УДК 37.01
А.Б. ЮРЬЕВ, Н.А. КОЗЫРЕВ, О.А. КОЗЫРЕВА
ТЕОРЕТИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕССЫ, РЕСУРСЫ И ПРОДУКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Определены основы и перспективы использования теоретизации и технологизации в структуре обоснования значимости развития личности и общества. Отражены определения и модели теоретизации и технологизации в реализации идей развития и управления. Представлены составляющие процессов теоретизации и технологизации в обеспечении решения задач и проблем современного образования и педагогической науки. Ключевые слова: педагогическая наука, теоретизация, технологизация, педагогические условия, управление, развитие, моделирование.
The article defines the foundations and prospects for the use of theorization and technologiza-tion in the structure of substantiation of the significance of the development ofpersonality and society. The definitions and models of theorization and technologization in the implementation of the ideas of development and management are reflected. The components of the processes of theorization and technologization in ensuring the solution ofproblems and problems of modern education and pedagogical science are presented.
Keywords: pedagogical science, theorization, technologization, pedagogical conditions, management, development, modeling.
Развитие общества в уникальном изменении и гуманистически целесообразных продуктах и решениях [4; 7; 8] определяет в задаче обеспечения качества возрастосообразной деятельности потребность и целостность формируемого опыта личности, уточнение которого осуществляется на основе используемых идей научного познания и научного поиска, переноса знаний и формирования научного мировоззрения личности в соответствии с условиями развития общества и науки. В таком выборе основы образовательной и научно-исследовательской деятельности определяются через процессы теоретизации [1; 3] и технологизации
© Юрьев А.Б., Козырев Н.А., Козырева О.А., 2021
[6], составляющие которых раскрыты в системе непрерывного образования и возможностях социально ориентированных отношений. Качество процессов, ресурсов и продуктов современного образования и педагогической науки обеспечивается за счет теоретизации и технологизации универсальных идей и возможностей педагогического моделирования [2; 5].
В системе непрерывного образования и включенности личности в процесс создания научного знания в контексте использования дидактической и научной теоретизации и технологи-зации определим следующие активно воспроизводимые и уточняемые проблемы:
• системность, преемственность, направленность и целесообразность
86 ВЕСТНИК РМАТ № 1 • 2021
использования и уточнения научного знания в системе непрерывного образования и выбора науко-обусловленных технологий самоорганизации качества развития личности и общества [1];
• оптимальное понимание значимости социального знания как на-укосообразного и своевременного решения задач развития и управления, самосохранения и гуманизма, антроповалидности и корректности, вариативности и многофункциональности и пр. [5; 6];
• согласованная целесообразность продуктивного становления личности через социально активные формы самовыражения и стимулирования личности к продуктивному самовыражению и самореализации, сотрудничеству и управлению качеством достижений личности через технологии фасилитации, профессиональной поддержки и научного донорства [1];
• своевременное уточнение и обновление перспектив и уровня достижений личности и общества в уникальном конгломерате идей и смыслов самоорганизации, обеспечении гибкости, корректности переноса научных знаний, продуктов и идей, согласованности и надежности использования технологий психорелаксации и психокоррекции в сохранении различных видов здоровья личности и общества [7];
• популяризация науки в возрасто-сообразном становлении личности как одном из значимых направлений самореализации и самовыражения, самоактуализации и самоутверждения (возможности данного направления могут быть обеспечены через преемственность
методов и технологий проектного и продуктивного обучения и пр.).
Теоретизация в универсальном понимании явления - процесс построения теории или ее составляющих единиц, моделей, концепции, системы и пр.
Технологизация в универсальном понимании явления - процесс создания педагогической и/или подлинно научной технологии.
Основы использования теорети-зации и технологизации в структуре современного образования и педагогической науки - совокупность гносе-олого-герменевтических и ценностно-целевых возможностей постановки и решения задач оптимального использования теоретизации и технологиза-ции в структуре современного образования и педагогической науки.
В теории педагогики и теории науки к основам использования теоретиза-ции и технологизации относят идеи и подходы современной педагогической методологии, раскрывающей универсальность и востребованность приоритетов и продуктов технологии ноу-хау.
Модели теоретизации и технологи-зации в реализации идей развития и управления - идеальные представления о качестве решения задач и проблем теоретизации и технологизации в реализации идей развития и управления.
Модели теоретизации и технологи-зации в реализации идей развития и управления:
• адаптивная модель теоретизации и технологизации в реализации идей развития и управления (возможности научного познания и создания научного знания через использование теоретизации и технологизации раскрываются в системе социально
и гуманистически пропагандируемых технологий адаптивно-продуктивного развития и обучения, к которым относят фасилитацию, педагогическую и профессиональную поддержку, научное донорство и пр.);
• перспективно-игровая модель теоретизации и технологизации в реализации идей развития и управления (возможности научного познания и создания научного знания раскрываются через перспективность возрастосообраз-ного развития, качество которого уточняется в использовании игры как возрастосообразного механизма и технологии психорелаксации и самоорганизации успешности и продуктивности деятельности личности);
• социально-деловая модель теоре-тизации и технологизации в реализации идей развития и управления (основы научного познания и создания научного знания раскрываются через проекты и социально ориентированные деловые игры, качество и результативность технологий определяется в системе здоровьеформирующих и креативно-продуктивных аспектов самоорганизации развития личности и управления качеством продуктивного становления личности в воз-растосообразной деятельности);
• классическая модель теоретизации и технологизации в реализации идей развития и управления (научное познание и возможность создания научного знания определяется в уровневом использовании основ классической педагогики: 1) изучение нового материала, 2) закрепление изученного материала,
3) систематизация и обобщение изученного, 4) применение, 5) создание нового научного знания в теории развития личности и теории управления);
• креативно-продуктивная модель теоретизации и технологизации в реализации идей развития и управления (научное познание и возможность создания научного знания раскрываются в системности уровневого развития личности, где креативность и продуктивность взаимодополняют друг друга и стимулируют активность личности и общества к созданию новых продуктов и нового научного знания);
• инновационная модель теоретиза-ции и технологизации в реализации идей развития и управления (создаваемые инновации определяют перспективы создания новых продуктов развития и управления, что, в свою очередь, определяет новый виток создания инноваций и нового научного знания).
Педагогические условия обеспечения качества использования теорети-зации и технологизации в структуре современного образования и педагогической науки - совокупность системно рассматриваемых положений и моделей, гарантирующих гибкое и своевременное решение задач и проблем обеспечения качества использования теоретизации и технологизации в структуре современного образования и педагогической науки.
Педагогические условия обеспечения качества использования теорети-зации и технологизации в структуре современного образования и педагогической науки:
• возрастосообразная и уровневая направленность использования на-
SS ВЕСТНИК РМАТ № 1 • 2021
учного поиска и научного познания в решении задач развития и управления, системности формируемых качеств и ценностей, смыслов и способов оптимизации решения задач создания нового научного знания;
• персонификация и унификация в использовании составляющих педагогического моделирования, тео-ретизации и технологизации;
• стимулирование личности и общества к активному использованию инноваций и теоретизированных эргономически, синергетически и диалектически целесообразных решений задач и проблем;
• обеспечение должного уровня профессионализма и активности личности в системе идей и технологий возрастосообразного развития;
• создание нового и потенциально доступного программного обеспечения процессов целостного и воз-растосообразного включения личности в систему наукосообразного развития в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;
• непрерывность и своевременность продуктивного становления личности в социальном выборе направления, качества, уровня и приоритетов развития, самосохранения и самоорганизации.
Перспективы использования теоре-тизации и технологизации в структуре современного образования и педагогической науки - это потенциально реализуемые и востребованные направления и идеи построения и решения задач и проблем использования теоре-тизации и технологизации в структуре современного образования и педагогической науки.
Перспективы использования теоре-тизации и технологизации в структуре современного образования и педагогической науки:
• повышение качества включенности личности в процесс научного поиска и научного познания через системность и своевременность разработки, уточнения и использования программно-методологического сопровождения целостного, возрастосообразного развития личности (адаптивно-продуктивный подход, репродуктивно-продуктив-ный подход, креативно-продуктивный подход);
• разработка технологий возрастосо-образного использования процессов теоретизации и технологиза-ции в структуре современного образования и педагогической науки;
• использование метода проектов и проектного обучения в системе непрерывного образования на основе учета идей персонификации и унификации формируемых потребностей в познании, самовыражении, самоактуализации, самопрезентации, самореализации;
• мониторинг успешности и продуктивности личности в системе активного стимулирования качественных решений задач научного поиска, научной теоретизации и технологизации в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
Теоретизация и технологизация определяются в модели научного поиска как процессы, ресурсы и продукты современного образования и педагогической науки. В будущем необходимо разработать системное решение задач целостного, гуманистически целесообразного включения личности в процесс научно-
го обогащения внутреннего мира, продуцирования новых средств и идей современной науки как технологии само-
организации качества развития личности и обеспечения функциональности и жизнеспособности общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестн. Северо-Кавказ. федер. ун-та. 2020. № 3. С. 130-142.
2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Управление знаниями: модная теория или технология будущего? //Высшее образование сегодня. 2015. № 8. С. 33-37.
3. Казанцева Н.А., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация возможностей управления качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ// Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». 2020. Т. 25. № 188. С. 105-113.
4. Кубрушко П.Ф., Зорин И.В. Высокие технологии и непрерывное образование // Вестн. РМАТ. 2017. № 4. С. 25-28.
5. Омельчук И.Н., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в повышении качества педагогической деятельности // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 3 (26).
6. Пожаркин Д.И., Казанцева Н.А., Козырева О.А. Теоретизация качества и технологизация развития личности в спортивно-образовательной среде // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 4. С. 4280-4290.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А., Ряхимова Е.Г. Особенности развития современного образовательного пространства в условиях высокотехнологичного социума // Научные исследования и разработки. Соц.-гуманитар. исслед. и технологии. 2020. Т. 9. № 1. С. 3-11.
8. Kozyreva О.А., Kozyrev ЫА, Gutak O.Y. Theoretical and methodological bases and models of training simulators for welders development and usage // Mechanics, Materials Science & Engineering (MMSE Journal). 2018. Vol. 18. DOI 10.2412/mmse.81.64.198.