Научная статья на тему 'Культура самостоятельной работы личности в конструкторах теоретизации и рефлексии'

Культура самостоятельной работы личности в конструкторах теоретизации и рефлексии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ / ТЕОРЕТИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОАНАЛИЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / CULTURE OF SELF-DEPENDENT WORK OF THE INDIVIDUAL / THEORIZING / REFLECTION / INTROSPECTION / PEDAGOGICAL CONSTRUCTS / PEDAGOGICAL MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

В статье рассмотрены возможности теоретизации и самоанализа качества формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования, выделены педагогические условия оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности, где основной акцент сделан на процессы научной теоретизации и самоанализа возможностей развития личности в процессе деятельности и общения. Успешность использования теоретизации и рефлексии как конструктов научного поиска обусловлены единством наукосообразности внутренней и внешней сфер деятельности личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Сulture of Self-Dependent work of the Personality in the Constructors of Theorization and Reflection

The article discusses the possibilities of theorization and self-analysis of the quality of formation of a culture of self-dependent work of the individual in the system of continuous education, highlighted the pedagogical conditions for optimizing the quality of forming a culture of self-dependent work of the personality, where the main focus is on the processes of scientific theorization and self-analysis of the possibilities of personality development in the process of activity and communication. The success of the use of theorization and reflection as constructs of scientific research is due to the unity of the science of the internal and external spheres of activity of the individual and society.

Текст научной работы на тему «Культура самостоятельной работы личности в конструкторах теоретизации и рефлексии»

О. А. Козырева

УДК 378.1; 371.3

КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ В КОНСТРУКТОРАХ ТЕОРЕТИЗАЦИИ И РЕФЛЕКСИИ

овременные представления о теории и практике научного поиска и научного исследования в педагогике расширяются новыми конструктами, технологиями и продуктами научно-педагогического моделирования и принятия решений. Качество организации процесса развития личности в системе непрерывного образования является функцией и ресурсом самоорганизации условий успешного самоутверждения и продуктивной самореализации личности, а также гарантированным механизмом выбора способа и технологии оптимального функционирования системы образования и профессионально-трудовых отношений. В таком понимании культура самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования может быть рассмотрена в конструктах теоретизации и рефлексии, фасилитирующих иллюстрацию связи теории и практики современного непрерывного образования как условия успешности и функциональности научного поиска и научного познания в педагогике.

Определим в конструктах современной общей и профессиональной педагогики особенности детерминации и использования основ формирования и визуализации успешности формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования, выделив приоритеты и продуктивность дидактической и научно-педагогической теоретизации и рефлексии из следующих работ:

- современные требования и возможнос-

ти организации непрерывного образования [1] определяются важным условием профессиональной компетентности научно-педагогических работников вуза; в данной системе конструктов и детерминант самостоятельная работа и культура деятельности личности позволит сфокусировать внимание на качестве формирования культуры самостоятельной работы личности, включенной в систему непрерывного образования, определяющего через успешность и востребованность продуктов становления личности в деятельности и общении возможность оптимального решения и уточнения задач деятельности в иерархии противоречий «хочу, могу, надо, есть»;

- подготовка кадров высшей квалификации [2] в теоретическом принятии детерминированных и уточненных моделей определит перспективность поиска оптимальных технологий и форм формирования культуры самостоятельной работы личности в системе доминирующих способов и механизмов научного поиска и научного познания в педагогике как науке и системно детализируемом направлении научно-педагогического искусства;

- терминологическая компетентность специалиста [3] в многомерном поиске возможностей научно-педагогического понимания и детализации успешности, важности и персонифицированной продуктивности развития обучающегося в системе непрерывного образования позволяет сконцентрировать внимание на успешном выделении конструктов теоретизации и рефлексии в структуре формирования культуры самостоятельной работы личности, где словесно-логическое моделирование (используется на всех уровнях формирования культуры самостоятельной работы личности) определяется составным конструктом и продуктом формирования терминологической компетентности личности;

- исключительная роль научных школ в становлении научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации [4] определит возможность уточнения качества формирования культуры самостоятельной работы личности на личностном уровне, определяющем через создание научных и научно-педа-

гогических школ практику продуктивного решения задач формирования культуры деятельности в различных направлениях общей и профессиональной педагогики, фасилити-рующих успешное выделение и решение задач развития личности и системы непрерывного образования;

- адекватность понятийного аппарата современного образования [5] гарантирует успешность функционирования и понимания качества уровневого формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;

- гуманитарное образование [6] позволит определить в нашей практике возможность гибкого использования словесно-логических моделей в конструктах развития личности и продуктивности самоанализа качества решения задач развития и сотрудничества;

- инновации в образовании [7] являются продуктами сформированности культуры самостоятельной работы личности, успешность создания и использования которых представляет интерес с позиции общей педагогики (общепедагогическое понимание важности и успешности использования категориальных новообразований и новообразований педагогической методологии, фасилитирующих генерирование и успешное применение их в системе продуктивного решения задач образования и развития личности) и профессиональной педагогики (уточнение возможностей постановки и решения задач развития личности в профессиональной деятельности через системность уточнения единиц конструкта «хочу, могу, надо, есть»);

- роль гуманитарного знания в картине мира современного человека [8] определяет успешность функционирования словесного отражения потребностей личности в различных нравственно-деятельностных решениях задач самоопределения и самопрезентации личности как продукта и цели всех преобразований в культуре, деятельности, науке, образовании и пр.;

- искусство педагогики [9] определяется сложным новообразованием, фасилитирую-

щем понимание единства теории и практики деятельности современного педагога, качество педагогической деятельности может быть в иерархии доминирующих моделей непрерывного образования повышено за счет системности и персонификации формирования культуры самостоятельной работы личности;

- профессионально-педагогический кейс

[10] определяется продуктом рефлексии успешного становления личности в конструктах культуры самостоятельной работы личности и культуры деятельности;

- выбор профессии и персонифицированное построение профессиональной карьеры

[11] гарантирует достижение успеха в жизни личности, особенности продуктивного поиска которых в нашей задаче будут детализированы через системность и востребованность продуктов развития личности и успешности сформированности культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования;

- использование портфолио [12] - сложный, динамически и профессионально важный процесс; качество презентации собственных достижений личности определяется системно реализуемым конструктом рефлексии;

- исследование - искусство научного познания [13]; успешность теоретизации в таком понимании определяется качественной формой и технологией научного познания и научного исследования в педагогике;

- профессиональная направленность личности [14] определяется и используется как компонент социального становления человека; в таком понимании важность уточнения уровневой модели формирования культуры самостоятельной работы личности является уникальной системой самоорганизации качества формирования профессионализма личности в системе непрерывного образования;

- творчество [15] детерминируется и используется в научном и научно-педагогическом поиске как новый вектор эволюции в образовании; в данной работе данный конструкт теоретизации определяет итоговый уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности;

- культура самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования [16] раскрывает социальную и профессиональную обусловленность выделения моделей и технологий в постановке и решении задач развития и самореализации личности, самопрезентации и успешного включения личности в систему рейтинга и конкурентоспособных отношений;

- научное обоснование возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в модели непрерывного образования [17] определяется в конструктах теоре-тизации и рефлексии, системность иллюстрации единства которых детализируется в структурах выделенных методологических подходов и технологии системно-педагогического моделирования;

- разработка и апробация концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования [18] непосредственно связана с качеством и образовательной обусловленностью развития личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;

- теоретизация [19] определяется в дидактическом и научно-педагогическом знании; данные конструкты используются для иллюстрации успешности формирования и сфор-мированности культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования;

- воспитание в профессиональной подготовке педагогов [20] определяется успешной моделью функционирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений личности педагога и личности обучающегося;

- теоретизация в педагогической науке

[21] раскрывает и уточняет детерминируемые общенаучный и общепрофессиональный аспекты использования педагогической науки и научного поиска в педагогике;

- созидающая самореализация личности

[22] уточняется через использование экзистенциально-антропологического подхода; в

выделенной практике самореализация может быть уточнена и реализована в контексте тео-ретизации основ формирования культуры самостоятельной работы личности;

- позиции общества знаний в современном образовательном пространстве [23] позволят доказать существенное обновление в современной системе непрерывного образования теории профессионального становления личности и педагогики развития личности через деятельность и общение;

- портфолио школьника или портфолио обучающегося [24] определяется как результат формирования его культуры самостоятельной работы;

- принципы и подходы в управлении научной и инновационной деятельностью [25] являются интегрированной моделью теорети-зации успешности развития и становления личности в научном поиске и научном исследовании;

- литературная сеть [26] может быть рассмотрена как современный образовательный ресурс; данная практика нами может быть использована в структуре детализации качества теоретизации объектного уровня формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности (всеобщность, востребованность, точность, объективность, достоверность, качественное использование различных конструктов и моделей первичной обработки научной информации через детализируемые в дидактике и психодидактике способы фиксации информации);

- управленческая деятельность как социально-педагогическое явление [27] определит перспективность создания научно-педагогических школ и согласованного управления в их функционировании продуктивных технологий самоорганизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности и культуры деятельности;

- профессия и профессионализм [28] определят составные поиска технологии успешного формирования культуры самостоятельной работы личности в решении задач уров-невого развития и становления, самореализации и самоутверждения;

SO/?//

- методология педагогики в контексте современного научного знания [29] является смыслообразующим конструктом постановки и решения задач инновационного обновления идей и продуктов педагогики как науки и искусства;

- современные методы продуктивной педагогики [30] уточняют возможности постановки и решения проблем формирования культуры самостоятельной работы педагога;

- научная школа как средство усовершенствования подготовки научно-педагогических кадров [31] является в детализируемом выборе успешной формой и технологией иллюстрации уровня рефлексии в сформиро-ванности культуры самостоятельной работы личности;

- научное исследование [32] гарантирует качественное решение задач формирования культуры самостоятельной работы личности как направления научного поиска и научно-исследовательской деятельности педагога-исследователя;

- педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности [33] определяет возможность использования адаптивного обучения в структуре формирования культуры самостоятельной работы личности;

- современные методологические подходы [34] отражают востребованность продуктивного поиска в научном исследовании и системе непрерывного образования педагогов;

- роль практики при подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе непрерывного образования взрослых [35] позволит сфокусировать внимание на единстве теории и практики в постановке и решении задач деятельности, в конструктах которой определяется проблема формирования культуры самостоятельной работы личности.

Выделенные конструкты теоретизации и рефлексии позволяют перейти к формулированию цели предстоящей работы.

Цель работы - теоретико-эмпирическое обоснование и исследование особенностей формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного обра-

зования, в моделях и продуктах которого будут выделены конструкты теоретизации и рефлексии, фасилитирующие понимание важности единства теории и практики формирования культуры самостоятельной работы личности.

Задачи работы:

1. Уточнить модели культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования в контексте основ тео-ретизации и рефлексии.

2. Определить качество и инновационно-продуктивную основу теоретизации и рефлексии в структуре детализации успешности формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования.

3. Выделить и обосновать эффективность используемых конструктов теоретизации и рефлексии в иллюстрации успешности деятельности личности в системе непрерывного образования, основанной на использовании культуры самостоятельной работы, культуры сотрудничества, культуры педагогической поддержки и фасилитации, патентно-технической культуры личности и пр.

Выделенные задачи работы определят последовательно составные части основного материала статьи.

Теория и практика формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования будет опираться на несколько ступеней реализации идей развития личности в иерархии уровней современного непрерывного образования (начальное общее образование (НОО), основное общее образование (ООО), среднее общее образование (СОО), среднее профессиональное образование (СПО), высшее образование (ВО), т.е. бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации).

Качество теоретизации и рефлексии возможностей формирования и сформирован-ности культуры самостоятельной работы личности на ступенях НОО, ООО, СОО определяется разработанной технологией формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, качество формирования визуали-

зируется через продукты деятельности личности, одной из оптимальных моделей рефлексии и теоретизации результатов является портфолио обучающегося [24].

В структуре визуализации основ и практики формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в системе непрерывного профессионального образования (НПО) возможность постановки и решения проблемы теоретизации и рефлексии основ успешного решения поставленных задач может быть системно сведена к работам [10; 16; 17; 19; 33]. Возможности рефлексии представлены в конструктах профессионально-педагогического кейса и портфолио обучающегося.

В системе ВО качество формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности является полисистемной моделью детализации возрастосообразных решений развития, самореализации, самоутверждения, социализации личности [10; 1621; 30; 32; 33].

В системе дополнительного профессионального образования (ДПО) возможность теоретизации и иллюстрации практики рефлексии качества формирования культуры самостоятельной работы личности определяется поставленными в деятельности личности задачами, данная практика частично описана в работе [19].

Уточним модели культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования в контексте основ теорети-зации и рефлексии.

Теоретизация (в педагогике) - процесс дидактического или научно-педагогического выбора основ и технологий решения задач обобщенного представления данных в единой теории или модели, фасилитирующей понимание качества и возможностей педагогически обусловленных процессов, явлений и продуктов деятельности научно-педагогического генеза.

Рефлексия (в педагогике) - процесс самоанализа возможностей и результатов развития и самореализации личности в иерархии доминирующей и/или инновационной моделей самопрезентации продуктов деятельнос-

ти личности как ценности и единицы антро-посреды и ноосферы.

Личность в системе непрерывного образования - это или обучающийся, или педагог.

Культура самостоятельной работы личности может быть определена в теоретизиро-ванной уровневой модели, определяющей через учет особенностей обучения и обученнос-ти личности продукты развития и самореализации. В таком понимании можно выделить следующую систему уровней формирования и функционирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования:

- игровая модель (через игру личность получает оптимальные способы и технологии решения задач ведущей деятельности и общения, хобби и сотрудничества; игра представляет собой конструкт психодидактической самоорганизации возможностей и уровня успешности личности в постановке и решении задач развития «хочу, могу, надо, есть», системно мобилизующих личность к поиску оптимальных возрастообразных решений различного типа и класса дидактических и профессиональных задач; качество формирования культуры самостоятельной работы личности в игровой модели определяется учетом всех составных продуктивного поиска оптимальной технологии развития личности в деятельности. В таком понимании грамотно подобранная игра определяет перспективность продуктивного развития личности, не верно выбранная игра тормозит возрастосообразное развитие личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений);

- адаптивная модель (адаптация определяется качественной формой и технологией приспособления личности к происходящим в обществе, науке, образовании, культуре, искусстве, спорте, деятельности изменениям; все составные адаптивного поиска определяются в контексте соблюдения возрастосообразнос-ти личности и условий нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в системе непрерывного образования; успешность выделенного конструкта форми-

20/ß//

рования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования определяется потребностью личности в дидактическом упрощении материала, фаси-литации личностного выбора, получении педагогической поддержки и прочих адаптивных механизмом самоорганизации качества развития и самореализации личности в деятельности) [33];

- суггестивная модель (внушение определяет возможность качественного развития личности в системе потенциальных «акме», данная практика позволяет определять результаты деятельности не только здоровой личности, но и личности, имеющей психотравмы, особенности которых не позволяют продуктивно достигать высот в реализуемой деятельности);

- репродуктивная модель (строго фиксированная система уровней или ступеней позволяет создать и реализовать репродуктивную основу для формирования потребностей и продуктов развития личности в выполняемой деятельности, в наиболее простом выборе - это использование различных способов фиксации информации, а также использование педагогического моделирования, гарантирующего личности переход от репродуктивного решения задач к продуктивным);

- проективная модель (проект определяется формой успешного решения задач развития и продуктивного становления личности в деятельности);

- продуктивная модель (продуктивное решение задач в деятельности может быть продуктом уровневого или адаптивно-акмепеда-гогического решения задач развития личности; качество продуктивного решения задач развития личности в деятельности обусловлено успешной практикой акмеверификации возможностей развития и самореализации личности);

- научно-педагогическая модель (педагогическая наука определяет перспективность развития и самореализации личности в иерархии доминирующих стереотипов продуктивности и конкурентоспособности, особенностей развития личности и системы социаль-

но, образовательно, профессионально регламентируемых отношений; продукты инновационных решений педагогической науки определяются продуктами формирования культуры самостоятельной работы личности).

Определим качество и инновационно-продуктивную основу теоретизации и рефлексии в структуре детализации успешности формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования, раскрыв модели детерминированных задач, функций, принципов и педагогических условий оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования.

Задачи оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования - составные единицы цели оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования, определяющей все нюансы и стремления к максимальному результату решения поставленных условий и выделенных проблем.

Задачи оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования:

- уровневое построение и уточнение персонифицированного развития личности в системе институтов и используемых технологий формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования;

- персонификация и унификация условий и возможностей развития личности в системе непрерывного образования;

- инновационное обновление видов, типов, методов, приемов, форм, принципов, средств, технологий деятельности личности в системе непрерывного образования;

- учет возможностей развития личности и общества в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.

Функции оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования - составные единицы целостного решения задач

оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования.

Функции оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования:

- воспитание целеустремленности личности в иерархии доминирующих идей культуры, образования, науки, искусства, спорта и прочих направлений социализации и самореализации личности;

- развитие интереса личности к процессам и продуктам самоопределения, самопознания, самопрезентации, рефлексии, самоанализа, самоконтроля и прочих составных самостоятельного определения и решения педагогически обусловленных задач;

- формирование потребностей и приоритетов продуктивного становления личности в деятельности, основы и качество которых могут быть сведены к уровневой модели формирования культуры самостоятельной работы личности;

- оздоровление личности и среды в системном выборе условий и технологий активной пропаганды здорового образа жизни и самоутверждения личности через единоличные авторские и коллективные продукты деятельности и общения;

- гибкая системная самоорганизация и синергетическая самокоррекция тактики и стратегии развития и самоутверждения, самореализации и самопрезентации личности через социально, образовательно и профессионально востребованные продукты и пр.

Принципы оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования - основные положения, в единстве определяющие качество решения задач оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования.

Принципы оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования:

- принцип наукосообразности в решении задач традиционно и инновационно выделяе-

^¿имм итмм ны с- ндшд.

мых и решаемых задач развития личности в деятельности и общении;

- принцип полисистемного уточнения модели развития личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;

- принцип объективности, достоверности, точности, продуктивности в развитии личности как ценности и продукта современного образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принцип востребованности личности и ее продуктов самореализации в иерархии доминирующих условий и факторов оптимизации качества образования и профессионально-трудовых отношений;

- принцип репродуктивно-продуктивной, адаптивно-акмепедагогической основы формирования и становления личности;

- принцип инновационного моделирования и решения задач деятельности личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;

- принцип включенности личности в систему непрерывного образования, основным своим конструктом самоорганизации основ и возможностей становления личности в деятельности определяет систему гуманистических положений Ж. Делора «научиться познавать», «научиться делать», «научиться жить», «научиться жить вместе».

Педагогические условия оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования - система конструктов кейс-моделирования успешного развития личности через признание основ, продуктов и технологий формирования культуры самостоятельной работы личности в качестве базовой единицы и ресурса самоорганизации возможностей решения задач деятельности в системе непрерывного образования.

Педагогические условия оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования:

- соблюдение принципов, закономерностей, законов, моделей, стратегий, тактик развития личности, а также персонифицирова-

но-продуктивного выбора технологий оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования;

- признание конструктов оптимизации качества деятельности базовыми моделями постановки и решения задач оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования;

- формирования надлежащего качества и уровня сформированности культуры самостоятельной работы личности у педагогов системы непрерывного образования, имеющих продукты деятельности в выделенной плоскости определяемых и решаемых задач (имеется в виду, если обучающийся моделирует научную публикацию, то у его педагога должен быть не один десяток такого уровня и направления работ; если обучающийся работает над монографией, то у его педагога должен быть не один десяток монографий в выбранной плоскости деятельности, соответственно патенты определяются у обучающихся под руководством педагогов, имеющих определенное количество и качество патентов в выделенной плоскости профессиональной, научно-технической деятельности и пр.);

- стимулирование активности личности материальными и нематериальными продуктами развития общества, культуры, деятельности (гранты, премии, грамоты и пр.).

Выделим и обоснуем эффективность используемых конструктов теоретизации и рефлексии в иллюстрации успешности деятельности личности в системе непрерывного образования, основанной и детализируемой на использовании культуры самостоятельной работы личности, культуры сотрудничества, культуры педагогической поддержки и фасилита-ции, патентно-технической культуры личности и пр.

Под педагогическими конструктами будем понимать единицу самоорганизации качества определения и решения задач выполняемой деятельности личности, включенной в то или иное направление поиска.

Эффективность используемых конструк-

тов теоретизации и рефлексии в иллюстрации успешности формирования культуры самостоятельной работы личности будет определяться системой следующих педагогических конструктов: целеполагание (постановка цели и выделение задач), уточнение определений рабочих и научно-обоснованных понятий, выделение видов и типов культуры самостоятельной работы личности, а также видов и типов формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности, выделение и обоснование функций, моделей, принципов, педагогических условий, технологий формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования [10; 16-21; 30; 32; 33].

В таком понимании возможность определения связи культуры самостоятельной работы личности с процессами и продуктами формирования культуры сотрудничества, культуры педагогической поддержки и фасилита-ции, патентно-технической культуры личности объективно доказывает справедливость контекстного и ситуативно детерминируемого и персонифицировано уточняемого использования моделей и технологий определения и визуализации качества решаемых задач деятельности личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений неустанно развивающейся личности [10; 17; 19; 24; 30; 32; 33; 35].

Возможность использования конструктов теоретизации и рефлексии в визуализации основ и продуктов формования культуры самостоятельной работы личности - сложный, уровневый продукт эволюции представлений личности и общества об успешности решений задач развития («хочу, могу, надо, есть») при акцентировании внимания на проблемах учета нормального распределения способностей и здоровья личности в системе непрерывного образования, учета возрастосообраз-ности, основ и тактики организации педагогической поддержки личности, учета системы уровней современного образования и особенностей самопрезентации достижений личности в выделенной плоскости реализуемых условий и технологий деятельности.

Теоретизация и рефлексия в формировании культуры самостоятельной работы личности определяет особенности теоретико-эмпирического осмысления качества постановки и решения задач деятельности.

Разработка составных единиц детерминации и визуализации эффективности используемых конструктов теоретизации и рефлексии в иллюстрации успешности деятельности личности в системе непрерывного образования определяется в базовом описании возможностью продуктивного формирования культуры самостоятельной работы, следствие качества которой может быть детализировано в формировании культуры сотрудничества, культуры педагогической поддержки и фасилита-ции, патентно-технической культуры личности и пр.

Перспективность теоретизации основ формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования может быть обусловлена перспективностью реализации идей повышения качества продуктивного становления личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, где рейтинговая система оценки качества достижений личности будет обусловлена объективной и достоверной рефлексией и информационно-модифицируемой самопрезентацией достижений личности, выполняющей различные социально и профессионально востребованные виды работ.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены возможности тео-ретизации и самоанализа качества формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования, выделены педагогические условия оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности, где основной акцент сделан на процессы научной тео-ретизации и самоанализа возможностей развития личности в процессе деятельности и общения. Успешность использования теоре-тизации и рефлексии как конструктов научного поиска обусловлены единством науко-сообразности внутренней и внешней сфер

деятельности личности и общества.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы личности, теоретизация, рефлексия, самоанализ, педагогические конструкты, педагогическое моделирование.

SUMMARY

The article discusses the possibilities of theorization and self-analysis of the quality of formation of a culture of self-dependent work of the individual in the system of continuous education, highlighted the pedagogical conditions for optimizing the quality of forming a culture of self-dependent work of the personality, where the main focus is on the processes of scientific theorization and self-analysis of the possibilities of personality development in the process of activity and communication. The success of the use of theorization and reflection as constructs of scientific research is due to the unity of the science of the internal and external spheres of activity of the individual and society.

Key words: the culture of self-dependent work of the individual, theorizing, reflection, introspection, pedagogical constructs, pedagogical modeling.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникина Ж. С., Исаева Ю. С. Непрерывное образование как важное условие профессиональной компетентности научно-педагогических работников вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1 (178). - С. 131-135.

2. Бережная И. Ф. Подготовка кадров высшей квалификации: проблемы и пути их решения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2018. - № 2. - С. 107113.

3. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А. Терминологическая компетентность специалиста: проявление и уровни развития // Человек и образование. - 2016. - № 3 (48). - С. 4-11.

4. Ващенко А. Н., Козубцов И. Н. О важной исключительной роли научных школ в становлении научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского

SO/?//

института бизнеса. - 2014. - № 1. - С. 35-40.

5. Вербицкий А. А., Трунова Е. Г. Проблемы адекватности понятийного аппарата современного образования // Педагогика. -2017. - № 8. - С. 3-15.

6. Глузман А. В. Гуманитарное образование в контексте современной социокультурной ситуации // Гуманитарные науки. - 2018. -№ 3 (43). - С. 8-11.

7. Глузман А. В. Инновации в образовании // Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (35). - С. 8-10.

8. Глузман А. В. Роль гуманитарного знания в картине мира современного человека // Гуманитарные науки. - 2018. - № 4 (44). -С. 8-11.

9. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки. -2016. - № 4 (36). - С. 11-18.

10. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учебное пособие. -Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2012. - 79 с.

11. Горбунова Н.В. От выбора профессии к профессиональной карьере и успеху в жизни // Гуманитарные науки (г.Ялта). -2016. - № 2 (34). - С. 28-33.

12. Горбунова Н. В., Гордиенко Т. П., Королева М. Ю. Использование портфолио в процессе обучения иностранному языку в военной образовательной организации высшего образования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. - 2018. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 83-90.

13. Гордиенко Т. П., Смирнова О. Ю. Исследование - искусство научного познания // Педагогический вестник. - 2018. - № 1. -С. 21-25.

14. Донцов А. И., Донцов Д. А., Донцова М. В. Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека // Школьные технологии. -2011. - № 6. - С. 163-171.

15. Иващенко И. И., Шушара Т. В. Творчество как новый вектор эволюции в образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 98-101.

16. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования: модели и теории: монография. - М.: РУСАЙНС, 2018. - 144 с.

17. Козырева О. А. Научное обоснование возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в модели непрерывного образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 28. -Вып. 4. - С. 437-453.

18. Козырева О. А. Разработка и апробация концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2018. - № 3 (44). - С. 421429.

19. Козырева О. А. Теоретизация в дидактическом и научно-педагогическом знании // Вестник Мининского университета. -2018. - Т. 6. - № 4. - С. 5.

20. Козырева О. А., Козырев Н. А., Сви-наренко В. Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов: монография. - М.: МИФИ, 2017. - 400 с.

21. Коновалов С. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретизация в педагогической науке: общенаучный и общепрофессиональный аспекты // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2018. - № 4 (45). - С. 376-385.

22. Конькиная Е. В., Егорова Ю. Н. Созидающая самореализация личности: экзистенциально-антропологический подход // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-10. - С. 94-100.

23. Конькина Е. В., Егорова Ю. Н., Малахова О. Ю. Позиции общества знаний в современном образовательном пространстве // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. -№ 6. - С. 301-309.

24. Кошелев А. А., Козырева О. А. Порт-фолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. - 2011. - № 6. -С. 210-217.

25. Леонов Н. И. Принципы и подходы в управлении научной и инновационной деятельностью (опыт исследовательского университета) // Высшее образование в России. -2011. - № 11. - С. 19-28.

26. Люликова А. В. Литературная сеть как современный образовательный ресурс // Гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (30). -С. 34-38.

27. Мельниченко О. И., Редькина Л. И. Управленческая деятельность как социально-педагогическое явление // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. -№ 30. - С. 179-182.

28. Нечаев Н. Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2016. -№ 4. - С. 3-15.

29. Осмоловская И. М. Методология педагогики в контексте современного научного знания // Проблемы современного образования. - 2016. - № 5. - С. 149-158.

30. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2011. - № 1 (3). - С. 49-62.

31. Редькина Л. И. Научная школа как средство усовершенствования подготовки научно-педагогических кадров в республике Крым // Непрерывное образование. - 2016. -№ 4 (18). - С. 4-8.

32. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. - М.: НИЯУ МИФИ, 2014. - 92 с.

33. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2016. - № 1 (21). - С. 152-156.

34. Тряпицына А. П., Писарева С. А. Со-

временные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). -С. 4-12.

35. Шушара Т. В., Устинова Ю. Д. Роль практики при подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе непрерывного образования взрослых: исторические аспекты // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-2. -С. 313-320.

С. В. Кучеренко

УДК 159.9.072:37.011.32

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕПНОГО ПОТОКА АССОЦИАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ КАРЬЕРНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ

' условиях современной динамичной и неустойчивой социально-экономической ситуации весьма актуальными для психологии становятся задачи, связанные с построением и развитием карьеры, так как именно благодаря ей человек имеет возможность реализовать свои способности, возможности и удовлетворить потребности. Психологические исследования в этой области достаточно разнообразны [2; 3]. Также изучены особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения [6], но процессу их развития и трансформации не было уделено внимания.

Так как в период обучения в вузе происходит формирование карьерных установок,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.