УДК 37.02
А.Р. ФАСТЫКОВСКИЙ, Н.А. КОЗЫРЕВ, О.А. КОЗЫРЕВА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Выделены определения и типы проектной деятельности обучающихся. Раскрыты основы теоретизации постановки и решения проблем использования проектной деятельности в работе с обучающимися в системах СОО, СПО, ВО, ДПО. Определены перспективы и представлены педагогические условия обеспечения качества реализации идей проектной деятельности обучающихся в системе СОО, СПО, ВО, ДПО.
Ключевые слова: теоретизация, технологизация, проектная деятельность, педагогические условия, управление, развитие, педагогическое моделирование.
The article highlights the definitions and types ofproject activities of students. The fundamentals of theorizing the formulation and solution of the problems of using project activities in working with students in the system of general education, secondary vocational education, higher education, and additional vocational education are revealed. Prospects are determined and pedagogical conditions are presented to ensure the quality of implementation of ideas ofproject activities of students in the system of secondary education, secondary vocational education, higher education, and additional vocational education.
Keywords: theorization, technologization, project activity, pedagogical conditions, management, development, pedagogical modeling.
Возможности использования продуктивного и проектного обучения в системе непрерывного образования определяются составляющими интегрированных условий и ценностно-смысловых конструктов самоорганизации успешности развития личности и обеспечения функциональности развития общества через систему непрерывного образования.
Общие, частно-предметные и специфические основы проектного обучения и проектной деятельности выделяются и могут быть уточнены в контексте принятия за основу научного обобщения, мониторинга и культуросообраз-ной трансляции решений модели нормального распределения способностей
© Фастыковский А.Р., Козырев Н.А., Козырева О.А., 2021
(адаптивно-продуктивный, репро-дуктивно-продуктивный, креативно-продуктивный подходы) [1], практи-ко-ориентированного использования основ научного познания и научного поиска (технологичность научного поиска и решения задач современного образования [2, 8], целостность и интеграция образования и науки [3, 5], надежность и гибкость использования метода и технологий педагогического и профессионального моделирования [4, 10], единство дидактической и научной теоретизации в продуктивном и перспективном решении задач проектного обучения [1, 9] и пр.), инновационных практик теоретизации и уточнения качества профессиональной и педагогической деятельности в условиях непрерывного образования [6, 7].
Основы процесса теоретизации возможностей постановки и решения проблем использования проектной деятельности в работе с обучающимися в системе СОО, СПО, ВО, ДПО определяются через идеи и подходы современной педагогики и методологии.
Проектная деятельность обучающегося в системе непрерывного образования определяется приоритетным направлением научно-образовательного поиска и научно-педагогической деятельности, системно отображает изменения в обществе и сознании обучающегося. Направленность и перспективность в системе непрерывного образования уточняются степенью и результативностью продуцирования благ и нового научного знания в различных плоскостях научного и социального поиска.
В системе непрерывного образования проектная деятельность позволяет повысить продуктивность постановки и решения задач создания новых средств и идей научного поиска и научного познания, гарантировать объективность трансляции смыслов гуманизма и персонификации, коллективного управления качеством развития личности и общества, оздоровления социального выбора и унификации продуктивных способов становления личности в возрастосообразной деятельности.
Идеи проектной деятельности раскрывают уникальность и своевременность, системность и целесообразность развития образования как продукта и технологии самоорганизации качества успешности и функциональности развития общества.
Важно выделить типологию проектов, реализуемых в системе непрерывного образования, направленность
использования которых обусловлена системой ограничений и приоритетов развития общества и личности.
Типология проектов - это многоуровневая классификация создаваемых проектов в системе современного образования и профессионально-трудовых отношений.
Типы проектов могут быть определены в зависимости от следующих основ классификации:
1. По типу использования ресурсов современной науки:
• адаптивные проекты;
• частично-самостоятельные проекты;
• проекты теоретизации и моделирования;
• подлинно научные проекты.
2. По типу создаваемых форм проекта:
• классический проект;
• инновационный проект.
3. По типу развития личности:
• адаптивно-продуктивного типа развития;
• репродуктивно-продуктивного типа развития;
• креативно-продуктивного типа развития.
4. По отношению к коллективу:
• индивидуальный проект;
• микрогрупповой проект;
• коллективный проект.
5. По типу реализуемой деятельности:
• адаптивно-игровой проект;
• мотивационно-смысловой проект;
• конструктивно-деловой проект;
• проект технологизации;
• проект теоретизации;
• проект управления;
• проект модернизации и пр.
6. По типу выделяемой и решаемой педагогической проблемы:
• научно-технический проект;
• образовательный проект;
• проект адаптации личности и ресурсного обогащения гуманистически целесообразных сред (адаптивная среда, доступная образовательная среда и пр.);
• проект активизации внимания на социально обусловленных проблемах;
• проект воспитательной работы;
• проект интеграции образования, спорта, науки искусства, культуры и пр.;
• проект профориентации и популяризации продуктивного становления личности в возрастосообраз-ной деятельности;
• проект самоуправления;
• проект социализации определенной категории обучающихся;
• проект формирования здоровьес-берегающего потенциала общества;
• социальный проект и пр.
7. По типу управления качеством достижений личности:
• проект унификации и рационализации идей педагогической и профессиональной поддержки;
• проект научного донорства и/или хобби-терапии;
• проект уровневого возрастосоо-бразного развития личности;
• проект креативного становления личности в продуктивных формах самовыражения и сотрудничества;
• проект ситуативного и синхронно-перспективного обогащения внутреннего мира личности;
• проект научного, физкультурно-спортивного, научно-технического и прочих видов творчества личности и пр.
8. По типу интеграции и функционирования идей управления:
• проект линейного управления качеством достижений личности и коллектива;
• проект нелинейного (уровневого) управления качеством достижений личности и коллектива и пр.
Наиболее популярные и активно используемые в системе непрерывного образования типы проектной деятельности обучающихся:
• социальные проекты и проекты популяризации социального знания;
• научно-технические проекты;
• естественно-научные проекты;
• фундаментально-прикладные проекты.
Педагогические условия обеспечения качества реализации идей проектной деятельности обучающихся в системе СОО, СПО, ВО, ДПО - совокупность системно-смысловых и гносеолого-деятельностных моделей, позволяющих целостно, своевременно и универсально управлять качеством реализации идей проектной деятельности обучающихся в системе СОО, СПО, ВО, ДПО.
Педагогические условия обеспечения качества реализации идей проектной деятельности обучающихся в системе СОО, СПО, ВО, ДПО:
• разработка и целостное использование научно обоснованной методологии в популяризации и реализации идей проектной деятельности;
• обеспечение кадрового потенциала научно-педагогических работников и учителей для повышения эффективности проектного обучения в системе непрерывного образования;
• универсальность, объективность, перспективность и социальная направленность технологий интегра-
■
ции развития личности и управления качеством непрерывного образования через проектную деятельность;
создание и корректное использование новых форм, методов, средств и технологий проектного обучения для решения определенных проблем развития личности и общества; гарантированная помощь личности в получении образования, создании рабочих мест и трудоустройства в жизненно важных сферах развития общества через осознание направленности и перспективности собственного развития и развития общества; разработка программно-дидактического и методико-методоло-гического сопровождения основ проектной деятельности в системе СОО, СПО, ВО и ДПО; учет потребностей общества и личности в продуктах развития и управления определенной сферой жизнедеятельности, синергетиче-ской корректности и синхронности реализуемых перспектив управления качеством функционирования общества в целом при популяризации и материальном стимулировании результатов проектной деятельности;
преемственность, синхронность и конкурентоспособность теоретизи-руемых и реализуемых идей и технологий проектной деятельности; использование идей профессиональной и педагогической поддержки, фасилитации и научного донорства для обеспечения качества включения личности в процесс продуктивного становления через возрастосообразные уточняемые возможности непрерывного образования;
использование инновационных форм, методов и технологий психокоррекции и психорелаксации, креативно-делового и психоэмоционального самовосстановления личности (например, хобби-терапия); целостность понимания значимости и функциональности идей и технологий проектной деятельности в современной системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношениях; разработка и использование технологий мониторинга качества проектной деятельности и рефлексии в оценке развития, успешности и продуктивности личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношениях; непрерывность и синхронность, ясность и воспроизводимость идей и моделей проектной деятельности в современной системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений; использование идей педагогического и профессионального моделирования в повышении качества достижений личности через проектную деятельность; готовность общества к использованию универсальных и интегральных идей рейтинга в реализации идеологии непрерывного развития личности в системе образования и профессионально-трудовых отношений;
популяризация идей создания нового социального знания и научно-технического знания через возможности проектного обучения и проектной деятельности в системе непрерывного образования; формирование возрастоуправляе-мой потребности личности и обще-
ства в научно-технической деятельности и патентно-технической культуре в системе непрерывного инженерно-технического, физкуль-турно-спортивного, физико-математического, химико-биологического и прочих направлений реализуемого образования; формирование культуры самостоятельной работы личности и культуры возрастосообразной деятельности в системе образования; гуманизация, корректность и согласованность популяризируемой идеологии непрерывного образования через возможности доминиру-
ющей культуры и самоорганизации успешности и продуктивности становления личности (например, «научиться познавать», «научиться делать», «научиться жить», «научиться жить вместе» - Ж. Делор) и пр.
Перспективы обеспечения качества реализации идей проектной деятельности обучающихся в системе СОО, СПО, ВО, ДПО могут быть выделены в разработке гибко варьируемых в использовании форм, методов, технологий и программного обеспечения проектной деятельности для определенной категории обучающихся в системе непрерывного образования.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования//Вестник Северо-Кавказ. федер. ун-та. 2020. № 3. С. 130-142.
2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Управление знаниями: модная теория или технология будущего? //Высшее образование сегодня. 2015. № 8. С. 33-37.
3. Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретико-эмпирическое обоснование связи формирования культуры самостоятельной работы личности и патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования//Вестник Северо-Кавказ. федер. ун-та. 2020. № 1 (76). С. 194-208.
4. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования // Вестник Удмурт. ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, № 1. С. 72-86.
5. Кубрушко П.Ф., Еприкян Д.О. Инженерная педагогика в системе профессионального образования: методологический аспект//Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 6. С. 83-87.
6. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Педагогическая инноватика: учеб. пособие. М.: РГАУ -МСХА им. К.А. Тимирязева, 2019. 123 с.
7. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Развитие инновационной компетентности педагога профессионального обучения в условиях информатизации образования // Вестник РМАТ. 2019. № 2. С. 58-64.
8. Шишов С.Е., Кальней В.А., Ряхимова Е.Г. Особенности развития современного образовательного пространства в условиях высокотехнологичного социума // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2020. Т. 9, № 1. С. 3-11.
9. Юрьев А.Б., Козырев Н.А., Козырева О.А. Основы сопоставительного анализа в контексте использования дидактической и научной теоретизации//Вестник Северо-Кавказ. федер. унта. 2021. № 1. С. 200-211.
10. Kozyreva О.А, Kozyrev ЫА, Gutak O.Ya. Theoretical and methodological bases and models of training simulators for welders development and usage // Mechanics, Materials Science & Engineering (MMSE Journal). 2018. Vol. 18. DOI: 10.2412/mmse.81.64.198.