Статья/Article
УДК 378.1; 371.3
Б01: 10.26795/2307-1281-2021-9-1-3
ТЕОРЕТИЗАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
О. А. Козырева12
1 Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва, Новокузнецк, Российская Федерация 2Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника раскрывают возможности и перспективы включения личности в процесс научного познания, научного поиска, научно-исследовательской деятельности в системе непрерывного образования и педагогической науки в целом. Проблема использования научной теоретизации и педагогического моделирования в решении задач детерминации и уточнения педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника является интегрированной, ее решение важно с позиции целостности и уникальности, востребованности и перспективности получаемого нового научного знания в педагогике как науке.
Материалы и методы. В структуре определяемого научного поиска были задействованы теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, научная теоретизация, изучение работ педагогов и студентов-педагогов, тренеров и руководителей, метод регистрации, метод шкалирования, методы математической статистики. Основы научной теоретизации были осуществлены в контексте идей традиционной педагогической методологии (широкий, узкий, локальный смыслы), а также инновационной педагогической методологии (адаптивно-продуктивный смысл, функционально-трудовой смысл, гносеолого-синергетический смысл).
Результаты исследования. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника раскрывается через возможности классической (традиционной) и инновационной педагогики. Перспективность обобщения и унификации использования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника определены условиями развития и корректности использования основ научного познания, научного поиска и научно-педагогического исследования. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника позволяют повысить качество решения задач научно-исследовательской и профессионально-педагогической деятельности. Педагогические условия представляют собой модель оптимизации качества представления и решения задач и проблем научного поиска и научно-педагогической деятельности. Педагогические условия определяются системой положений (моделей) и
используются в научной теоретизации и доказательстве различных по уровню возможностей повышения качества профессиональной и педагогической деятельности. Система непрерывного образования раскрывает направленность процессов теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Обсуждение и заключения. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника раскрывает перспективность идей создания нового дидактического и профессионально-педагогического знания в контексте гибкого управления возможностями использования педагогического моделирования и научной теоретизации. Качество использования научной теоретизации и педагогического моделирования в детерминации и уточнении педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника определяется в идеях и конструктах классической и инновационной педагогики.
Ключевые слова: педагогические условия, педагогическое моделирование, научная теоретизация, педагогический конструкт, модель, педагогическая методология, научное знание.
Для цитирования: Козырева О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №1. С. 3.
THEORIZATION AND MODELING OF PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKER
O. A. Kozyreva1,2 Novokuznetsk College (technical school) of the Olympic reserve, Novokuznetsk, Russian Federation 2Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction. Theorization and modeling of pedagogical conditions in the professional activity of a scientific and pedagogical worker reveal the possibilities and prospects of including a person in the process of scientific knowledge, scientific research, research activities in the system of lifelong education and pedagogical science in general. The problem of using scientific theorization and pedagogical modeling in solving problems of determination and clarification of pedagogical conditions in the professional activity of a scientific and pedagogical worker is integrated, its solution is important from the standpoint of integrity and uniqueness, the relevance and prospects of the new scientific knowledge obtained in pedagogy as a science.
Materials and Methods. In the structure of the determined scientific search, theoretical and empirical research methods were involved: analysis, synthesis, generalization, comparison, juxtaposition, scientific theorization, study of the work of teachers and student teachers, trainers and leaders, the registration method, the scaling method, methods of mathematical statistics. The
foundations of scientific theorization were implemented in the context of the ideas of traditional pedagogical methodology (broad, narrow, local meanings), as well as innovative pedagogical methodology (adaptive-productive meaning, functional-labor meaning, epistemological-synergetic meaning).
Results. Theorization and modeling of pedagogical conditions in the professional activity of a scientific and pedagogical worker is revealed through the possibilities of classical (traditional) and innovative pedagogy. The prospects for generalization and unification of the use of pedagogical conditions in the professional activity of a scientific and pedagogical worker are determined by the conditions for the development and correctness of the use of the foundations of scientific knowledge, scientific research and scientific and pedagogical research. Theorization and modeling of pedagogical conditions in the professional activity of a scientific and pedagogical worker makes it possible to improve the quality of solving problems of scientific research and professional pedagogical activity. Pedagogical conditions are a model for optimizing the quality of presentation and solving problems and problems of scientific research and scientific and pedagogical activity. Pedagogical conditions are determined by a system of provisions (models) and are used in scientific theorization and proving of various opportunities for improving the quality of professional and pedagogical activity. The system of lifelong education reveals the direction of the processes of theorizing and modeling of pedagogical conditions in the professional activity of a scientific and pedagogical worker.
Discussion and Conclusions. Theorization and modeling of pedagogical conditions in the professional activity of a scientific and pedagogical worker reveals the prospects of ideas for creating a new didactic and professional pedagogical knowledge in the context of flexible management of the possibilities of using pedagogical modeling and scientific theorization. The quality of the use of scientific theorization and pedagogical modeling in the determination and clarification of pedagogical conditions in the professional activity of a scientific and pedagogical worker is determined in the ideas and constructs of classical and innovative pedagogy.
Keywords: pedagogical conditions, pedagogical modeling, scientific theorization, pedagogical construct, model, pedagogical methodology, scientific knowledge.
For citation: Kozyreva O.A. Theorization and modeling of pedagogical conditions in the professional activity of a scientific and pedagogical worker // Vestnik of Minin University. 2021. Vol. 9, no. 1. Р.3.
Введение
Обоснование необходимости и значимости научной теоретизации в контексте моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника определяет возможность оптимального выбора успешно реализуемых решений и научно обоснованных продуктов мыслетворчества личности.
Системность задач научной теоретизации раскрывает направленность развития педагогической науки, использование классического и инновационного педагогического моделирования гарантирует создание нового научного знания и новых педагогических средств, определение педагогических условий способствует выделению системы ограничений и возможностей использования научного знания и педагогических средств в
различных условиях функционирования педагогически управляемых и социально стабилизирующих сред.
Проблема повышения качества научно-педагогической деятельности в современном непрерывном образовании может быть обозначена на стыке общей педагогики и профессиональной педагогики в структуре теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Цель работы: обоснование необходимости и значимости научной теоретизации и педагогического моделирования в обеспечении качества научно-педагогической деятельности в современном непрерывном образовании через детерминацию, выделение и уточнение педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Обзор литературы
Возможности реализации идей наукосообразности развития личности и системы непрерывного образования являются базовыми в выборе приоритетов научно-педагогической деятельности в современном обществе.
Уникальность построения педагогической науки зависит от пространственно-временных условий воспроизводства опыта решения задач и проблем, системного анализа этнопедагогических условий воспроизводства общечеловеческих ценностей и ретрансляции смыслов, приоритетов, способов решения задач и проблем, идей развития личности и общества, надежности и защиты культурно-исторических порядков и традиций, воспроизводимости всех звеньев уникальности и полицентризма антропологически обусловленных механизмов самоорганизации и самосохранения личности как ценности, общества как ресурса, государства как системы, деятельности как продукта, ноосферы как способа представления наукообусловленного построения жизнедеятельности личности и функциональности теоретизируемого в педагогике явления.
Определим возможность теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника в системе принятия положений и норм организации научного поиска, способов и методов научного познания и научной теоретизации, обеспечения гибкости в управлении качеством использования и владения методами и технологиями педагогического моделирования, определяющими в выделенном ракурсе опору на следующие положения и возможности современной теоретической педагогики:
- концептуальные и технологические истоки новодидактики (Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т., 2014) [1] могут быть определены в теоретизируемой задаче в качестве одного из условий самоорганизации успешности развития личности и управляемости качеством научно-педагогической деятельности, направленности и целостности идей научной теоретизации в установлении регулируемых и корректируемых в системности и достоверности, надежности и перспективности отношений и способов воспроизводства качества развития личности в деятельности и среде;
- ресурсы диалогового образовательного пространства могут быть выделены и представлены как основа организации поликультурного образования (Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук О.Л., 2019) [2]; направленность развития образовательного пространства определяется в контексте теоретизируемых положений, совокупность которых определяется в педагогических условиях;
- позитивная образовательная среда в системе гуманистического решения задач развития личности раскрывается как условие качества школьного образования (Асташова Н.А., Бондырева С.К., Черкасова К.А., 2018) [3]; в теоретизации педагогических условий необходимо выделить данный ресурс и продукт эволюции идей гуманизма и продуктивности одним из актуальных элементов обеспечения качества развития личности и получаемого образования, данная практика должна быть определена за счет направленности и целостности уточнения условий развития личности в создаваемой и гибко управляемой среде, уточнение качества функционирования которой должно быть интегрированным продуктом науки, образования, культуры, спорта, искусства и пр.;
- теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования (Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А., 2020) [4] рассматривается как процесс и продукт решения задач развития; педагогические условия обеспечения качества рассматриваемого процесса определены в контексте положений линейного деятельностно-практического уточнения задач детерминации, измерения, мониторинга, управления, коррекции, оптимизации, фасилитации, педагогической поддержки, научного донорства и пр.;
- психология креативности и педагогика творчества в подготовке магистра (Барышева Т.А., Гогоберидзе А.Г., Савинова Л.Ю., 2020) [5] отражает уровень наукосообразного знания в описании качества и реализации идей развития магистра в контексте теоретизируемых основ формирования креативности и творческих способностей, решения задач развития в возрастосообразной продуктивности и успешности; в теоретизируемом выборе педагогические условия будут полезны в иллюстрации и объяснении важности контроля и коррекции оптимального спектра решений проблем и задач, системного осмысления целостности и объективного повышения качества развития в доминирующей идее нормального распределения способностей и здоровья при исследовании и измерении уровня креативности и гарантированного обеспечения уровня успешности личности в реализуемой деятельности;
- потенциал развития личности в контексте гуманизации (Берберян А.С., 2019) [6] является интегрированным показателем качества усвоения норм культуры и образования; гуманизм может быть выделен в качестве одного из условий оптимизации возможностей развития и деятельности личности в современной культуре и образовании;
- информационная безопасность в контексте вызовов цифрового социума (Бешенков С.А., Миндзаева Э.В., Шутикова М.И., 2018) [7] раскрывает перспективы обеспечения культуры деятельности, основы которой определяют позиции цифрового урегулирования составляющих развития личности в модели образования, науки, искусства и прочих видов деятельности личности; одним из положений теоретизируемого конструкта педагогических условий должен быть конструкт комплексной безопасности, т.е. системного осмысления и контроля качества личной, информационной, профессиональной, социальной и прочих видов безопасности;
- методология цифрового управления качеством высшего образования раскрыта через представленный и теоретизируемый в согласованном выборе и иллюстрации выбора достижений подход и принципы цифрового управления качеством высшего образования (Бударина А.О., Полупан К.Л., 2019) [8]; одним из актуальных способов инновационного обновления качества управления может быть признан способ цифрового управления качеством высшего образования, потенциальная востребованность и ситуативная корректность которого в нами поставленной задаче будет уточнена через конструкт
«педагогические условия» или конструкт «организационно-педагогические условия»;
- концептуальная модель школы определяется в работе (Вербицкий А.А., Жойкин С.А., Куришкина Л.А., 2020) [9] как система и технология организации деятельности центра социально-контекстного образования; выделенное направление может быть полезно в определении инновационного решения задач научного поиска и теоретизации успешного управления качеством образования;
- проблемы личной безопасности (Гайдамашко И.В., 2014) [10] являются моделями объективизации возможностей развития личности, определяются уникальными инструментами в теоретизации успешных решений задач развития личности и общества; уникальность личной безопасности может быть определена с позиции психологической, интеллектуальной, социальной, профессиональной и прочих видов безопасности; направленность трансляции смыслов и выбор способов и технологий развития личности определяются в выделенной задаче через решение проблем личной безопасности;
- психологические факторы эффективного управления кадровой работой научной организации (Гайдамашко И.В., Войтикова М.А., 2019) [11] раскрывают определённые способы теоретизации успешного управления кадровой работой научной организации;
- педагогическое моделирование будет использовано в процессе теоретизации как метод и технология продуктивно-инновационного решения задач профессионально-педагогической деятельности (Гутак О.Я., Козырев Н.А., Козырева О.А., 2019) [12]; педагогическое моделирование позволяет определить и уточнить качество составляемых и реализуемых положений и моделей педагогических условий;
- опыт внедрения балльно-рейтинговой системы в образовательный процесс Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта (Житиневич Д.Г., Полупан К.Л., Азарова О.В., 2019) [13] определяется в системе положений и системно выстраиваемой логики через унификацию и уровневую теоретизацию задачи мониторинга и оценки качества развития университета; выделенные положения могут быть определены в конструкте педагогических условий;
- стратегия развития образования рассматривается в описании и теоретизации как предмет междисциплинарного исследования (Иванова С.В., Сериков В.В., 2017) [14]; совокупность положений является способом обобщения идей системного решения противоречий и проблем развития образования;
- цифровая педагогика в выделенных особенностях эволюции термина в категориально-понятийном аппарате педагогики (Илалтдинова Е.Ю., Беляева Т.К., Лебедева И.В., 2019) [15] позволяет подойти к системе научной теоретизации и научной регламентации условий оптимального и корректного получения нового научного знания в педагогике как науке;
- проектирование событийного образовательного пространства (Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В., 2017) [16] рассматривается как технология решения задач создания нового средства развития личности; проектирование событийного образовательного пространства как внутреннего ресурса теоретизации развития может быть в системе интеграции внутреннего и внешнего дополнено и системно уточнено педагогическими условиями, раскрывающими систему ограничений и возможностей проектирования и реализации, управления и мониторинга качества функционирования событийного образовательного пространства; наукосообразное единство внутреннего и внешнего ресурса событийного образовательного пространства обеспечивает наиболее значимые для личности и общества результаты;
- роль педагога в цифровом мире образования (Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В., 2019) [17] в теоретизации функций и моделей раскрывает перспективность использования и мониторинга направленности развития цифрового образования; способность личности к гибкому управлению качеством решения задач развития в цифровом мире образования определяется одной из актуальных в современной педагогике;
- социализация личности и качество образования (Каргапольцева Н.А., Масликова Э.Ф., 2015) [18] раскрыты через системное представление связей наукообусловленного уточнения возможностей развития личности; социальный опыт и надежность решения задач продуктивного и образовательного развития личности представляет интерес в контексте различных, интегрированных возможностей использования составляющих научного знания, с различных точек зрения и граней современной теории педагогики;
- культура самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования (Козырева О.А., 2018) [19] определяется как механизм и продукт самоидентификации и самопознания личности, гарантирующий системное достижение личностью максимально востребованных результатов в деятельности и общении
- основные тенденции развития содержания профессионального образования (Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Григорян Н.М., 2019) [20] определяются в классической педагогике закономерностями развития, представляют интерес в научной теоретизации как условие гибкого управления качеством достижений личности в контексте получаемого профессионального образования; в системе выделяемых положений, определяющих целостность педагогических условий, данный продукт теоретизации относится к общепедагогическим и профессионально-педагогическим способам решения задач научно-педагогической деятельности;
- интенсификация профессионального обучения (Маркова С.М., Полунин В.Ю. , 2018) [21] определяется одной из активно пропагандируемых моделей современного непрерывного образования; интенсификация может быть выделена в качестве одного конструктивных положений в модели педагогических условий;
- итоговая аттестация при реализации программ профессиональной переподготовки (Морин С.В., Гутак О.Я., Козырева О.А., 2019) [22] определяет качество составляющих научного поиска и научной теоретизации в выделении и решении задач продуцирования педагогически целесообразных решений; в работе представлены формы и условия повышения качества организации итоговой аттестации при реализации программ профессиональной переподготовки;
- метод проектов и технология игрового проектирования в образовательном процессе (Панфилова А.П., 2014) [23] определяют направленность, результативность уточнения направления и качества решения задач игрового проектирования в образовательном процессе; в выделенном ключе научной теоретизации можно раскрыть условия и возможности теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- управление качеством высшего образования в условиях цифровизации (Полупан К.Л., 2019) [24] может быть выделено и рассмотрено в различных педагогически целесообразных моделях и конструктах повышения качества научно-педагогической деятельности;
- функции интерактивной интеллектуальной среды высшего образования (Полупан К.Л., Бударина А.О., 2019) [25] определяются как модели, особенности системного представления которых могут быть определены в одной из совокупности педагогических
условий обеспечения функциональности интерактивной интеллектуальной среды высшего образования;
- проблемы целостности образовательных систем (Сериков В.В., 2017) [26] могут быть полезны в детерминации и решении задач обеспечения качества наукосообразности и целостности теории педагогики; в выделенном ракурсе могут быть определены и уточнены педагогические условия любой из составляющих научной деятельности в педагогике;
- реальные и мнимые инновации в теоретически регламентированных составляющих практической ценности научного поиска и научного исследования в образовании (Сериков В.В., 2018) [27] в нашей задаче могут быть полезны в признании и популяризации идей гуманизма и продуктивности, использовании целостных технологий адаптивно-продуктивного, репродуктивно-продуктивного, креативно-продуктивного развития, выбора и реализации технологий фасилитации, поддержки и научного донорства в позитивном, возрастосообразном развитии личности, в том числе и рассматриваемой научно-педагогической деятельности;
- развитие познавательной самостоятельности обучающихся в педагогических реалиях современного образования (Стамкулова Ш.А., Каргапольцева Н.А., 2018) [28] может быть определено одним из конструктов педагогических условий обеспечения качества современного образования;
- современная модель инженерной подготовки (Сысоев А.А., Весна Е.Б., Александров Ю.И., 2019) [29] раскрывает целостность педагогического процесса в реализации идей современного непрерывного инженерно-технического образования;
- образование будущего в новой реальности (Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В., 2019) [30] может быть полезно в задачах научной теоретизации при использовании креативно-продуктивного подхода и креативно-продуктивного развития личности, в контексте осмысления и уточнения непосредственно связанных с данным методологическим подходом и типом развития составляющих научно-педагогической деятельности, теоретизируемое как целостное наукосообразное образование, именуемое как педагогические условия;
- педагогическая одаренность (Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В., 2019) [31] в нашей задаче может быть использована в задачах обоснования и реализации идей развития через направленность трансляции смыслов креативно-продуктивного развития и обеспечения надлежащего качества нового научного знания в педагогике;
- проектирование воспитательного пространства образовательной организации (Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю., 2016) [32] может быть принято в качестве конструкта реализации идей обеспечения подлинного надежного и перспективного использования научной теоретизации в уточнении условно и вариативно отображаемых решений задач развития личности и задач управления качеством функционирования воспитательного пространства образовательной организации;
- педагогические условия организации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов (Фролова С.В., Пепеляева С.В., 2015) [33] могут быть использованы в качестве примера рассматриваемого явления и продукта научной теоретизации;
- цифровое образование в уточнении и направленности выбора методов, моделей и технологий развития (Шихнабиева Т.Ш., 2018) [34] позволит обеспечить инновационную составляющую продуктивного решения задач теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- управление как технология и способ представления данных и основ профессиональной деятельности (Fedorov A.A., Mialkina E.V., Sedykh E.P., 2019) может быть рассмотрено в системной интеграции ценностей и технологий педагогической деятельности, общей теории управления коллективом, психологии управления и принятия решений, социологии современного непрерывного образования [35]; возможности выбора конструктов научной теоретизации и направленности трансляции смыслов в организации деятельности педагогического университета системно уточняют возможности выбора и описания системы ограничений и приоритетов в контексте выбора структуры и основных компонентов управления, данная практика регламентирует общую теорию выделения педагогических условий управления качеством профессиональной деятельности в педагогическом университете;
- педагогическое проектирование образовательной среды вуза (Ju R., Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I., 2017) в теоретизированных методах и возможностях уточнения качества профессиональной и образовательной деятельности [36] определяет успешность постановки и решения задачи создания внутреннего механизма самоорганизации качества решения задач развития личности, т.е. среды; внешним продуктом оптимизации качества научно-педагогического поиска и научного знания в педагогике определяются в нашей задаче педагогические условия;
- культура профессионального прогнозирования у студентов вузов (Kargapoltseva N.A., Erofeeva N.E., Pak L.G., Goriainova T., Popova O.V., Kulesh E.V., Ilkevich B.V., 2018) [37] может быть теоретизирована как продукт оптимального представления личности о качестве развития и управления составляющими развития личности и уровнем продуктивности личности и коллектива; сложность теоретизации культурообусловленного прогнозирования заключается в гибкости, которая может быть получена через элементы инновационной культуры, качество, признание и направленность трансляции смыслов в которой не всегда соответствует традиционной, сохраняющей гуманизм, личность и общество в уникальности явления и самоорганизации изменений;
- структура мировоззрения будущих учителей (Knyazeva T.N., Povshednaya F.V., Batuta M.B., Lebedeva O.V., Sidorina E.V., 2015) [38] определяется как механизм и условие отражения и трансформации социально ориентированных ценностей; опыт формирования мировоззрения является продуктом теоретизации идей гуманизма и общечеловеческого развития; педагогические условия позволят в теоретизации системно отобразить направления развития и основы, модели и продукты самосохранения социально ориентированных ценностей;
- культура самостоятельной работы студента техникума (Kozyreva O.Â., Kozyrev N.Â., Boikova I. V., Gutak O.Ya., 2018) [39] в теоретизации педагогических условий представляет уникальный механизм развития и самоорганизации качества развития личности в техникуме;
- роль образования в формировании профессиональных ценностей специалистов (Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E., 2017) [40] определяет систему теоретизируемых механизмов и правил, способов оценки качества развития и направленность к технологизации развития, детализации и уточнения успешности и продуктивности принятия решений в профессиональном самовыражении и сотрудничестве;
- развитие информационной образовательной среды на основе облачных технологий (Samerkhanova E., Krupoderova E., Krupoderova K., Bakhtiyarova L., Ponachugin A., Kanyanina T., 2017) [41] представляет непосредственный интерес с позиции теоретизируемых
положений и тенденций оптимизации качества достижений личности; опосредованные практики уточнения качества предлагаемых решений регламентированы педагогическими условиями;
- аудиторная самостоятельная работа студентов вузов (Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H., 2016) [42] представляет собой продукт развития дидактически целесообразных форм; педагогические условия управления качеством развития личности в вузе могут иметь одним из положений такого рода выбора и определения положение о направленности использования аудиторной самостоятельной работы студентов вузов как механизма стимулирования активности, продуктивности, креативности, системности принятия решений о качестве и возможностях развития личности в вузе, о специфике трансляции смыслов и ценностей самостоятельности и активности личности в процессе возрастосообразного развития и пр.
Выделенные компоненты целостного определения границ научной педагогики позволят повысить качество теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Материалы и методы
В системе реализуемых идей трансляции и уточнения качества обоснования необходимости и значимости научной теоретизации и педагогического моделирования в обеспечении качества научно-педагогической деятельности в современном непрерывном образовании через детерминацию, выделение и уточнение педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника были задействованы теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, научная теоретизация, изучение работ педагогов и студентов-педагогов, тренеров и руководителей, метод регистрации, метод шкалирования, методы математической статистики.
Научная теоретизация как продукт современной педагогики раскрывается в конструктах идей и технологий педагогической деятельности в традиционной педагогической методологии (широкий, узкий, локальный смыслы), а также инновационной педагогической методологии (адаптивно-продуктивный смысл, функционально-трудовой смысл, гносеолого-синергетический смысл).
Широкий смысл - конструкт теории педагогики, определяющий возможность описания и уточнения педагогического явления или педагогического процесса на макроуровне теоретизации и обобщения опыта деятельности.
Узкий смысл - конструкт теории педагогики, позволяющий уточнить и/или определить педагогическое явление или педагогический процесс с позиции мезоуровневого способа постановки и решения задач научной теоретизации.
Локальный смысл - конструкт теории педагогики, позволяющий сконцентрировать внимание на проблеме ситуативной коррекции создаваемого в педагогической науке научного, профессионального и педагогического знания и педагогических средств, основы и направленность реализации практики осуществляется в контексте микроуровневого способа постановки и решения задач детерминации и уточнения.
Адаптивно-продуктивный смысл - конструкт теории педагогики, раскрывающий и стимулирующий возможность и направленность трансляции смыслов и ценностей, способов и технологий научно-педагогической деятельности в системе положений уровневого
развития, основы которого определяются переходом от адаптивного типа развития к продуктивному типу развития, преимуществом в решении задач профессиональной и педагогической деятельности определяются профессиональная и педагогическая поддержка, профессиональная и педагогическая фасилитация, научное донорство.
Функционально-трудовой смысл - конструкт теории педагогики, определяющий трудовые функции и трудовые действия системно-деятельностными основами и продуктами педагогического моделирования, позволяющего уточнить педагогическое явление или педагогической процесс в определённой системе положений и норм научного поиска, научного знания и технологии научного познания в педагогике как науке.
Гносеолого-синергетический смысл - конструкт теории педагогики, раскрывающий специфику и направленность постановки и решения задач определения, уточнения, реализации и создания нового научного знания или нового педагогического средства, особенности которого в теоретизации регламентированы нюансами использования педагогического моделирования, основами теории познания (гносеологии) и направленностью решения проблем в контексте идей теории самоорганизации научной, профессиональной и педагогической деятельности.
Смысловая (смысл), системная (система), процессуальная (процесс), функциональная (функция), конструктивная (конструкт) и прочие виды и направленности научной теоретизации обеспечивают надлежащего качества решения задач научного поиска и научно-педагогической деятельности.
Результаты исследования
Идеи научного познания и научного поиска в теоретизации и моделировании педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника могут быть определены через возможности классической (традиционной) и инновационной педагогики.
Перспективность обобщения и унификации использования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника определены теоретизируемыми составляющими развития и корректности использования основ научного познания, научного поиска и научно-педагогического исследования.
Теоретизация как педагогический процесс определяет все составляющие построения, разработки, уточнения и использования теории педагогики, создающей новое научное, новое педагогическое знание и новые педагогические средства, используемые в контексте разработанного нового педагогического знания или теории педагогической деятельности.
Моделирование как педагогический процесс определяет, детализирует и раскрывает возможность создания и уточнения модели научного знания в педагогике.
Уточним понятия «педагогические условия», «моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника», «теоретизация педагогических условий в профессиональной деятельности научно -педагогического работника» в структуре идей традиционной педагогической методологии (широкий, узкий, локальный смыслы), а также инновационной педагогической методологии (адаптивно-продуктивный смысл, функционально-трудовой смысл, гносеолого-синергетический смысл).
Педагогические условия (широкий смысл) - система смыслообразующих и функционально регламентирующих возможностей научной теоретизации, обеспечивающая в
выделяемой педагогической наукой совокупности элементов и положений, моделей и конструктов наиболее значимые и оптимально реализуемые практики и способы, технологии и формы, методы и средства решения задач научной, профессиональной и педагогической деятельности.
Педагогические условия (узкий смысл) - продукт научной теоретизации, раскрывающий в линейной или нелинейной системе моделей и/или положений возможность оптимального, интегрированного решения задач научной, профессиональной и педагогической деятельности.
Педагогические условия (локальный смысл) - элемент и ресурс научно-педагогической деятельности, раскрывающий возможность гибкого и ситуативного, системного и унифицированного управления качеством создания нового знания и решения различного рода педагогических, профессиональных, научно-исследовательских задач.
Педагогические условия (адаптивно-продуктивный смысл) - способ представления данных о педагогическом процессе или педагогически обусловленной процедуре, направленность и возможности, ограничения и корректность составляющих которого позволяют оптимально выделять и решать задачи научной теоретизации в педагогике.
Педагогические условия (функционально-трудовой смысл) - технология решения проблем и задач научно-педагогической деятельности, направленная на системное осмысление и уточнение моделей и продуктов развития личности и педагогического процесса, лежащего в основе заданного в педагогической науке явления и рассматриваемого в контексте поставленных в научном поиске ограничений и оптимальных способов научной теоретизации.
Педагогические условия (гносеолого-синергетический смысл) - механизм и продукт самоорганизации успешности и продуктивности, эффективности и корректности, универсальности и креативности, перспективности и уникальности детерминируемых и реализуемых положений и моделей, в единстве (системе) реализации которых гарантирована высокая вероятность достижения цели научной, профессиональной и педагогической деятельности (определяется в научной теоретизации и проверяется на практике).
Моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (широкий смысл) - система научно-теоретизируемых возможностей гибкого и своевременного построения педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника, обеспечивающая личность и общество надлежащего качества решениями задач управления составляющими современного образования и самоактуализации личности и их развития.
Моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (узкий смысл) - процесс унификации и решения задач создания нового знания и конструкта, положений и идеальных систем, направленных на обеспечение должного уровня и качества профессиональной деятельности научно-педагогического работника, в системе раскрывающий кейс-практику (практику нелинейного, разветвленного, условного) выбора оптимального решения той или иной проблемы или задачи в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (локальный смысл) - элемент и ситуативно корректируемый способ уточнения качества оптимального решения задач нелинейного выбора оптимизации теоретизируемого и уточняемого педагогического процесса в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (адаптивно-продуктивный смысл) - способ создания и представления данных об уровневом развитии и возможности продуктивного решения задач выбора направления и качества профессиональной деятельности научно-педагогического работника, обеспечивающий соблюдение идей гуманизма и продуктивности, основы и составляющие которых регламентированы технологиями педагогической и профессиональной поддержки, педагогической и профессиональной фасилитации и научного донорства.
Моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (функционально-трудовой смысл) - механизм и технология создания и уточнения педагогических условий в профессиональной деятельности научно -педагогического работника, позволяющая повысить качество продуктов научной деятельности в педагогике.
Моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (гносеолого-синергетический смысл) - механизм и продукт самоорганизации успешности выбора и уточнения, дополнения и коррекции положений профессиональной деятельности научно-педагогического работника о качестве развития личности и управления педагогическими процессами в деятельности научно-педагогического работника.
Теоретизация педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (широкий смысл) - система наукообусловленного поиска, гарантирующая целостное и многомерное уточняемое построение педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника как конструкта самоорганизации возможностей построения и уточнения деятельности личности и функциональности непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
Теоретизация педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (узкий смысл) - процесс научного познания и строгой наукообусловленной регламентации педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника как механизма, технологии и основы для оптимизации и обеспечения качества решения различного рода задач и проблем современной педагогики.
Теоретизация педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (локальный смысл) - элемент и/или ситуативная практика научного объяснения важности использования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника, определяющий различные ограничения и возможности в деятельности и обобщении личности и общества (субъектов системы непрерывного образования).
Теоретизация педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (адаптивно-продуктивный смысл) - способ и механизм создания, уточнения и целостного представления данных об уровневом построении педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника через ресурсы и конструкты адаптивно-продуктивного подхода в современной педагогике (технологии поддержки, фасилитации, научного донорства и пр.).
Теоретизация педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (функционально-трудовой смысл) - механизм и технология создания и уточнения педагогических условий в профессиональной деятельности научно -
педагогического работника, гарантирует обеспечение надлежащего качества создания идеальных и материальных продуктов научно-педагогической деятельности.
Теоретизация педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника (гносеолого-синергетический смысл) - механизм и продукт создания и использования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника, обеспечивает своевременность обновления и мониторинга качества решения задач научного поиска, научно-педагогической деятельности и управления качеством образования и профессионально-трудовой деятельности.
Виды педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника:
- линейный вид (последовательность положений и моделей, определяющих структуру педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника);
- нелинейный вид (различное соподчинение элементов, моделей и кейс-систем в единое целое, рассматриваемое в теории педагогики как педагогические условия, уточнение которых в поставленной задаче осуществляется через основы профессиональной деятельности научно-педагогического работника);
- уровневый вид (уровневая структура, регламентирующая реализацию основ и идей педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника).
Определим функции теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Функции теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника - основные в реализации идей и задачи теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника, гарантирующие обеспечение успешности научно-педагогического поиска и научно-педагогической деятельности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
Функции теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника:
- функция создания и уточнения нового научного знания в педагогике, создания и уточнения новых педагогических средств;
- функция модернизации и коррекции качества решения задач профессиональной, педагогической и научно-исследовательской деятельности;
- функция регламентации и управления качества дополнения и интеграции возможностей науки, искусства, культуры, спорта и образования;
- функция объективизации и доступности, понимания и фасилитации, поддержки и использования научного донорства в повышении качества деятельности личности в системе непрерывного образования;
- функция персонификации и унификации качества использования идей традиционной и инновационной педагогики в системе выбора условий и технологий научно-педагогической деятельности;
- функция детерминации и мониторинга качества теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- функция оптимизации и регламентации ограничений и приоритетов в постановке и решении задач развития и управления;
- функция синергетического и диалектического решения задач управления качеством профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- функция непрерывности, системности, многомерности и возрастосообразности решения задач развития личности и управления качеством профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Выделим принципы теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Принципы теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника - основные положения теории педагогики, отражающие основы формирования ценностей, целеполагания, мировоззрения в структуре управления качеством процессов теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Принципы теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника:
- принцип наукосообразности и управляемости процессами теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип четкости, ясности, прочности, точности, истинности и справедливости в формулировании и уточнении основ управления качеством профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип объективности, достоверности, надежности, валидности, целостности, уникальности, персонификации и развития профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип последовательности, системности, разнообразия используемых средств, форм, методов и технологий теоретизации и моделирования в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип ценностно-смыслового и гносеолого-герменевтического уточнения качества реализации идей научной теоретизации и педагогического моделирования в детерминированной задаче обеспечения уровня научно-педагогической деятельности;
- принцип возрастосообразности и гибкости в выборе составляющих и целостной картины теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип традиционной и инновационной практики определения и решения задач развития личности и управления качеством достижений личности в социально ориентированной, здоровьеформирующей, образовательной и профессиональной деятельности;
- принцип выстраивания целостной, гуманистически акмеверифицируемой идеологии профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип личностной и коллективной безопасности в теоретизации и моделировании педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип определения уровня и качества развития в выборе адаптивно-продуктивных, репродуктивно-продуктивных и креативно-продуктивных возможностей
постановки и решения задач организуемой деятельности научно-педагогического работника и научно-педагогического коллектива;
- принцип стимулирования активности к самопознанию и реализации идей системного осмысления возможностей продуцирования и использования теоретизации и моделирования в уточнении педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип точности и воспроизводимости реализуемых способов и технологий теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип самоорганизации, самосохранения и активного стимулирования возможности повышения уровня и качества развития личности, жизнеспособности личности и общества в теоретизации и моделировании педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип установления границ применимости получаемых продуктов теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип корректности распространения нового научного знания в педагогике как науке при переносе его с модели на реальные отношения и реально организуемые педагогические процессы;
- принцип дихотомического сочетания системно-детерминированных возможностей теоретизации и моделирования в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип единства теории и практики в реализации многомерного уточнения качества теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- принцип включенности личности в систему непрерывного образования на основе идей и продуктов развития гуманизма, продуктивности, конкурентоспособности, креативности и прочих ценностей, обеспечивающих функциональность и поливариативность решений проблем «научиться познавать», «научиться делать», «научиться жить», «научиться жить вместе» (Ж. Делор).
Тенденции теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника - закономерности, определяющие качество профессиональной деятельности научно-педагогического работника при теоретизации и моделировании педагогических условий.
Тенденции теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника:
- повышение качества профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- обеспечение доступности профессионального образования, в том числе аспирантуры и докторантуры как форм подготовки кадров высшей квалификации;
- популяризация продуктивного решения задач развития личности в системе непрерывного образования;
- повышение уровня здоровьеформирующего и продуктивного типов мышления у личности в системе подготовки кадров высшей квалификации;
- гуманизация и возрастосообразность развития личности в адаптивно-продуктивном, репродуктивно-продуктивном, креативно-продуктивном типах развития;
- активизация внимания на проблемах развития и продуктивного становления личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;
- владение методами и технологиями научно-педагогического поиска и научно-педагогической деятельности и пр.
Продукты качественной научной теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника - социально, личностно и профессионально востребованные результаты постановки и решения задач теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Продукты качественной научной теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника:
- обеспечение надлежащего качества продуктов мыслетворчества субъектов непрерывного образования;
- гибкое управление качеством развития личности в системе непрерывного образования за счет создаваемых традиционных и новых педагогических средств развития личности в коллективе и среде;
- формирование объективных возрастосообразных потребностей личности и адекватных способов и технологий оценки качества развития личности в избранном виде деятельности;
- личная, интеллектуальная, профессиональная, социальная и прочие виды безопасности личности, интегрированно иллюстрирующие основы полисубъектных отношений в позитивных, гуманистически корректируемых социально и профессионально ориентированных средах;
- использование новых разработок в структуре активного использования регистрации, шкалирования, теоретизации и технологизации профессиональной деятельности научно-педагогического работника;
- повышение уровня профессионализма личности, качества жизнедеятельности и достатка личности и общества.
Технология теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника - совокупность средств и методов теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника, гарантирующая в вариативных условиях целеполагания получение результата, основы и продукты которого определены в плоскости признания идей и ресурсов нормального распределения способностей и здоровья личности и общества.
Мониторинг качества теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника - система отслеживания, контроля и коррекции качества постановки и решения задач теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Конструктор педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника - совокупность смысловых, гносеологических, ценностно-деятельностных, мотивационных, потребностных, организационных, системных, процессуальных, функциональных и прочих единиц решения того или иного противоречия, обеспечивающего построение и вариацию представления и обоснования качества профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Конструктор педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника позволяет выбирать несколько конструктов из целостного объема конструктора и решать задачу на определённом уровне сложности дидактической или научной теоретизации.
Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника позволяет отразить основы и возможности выбора детерминации и реализации педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Обсуждение и заключения
Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника позволяет повысить качество решения задач научно-исследовательской и профессионально-педагогической деятельности.
Педагогические условия представляют собой модель оптимизации качества представления и решения задач и проблем научного поиска и научно-педагогической деятельности.
Педагогические условия определяется системой положений (моделей) и используются в научной теоретизации и доказательстве различных по уровню возможностей повышения качества профессиональной и педагогической деятельности.
Система непрерывного образования раскрывает направленность процессов теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника раскрывает перспективность идей создания нового дидактического и профессионально-педагогического знания в контексте гибкого управления возможностями использования педагогического моделирования и научной теоретизации.
Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника - процесс выделения и строгой регламентации наукосообразного решения задач моделирования и уточнения конструктов и продуктов выделения и обоснования надежности детерминированных педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Качество использования научной теоретизации и педагогического моделирования в детерминации и уточнении педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника определяется в идеях и конструктах классической и инновационной педагогики.
Перспективность теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника - это разработка программно-педагогического сопровождения целостного изучения основ теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника и возрастосообразного включения личности в процесс теоретизации и моделирования педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника.
Список использованных источников
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т. У концептуальных и технологических истоков новодидактики // Российский психологический журнал. 2014. Т.11, №3. С.14-23.
2. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук О.Л. Ресурсы диалогового образовательного пространства как основа организации поликультурного образования // Образование и наука. 2019. Т. 21, №3. С. 29-49.
3. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Черкасова К.А. Позитивная образовательная среда как условие качества школьного образования // Мир образования - образование в мире. 2018. №4(72). С. 48-58.
4. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2020. №3(78). С.130-142.
5. Барышева Т.А., Гогоберидзе А.Г., Савинова Л.Ю. Психология креативности и педагогика творчества в подготовке магистра // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. №2. С. 49-54.
6. Берберян А.С. Потенциал развития личности в контексте гуманизации // Методология современной психологии. 2019. №9. С. 3-7.
7. Бешенков С.А., Миндзаева Э.В., Шутикова М.И. Информационная безопасность в контексте вызовов цифрового социума // Человек и образование. 2018. №2(55). С.55-61.
8. Бударина А.О., Полупан К.Л. Методология цифрового управления качеством высшего образования: подход и принципы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. №2(54). С. 191-196.
9. Вербицкий А.А., Жойкин С.А., Куришкина Л.А. Концептуальная модель школы как центра социально-контекстного образования // Педагогика. 2020. Т. 84, №3. С. 15-27.
10. Гайдамашко И.В. Проблемы личной безопасности // Живая психология. 2014. Т. 1, №1(1). С. 76-84.
11. Гайдамашко И.В., Войтикова М.А. Психологические факторы эффективного управления кадровой работой научной организации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. №4(49). С. 1625.
12. Гутак О.Я., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как метод и технология продуктивно-инновационного решения задач профессионально-педагогической деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. №5(74). С.154-162.
13. Житиневич Д.Г., Полупан К.Л., Азарова О.В. Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы в образовательный процесс Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. №1(55). С. 108-112.
14. Иванова С.В., Сериков В.В. Стратегия развития образования как предмет междисциплинарного исследования // Педагогика. 2017. №2. С. 3-12.
15. Илалтдинова Е.Ю., Беляева Т.К., Лебедева И.В. Цифровая педагогика: особенности эволюции термина в категориально-понятийном аппарате педагогики // Перспективы науки и образования. 2019. №4(40). С. 33-43.
16. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Проектирование событийного образовательного пространства // Воспитание школьников. 2017. №2. С. 14-20.
17. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Роль педагога в цифровом мире образования // Нижегородское образование. 2019. №2. С. 34-39.
18. Каргапольцева Н.А., Масликова Э.Ф. Социализация личности и качество образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. №9(184). С. 23-28.
19. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования: модели и теории: монография. Москва: РУСАЙНС, 2018. 144 с. ISBN 9785-4365-3037-6.
20. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Григорян Н.М. Основные тенденции развития содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4. С. 124-127.
21. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. С. 175-178.
22. Морин С.В., Гутак О.Я., Козырева О.А. Итоговая аттестация при реализации программ профессиональной переподготовки: требования, модели, результаты (педагогическое образование): учебное пособие. Москва: РУСАЙНС, 2019. 196 с. ISBN 978-5-43653998-0.
23. Панфилова А.П. Метод проектов и технология игрового проектирования в образовательном процессе: сравнительный анализ // Образовательные технологии (г. Москва). 2014. №3. С. 101-109.
24. Полупан К.Л. Управление качеством высшего образования в условиях цифровизации // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, №4(29). С. 273-278.
25. Полупан К.Л., Бударина А.О. Функции интерактивной интеллектуальной среды высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. №2. С. 70.
26. Сериков В.В. Проблема целостности образовательных систем // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. №3(116). С. 1420.
27. Сериков В.В. Реальные и мнимые инновации: о практической ценности исследований в образовании // Образование и общество. 2018. №3-4(110-111). С. 5-10.
28. Стамкулова Ш.А., Каргапольцева Н.А. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в педагогических реалиях современного образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. №2(214). С. 53-57.
29. Сысоев А.А., Весна Е.Б., Александров Ю.И. О современной модели инженерной подготовки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №7. С. 94-101.
30. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Образование будущего в новой реальности // Вестник МНЭПУ. 2019. Т. 1, №S. С. 382-384.
31. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения // Перспективы науки и образования. 2019. №1(37). С. 262-274.
32. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 329.
33. Фролова С.В., Пепеляева С.В. Педагогические условия организации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6. С. 337.
34. Шихнабиева Т.Ш. Цифровое образование: методы, модели и технологии развития // Мониторинг. Наука и технологии. 2018. №2(35). С. 65-68.
35. Fedorov A.A., Mialkina E.V., Sedykh E.P. University of education: structure and main components of management // European Journal of Educational Research. 2019. Vol. 8, no. 4. Pp. 1257-1268.
36. Ju R., Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a.
37. Kargapoltseva N.A., Erofeeva N.E., Pak L.G., Goriainova T., Popova O.V., Kulesh E.V., Ilkevich B.V. Creation culture of occupational forecasting for university students // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no.6. Pp. 249-264. Available at: https://hobbydocbox.com/Art and Technology/82648840-Modern-journal-of-language-teaching-methods-issn.html (accessed: 23.07.2020).
38. Knyazeva T.N., Povshednaya F.V., Batuta M.B., Lebedeva O.V., Sidorina E.V. The structure of future teachers' world outlook as the reflection of the transformation of social values // International Review of Management and Marketing. 2015. Vol. 5, no. 4. Pp. 259-264. Available at: http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/1665/pdf (accessed: 23.07.2020).
39. Kozyreva O.A., Kozyrev N.A., Boikova I. V., Gutak O.Ya. Models and ways of developing self-study culture of college students // Mechanics, Materials Science & Engineering (MMSE Journal). 2018. Vol. 17. DOI: http://seo4u.link/10.2412/mmse.34.90.847.
40. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-ofeducation-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 23.07.2020).
41. Samerkhanova E., Krupoderova E., Krupoderova K., Bakhtiyarova L., Ponachugin A., Kanyanina T. Developing an information educational environment based on cloud technologies // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/developing-an-information-educational-environment-based-on-cloud-technologies-6909.html (accessed: 23.07.2020).
42. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol 9(22), no. 1. Available at: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/95568/70575 (accessed: 23.07.2020).
References
1. Abakumova I.V., Ermakov P.N., Fomenko V.T. At the conceptual and technological origins of novodidactics. Rossijskijpsihologicheskijzhurnal, 2014, vol.11, no.3, pp. 14-23. (In Russ.).
2. Astashova N.A., Bondyreva S.K., ZHuk O.L. Resources of the dialogue educational space as the basis for the organization of multicultural education. Obrazovanie i nauka, 2019, vol. 21, no.3, pp. 29-49. (In Russ.).
3. Astashova N.A., Bondyreva S.K., CHerkasova K.A. Positive educational environment as a condition for the quality of school education. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire, 2018, no. 4(72), pp. 48-58. (In Russ.).
4. Balickaya N.V., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Theorization of the success of the productive formation of the individual in the system of continuous education. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2020, no. 3(78), pp. 130-142. (In Russ.).
5. Barysheva T.A., Gogoberidze A.G., Savinova L.YU. Psychology of creativity and pedagogy of creativity in the preparation of a master's degree. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly), 2020, no. 2, pp. 49-54. (In Russ.).
6. Berberyan A.S. Personality development potential in the context of humanization. Metodologiya sovremennojpsihologii, 2019, no. 9, pp. 3-7. (In Russ.).
7. Beshenkov S.A., Mindzaeva E.V., SHutikova M.I. Information security in the context of the challenges of digital society. CHelovek i obrazovanie, 2018, no. 2(55), pp. 55-61. (In Russ.).
8. Budarina A.O., Polupan K.L. Methodology of digital quality management in higher education: approach and principles. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki, 2019, no. 2(54), pp. 191-196. (In Russ.) .
9. Verbickij A.A., ZHojkin S.A., Kurishkina L.A. Conceptual model of a school as a center of social-contextual education. Pedagogika, 2020, vol. 84, no. 3, pp. 15-27. (In Russ.).
10. Gajdamashko I.V. Personal security problems. ZHivayapsihologiya, 2014, vol. 1, no. 1(1), pp. 76-84. (In Russ.).
11. Gajdamashko I.V., Vojtikova M.A. Psychological factors of effective management of personnel work of a scientific organization. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya, 2019, no. 4(49), pp.16-25. (In Russ.).
12. Gutak O.YA., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Pedagogical modeling as a method and technology of productive and innovative solution of the problems of professional and pedagogical activity. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2019, no. 5(74), pp.154-162. (In Russ.).
13. ZHitinevich D.G., Polupan K.L., Azarova O.V. Experience of introducing a point-rating system into the educational process of the Immanuel Kant Baltic Federal University. Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2019, no. 1(55), pp. 108-112. (In Russ.).
14. Ivanova S.V., Serikov V.V. Education development strategy as a subject of interdisciplinary research. Pedagogika, 2017, no.2, pp. 3-12. (In Russ.).
15. Ilaltdinova E.YU., Belyaeva T.K., Lebedeva I.V. Digital pedagogy: features of the evolution of a term in the categorical-conceptual apparatus of pedagogy. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 4(40), pp. 33-43. (In Russ.).
16. Ilaltdinova E.YU., Frolova S.V. Designing an event-driven educational space. Vospitanie shkol'nikov, 2017, no. 2, pp. 14-20. (In Russ.).
17. Ilaltdinova E.YU., Frolova S.V. The role of the teacher in the digital world of education. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2019, no. 2, pp. 34-39. (In Russ.).
18. Kargapol'ceva N.A., Maslikova E.F. Socialization of personality and quality of education. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 9(184), pp. 23-28. (In Russ.).
19. Kozyreva O.A. The culture of an individual's independent work in the system of lifelong education: models and theories: monograph. Moscow, RUSAJNS Publ., 2018. 144 p. ISBN 978-5-4365-3037-6. (In Russ.).
20. Markova S.M., Kotenko E.F., Grigoryan N.M. Main trends in the development of the content of vocational education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 62-4, pp. 124-127. (In Russ.).
21. Markova S.M., Polunin V.YU. Intensification of vocational training. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018, no. 58-3, pp. 175-178. (In Russ.).
22. Morin S.V., Gutak O.YA., Kozyreva O.A. Final certification in the implementation of professional retraining programs: requirements, models, results (teacher education): textbook. Moscow, RUSAYNS Publ., 2019. 196 p. ISBN 978-5-4365-3998-0. (In Russ.).
23. Panfilova A.P. Project method and game design technology in the educational process: a comparative analysis. Obrazovatel'nye tekhnologii (Moscow), 2014, no.3, pp. 101-109. (In Russ.).
24. Polupan K.L. Quality management of higher education in the context of digitalization. Samarskij nauchnyj vestnik, 2019, vol. 8, no. 4(29), pp. 273-278. (In Russ.).
25. Polupan K.L., Budarina A.O. Functions of the interactive intellectual environment of higher education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2019, no.2, pp. 70. (In Russ.).
26. Serikov V.V. The problem of the integrity of educational systems. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 3(116), pp.14-20. (In Russ.).
27. Serikov V.V. Real and imaginary innovations: on the practical value of research in education. Obrazovanie i obshchestvo, 2018, no. 3-4(110-111), pp. 5-10. (In Russ.).
28. Stamkulova SH.A., Kargapol'ceva N.A. Development of the cognitive independence of students in the pedagogical realities of modern education. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 2(214), pp. 53-57. (In Russ.).
29. Sysoev A.A., Vesna E.B., Aleksandrov YU.I. About the modern model of engineering training. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019, vol. 28, no.7, pp. 94-101 (In Russ.).
30. Fedorov A.A., Ilaltdinova E.YU., Frolova S.V. Education of the future in a new reality. Vestnik MNEPU, 2019, vol. 1, no. S, pp. 382-384. (In Russ.).
31. Fedorov A.A., Ilaltdinova E.YU., Frolova S.V. Pedagogical endowments: psychological and pedagogical decisions of identification, selection and support. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 1(37), pp. 262-274. (In Russ.).
32. Frolova S.V., Ilaltdinova E.YU. Designing the educational space of an educational organization. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2016, no.6. pp. 329. (In Russ.).
33. Frolova S.V., Pepelyaeva S.V. Pedagogical conditions for organizing an individual educational route of extracurricular activities of students. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no.6, pp. 337. (In Russ.).
34. SHihnabieva T.SH. Digital education: methods, models and technologies for development. Monitoring. Nauka i tekhnologii, 2018, no. 2(35), pp. 65-68. (In Russ.).
35. Fedorov A.A., Mialkina E.V., Sedykh E.P. University of education: structure and main components of management. European Journal of Educational Research, 2019, vol. 8, no. 4, pp. 1257-1268.
36. Ju R., Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13, no. 8, pp. 5281-5293, doi: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a.
37. Kargapoltseva N.A., Erofeeva N.E., Pak L.G., Goriainova T., Popova O.V., Kulesh E.V., Ilkevich B.V. Creation culture of occupational forecasting for university students. Modern Journal of Language Teaching Methods, 2018, vol. 8, no.6, pp. 249-264. Available at: https://hobbydocbox.com/Art_and_Technology/82648840-Modern-journal-of-language-teaching-methods-issn.html (accessed: 23.07.2020).
38. Knyazeva T.N., Povshednaya F.V., Batuta M.B., Lebedeva O.V., Sidorina E.V. The structure of future teachers' world outlook as the reflection of the transformation of social values. International Review of Management and Marketing, 2015, vol. 5, no. 4, pp. 259-264.
Available at: http://www.econiournals.com/index.php/irmm/article/view/1665/pdf (accessed: 23.07.2020).
39. Kozyreva O.A., Kozyrev N.A., Boikova I. V., Gutak O.Ya. Models and ways of developing self-study culture of college students. Mechanics, Materials Science & Engineering (MMSE Journal), 2018, vol. 17, doi: http://seo4u.link/10.2412/mmse.34.90.847.
40. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists. Journal of Entrepreneurship Education, 2017, vol. 20, issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-ofeducation-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 23.07.2020).
41. Samerkhanova E., Krupoderova E., Krupoderova K., Bakhtiyarova L., Ponachugin A., Kanyanina T. Developing an information educational environment based on cloud technologies. Journal of Entrepreneurship Education, 2017, vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/developing-an-information-educational-environment-based-on-cloud-technologies-6909.html (accessed: 23.07.2020).
42. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions. Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol 9(22), no. 1. Available at: http://www.indist.org/index.php/indist/article/view/95568/70575 (accessed: 23.07.2020).
© Козырева О.А., 2021
Информация об авторах Козырева Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель, Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва, Новокузнецк, Российская Федерация; Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1834-7996, Researcher ID: M-8493-2018, SPIN^: 2988-7671, e-mail: [email protected].
Information about the authors Kozyreva Olga A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Lecturer, Novokuznetsk College (College) of the Olympic Reserve, Novokuznetsk, Russian Federation, Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1834-7996, Researcher ID: M-8493-2018, SPIN code: 2988-7671, email: [email protected].
Поступила в редакцию: 08.08.2020 Принята к публикации: 25.12.2020 Опубликована: 11.03.2021