УДК 37.02
А.А. КОШЕЛЕВ, А.А. БЫКОВА, О.А. КОЗЫРЕВА
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рассмотрены возможности, проблемы и перспективы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации. Выделены педагогические условия управления качеством формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации на основе учета общих и частно-специальных требований, регламентирующих качество развития и уровень успешности и продуктивности личности в образовательной организации.
Ключевые слова: культура самостоятельной работы обучающегося, теоретизация, педагогические условия, управление, развитие, формирование.
The article discusses the possibility, problems and prospects for the formation of a student's independent work culture in an educational organization. The pedagogical conditions for managing the quality of the formation of a student's independent work culture in an educational organization are highlighted on the basis of taking into account general and private-special requirements that regulate the quality of development and the level of success and productivity of an individual in an educational organization.
Key words: a student's independent work culture, theorization, pedagogical conditions, management, development, formation.
Система современного непрерывного образования определяет качество владения и создания нового научного знания одним из актуальных ресурсов обеспечения необходимого уровня развития личности и функционирования антропосреды (ноосферы). В таком научно обоснованном поиске важно учитывать целостность реализации идей научного познания и опыта управления знаниями [1, 3, 5] в системе социально, образовательно и профессионально ориентированных отношений. В выделенной системе приоритетов определим основными
© Кошелев А.А., Быкова А.А., Козырева О.А., 2020
конструктами самоорганизации качества деятельности технологию и методы научной теоретизации и педагогического моделирования [2]. В выборе стратегии и техники постановки и решения задач развития и продуктивного становления важно определять технологии и методы профессиональной деятельности педагога, стимулирующие обучающегося к развитию. Одним из таких направлений может быть направление возрастосообраз-ного формирования культуры самостоятельной работы обучающегося с учетом условий и направленности развития, нормального распределения способностей и на его основе выбора
одного из трех направлений развития и методологического знания (адаптивно-продуктивный, репродуктив-но-продуктивный и креативно-продуктивный методологический подходы [4]), характеризующего процесс и уровень продуктивности в соответствии с выделяемыми приоритетами и возможностями развития личности, т.е. теоретизации и управления качеством формирования и сформирован-ности продуктивности, креативности, успешности личности.
В структуре активного поиска, учета возможностей и направленности научной теоретизации и педагогического моделирования выделим проблемы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации в контексте следующих составляющих:
• учет специфики, направленности и типа развития личности обучающегося в модели непрерывного образования как гаранта стабильного и перспективного решения задач развития и продуктивного становления;
• учет непрерывности развития личности в различных направлениях и плоскостях социального, образовательного и профессионального становления личности;
• учет гибкости и корректной управляемости качеством развития личности в возрастосообразной деятельности, осуществляемой на основе учета общих и частно-специальных требований, обеспечивающих в реализации качество развития и достаточный уровень успешности и продуктивности личности в образовательной организации [4];
• разработка и использование ситуативно и системно обновляемого
программного сопровождения процесса возрастосообразного развития личности [4, 6] на основе учета одного из трех направлений развития (адаптивно-продуктивный, репродуктивно-продуктивный и креативно-продуктивный тип развития);
• создаваемые популяризируемые условия стимулирования активности личности обучающегося в образовательной организации к созданию нового средства и нового знания, участию в мероприятиях, смотрах, конкурсах, качества решения задач возрастосообразной деятельности личности;
• дуализм, бинарность и синергети-ческая неустойчивость профессионально-педагогических решений в контексте использования единства антропологически ориентированных сред и создаваемых педагогических условий управления качеством развития личности;
• надлежащего качества формируемый уровень профессионализма педагога, корректность постановки и реализации возможностей которого определятся в системе пространственно-временных условий и ограничений, требований и потребностей личности и общества в целом;
• теоретизация и технологизация наиболее востребованных у личности и общества направлений продуктивного развития и становления личности в деятельности и общении и пр.
Культура самостоятельной работы обучающегося образовательной организации - продукт эволюции идей, ценностей и высших общечеловеческих смыслов развития и функцио-
нирования ноосферы, определяемый через корректно-деятельностную, общекультурную и общеучебную возможность интегрированного развития личности, детерминирующий и уточняющий условия и надежность функционирования среды как технологии управления качеством и перспективностью достижений обучающегося образовательной организации.
Формирование культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации - процесс унифицированного и персонифицированного решения задач достижения обучающимся наиболее целесообразного уровня продуктивности в реализации идей развития, самостоятельности, гуманизма, целостно детализирующих и уточняющих основы, специфику, модель и технологии определяемого процесса.
Управление качеством формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации - процесс строгой регламентации и коррекции качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации в соответствии с задачами научного поиска и возможности развития личности и общества.
Педагогические условия управления качеством формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации - совокупность положений, системно раскрывающая возможности, тактику и стратегию управления качеством формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации.
Педагогические условия управления качеством формирования культуры са-
мостоятельной работы обучающегося
образовательной организации:
• наукосообразность обоснования и теоретизации возможностей управления качеством формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации;
• системность уточнения задач формирования, развития и становления личности в возрастообразной деятельности в образовательной организации;
• целенаправленность стимулирования активности личности обучающегося в контексте учета нормального распределения способностей и здоровья личности в интернированной модели самореализации и сотрудничества;
• персонификация и унификация задач управления качеством формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации;
• управление уровнем образовательных, социальных, профессиональных и интеллектуальных потребностей обучающегося образовательной организации;
• самоорганизация и системная модификация возможностей использования конструктов и технологий синергетического уточнения качества управления и формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации;
• функциональность и поливариативность использования общепедагогического и общеучебного знания в развитии личности;
• разнообразие форм, методов, средств, качества, направленности
формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации;
• здоровьеформирующее мышление в реализации идей целостности, всесторонности, гибкости, точности, ясности, уровневости, доступности научного знания;
• объективность и достоверность, надежность и валидность в управлении и коррекции решений задач управления качеством формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации;
• контроль и мониторинг качества развития личности и сформиро-ванности культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации, результативность составляющих которого определяется на основе количества, качества, востребованности и перспективности создаваемых продуктов возрастосообразной деятельности и возрастосообразного развития личности;
• перспективность и доступность реализации идей гуманизма и реализуемость решений, предлагаемых на основе учета общих и частно-специальных требований обеспечения качества развития и корректного выбора уровня успешности и продуктивности личности в образовательной организации.
Перспективы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации:
• научное обоснование значимости идей и перспектив формирования культуры самостоятельной работы
обучающегося образовательной организации;
• системность идей научного познания в теоретизации процесса формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации;
• теоретизация основ и продуктов формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации на основе учета условий развития и возможностей формирования достаточного уровня социализации, самостоятельности и продуктивности личности;
• создание условий для продуктивного использования выделенных форм и создаваемых технологий формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации (научно-практические конференции для обучающихся, смотры, конкурсы, олимпиады, турниры и пр.);
• уточнение качества возрастосоо-бразного развития личности обучающегося образовательной организации в контексте раскрываемых возможностей и уровня развития, определяющего потребность и педагогически мотивированную, синхронную корректность в использовании технологий педагогической фасилитации, педагогической поддержки и научного донорства;
• мониторинг качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации и стимулирование личности к продуктивному становлению в возрастообразной деятельности.
литература
1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Управление знаниями: модная теория или технология будущего? //Высшее образование сегодня. 2015. № 8. С. 33-37.
2. Козырева О.А., Козырев Н.А., Коновалов С.В. Педагогическое моделирование и педагогические конструкты в формировании культуры самостоятельной работы личности// Современные наукоемкие технологии. 2018. № 9. С. 177-181.
3. Кубрушко П.Ф., Зорин И.В. Высокие технологии и непрерывное образование // Вестник РМАТ. 2017. № 4. С. 25-28.
4. Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель// Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
5. Шишов С.Е., Кальней В.А., Ряхимова Е.Г. Особенности развития современного образовательного пространства в условиях высокотехнологичного социума // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2020. Т. 9, № 1. С. 3-11.
6. Specifics and Technologies of Formation Self-Study Culture of College Students/ I.V. Boikova et al. // Mechanics, Materials Science & Engineering. 2018. Vol. 17.