МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
УДК 378.1; 371.3 ББК 74
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инна Николаевна Омельчук заместитель директора Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва
Новокузнецк, Россия [email protected] Николай Анатольевич Козырев доктор технических наук, профессор Сибирский государственный индустриальный университет
Новокузнецк, Россия [email protected] Ольга Анатольевна Козырева кандидат педагогических наук, доцент Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва
Новокузнецк, Россия [email protected]
В статье представлены детерминации и модели понятия «системно-педагогическое моделирование», определены педагогические условия качественного решения задач педагогической деятельности с использованием метода педагогического моделирования. Специфика построения научно-педагогического поиска и научного исследования в педагогической деятельности определяется возможностью качественного решения задач
развития личности в модели непрерывного образования, данная практика может быть повышена в конструктах формирования культуры самостоятельной работы личности.
Возможности продуктивного становления педагога могут быть визуализированы в качественно решенных задачах научного поиска; специфика и нюансы данной практики обычно отражаются в научных публикациях, как будущих педагогов, так и педагогов со стажем.
Ключевые слова: технология системно-педагогического моделирования, культура самостоятельной работы обучающегося, культура самостоятельной работы педагога, культура самостоятельной работы личности, педагогическое моделирование, педагогическая методология.
PEDAGOGICAL MODELING IN IMPROVING THE QUALITY OF PEDAGOGICAL ACTIVITY
Inna Nikolaevna Omelchuk Deputy Director
Novokuznetsk school (technical school) of the Olympic reserve, Novokuznetsk
Nikolay Anatolievich Kozyrev Doctor of Engineering, professor Siberian state industrial university Novokuznetsk, Russia [email protected] Olga Anatolyevna Kozyreva candidate of pedagogical sciences, associate professor Novokuznetsk school (technical school) of the Olympic reserve
Novokuznetsk, Russia [email protected]
The article presents the definitions and models of the concept of "pedagogical modeling", defines the pedagogical conditions for the qualitative solution of the problems of pedagogical activity using the method of pedagogical modeling. The specifics of building a scientific and pedagogical search and scientific research in pedagogical activity is determined by the possibility of a qualitative solution to the problems of personality development in the model of lifelong education, this practice can be enhanced in the constructs of the formation of a culture of independent work of an individual.
The possibilities of a teacher's productive formation can be visualized in qualitatively solved problems of scientific research, the specifics and nuances of this practice are usually reflected in scientific publications of both future teachers and experienced teachers.
Keywords: technology of system-pedagogical modeling, culture of student's independent work, culture of independent work of the teacher, culture of independent work of the individual, pedagogical modeling, pedagogical methodology.
Педагогическое моделирование, как метод научного исследования в педагогике [Коновалов, Козырева, 2015], определяет возможность личности качественно выявлять и решать противоречия, определяемые в структуре ведущей деятельности и хобби.
Возможность продуктивного поиска личности в структуре изучения основ профессионального и педагогического знания может быть оптимально представлена в системе адаптивно-продуктивных конструктов современной педагогики как науки [Козырева, 2019].
Для актуализации и оптимизации качества изучения основ педагогического моделирования выделим модели данного понятия в конструктах современной педагогической методологии [Леонов, 2011; Тряпицына, Писарева, 2014; Леонов, 2015; Ващенко, Козубцов, 2015;
Бордовская, Кошкина, 2016; Осмоловская, 2016; Вербицкий, Трунова, 2017; Козырева, Козырев, Свинаренко, 2017] и наиболее часто используемых моделях и конструктах в педагогической деятельности [Сукиасян, Козырева, 2015] и культуры самостоятельной работы [Козырева, 2018].
Педагогическое моделирование как продукт эволюции научного знания определяет в системе педагогической науки возможность уточнения таких явлений и процессов, как педагогическая рефлексия, педагогическое проектирование, культура самостоятельной работы, педагогические технологии и пр.
Теория и практика использования педагогического моделирования интегрированно сопряжены с возможностями теоретизации в научно-педагогической деятельности [Козырева, 2019]. Выделенная система позволяет подойти к проблеме учета способностей и возможностей развития в адаптивно-продуктивном решении задач развития личности и учета условий и возможностей создания и оптимизации определённой педагогически обусловленной среды [Атякшева, Литвинцева, Кель, 2019; Демидова, Олешкевич, Исаева, 2019; Марченко, Борисенко, Крупина, 2019; Чигишев, Козырев, Козырева, 2019], гарантирующей личности качественное решение задач развития, самореализации, социализации, сотрудничества, самовыражения и пр.
Уточним понятие «педагогическое моделирование» в различных традиционных и инновационно детерминируемых смыслах или подходах.
В широком смысле педагогическое моделирование представляет собой результат эволюции культуры, образования и педагогической науки, реализующий целостное воссоздание задуманного образа в продуктах и объектах идеального и материального мира, гарантирующих качественное решение профессионально-педагогических, социально-педагогических и социальных задач в широком смысле и типологии выполняемых задач, от качества которых зависит качество педагогической деятельности и социальных отношений.
Педагогическое моделирование в широком смысле обеспечивает в выполнении детерминированных функций реализацию идеи развития на макроуровне, отражая в модели деятельности детерминации и их детализацию в выбранных конструктах решений и способах преобразования объективного.
В более узком смысле педагогическое моделирование рассматривается как процесс и результат создания и оптимизации педагогической модели, от качества использования которой можно объективно повысить результат педагогической деятельности, гарантирующей качественное включение обучающегося в систему непрерывного образования как гаранта и ресурса стабильного, персонифицированного развития.
Педагогическое моделирование в узком смысле является продуктом деятельности педагога, определяющим на всех составных этапах развития обучающегося оптимальные модели, гарантирующие повышение качества педагогической деятельности и педагогического общения, где нормальное распределение способностей и здоровья обучающихся, включенных в систему образования, предопределяет возможность выбора педагогических средств, педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия, детально визуализирующих возможность повышения качества всех составных научного знания в модели развития личности и общества.
С точки зрения локального смысла, педагогическое моделирование -это процедура выявления и решения задач развития с использованием детерминируемых и визуализируемых педагогических моделей, гарантирующих ситуативное выделение и решение поставленных задач в контексте учета персонифицированных и социальных ограничений, в единстве позволяющих выделить оптимальные решения и способы оптимизации и модификации традиционно выделяемых решений поставленной задачи.
С точки зрения унифицированного смысла, педагогическое
моделирование рассматривается как продукт деятельности педагога в системном использовании интеллектуальной активности и креативных способностей в выделении и решении задач оптимизации и продуцирования, детально и четко выделяющих границы применимости нового научного знания и особенности уточнения и оптимизации получаемых результатов.
Педагогическое моделирование является конструктом и условием качественного включения личности педагога в систему непрерывного образования. В таком понимании важно осознать, что интеллектуальные продукты педагога как ценности и субъекта современной ноосферы гарантируют обществу на разных детерминируемых уровнях различные достижения и продукты деятельности, при этом специфика выбора условий воспроизводства социального опыта личности обучающегося непосредственно связана с возможностью учета педагогических условий качественного решения задач педагогической деятельности.
Педагогические условия - совокупность нормирующих педагогическую деятельность положений, гарантирующих в применении и учете качественные формы и продукты деятельности и педагога, и обучающегося, включенных в совместную деятельность.
Определим педагогические условия качественного решения задач педагогической деятельности.
Педагогические условия качественного решения задач педагогической деятельности с использованием метода педагогического моделирования:
- Принятие идеи развития базовой идеей инновационной педагогики, гарантирующей качественное решение задач современного образования и социально-профессионального выбора.
- Формирование культуры самостоятельной работы личности как гаранта стабильного развития и достаточного уровня самореализации личности в модели современного образования, культуры, профессиональной деятельности.
- Учет системы ограничений и возможностей в модели современного
образования, культуры, деятельности и общения.
- Определение здоровьесберегающих технологий базовым ресурсом развития личности и системы образования в целом.
- Учет нормального распределения способностей и здоровья в модели оптимизации условий и ресурсов продуктивного решения задач развития.
- Стимулирование интересов личности, оптимизация целеполагания и включенности личности в социальные, профессиональные и образовательные отношения.
- Формирование потребностей личности в акмеверификации качества продуктов педагогической и профессионально-педагогической деятельности, специфика которых раскрывает точность и уникальность выбора и реализации идей продуктивности, гуманизма, конкурентоспособности, креативности, социальной направленности научного поиска и научного знания.
В системном поиске оптимальных возможностей продуктивного становления личности педагога можно выделить в конструктах педагогического моделирования уровни сформированности педагогического мастерства, определяемые в модели продуктивного использования основ педагогического моделирования.
В такой практике у будущего педагога наиболее целесообразно выделить 4 уровня сформированности качественного использования педагогического моделирования в решении профессионально-педагогических задач:
- Ученический уровень (уровень элементарных действий будущего педагога, включенного в качественное использование основ интеллектуального развития, фасилитирующего качественное решение профессионально-педагогических задач и выполнения профессионально-трудовых функций и отношений).
- Достаточный уровень (уровень качественного владения ресурсами
и формами педагогического моделирования в структуре выявления и решения противоречий и задач педагогической деятельности).
- Продвинутый уровень (уровень наставничества и научно-педагогического поиска, определяющий качественные теории и авторские педагогические средства в модели непрерывного образования как базовые конструкты развития и самосохранения личности и общества в целом).
- Профессиональный уровень (уровень педагогических инноваций, гарантирующих принятие продуктов деятельности педагогов широкими массами научно-педагогических работников).
Система принципов педагогического взаимодействия педагогов в модели возрастосообразного, непрерывного развития личности обучающегося:
I. Принцип научного поиска в определении и решении противоречий целостного педагогического процесса:
- принцип доступности, логичности, объективности, целостности развития личности в модели деятельности и общения;
- принцип системности, унификации и персонификации выбора условий и форм, моделей и специфики развития, определяющих ценность личности и ее здоровье базовыми механизмами регуляции качества и нюансов педагогической деятельности;
- принцип единства теории и практики в детерминации и визуализации достижений традиционной и инновационной педагогики;
- принцип модификации, уточнения и детализации персонифицированного развития личности в модели непрерывного образования;
- принцип возрастосообразного развития личности в модели культуры, деятельности и образования;
- принцип достойного жизнеобеспечения личности в модели самосохранения и самоорганизации в антропосреде;
- принцип гибкости и точности воспроизводимого цикла
педагогической деятельности и общения;
- принцип многомерности научного поиска педагога в оптимизации условий развития личности в системе непрерывного образования;
- принцип учета гендерного компонента в моделировании, проектировании и реализации идеи развития личности в модели непрерывного образования;
- принцип персонифицированной социализации и самореализации через определение объективных возможностей акмеверификации задачи «хочу, могу, надо, есть»;
- принцип своевременности в развитии и самореализации личности через продукты ведущей деятельности и хобби;
- принцип включения личности в систему профориентационной и научно-педагогической работы;
- принцип последовательности, точности, креативности в выборе условий и возможностей продуцирования идеальных и материальных продуктов и решений детерминируемых задач;
- принцип поэтапности и многомерной идентификации модели развития в выборе формируемых компетенций и трудовых функций непрерывного образования педагогов;
- принцип здоровьесбережения и гуманизма, толерантности и профессионализма в системном анализе качества достижений и коррекции результатов;
- принцип формирования и развития культуры самостоятельной работы личности, культуры деятельности и общения, культуры сотрудничества и самовыражения в модели непрерывности и персонификации образования;
- принцип социальной значимости развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения личности;
- принцип формирования и развития личности в модели «образование через всю жизнь».
II. Принцип формирования духовно-нравственной среды и культуры педагога как фундамента становления личности и ее профессионального самоутверждения:
- принцип единства духовного, телесного, интеллектуального в развитии личности как продукте эволюции антропосреды;
- принцип ценностно-смысловой направленности выбора условий и возможностей самореализации личности через социально значимые продукты и модели самоорганизации;
- принцип единства общего, профессионального, частно-предметного, специального и локального научного знания в модели развития личности;
- принцип унификации качества оценки условий и возможностей включения личности в систему непрерывного образования;
- принцип формирования мотивов, целей, ценностей личности как ресурсов гуманистического целеполагании и продуктивного самовыражения.
III. Принцип научно-согласованного единства материального и идеального в развитии личности как ценности и продукта всех преобразований в антропосреде (ноосфере):
- принцип эзотерического преобразования основ и практики, особенностей и моделей включения личности с ОВР в непрерывное образование;
- принцип взаимообогащения личности в модели культуры, науки и образования, гарантирующих личности и обществу самоорганизацию условий и качества продуцируемых средств и объектов ноосферы;
- принцип стимулирования потребностей и формируемых качеств личности педагога.
Выделенные педагогические компоненты и конструкты развития личности предопределяют качество решения задач в структуре профессионального образования.
Оптимизация детерминированных моделей является ситуативно
регламентирующим механизмом самосохранения и самоорганизации основ развития личности в модели образования и культуры.
Библиографический список
1. Атякшева И. И. Доступная образовательная среда и педагогическая поддержка обучающегося: теории и решения / И. И. Атякшева, Т. В. Литвинцева, Т. А. Кель // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 2. С. 104-110. DOI:10.21603/2542-1840-2019-3-2-104-110.
2. Бордовская Н. В. Терминологическая компетентность специалиста: проявление и уровни развития / Н. В. Бордовская, Е. А. Кошкина // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 4-11.
3. Ващенко А. Н. Содержание развивающей педагогической технологии научно-просветительской деятельности аспирантов / А. Н. Ващенко, И. Н. Козубцов // Бизнес. Образование. Право. 2015. № 3 (32). С. 260-265.
4. Вербицкий А. А. Проблемы адекватности понятийного аппарата современного образования / А. А. Вербицкий, Е. Г. Трунова // Педагогика. 2017. № 8. С. 3-15.
5. Демидова Т. В. Некоторые особенности выделения критериев и показателей качества функционирования спортивно-образовательной среды училища олимпийского резерва / Т. В. Демидова, Г. Б. Олешкевич, Т. А. Исаева // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: матер. VIII Междун. науч.-практ. конфер. (Междуреченск, 03-04 апреля 2019). [Электронный ресурс]. - Междуреченск, 2019. С.317-1-317-6.
6. Козырева О. А. Теоретизация как технология и продукт системы непрерывного образования / О. А. Козырева // Вестник СОГУ 2019. № 3. С. 101-110. DOI: 10.29025/19947720-2019-3-101-110.
7. Коновалов С. В. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования / С. В. Коновалов, О. А. Козырева // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 12 (165). С. 129-135.
8. Леонов Н. И. Принципы и подходы в управлении научной и инновационной деятельностью (опыт исследовательского университета) / Н.И. Леонов // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 19-28.
9. Леонов Н. И. Роль смысловых образований в исследовании социально-психологической зрелости личности / Н. И. Леонов, М. М. Главатских // European Social Science Journal. 2015. № 8. С. 303-307.
10. Марченко Д. В. Теоретизация разработки и реализации спортивно-образовательной среды училища олимпийского резерва / Д. В. Марченко, А. С. Борисенко, Т. А. Крупина // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: матер. VIII Междун. науч.-практ. конфер. (Междуреченск, 03-04 апреля 2019). [Электронный ресурс]. - Междуреченск, 2019. С. 331-1-331-6.
11. Осмоловская И. М. Методология педагогики в контексте современного научного знания / И. М. Осмоловская // Проблемы современного образования. 2016. № 5. С.149-158.
12. Сукиасян А. А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях / А. А. Сукиасян, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С. 151-155.
13. Тряпицына А. П. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования / А. П. Тряпицына, С. А. Писарева // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 4-12.
14. Чигишев Е. А. Модели и методология теоретизации и формирования успешности личности студента училища олимпийского резерва в спорте, науке, образовании / Е. А. Чигишев, Н. А. Козырев, О. А. Козырева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 226-234. DOI: 10.35634/2412-9550-2019-29-2-226-234.
References
1. Atyaksheva I.I., Litvintseva T.V., Kel T.A. Accessible educational environment and educational support for students: theories and solutions // Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2019. Vol. 3. No. 2. P. 104-110. (in Russian)
2. Boguslavsky M.V., Neborskiy E.V. Strategic trends in the development of higher education in the Russian Federation // Humanitarian Studies of Central Russia. 2017. No. 2 (3). P. 7-20. (in Russian)
3. Vashchenko A.N., Kozubtsov I.N. The content of developing pedagogical technology of scientific and educational activities of graduate students // Business. Education. Law. 2015. No. 3 (32). P. 260-265. (in Russian)
4. Verbitsky A.A., Trunova E.G. Problems of adequacy of the conceptual apparatus of modern education // Pedagogy. 2017. No. 8. P. 3-15. (in Russian)
5. Demidova T.V., Oleshkevich G. B., Isaeva T. A. Some features of the selection of criteria and quality indicators of the functioning of the sports and educational environment of the
school of the Olympic reserve // Modern trends and innovations in science and production: Mater. VIII Int. scientific-practical confer. (Mezhdurechensk, April 03-04, 2019). [Electronic resource]. - Mezhdurechensk, 2019.P. 317-1 - 317-6. (in Russian)
6. Kozyreva O.A. Theorizing as a technology and product of a lifelong education // Vestnik SOGU. 2019. No. 3. P.101-110. (in Russian)
7. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Possibilities of pedagogical modeling in solving scientific research problems // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2015. No 12 (165). P. 129-135. (in Russian)
8. Leonov N.I. Principles and approaches in the management of scientific and innovative activities (the experience of a research university) // Higher education in Russia. 2011. No. 11. P. 19-28. (in Russian)
9. Leonov N.I., Glavatsky M.M. The role of semantic entities in the study of socio-psychological maturity of the individual // European Social Science Journal. 2015. No. 8. P. 303-307. (in Russian)
10. Marchenko D.V., Borisenko A.S., Krupina T.A. Theorizing the development and implementation of the sports and educational environment of the school of the Olympic reserve // Modern trends and innovations in science and production: Mater. VIII Int. scientific-practical confer. (Mezhdurechensk, April 03-04, 2019). [Electronic resource]. - Mezhdurechensk, 2019. P.331-1 - 331-6. (in Russian)
11. Osmolovskaya I.M. The methodology of pedagogy in the context of modern scientific knowledge // Problems of contemporary education. 2016. No. 5. P.149-158. (in Russian)
12. Sukiasyan A.A., Kozyreva O.A. Efficient training of future teachers for scientific and practical conferences // Vocational education in Russia and abroad. 2015. No. 4 (20). P.151-155. (in Russian)
13. Tryapitsyna A.P., Pisareva S.A. Modern methodological approaches to the study of teacher training // Man and Education. 2014. No. 3 (40). P. 4-12. (in Russian)
14. Chigishev E.A., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Models and methodology of theorization and formation of personality success of a student at an Olympic reserve school in sports, science, education // Bulletin of the Udmurt University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2019. Vol. 29. No. 1. P.226-234. (in Russian)