Научная статья на тему 'Концепция как конструкт и продукт инновационной педагогики'

Концепция как конструкт и продукт инновационной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕОРЕТИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONCEPT / PEDAGOGICAL MODELING / THEORIZING / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Языкова Оксана Витальевна, Горюшкина Оксана Сергеевна, Козырева Ольга Анатольевна

Концепция определяется в работе как категория, конструкт и продукт инновационной педагогики. Качество построения концепции в профессиональном становлении педагога определяется различными показателями успешности владения педагогическим моделированием, научно-педагогической теоретизацией и научной и педагогической деятельностью. В структуре иллюстрации выбора концепции педагогом в качестве результата научно-педагогического поиска и научной деятельности определены педагогические условия повышения результативности моделирования и уточнения концепции педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Языкова Оксана Витальевна, Горюшкина Оксана Сергеевна, Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AS A CONSTRUCT AND PRODUCT OF INNOVATIVE PEDAGOGY

The concept is defined in the work as a category, construct and product of innovative pedagogy. The quality of constructing a concept in the professional development of a teacher is determined by various indicators of successful employment of pedagogical modeling, scientific and pedagogical theorization, and scientific and pedagogical activity. In the structure of the illustration of the choice of the concept by the teacher, the pedagogical conditions for increasing the effectiveness of modeling and clarifying the concept of pedagogical activity are determined as the result of scientific and pedagogical research and scientific activity.

Текст научной работы на тему «Концепция как конструкт и продукт инновационной педагогики»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

УДК 378.1; 371.3 ББК 74

КОНЦЕПЦИЯ КАК КОНСТРУКТ И ПРОДУКТ ИННОВАЦИОННОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Оксана Витальевна Языкова преподаватель

Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва

Новокузнецк, Россия yaov.nuor@yandex.ru Оксана Сергеевна Горюшкина помощник директора Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва

Новокузнецк, Россия gos.nuor@yandex.ru Ольга Анатольевна Козырева кандидат педагогических наук, доцент Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва

Новокузнецк, Россия kozireva-oa@yandex.ru

Концепция определяется в работе как категория, конструкт и продукт инновационной педагогики. Качество построения концепции в профессиональном становлении педагога определяется различными показателями успешности владения педагогическим моделированием, научно-педагогической теоретизацией и научной и педагогической деятельностью. В структуре иллюстрации выбора концепции педагогом в качестве результата научно-педагогического поиска и научной деятельности

определены педагогические условия повышения результативности моделирования и уточнения концепции педагогической деятельности.

Ключевые слова: концепция, педагогическое моделирование, теоретизация, педагогическая деятельность.

CONCEPT AS A CONSTRUCT AND PRODUCT OF INNOVATIVE

PEDAGOGY

Oksana Vitalievna Yazykova

lecturer

Novokuznetsk school (technical school) of the Olympic reserve, Novokuznetsk

yaov.nuor@yandex.ru Oksana Sergeevna Goryushkina assistant director

Novokuznetsk school (technical school) of the Olympic reserve, Novokuznetsk

gos.nuor@yandex.ru Olga Anatolyevna Kozyreva Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Novokuznetsk school (technical school) of the Olympic reserve

Novokuznetsk, Russia kozireva-oa@yandex.ru

The concept is defined in the work as a category, construct and product of innovative pedagogy. The quality of constructing a concept in the professional development of a teacher is determined by various indicators of successful employment of pedagogical modeling, scientific and pedagogical theorization, and scientific and pedagogical activity. In the structure of the illustration of the choice of the concept by the teacher, the pedagogical conditions for increasing the effectiveness of modeling and clarifying the concept of pedagogical activity are determined as the result of scientific and pedagogical research and scientific activity.

Keywords: concept, pedagogical modeling, theorizing, pedagogical activity.

Концепция может быть рассмотрена как конструкт и продукт инновационной педагогики, для этого выберем следующие основы и свойства, модели и технологии педагогической деятельности, основы и положения теории общей и профессиональной педагогики:

- доступная образовательная среда и педагогическая поддержка обучающегося [Атякшева, Литвинцева, Кель, 2019] позволяют в разработке и унификации выделенных конструктов, форм, технологий педагогической деятельности выделить концепцию образовательной среды, основы которой позволяют оперировать и уточнять, выделять и реализовывать адаптивно-продуктивные механизмы и функции самоорганизации качества развития личности в социально ориентированной среде в модели непрерывного образования; в выделенной практике педагогическая поддержка и фасилитация определяют базовые ценности и ресурсы для самоорганизации успешности развития личности в социально ориентированной среде;

- концепция формирования культуры самостоятельной работы студента техникума [Бойкова, 2018] и концепция формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования [Козырева, 2019], [Коновалов, Козырев, Козырева, 2019], [Морин, Гутак, Козырева, 2019], [Чигишев, Козырев, Козырева, 2019] раскрывают особенности адаптивно-продуктивного решения задач самоопределения и развития, самореализации и самоактуализации личности в системе непрерывного образования и в структуре выстраиваемых профессионально-трудовых отношений;

- качество и теория инновационной деятельности могут быть определены в концепцию развития образовательного учреждения [Леонов, 2011], [Леонов, Главатских, 2015], определяющую устойчивость развития не только личности, но и социально ориентированной среды или пространства;

- теоретизация разработки и реализации успешности развития

личности в спортивно-образовательной среде училища олимпийского резерва [Марченко, Борисенко, Крупина, 2019], [Чигишев, Козырев, Козырева, 2019] определяют перспективность построения концепции развития личности в спортивно-образовательной среде училища олимпийского резерва как одной из выстраиваемой и уточняемой, корректируемой и реализуемой личностно и социально ориентированной среды;

- оптимизация подготовки будущих педагогов по физической культуре [Платоненко, Лысак, Шварцкопф, 2018], [Платоненко, Шварцкопф, Угольникова, 2018] определяет качество деятельности, конструктивность и конкурентоспособность которой может быть визуализирована в концепции развития профессионализма педагогов по физической культуре;

- теория успешности может быть уточнена и раскрыта через концепцию формирования успешности личности студента училища олимпийского резерва в спорте, науке, образовании [Чигишев, Козырев, Козырева, 2019], данная практика раскрывает возможности для построения любой социально и профессионально ориентированной среды.

Концепция - это определённая система и способ понимания того или иного педагогического процесса в той или иной плоскости философских идей и положений теории развития личности как ценности и продукта всех преобразований в антропосреде, раскрывающей направленность формирования смыслов, целей, ценностей, условий самоорганизации и самосохранения.

Педагогический конструкт - это составляющая целостной педагогической деятельности, гарантирующая в использовании получение определенного результата в заведомо оговоренных ограничениях и возможностях использования, где качество педагогической деятельности напрямую зависит от качества понимания целесообразности выбора данного педагогического конструкта и компетентности в использовании выбранного педагогического конструкта педагогом.

Концепция является педагогическим конструктом с позиции

педагогического моделирования, научной и дидактической теоретизации [Козырева, 2019], педагогической деятельности и научно-педагогического самосовершенствования и самореализации.

Концепция как педагогический конструкт позволяет подойти к качественной постановке и решению задач педагогической деятельности, где уточнение условий и возможностей развития личности напрямую зависит от выбранных философских положений и идей развития, саморазвития, самоактуализации, самореализации и прочих педагогически важных компонентов развития личности и общества в целом.

Инновационная педагогика определяет системное уточнение продуктивных решений задач педагогической деятельности, в которых педагогическая инновация предопределяет выбор новых средств, методов, форм, технологий педагогической деятельности, связанных с научно-техническим прогрессом и нравственным преобразованием условий развития и жизнедеятельности личности в обществе.

К продуктам инновационной педагогики относят все новообразования и решения, в основе которых лежит инновационная идея, выделяющая и оптимизирующая решение задач развития в системе детерминируемых приоритетов и способов оптимизации качества педагогической деятельности и развития обучающегося в системе непрерывного образования.

В структуре иллюстрации возможностей построения концепции определим педагогические условия повышения результативности моделирования и уточнения концепции педагогической деятельности.

Педагогические условия повышения результативности моделирования и уточнения концепции педагогической деятельности - составляющие целостной идеи развития, качество решения раскрывает кейс-модель оптимизации успешности личности в избранном социально и профессионально ориентированном направлении самовыражения и самореализации, самоактуализации и общения.

Педагогические условия повышения результативности моделирования

и уточнения концепции педагогической деятельности:

- социальная ориентация развития личности в системе непрерывного образования и учет направленности профессионально-педагогического образования в решении задач развития личности в системе непрерывного образования;

- учет условий и специфики выбора модели развития личности, качество которого определяется и уточняется условиями нормального распределения способностей и здоровья (распределение Гаусса);

- использование педагогического моделирования и основ научной теоретизации в подготовке педагогов в системе непрерывного образования, гарантирующих в единстве повышение культуры деятельности педагога;

- формирование надлежащего качества и уровня культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования (имеется в виду педагога и обучающегося);

- повышение уровня и качества образования личности в среде педагогов-профессионалов;

- использование фасилитации и педагогической поддержки в структуре адаптивно-продуктивного обучения обучающегося в системе непрерывного образования;

- системность, объективность, продуктивность, конкурентоспособность и персонификация в иерархии составляющих уточнения модели развития личности в структуре непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;

- использование традиционных и инновационных основ развития и самоактуализации личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений педагогов;

- реализации идей синергетической и диалектической коррекции направленности развития личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;

- включенность личности в систему приоритетов и возможностей

непрерывного образования как гаранта стабильности развития и конкурентоспособности становления личности в избранном направлении поиска.

В таком понимании концепция может быть определена как категория инновационной педагогики, раскрывающая общие, частно-предметные и частно-специальные основы развития педагогической деятельности в выбранном направлении научной теоретизации и социально ориентированного уточнения.

Концепция в педагогике - сложное явление, успешность использования которого в профессиональном становлении педагога зависит от уровня образования личности обучающегося, включенного в процесс моделирования и апробации концепции, специфики продуктивного поиска личности исследователя, потенциальных направлениях продуктивного решения задач самоопределения и развития личности и личностно, профессионально, социально ориентированной среды и пр.

Библиографический список

1. Атякшева И. И. Доступная образовательная среда и педагогическая поддержка обучающегося: теории и решения / И. И. Атякшева, Т. В. Литвинцева, Т. А. Кель // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 2. С. 104-110. DOI:10.21603/2542-1840-2019-3-2-104-110.

2. Бойкова И. В. Технология формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума в условиях современного образования / И. В. Бойкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 8 (август). - URL: http://e-koncept.ru/2018/181051.htm (Дата обращения: 10.01.2020).

3. Козырева О. А. Адаптивно-акмепедагогический подход как конструкт и условие оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности / О. А. Козырева // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 375-379. DOI: 10.25683/V0LBI.2019.48.373.

4. Коновалов С. В. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования / С. В. Коновалов, Н. А. Козырев, О. А. Козырева // Вестник Удмуртского

университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 72-86.

5. Леонов Н. И. Принципы и подходы в управлении научной и инновационной деятельностью (опыт исследовательского университета) / Н. И. Леонов // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 19-28.

6. Леонов Н. И. Роль смысловых образований в исследовании социально-психологической зрелости личности / Н. И. Леонов, М. М. Главатских // European Social Science Journal. 2015. № 8. С. 303-307.

7. Марченко Д. В. Теоретизация разработки и реализации спортивно-образовательной среды училища олимпийского резерва / Д. В. Марченко, А. С. Борисенко, Т. А. Крупина // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: матер. VIII Междун. науч.-практ. конфер. (Междуреченск, 03-04 апреля 2019). [Электронный ресурс]. Междуреченск, 2019. С. 331-1 - 331-6.

8. Морин С. В. Итоговая аттестация при реализации программ профессиональной переподготовки: требования, модели, результаты (педагогическое образование): учебное пособие / С. В. Морин, О. Я. Гутак, О. А. Козырева. Москва: РУСАЙНС, 2019. 196 с. ISBN 978-5-4365-3998-0.

9. Платоненко А. И. Педагогические условия оптимизации подготовки будущих педагогов по физической культуре / А. И. Платоненко, А. В. Лысак, Е. Ю. Шварцкопф // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 1. С.27-32. D0I:10.21603/2542-1840-2018-1-27-32.

10. Платоненко А. И. Педагогические условия повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры / А. И. Платоненко, Е. Ю. Шварцкопф, О. А. Угольникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 8 (август). - URL: http://e-koncept.ru/2018/181053.htm (Дата обращения: 10.01.2020).

11. Чигишев Е. А. Модели и методология теоретизации и формирования успешности личности студента училища олимпийского резерва в спорте, науке, образовании / Е. А. Чигишев, Н. А. Козырев, О. А. Козырева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С.2 26-234. DOI: 10.35634/2412-9550-2019-29-2-226-234.

References

1. Atyaksheva I.I., Litvintseva T.V., Kel T.A. Accessible educational environment and educational support for students: theories and solutions // Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2019.Vol. 3. No. 2. P. 104-110. (in Russian)

2. Boykova I.V. Technology for the formation of a culture of independent work of college students in modern education // Scientific and methodical electronic journal "Concept". -2018. - No. 8 (August). - URL: http://e-koncept.ru/2018/181051.htm. (in Russian)

3. Kozyreva O.A. Adaptive-acmepedagogical approach as a construct and a condition for optimizing the quality of the formation of a culture of independent work of an individual // Business. Education. Right. 2019. No 3 (48). P.375-379. (in Russian)

4. Konovalov S.V., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Theoretical and methodological possibilities of using pedagogical modeling in the system of pedagogical and engineering education // Bulletin of Udmurt University. Philosophy Series. Psychology. Pedagogy. 2019. Vol. 29. No. 1. P. 72-86. (in Russian)

5. Leonov N.I. Principles and approaches in the management of scientific and innovative activities (the experience of a research university) // Higher education in Russia. 2011. No. 11. P. 19-28. (in Russian)

6. Leonov N.I., Glavatsky M.M. The role of semantic entities in the study of socio-psychological maturity of the individual // European Social Science Journal. 2015. No. 8. P. 303-307. (in Russian)

7. Marchenko D.V., Borisenko A.S., Krupina T.A. Theorizing the development and implementation of the sports and educational environment of the school of the Olympic reserve // Modern trends and innovations in science and production: Mater. VIII Int. scientific-practical confer. (Mezhdurechensk, April 03-04, 2019). [Electronic resource]. - Mezhdurechensk, 2019. P.331-1 - 331-6. (in Russian)

8. Morin S.V., Gutak O.Ya. , Kozyreva O.A. Final certification in the implementation of vocational retraining programs: requirements, models, results (teacher education): a training manual. - Moscow: RUSINS, 2019.196 p. ISBN 978-5-4365-3998-0. (in Russian)

9. Platonenko A.I., Lysak A.V., Schwartzkopf E.Yu. Pedagogical conditions for optimizing the training of future teachers in physical education // Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2018. No. 1. P. 27-32. DOI: 10.21603 / 2542-1840-2018-1-27-32. (in Russian)

10. Platonenko A.I., Schwartzkopf E.Yu., Ugolnikova O.A. Pedagogical conditions for improving the quality of learning the basics of sports tourism by future teachers of physical

education // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2018. - No. 8 (August). - URL: http://e-koncept.ru/2018/181053.htm. (in Russian)

11. Chigishev E.A., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Models and methodology of theorization and formation of personality success of a student at an Olympic reserve school in sports, science, education // Bulletin of the Udmurt University. Philosophy Series. Psychology. Pedagogy. 2019. Vol. 29. No. 1. P.226-234. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.