Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 2. С. 66-81.
УДК 378.1:371.3
ТЕОРЕТИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
Козырева О. А.
Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва, Новокузнецк, Россия Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, Россия E-mail: [email protected]
Теоретизация как технология и продукт научно-педагогической деятельности раскрывает возможности уникального обобщения, системного рассмотрения и решения дидактических, научных задач в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника. Уточнено понятие «теоретизация». Выделены виды теоретизации (дидактическая теоретизация и научная теоретизация). Раскрыты понятия, функции, принципы, тенденции теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника. Определен и обоснован выбор педагогических условий повышения качества использования теоретизации как технологии профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника.
Ключевые слова: теоретизация, технологизация, культура самостоятельной работы личности, педагогическая методология, педагогические условия, тенденции, принципы, функции, модели.
ВВЕДЕНИЕ
Теоретизация как технология и продукт научно-педагогического поиска и научно-педагогической деятельности раскрывает возможности уникального обобщения, системного рассмотрения и решения дидактических и научных задач в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника, включенных в систему непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
В процессе рассмотрения возможностей теоретизации как продукта эволюции научно-педагогического поиска и научно-педагогической деятельности будем придерживаться системности и универсальности идей переноса знаний с модели на реальный объект, регламентации и направленности, ограничений и стимулирования качества использования педагогического моделирования для повышения результативности деятельности личности в системе непрерывного образования, в такой практике нам будут полезны следующие модели и смысловые интерпретации основ педагогического моделирования:
- символ в контексте интерпретации [1] определяется элементом и ресурсом теоретизации и научного познания, выделения и визуального представления полученных данных в системном выборе основ построения и уточнения успешно раскрываемых и реализуемых возможностей объяснения и трансформации результатов деятельности; интерпретация как механизм и технология проецирования научного знания и использования системных возможностей анализа
66
будет нам полезна в описании идей теоретизации как категории и продукта современной науки;
- работа [2] определяет проблему построения дефиниций; детерминация как процесс будет определен нами в системе теоретизируемых основ и возможностей теоретизации научно обоснованных процессов и составляющих педагогической деятельности;
- смыслы личностного роста в контексте актуальных проблем человечества [3] могут быть в изучении и осмыслении полезны для обеспечения качества теоретизации педагогически обусловленных принципов как моделей ценностно-смыслового развития личности в выделяемом поле приоритетов, продуктов и основ деятельности, а также в структуре макроуровневой научно-педагогической теоретизации и педагогической науки в целом;
- ресурсы диалогового образовательного пространства рассматриваются как основа организации поликультурного образования [4]; многомерность задач научной теоретизации можно отследить на примере организации поликультурного образования; системность и поливариативность являются конструктами в теоретизации поставленных условий научного поиска; технологичность выбора ресурсов отражается на составляющих комбинированной задачи «хочу, могу, надо, есть»;
- позитивная образовательная среда определяется и теоретически описывается как условие качества школьного образования [5]; в задаче научного поиска и научной теоретизации нам будет интересна составляющая внутреннего стимулирования целостности развития личности - среда, направляющая и созидающая, регламентирующая и активизирующая, расширяющая сознание и обогащающая внутренний мир личности новыми конструктами мировоззрения, мироотражения и самореализации; внешним ресурсом стимулирования целостности развития личности в нашей задаче будут выбраны педагогические условия;
- теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования [6] является интегрированным продуктом общей и профессиональной педагогики; теоретизация успешности рассматривается в системе приоритетов и потенциальных ограничений, приводятся педагогические условия в качестве модели оптимизации качества постановки и решения задач научно-педагогической деятельности;
- проблемы формирования и реализации профессиональной компетентности педагога в условиях современного поликультурного образования [7] является одной из теоретизируемых в современной культуре профессиональной деятельности; многомерность идей поиска и оптимальной теоретизации рассматривает и системно уточняет профессиональную компетентность педагога в условиях современного поликультурного образования основой для продуктивности и корректности теоретизации основ оптимизации качества решения профессионально-педагогических задач;
- принцип интеграции в формировании профессиональной компетентности учителя музыки [8] в рассмотренных результатах и составляющих будет полезен нам в поставленной задаче с двух позиций: 1) теоретизация основ и ценностно-
67
смыслового выбора условий и моделей, качества и направленности деятельности, которые определяются через конструкт теоретизации «принцип», 2) интеграция рассматривается как конструкт системности идей познания и решения задач планируемой и организуемой деятельности;
- проблемы личной безопасности [9] как система, способ и технология оптимизации качества принятия решений будет полезна нам в теоретизации педагогических условий научно-педагогической деятельности;
- психологические факторы эффективного управления кадровой работой научной организации [10] определяются в системе гносеолого-смысловых конструктов основой для эффективной теоретизации качества управления кадровой работой научной организации; механизмом оптимизации успешного поиска является системность научного познания; технологизацией обоснования значимости и востребованности выделенных психологических факторов определяются эффективность или успешность научного поиска в выборе наиболее целесообразных и гибко верифицируемых элементов теоретизации; основой для выбора и направления целостного педагогического решения задач научной теоретизации является управление как категория педагогики и психологии (системы психолого-педагогических наук);
- технология профессионально-педагогической подготовки студентов университета в контексте системного подхода [11] определяется условием и продуктом выбора инновационного решения задач оптимизации качества деятельности университета и корректности развития личности в структуре формирования и оптимизации успешности уточнения профессионально-трудовых отношений в системе непрерывного образования;
- теоретические аспекты технологизации образования [12] будут полезны нам в понимании построения и уточнения качества моделирования педагогических технологий в системе непрерывного образования; технологизация рассматривается как система и продукт научного поиска, научного познания, научной теоретизации и научно-педагогической деятельности в целом;
- стратегия развития образования рассматривается в направленной трансляции смыслов как предмет междисциплинарного исследования [13]; стратегия является продуктом теоретизации, определяет наиболее целесообразные решения той или иной профессиональной задачи в педагогике на макроуровне теоретизации успешности, состоятельности, продуктивности, конкурентоспособности и прочих жизненно важных приоритетов и способов модификации и обогащения антропосреды как продукта жизнедеятельности личности;
- творчество рассматривается как новый вектор эволюции в образовании [14]; поликультурные и мультифакторно детерминируемые основы эволюции в образовании рассматривают творчество как наивысшую ценность и механизм самоорганизации качества развития личности и жизнеобеспеченности и полифункциональности среды, направляющей свою активность на обеспечение наиболее целесообразных условий развития для личности и надежности сохранения ценностей гуманизма и жизнеспособности для общества в целом;
68
- сущность социально-культурной среды дополнительного образования [15] рассматривается как система теоретизируемых возможностей повышения качества решения задач развития личности в социально и личностно ориентированных средах;
- педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника [16] раскрывает все структурно-деятельностные и методолого-смысловые возможности создания нового знания в педагогике; теоретизация является методом исследования в педагогике;
- теоретизация в педагогике раскрывается как объект научного поиска и научного исследования [17]; теоретизация уточняется через системно-смысловые и функционально-деятельностные основы развития культуры самостоятельной работы личности;
- итоговая аттестация при реализации программ профессиональной переподготовки [18] определяется условием успешного продуктивного становления личности в системе дополнительного профессионального образования; в теоретизируемом решении определяются формы творческой деятельности слушателей в итоговой аттестационной работе, выполняемой в классической и инновационной видах форм выполнения; одним из вариантов инновационного выполнения является научная публикация (статья, монография, словарь, библиографический указатель и пр.);
- педагогическая рефлексия рассматривается в контексте выделяемых факторов, условий, средств формирования [19]; теоретизация рассматривается как продукт качественно организованной рефлексии и анализа;
- проблема целостности образовательных систем [20] может быть полезна с позиции выделения противоречий и способов анализа их в процессе научной теоретизации и научной регламентации составляющих научно-педагогической деятельности;
- проектная деятельность в системе образования определяется как философия свободы [21]; в нашей задаче продуктивность и наукообусловленность идей теоретизации и регламентации научного познания позволят сконцентрировать внимание на проекте как форме представления развития личности и общества, системно уточняющих успешность и продуктивность использования идей свободного выбора в модели приоритетов и ценностей, функциональности и жизнеспособности, креативности и гуманизма;
- свобода будет определяться как система благоприятных для личности и общества решений, стимулирование и оптимизация составляющих которой позволит обеспечить жизнеспособность личности и общества в целом;
- психологическая культура гуманизации образования [22] является в нашем уточнении высшей ступенью и технологией самоорганизации качества развития личности, функциональности самообеспечения общества инновационным потенциалом развития и надлежащего качества уровнем достижений развивающейся личности и общества в целом;
- дополнительное образование рассматривается в системе возможностей теоретизации и осмысления значимости истории и жизнеспособности
69
современности [23] как модель и технология оптимально выделяемых и решаемых задач научно-педагогической деятельности;
- теоретико-методологические основы исследования поликультурности образовательного пространства Республики Крым [24] раскрывают нюансы теоретизации идей целостности научного познания в иерархии доминирующих составляющих позицирования смыслов и интеграции историко-деятельностных возможностей поиска (доминанты: культура, взаимодействие, образование); продуктами теоретизации определены требования к обеспечению доступности образовательных услуг в поликультурном регионе.
Самостоятельность и универсальность выделенных конструктов определяют успешность постановки и решения задач системного анализа и отображения продукта научно-педагогической деятельности в определённом масштабе теоретизации (макро-, мезо-, микроуровень).
Цель статьи научное обоснование целесообразности использования основ дидактической и научной теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Возможность управления качеством решений и идей теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника определяется важным звеном в выборе и достижении обществом наиболее благоприятных условий развития и сотрудничества.
Специфика научного обоснования значимости и целесообразности использования дидактической и научной теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника может быть выделена из активного восприятия проблем развития личности и системы непрерывного образования и управления качеством создания нового научного знания в педагогике и инновационных продуктов профессиональной и педагогической деятельности в системе непрерывного образования.
Целостность рассмотрения использования дидактической и научной теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника раскрывается через выделение внешних условий построения процесса управления качественным развитием личности и системы непрерывного образования (педагогические условия) и внутренних возможностей оптимизации функционирования непрерывного образования и управления качеством достижений личности в системе непрерывного образования (социально-образовательная, профессионально-образовательная, спортивно-образовательная и пр. типы сред).
Уточним понятие «теоретизация» в конструктах классической методологии (широкий смысл, узкий смысл, локальный смысл) и конструктах инновационной методологии (адаптивно-продуктивный смысл, функционально-трудовой смысл, синергетический смысл).
Широкий смысл позволяет в научной педагогике и инновационном обновлении ресурсов и продуктов непрерывного образования уточнить качество связей и конструктов, продуктов и технологий теоретизации на макроуровне постановки и
70
решения проблем и противоречий, задач и дилемм (преобладает категориальная форма теоретизации и построения уточняемого явления; возможно уточнение понятия через конструкт «система»).
Узкий смысл позволяет в научной педагогике и инновационном обновлении ресурсов и продуктов непрерывного образования уточнить качество связей и конструктов, продуктов и технологий теоретизации на мезоуровне постановки и решения проблем и противоречий, задач и дилемм (преобладает процессуальная форма теоретизации, т.е. уточняется педагогический процесс).
Локальный смысл позволяет в научной педагогике и инновационном обновлении ресурсов и продуктов непрерывного образования уточнить качество связей и конструктов, продуктов и технологий теоретизации на микроуровне постановки и решения проблем и противоречий, задач и дилемм (преобладает микроуровневая или ситуативная форма теоретизации, т.е. уточняется процедура, ситуативное решение, действие и пр.).
Адаптивно-продуктивный смысл позволяет в научной педагогике и инновационном обновлении ресурсов и продуктов непрерывного образования определять гибкое управление качеством развития личности от адаптивной его формы к продуктивной.
Функционально-трудовой смысл позволяет в научной педагогике и инновационном обновлении ресурсов и продуктов непрерывного образования определять и уточнять основы построения и решения задач с использованием конструктов трудовых функций, трудовых действий и пр.
Синергетический смысл позволяет в научной педагогике и инновационном обновлении ресурсов и продуктов непрерывного образования раскрывать и системно уточнять направленность изменений через процессы и условия самоорганизации педагогически обусловленных явлений и способов научного решения задач и проблем, дилемм и противоречий.
Теоретизация (широкий смысл) - система смыслообразования и целеполагания, категория современной педагогики, раскрывающая направленность научного и дидактического обобщения и трансформации идей научного определения, управления и визуализации наиболее востребованных решений в деятельности, культуре, науке, искусстве, образовании и прочих социально направленных и процессуально значимых основ построения развития личности и общества в уникальной связи единства и востребованности продуктов развития и сотрудничества, самовыражения и самоактуализации, самоутверждения и взаимоподдержки.
Теоретизация (узкий смысл) - процесс системного решения проблем и задач создания нового научного и дидактического знания или профессионально и педагогически востребованных средств деятельности и общения.
Теоретизация (локальный смысл) - способ представления возможности качественного решения ситуативной проблемы в узко заявленных границах выбора наиболее целесообразных основ профессиональной и педагогической деятельности.
Теоретизация (адаптивно-продуктивный смысл) - механизм обобщения и трансформации возможностей уровневого развития личности в системе идей и
71
приоритетов гуманизма, определяющих переход от адаптивного типа обучения и развития к продуктивному основанию всех конструктивных практик заявленного механизма и расстраиваемого педагогического явления.
Теоретизация (функционально-трудовой смысл) - технология сворачивания и разворачивания, дополнения и обновления, проверки и контроля, управления и модификации научного знания в системе выделяемых и выполняемых условий объективизации качества научного познания и научно-педагогической деятельности, специфика составляющих которой раскрываются через основы трудовых функций, трудовых действий, продуктивности, креативности, гибкости, жизнеспособности, самосохранения и пр.
Теоретизация (синергетический смысл) - механизм оптимизации успешности использования идей и приоритетов научного поиска, научного познания, научно-педагогической деятельности в обеспечении процесса получения нового научного и дидактического знания, средств педагогической и профессиональной деятельности.
Виды теоретизации - основные направления, регламентирующие выбор составляющих процесса создания нового знания и новых средств реализуемой личностью деятельности.
Выделяют следующие виды теоретизации: дидактическая теоретизация и научная теоретизация.
Дидактическая теоретизация - вид теоретизации, в которой процесс обобщения и трансформации знаний и средств решения проблем и задач профессиональной деятельности в системе непрерывного образования определяется в плоскости стимулирования личности к целостному познанию уровня наукообусловленных отношений и возможности построения наиболее оптимального восприятия такого рода продуктов развития науки для определённого контингента социально-образовательных и профессионально-трудовых отношений и сред.
Научная теоретизация обеспечивает получение нового наукообусловленного продукта - это может быть подлинно научно знание, продукты патентования и прочие средства научно-педагогической деятельности учителя и научно-педагогического работника.
Модели теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника - идеальные возможности построения и уточнения процесса теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника, системно обеспечивающие личность и общество уникальными решениями задач создания нового знания и новых средств профессиональной и педагогической деятельности.
Модели теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника:
- адаптивная модель теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника (процесс дидактической и научной теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника раскрывается в конструктах педагогической и профессиональной поддержки, педагогической и профессиональной фасилитации, научного донорства);
72
- игровая модель теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника (процесс дидактической и научной теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника строится и уточняется через игру как технологию оптимизации качества решения задач возрастосообразного развития и продуцирования);
- уровневая модель теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника (процесс дидактической и научной теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника строится и уточняется через уровневый конструкт современной педагогической методологии, например, адаптивно-продуктивный, репродуктивно-продуктивный, креативно-продуктивный и пр.);
- возрастосообразная модель теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника (процесс дидактической и научной теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника строится и уточняется через возможность использования различных типов возраста в оптимизации качества решения детерминируемых задач и уточняемых противоречий целостного развития личности);
- классическая модель теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника (процесс дидактической и научной теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника строится и уточняется через возможность использования идей классической педагогики);
- инновационная модель теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника (процесс дидактической и научной теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника строится и уточняется через возможность использования педагогических инноваций в системе развития личности и создания нового знания и средств профессиональной и педагогической деятельности).
В структуре выделяемых моделей теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника используется понятие «знание».
Дидактическое знание в современной системе теоретизируемых составляющих опыта решения задач развития и управления качеством функционирования системы социально ориентированных отношений (в предельном случае антропосреда или ноосфера) необходимо для организации процесса обучения и получения личностью качественного образования.
Научное знание определяется в структуре действия определённых ограничений той или иной научной отрасли, направляет развитие общества в определённо новых выделенных условиях поиска и продуктивности.
Виды дидактического знания:
• догматическое знание - вид знания, в основе которого лежат бездоказательные, ненаучные и необъективные основы теоретизации, а также знание, взятое на веру, например, «солнце вращается вокруг земли»;
73
• адаптивное знание - вид знания, используемый в структуре адаптивного обучения;
• адаптированное знание - вид знания, полученный с использованием технологий адаптации, перифразов, фасилитации и пр.;
• репродуктивное знание - вид знания, определяемый в классической педагогике Я. А. Коменского, основы которого можно отразить в описании следующей последовательности: изучение нового материала, закрепление изученного материала, обобщение полученного знания, применение знания на практике; данная последовательность называется классической формой репродуктивного (иллюстративно-сообщающего, традиционного) обучения;
• возрастосообразное знание - вид знания, уточнение качества использования которого регламентируется возрастными особенностями обучающегося;
• знание проблемного поиска и способа активизации - вид знания, определение и использование которого непосредственно связано с поиском и проблемой, условиями и возможностями дидактической теоретизации;
• классическое уровневое дидактическое знание - вид знания, выстраиваемый в уровневой системе способов его построения и использования, уточнения и контроля качества; классическое уровневое дидактическое знание может быть в качестве примера выделено и определено как репродуктивно-продуктивная деятельность или репродуктивно-продуктивное обучение;
• инновационное уровневое дидактическое знание - вид знания, выстраиваемый в уровневой системе способов его построения и применения, уточнения и контроля качества, теоретизируемое и уточняемое на основе использования инноваций, рассматривающих уровневую систему в качестве модели или продукта теоретизации и объективизации потребностей в данной инновации и возможности уточнения различных неэффективных или некорректных до использования этого знания способов решения задач и проблем деятельности;
• инновационное знание - вид знания, используемый в дидактике, педагогические инновации определяют качество дидактического знания; данная практика является основой для управления качеством развития личности в системе получаемого образования и пр.
Виды научного знания:
• научное знание по отраслям наук (научное знание и его система определяются в выделенной плоскости и системе категориального аппарата, объекта и продуктов выделенной отрасли современной науки; научное знание определённой науки может быть использовано в другой отрасли науки с условиями гибкого переноса и трансформации на другую плоскость научной теоретизации);
• интегрированное научное знание (интегрированное научное знание определяется за счет учета продуктов и достижений различных отраслей наук путем интеграции смыслов и продуктов, решений и выстраиваемых теорий; в педагогике есть понятие «мультисредовый подход», данное понятие получено путем интеграции нескольких смыслов и целенаправленных способов оценки качества достижений личности в данном конструкте научной теоретизации; мультисреда определяется через социальное, образовательное, эмоциональное, интеллектуальное
74
и прочие виды влияния нескольких лиц (возможно нескольких групп лиц) на развивающуюся личность; в данной практике используется принцип суперпозиции).
Знание определяется основой развития личности и общества, является моделью обобщения и системного анализа базового уровня развития личности. Интеграция знаний, умений, навыков определяет поле смыслов и продуктов классической педагогики; интеграция знаний, умений, навыков, ценностей, смыслов, функций определяет поле смыслов и продуктов инновационной педагогики.
Знание является уникальным образцом и конструктом не только современной науки и образования, но и современной культуры, искусства, спорта.
Знание как способ и технология проекции и возможностей развития личности является образцом и продуктом развития общества в интегрированной модели единства образования, науки, культуры, искусства, спорта и пр.
Знание - это сила человеческого интеллекта в продуктах науки и наукосообразных способах построения всех составляющих развивающего в антропосреде способа философского и системного видения (методологическое знание).
Знание - это оружие, которое люди используют для защиты и отстаивания законных прав, интересов и регламентируемых изменений в антропологически целесообразных технологиях теоретизации.
Идеи использования знания в развитии личности и общества определяются в контексте возможностей современного образования, культуры, деятельности, общения.
Функции теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника представляют собой универсальные в деятельности и научном поиске решаемые задачи и смыслы обоснования значимости и использования идей научного познания в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника.
Функции теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника:
- функция научного обоснования важности и значимости использования идей научного познания, научного поиска, научно-педагогической деятельности;
- функция интеграции всех наукообусловленных направлений развития личности и общества (образование, искусство, культура, спорт и пр.);
- функция трансформации представлений и инновационного обновления антропологически обусловленных отношений и способов продуцирования благ и материальных продуктов развития личности и общества;
- функция фасилитации выбора успешно реализуемых моделей развития личности в системе непрерывного образовании и профессионально-трудовых отношений;
- функция единства и обновляемости составляющих единиц системы в наукосообразном формирования мышления и мировоззрении личности и общества;
- функция надежности создаваемых продуктов теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
75
- функция возрастосообразной корректности в использовании метода и технологий теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- функция корректности и уникальности управления качеством развития личности через активное использование основ теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- функция объективности и достоверности, надежности и системности, целостности и гибкости, конкурентоспособности и продуктивности, креативности и персонификации в развитии личности через признание основой развития личности и общества научную и дидактическую теоретизацию;
- функция синергетической и диалектической надежности оптимизируемых решений задач развитий в коннекте теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- функция обеспечения безопасности личности и общества в уникальном многообразии возможностей и ограничений развития и сотрудничества;
- функция непрерывности развития личности в среде и деятельности в контексте используемых основ теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
Принципы теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника определяются как основные положения, раскрывающие ценности и условия успешного формирования наукообусловленного мировоззрения личности.
Принципы теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника:
- принцип научности, надежности, объективности, универсальности, перспективности постановки и решения задач развития личности и системы непрерывного образования;
- принцип системности, целостности, уникальности теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- принцип технологичности в уточнении основ и продуктов теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- принцип гуманизма, креативности и продуктивности в выборе оптимального конструкта самоорганизации успешности использования основ теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- принцип дихотомической регламентации использования эффективных традиционных и инновационных продуктов и ресурсов теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- принцип ценностно-смыслового отбора структуры и содержания методологического, методического, частно-предметного и частно-специального знания в процессе теоретизации основ профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- принцип гибкости и корректности использования теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
76
- принцип формирования и реализации идей надлежащего качества уточняемых теорий, технологий и условий обеспечения личной безопасности в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- принцип уровневости и поливариативности постановки и уточнения задач и проблем теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- принцип корректности выбора основ педагогической методологии в обеспечении надлежащего уровня решения задач теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- принцип обеспечения доступности непрерывного образования как технологии самоорганизации качества развития и жизнедеятельности личности, функциональности и управляемости развитием общества, поливариативности оценки и коррекции качества уровня выстраиваемых отношений в модели культуры, науки, искусства, спорта и пр.;
- принцип гарантированного успешно и продуктивно уточняемого и системно обновляемого типа формирования профессионализма и культуры деятельности личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношениях;
- принцип непрерывности и возрастосообразности уточнения задач и противоречий в унификации и персонификации поиска составляющих «хочу, могу, надо, есть» и/или в конструкте «хочу, могу, делаю, получаю»;
- принцип системного анализа и гарантированной практики обеспечения идей управления качеством развития личности через признание гуманизма конструктивной ценностью и технологий самоорганизации качества развития личности и общества (наиболее популярная трактовка такого рода практики определяется через систему моделей прогрессивной социально ориентированной деятельности: «научится познавать», «научиться делать», «научиться жить», «научиться жить вместе» - Ж. Делор).
Тенденции теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника являются в описании возможностей системно выделяемыми закономерностями теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника.
Тенденции теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника:
- получение конкурентоспособных решений и продуктов задач и проблем теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- разработка нового программного обеспечения целостного педагогического процесса в системе непрерывного образования;
- повышение качества и уровня возрастосообразного развития личности в системе непрерывного образования;
- гарантированная защита личности в системе антропологически обусловленных отношений и использования технологий и продуктов
77
сотрудничества, самосохранения и самоорганизации качества развития и управления.
Педагогические условия повышения качества использования теоретизации как технологии профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника - совокупность положений и кейс-моделей, составляющих основу для оптимизации качества уточнения и реализации основ повышения качества использования теоретизации как технологии профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника.
Педагогические условия повышения качества использования теоретизации как технологии профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника:
- активное стимулирование личности к самопознанию и продуктивности реализации идей развития и сотрудничества;
- популяризация основ педагогической науки в широких социальных и профессиональных кругах;
- доступность и высокое качество обучения в структуре управления качеством развития личности и научно-профессиональной подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура);
- использование целесообразно выбранного адаптивно-продуктового, репродуктивно-продуктивного, креативно-продуктивного типа развития личности в избранном поле смыслов и приоритетов теоретизируемых возможностей развития личности и достижения личностью установленного уровня продуктивности;
- создание профессионально-образовательной среды для гарантированного уровня повышения качества использования теоретизации как технологии профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника;
- рейтинговые технологии самоорганизации успешности и конкурентоспособности личности.
Выделенные составляющие научной и дидактической теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника будут полезны в развитии личности в системе непрерывного образования и уточнении качества и уровня продуктивности профессионально-трудовых отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретизация в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника раскрывает перспективы создания нового научного и дидактического знания, позволяет раскрыть направленность развития личности и общества, определить новые средства профессиональной и педагогической деятельности.
В будущем нам будет необходимо создать программно-педагогическое сопровождение изучения основ и стимулирования активности личности к использованию теоретизации в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника.
78
Список литературы
1. Абакумова И. В. Символ в контексте психоаналитической и смысловой интерпретации / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, Е. А. Колтунова // Российский психологический журнал. - 2016. -Т. 13. - № 2. - С. 225-233.
2. Андреев А. С. Понятия «личность» и «личностный рост»: проблема дефиниции / А. С. Андреев // Гуманитарные науки. - 2018. - № 4 (44). - С. 49-54.
3. Андреев А. С. Смыслы личностного роста в контексте актуальных проблем человечества / А. С. Андреев // Гуманитарные науки. - 2019. - № 3 (47). - С. 142-148.
4. Асташова Н. А. Ресурсы диалогового образовательного пространства как основа организации поликультурного образования / Н. А. Асташова, С. К. Бондырева, О. Л. Жук // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - № 3. - С. 29-49.
5. Асташова Н. А. Позитивная образовательная среда как условие качества школьного образования / Н. А. Асташова, С. К. Бондырева, К. А. Черкасова // Мир образования - образование в мире. - 2018. - № 4 (72). - С. 48-58.
6. Балицкая Н. В. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования / Н. В., Балицкая Н. А. Козырев, О. А. Козырева // Вестник СевероКавказского федерального университета. - 2020. - № 3 (78). - С. 130-142.
7. Вишневский В. А. Проблемы формирования и реализации профессиональной компетентности педагога в условиях современного поликультурного образования / В. А. Вишневский, Т. В. Шушара // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-2. - С. 114-117.
8. Волошина Т. А. Принцип интеграции в формировании профессиональной компетентности учителя музыки / Т. А. Волошина, А. В. Глузман // Modem Science. - 2019. - № 10-2. - С. 248-252.
9. Гайдамашко И. В. Проблемы личной безопасности / И. В Гайдамашко. // Живая психология. -2014. - Т. 1. - № 1 (1). - С. 76-84.
10. Гайдамашко И. В. Психологические факторы эффективного управления кадровой работой научной организации / И. В. Гайдамашко, М. А. Войтикова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 4 (49). - С. 16-25.
11. Глузман А. В. Технология профессионально-педагогической подготовки студентов университета: системный подход / А. В. Глузман, А. А. Глузман // Гуманитарные науки. - 2019. - № 1 (45). -С. 43-57.
12. Горбунова Н. В. Теоретические аспекты технологизации образования / Н. В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - С. 100-103.
13. Иванова С. В. Стратегия развития образования как предмет междисциплинарного исследования / С. В. Иванова, В. В. Сериков // Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 3-12.
14. Иващенко И. И. Творчество как новый вектор эволюции в образовании / И. И. Иващенко, Т. В. Шушара // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 98-101.
15. Калимуллина О. А. Сущность социально-культурной среды дополнительного образования / О. А. Калимуллина, Л. А. Кучекеева, Н. В. Горбунова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 2. - С. 99-103.
16. Козырева О. А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника / О. А. Козырева // Вестник Мининского университета. -2020. - Т.8. - № 2. - С. 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-1.
17. Козырева О. А. Теоретизация в педагогике как объект научного поиска и научного исследования / О. А. Козырева // Гуманитарно-педагогическое образование. - 2019. - Т. 5. - № 2. - С. 116-123.
18. Морин С. В. Итоговая аттестация при реализации программ профессиональной переподготовки: требования, модели, результаты (педагогическое образование): учебное пособие / С. В. Морин, О. Я. Гутак, О. А. Козырева. - Москва: РУСАЙНС, 2019. 196 с. ISBN 978-5-4365-3998-0.
19. Пономарёва Е. Ю. Педагогическая рефлексия: факторы, условия, средства формирования / Е. Ю. Пономарёва // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 463465.
20. Сериков В. В. Проблема целостности образовательных систем / В. В. Сериков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3 (116). - С. 14-20.
79
21. Черный Е. В. Проектная деятельность в системе образования как философия свободы / Е. В. Черный // Гуманитарные науки. - 2018. - № 4 (44). - С. 11-17.
22. Черный Е. В. Психологическая культура гуманизации образования / Е. В. Черный // Гуманитарные науки. - 2017. - № 4 (40). - С. 11-18.
23. Шушара Т. В. Дополнительное образование: история и современность / Т. В Шушара., Я. Ю. Кузьменко, В. А. Сопова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 521. - С. 385-393.
24. Якса Н. В. Теоретико-методологические основы исследования поликультурности образовательного пространства Республики Крым / Н. В. Якса, О. А. Грива // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-2. - С. 270-273.
THEORETIZATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER AND SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL WORKER
Kozyreva O. A.
Novokuznetsk School (technical school) of the Olympic Reserve, Novokuznetsk
Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The concept of "theorizing" has been clarified in the constructs of the classical methodology (broad meaning, narrow meaning, local meaning) and in the constructs of innovative methodology (adaptive-productive meaning, functional-labor meaning, synergetic meaning). The types of theorization are distinguished (didactic theorization and scientific theorization). Models of theorization in the professional activity of teachers and scientific-pedagogical workers are presented. Disclosed at the conceptual level and the level of clarification of models of theorizing function in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker, the principles of theorization in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker, theorizing tendencies in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker. Theorizing functions in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker are universal tasks in the activity and scientific search and the meanings of substantiating the significance and use of ideas of scientific knowledge in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker. The principles of theorization in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker are defined as the main provisions that reveal the values and conditions for the successful formation of a science-based personality outlook. The tendencies of theorization in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker are, in the description of possibilities, systematically distinguished patterns of theorization in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker. Determined and substantiated in the choice of pedagogical conditions for improving the quality of the use of theorization as a technology of professional activity of teachers and scientific and pedagogical workers.
Keywords: theorization, technologization, culture of independent work of the individual, pedagogical methodology, pedagogical conditions, tendencies, principles, functions, models.
80
Ko3bipeBa O. A.
References
1. Abakumova I.V., Ermakov P.N. and Koltunova E.A., Symbol in the context of psychoanalytic and semantic interpretation, Russian psychological journal, 13, 2, 225 (2016).
2. Andreev A.S., The concept of "personality" and "personal growth": the problem of definition, Humanities, 4 (44), 49 (2018).
3. Andreev A.S., Meanings of personal growth in the context of urgent problems of mankind, Humanities, 3 (47), 142 (2019).
4. Astashova N.A., Bondyreva S.K. and Zhuk O.L., Resources of the dialogue educational space as the basis for the organization of multicultural education, Education and Science, 21, 3, 29 (2019).
5. Astashova N.A., Bondyreva S.K. and Cherkasova K.A., Positive educational environment as a condition for the quality of school education, World of education - education in the world, 4 (72), 48 (2018).
6. Balitskaya N.V., Kozyrev N.A. and Kozyreva O.A., Theorization of the success of the productive formation of personality in the system of continuous education, Bulletin of the North Caucasus Federal University, 3 (78), 130 (2020).
7. Vishnevsky V.A. and Shushara T.V., Problems of the formation and implementation of the professional competence of a teacher in the conditions of modern multicultural education, Problems of modern pedagogical education, 61-2, 114 (2018).
8. Voloshina T.A. and Gluzman A.V., The principle of integration in the formation of professional competence of a music teacher, Modern Science, 10-2, 248 (2019).
9. Gaidamashko I.V., Problems of personal security, Living psychology, 1, 1 (1), 76 (2014).
10. Gaidamashko I.V. and Voytikova M.A., Psychological factors of effective management of personnel work of a scientific organization, Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, 4 (49), 16 (2019).
11. Gluzman A.V. and Gluzman A.A., Technology of vocational-pedagogical training of university students: a systematic approach, Humanities, 1 (45), 43 (2019).
12. Gorbunova N.V., Theoretical aspects of technologization of education, Problems of modern pedagogical education, 60-2, 100 (2018).
13. Ivanova S.V. and Serikov V.V., Strategy of education development as a subject of interdisciplinary research, Pedagogy, 2, 3 (2017).
14. Ivashchenko I.I. and Shushara T.V., Creativity as a new vector of evolution in education, Problems of modern pedagogical education, 58-1, 98 (2018).
15. Kalimullina O.A., Kuchekeeva L.A. and Gorbunova N.V., The essence of the social and cultural environment of additional education, Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts, 2, 99 (2019).
16. Kozyreva O.A., Pedagogical modeling in the professional activity of a teacher and a scientific-pedagogical worker, Bulletin of Minin University, 8, 2, 1 (2020).
17. Kozyreva O.A., Theorization in pedagogy as an object of scientific research and research, Humanitarian and pedagogical education, 5, 2, 116 (2019).
18. Morin S.V., Gutak O.Ya. and Kozyreva O.A., Final certification in the implementation of professional retraining programs: requirements, models, results (pedagogical education): textbook, 196 p. (RUSAYNS, Moscow, 2019).
19. Ponomareva E.Yu., Pedagogical reflection: factors, conditions, means of formation, Problems of modern pedagogical education, 63-1, 463 (2019).
20. Serikov V.V., The problem of the integrity of educational systems, Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University, 3 (116), 14 (2017).
21. Cherny E.V., Project activities in the education system as a philosophy of freedom, Humanities, 4 (44), 11 (2018).
22. Cherny E.V., Psychological culture of humanization of education, Humanities, 4 (40), 11 (2017).
23. Shushara T.V., Kuzmenko Ya.Yu. and Sopova V.A., Additional education: history and modernity, Problems of modern pedagogical education, 52-1, 385 (2016).
24. Yaksa N.V. and Griva O.A., Theoretical and methodological foundations of the study of the multiculturalism of the educational space of the Republic of Crimea, Problems of modern pedagogical education, 61-2, 270 (2018).
81