продуктивности и креативности личности в системе непрерывного образования;
- повышение уровня благополучия личности и общества в целостной системе приоритетов развития и самоорганизации;
- доступность средств и технологий оздоровления населения в системе приоритетов и идей целостного развития личности через спорт, образование, науку, культуру, искусство;
- использование технологий психорелаксации и психокоррекции, а также технологий здоровье-формирующего мышления личности и обеспечения качества продуктивности личности.
Выводы
Обоснование перспективности изучения и решения задач и проблем обеспечения качества в развитии здоровьеформирующего мышления личности и продуктивности возрастосообразной деятельности позволит выделить в роли будущих решений возможность разработки программного сопровождения целостного развития здоровьефор-мирующего мышления личности на определенной ступени непрерывного образования. Для этого выделим ступени ДЮСШ, УОР, ВУЗ в качестве уровней и моделей в разработке программного сопровождения развития здоровьеформирующего мышления личности, гарантирующего обеспечение надлежащих характеристик продуктов возрас-тосообразного становления личности в системе непрерывного образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Киргуева Ф.Х., Тотоонова М.Х. Современные представления о моделировании в педагогике // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 404.
2. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-
технического образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 72 - 86.
3. Казанцева Н.А., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация возможностей управления качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 105 - 113. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-188-105-113.
4. Юрьев А.Б., Козырев Н.А., Козырева О.А. Основы сопоставительного анализа в контексте использования дидактической и научной теоретизации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 1 (82). С. 200 - 211.
5. Козырева О.А. Теоретизация идей продуктивного возрастосообразного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
2020. № 3 (56). С. 58 - 66.
6. Чигишев Е.А., Козырев Н.А., Козырева О.А. Модели и методология теоретизации и формирования успешности личности студента училища олимпийского резерва в спорте, науке, образовании // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 226 - 234. DOI: 10.35634/2412-9550-2019-29-2-226-234.
7. Козырева О.А. Технологизация, унификация и научное донорство в системе непрерывного образования // Вестник СОГУ. 2020. № 3. С. 106 - 113. DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2020-3-106-113.
8. Пожаркин Д.И., Казанцева Н.А., Козырева О.А. Теоретизация качества и технологизация развития личности в спортивно-образовательной среде // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 4. С. 4280 - 4290. DOI: https://doi.org/10.20-913/2618-7515-2020-4-12.
9. Юрьев А.Б., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация и технологизация как процессы, ресурсы и продукты современного образования и педагогической науки // Вестник РМАТ.
2021. № 1. С. 85 - 89.
10. Логачева Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Проектирование и реализация возможностей повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 91 - 101. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-91-101.
11. Миронович А.В. Теоретизация возможностей развития личности в здоровьеформирующей среде образовательной организации. - В кн.: XIV Машеровские чтения: матер. Междун.
науч.-практич. конфер. студ., аспир. и молод. уч. (Витебск, 21 октября 2020 г.). - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2020. С. 578 - 580.
12. Фандюшина И.А., Демидова Т.В., Троицкая И.В. Основы физического воспитания и физической культуры в теоретизации качества здоровьеформирующего мышления личности. -В кн.: Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Матер. IX Междун. науч.-практ. конфер. (Междуреченск, 15 апреля 2020 г.). - Междуреченск, 2020. С. 345-1
- 345-6.
13. Аксенова А.Н., Чигишев Е.А., Сидоренко Е.А. Здоровьеформирующее мышление личности в спортивно-образовательной среде училища олимпийского резерва. - В кн.: Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации. Матер. VIII Междун. науч.-практич. конфер. (Воронеж, 9 апреля 2020 г.).
- Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020. С. 503 - 506.
14. Боронина Н.В., Селиванова Е.Г., Козырева О.А. Здоровьеформирующее мышление как механизм оптимизации качества развития личности в спортивной организации. - В кн.: Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта. Сб. тр. Всеросс. научн.-практич. конфер. (Саратов, 30 октября 2020 г.). - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. С. 524 - 529.
15. Ежуров И.Р., Беланова А.С., Мельнова К.А. Здо-ровьеформирующее мышление личности в структуре ДЮСШ: определения и модели. - В кн.: Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Матер. IX Междун. науч. -практ. конфер. (Междуреченск, 15 апреля 2020 г.). - Междуреченск, 2020. С. 314-1 - 314-7.
16. Пожаркин Д.И., Савичева Е.В., Угольникова О.А. Роль спортивно-образовательной среды ДЮСШ в исследовании, формировании и тео-ретизации качества развития личности // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 1 (64). С. 24 - 27.
17. Прунцев Д.С., Гуменный А.В., Беланова Е.С. Здоровьеформирующее мышление как основа повышения качества занятий пауэрлифтингом.
- В кн.: Качество высшего и среднего профессионального образования в рамках требований профессионального сообщества. Матер. LXI межвуз. науч.-метод. конфер. - Новосибирск: изд. СибГУТИ, 2020. С. 441 - 444.
18. Ермолаева Н.Г., Козырев Н.А. Здоровьефор-мирующее мышление личности в профессио-нально-деятельностном развитии рабочих и служащих в системе непрерывного образования. - В кн.: Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого
спорта. Сб. тр. Всеросс. научн.-практич. кон-фер. (Саратов, 30 октября 2020 г.). - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. С. 567 - 572.
19. Казанцева Н.А., Григораш Е.Е., Дериглазова Н.Е. Идеи здоровьеформирующего подхода в развитии профессионализма тренера ДЮСШ. - В кн.: Личность профессионала: развитие, образование, здоровье. Сб. научн. стат. Вып. 5. Омск. Кельце. Пловдив. - Омск: ИЦ КАН, 2020. С. 190 - 195.
20. Черных Т.А., Трофимова М.Г., Поскотинова М.Г. Принципы здоровьеформирующего мышления и продуктивного становления личности студента УОР. - В кн.: Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации. Матер. VIII Междун. науч.-практич. конфер. (Воронеж, 9 апреля 2020 г.). - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020. С. 660 - 664.
21. Селиванов В.Л., Семенов В.В., Семенов В.И. Активизация внимания на проблемах здоро-вьеформирующего мышления личности в спорте. - В кн.: Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Матер. IX Междун. науч.-практ. конфер. (Междуре-ченск, 15 апреля 2020 г.). - Междуреченск,
2020. С. 339-1 - 339-5.
22. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическая поддержка и научное донорство в адаптивно-продуктивном развитии личности в системе непрерывного образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика.
2021. Т. 31. № 1. С. 94 - 107. DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-1-94-107.
23. Шибаева Н.Н., Комякова И.В., Козырева О.А. Методология и модели обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагога в образовательной организации // Педагогическое образование на Алтае. 2020. № 2. С. 101 - 106.
24. Юрьев А.Б., Фастыковский А.Р., Козырев Н.А. Профессиональная поддержка личности как метод и технология современного непрерывного образования // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2021. № 2 (83). С. 204 - 213.
25. Козырева О.А. Хобби-терапия в профессиональной поддержке педагога в системе непрерывного образования // Вестник СОГУ. 2021. № 1. С. 73 - 79.
© 2021 г. И. И. Пушкарева, О.С. Голева, О. А. Угольникова Поступила 24 мая 2021 г.