УДК 37.01:378.046.4
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ТЕОРЕТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.Е. Григораш1, О.А. Угольникова1, А. С. Беланова2 E-mail: [email protected] 1Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, Россия 2Детско-юношеская спортивная школа № 3, Новокузнецк, Россия
Аннотация. Основы педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности позволяют выделить, определить и раскрыть составляющие теоретизации описываемого процесса и педагогического явления, уточнение которых может быть рассмотрено в контексте идей и смыслов теоретизируемого методологического подхода. Педагогическая методология раскрывает возможность выбора составляющих теоретизации в различных плоскостях современной педагогической науки. В традиционной педагогике и педагогической методологии выделяют при научном поиске и научной теоретизации три классических типа и детерминируемых смысла: широкий, узкий и локальный. В инновационной педагогической методологии определяют составляющие научной теоретизации через возможность их изучения и визуализации. К наиболее популярным относят: адаптивно-продуктивный, гуманистический, функционально-трудовой, здоровьесберегающий и прочие смыслы и подходы. Определены смыслы и методологические подходы, раскрывающие традиционный и инновационный пути теоретизации и управления качеством продуктивного развития личности. Выделены проблемы, сформулированы функции, обоснованы модели, обозначены принципы, отображены педагогические условия обеспечения качества и уточнены идеи и перспективы использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности.
Ключевые слова: теоретизация, технологизация, педагогические условия, моделирование, идеи, перспективы, принципы, функции, развитие
FUNDAMENTALS OF PEDAGOGICAL METHODOLOGY IN THEORETIZATION AND QUALITY MANAGEMENT OF PRODUCTIVE PERSONAL DEVELOPMENT:
PROBLEMS AND PROSPECTS
1 12 E.E. Grigorash , O.A. Ugolnikova , A.S. Belanova
E-mail: [email protected]
1Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russia
Children's and Youth Sports School No. 3, Novokuznetsk, Russia
Abstract. Foundations of pedagogical methodology in theorizing and managing the quality of productive development of personality make it possible to single out, define and reveal the components of theorization of the described process and pedagogical phenomenon, refinement of which can be considered in the context of the ideas and meanings of the theorized methodological approach. Pedagogical methodology reveals the possibility of choosing the components of theorization in various planes of modern pedagogical science. In traditional pedagogy and pedagogical methodology, in scientific research and scientific theorization, three classically types and determinable meanings are distinguished - broad, narrow and local. In innovative pedagogical methodology, various components of scientific theorization are determined through the possibility of studying and visualizing certain components of scientific and pedagogical knowledge. The most popular are adaptive-productive, humanistic, functional-labor, health-preserving and other meanings and approaches. The meanings and methodological approaches that reveal the traditional and innovative ways of theorizing and managing the quality of productive development of an individual are determined. The problems of using pedagogical
methodology in theorizing and managing quality of a person's productive development are highlighted. The functions of using pedagogical methodology in theorizing and managing quality of a person's productive development have been formulated. The models of use of pedagogical methodology in theorization and quality management of the productive development of an individual are grounded. The principles of the use of pedagogical methodology in theorization and quality management of the productive development of the individual are outlined. The pedagogical conditions for ensuring quality of pedagogical methodology application in theorizing and managing the quality of productive development of an individual are displayed. The ideas and perspectives of using pedagogical methodology in theorizing and managing the quality of productive development of an individual are clarified.
Keywords: theorization, technologization, pedagogical conditions, modeling, ideas, perspectives, principles, functions, development
Введение
Педагогическое выявление проблем и их решение в согласованном выборе методов, средств, форм и технологий профессиональной деятельности педагогов и тренеров определяются через идеи и подходы современной педагогической методологии в различных плоскостях теоретизации и уточнения направленности развития личности и общества, в его уникальных связях, продуктах развития и управления.
Педагогическая методология [1 - 3] в унификации и объективизации идей управления качеством развития личности в социально, образовательно и профессионально гибких условиях самоорганизации и коррекции составляющих научной теоретизации раскрывает различные уровни и типы постановки и решения задач детерминации и визуализации основ научного знания.
Многомерность возможностей использования классической и инновационной педагогической методологии в описании наукосообразного развития раскрывает целостность постановки и реализации компонентов научно-педагогической деятельности в осмысленном выборе перспектив развития идей и моделей решения проблем развития и управления в современной системе непрерывного образования [4 - 7].
Представление идей о частно-предметных возможностях использования современной педагогической методологии могут быть выделены в научно-педагогическом знании [8 - 12], которое используется в объяснении и уточнении корректности, объективности, достоверности, надежности, гибкости и перспективности решения задач интегративного развития личности, системного развития общества и педагогического управления всеми выделяемыми процедурами и процессами в гуманистически целесообразной среде.
Основы педагогической методологии в тео-ретизации и управлении качеством продуктивного развития личности могут быть уточнены и скорректированы с учетом выделения тех или иных условий научного поиска, целостность которого может быть раскрыта в идее соблюдения нормального распределения способностей и
здоровья, то есть корректность использования следующих методологических подходов: адаптивно-продуктивного, адаптивно-игрового, ре-продуктивно-продуктивного, креативно-продуктивного, гуманистического, здоровьесберегаю-щего и многих других [13 - 26].
Основы педагогической методологии в тео-ретизации и управлении качеством продуктивного развития личности могут быть отражены в идее интеграции и возрастосообразности развития личности [27 - 30], универсальность выделенной тенденции научного осмысления продуктивных решений задач развития личности и ее самореализации раскрывается через образование, науку, искусство, культуру и спорт.
Педагогическое моделирование [31 - 35] и научная теоретизация [36 - 38] определяют направленность уточнения идей и методологических подходов. Все выше выделенные компоненты решения задач развития и управления качеством развития личности и согласованных действий в унифицированной системе осмысления и коррекции качества использования научного поиска и научного познания в педагогике как науке гарантируют уникальное понимание значимости современной философско-методологической подготовки педагогов и тренеров в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
Корректность составляющих и продуктов тео-ретизации системного уточнения направленности и продуктивности задач научного поиска могут быть раскрыты в контексте примеров [39 - 44] теоретизации успешного использования культурологически целесообразного выбора того или иного вида решения задач развития личности.
Цель работы - обоснование и уточнение значимости и перспективности использования основ педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности.
Материалы и методы
Основы педагогической методологии в тео-ретизации и управлении качеством продуктив-
ного развития личности определяются через системность и поливариативность уточнения и коррекции моделей и условий научного знания, воспроизводимость и целостность использования которого выделены в системе социализации и самореализации личности в возрастосообраз-ной деятельности и общении.
Педагогическая методология раскрывает возможность выбора составляющих теоретиза-ции в различных плоскостях современной педагогической науки, выделяя единство моделей и методологических подходов традиционной и инновационной педагогической методологии. Следует использовать целостность и интеграцию в качестве механизмов управления и самоорганизации качества продуктивного решения задач развития и управления.
В традиционной педагогике и педагогической методологии при научном поиске и теоре-тизации выделяют три классических типа и детерминируемых смысла: широкий, узкий и локальный.
Широкий смысл раскрывает макроуровневое построение моделей и способов решения проблем развития и управления в педагогике. Узкий смысл позволяет выделить и использовать мезо-уровневое построение моделей и способов решения проблем развития и управления в педагогике. Локальный смысл направляет внимание на ситуативность и синхронность микроуровневого построения моделей и способов решения проблем развития и управления в педагогике.
В инновационной педагогической методологии можно использовать адаптивно-продуктивный, гуманистический, функционально-трудовой, здоровьесберегающий смыслы и подходы.
Одноименные смыслы и подходы определяют целостность представлений и решений задач моделирования, теоретизации и реализации выделяемых способов и технологий представления условий задач и согласованного, корректного отображения получаемых результатов научного поиска и научно-педагогической деятельности.
Результаты и обсуждение
Теоретизация процесса продуктивного использования педагогической методологии (в тео-ретизации и управлении качеством продуктивного развития личности) будет осуществлена в контексте выделения и описания составляющих научного поиска и представления составляющих педагогического моделирования и научной тео-ретизации через представление проблем, функций, моделей, принципов использования рассматриваемой педагогической методологии.
Составляющие проблемы использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности:
- макроуровневые и полиуровневые способы построения условий и задач научного поиска и визуализации оптимальных возможностей научного познания;
- ситуативность, корректность и микроуров-невый приоритет использования основ научного поиска и научного познания;
- диалектический и синергетический механизм и техники постановки и решения задач развития и управления педагогическими процессами в гуманистически целесообразных средах;
- профессионализм педагогов и включенность в систему непрерывного образования всех субъектов гуманистически целесообразных сред;
- объективность, достоверность, гибкость, надежность, перспективность использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности и пр.
Функции использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности - ценностно-смысловые способы представления системности идей и решений задач использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности.
Выделяют следующие функции:
- наукосообразность, гибкость, перспективы определения и решения задач научного поиска и научного познания;
- определение новых ресурсов и продуктов научного поиска и научного познания в деятельности педагога и тренера;
- стимулирование к развитию и продуцированию востребованных ресурсов профессиональной деятельности и функционирование социальных и образовательных институтов;
- синергетическая корректность и диалектическая устойчивость в уточнении моделей и технологий развития социально востребованных продуктов и ресурсов антропосреды;
- гибкость, объективность, достоверность и целесообразность в управлении качеством тео-ретизации и персонифицированно-продуктивного развития личности;
- гуманизация и технологизация использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности.
Модели использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством
продуктивного развития личности - идеализируемое и уточняемое знание, гарантирующее целостное понимание изучаемого явления в структуре использования педагогической методологии (в описываемой теоретизации).
Рассматривают следующие модели использования педагогической методологии в теоретиза-ции и управлении качеством продуктивного развития личности:
- адаптивно-игровая;
- адаптивно-целевая;
- адаптивно-конструктивная;
- адаптивно-продуктивная;
- репродуктивно-продуктивная;
- креативно-продуктивная;
- интегративно-перспективная;
- системно-смысловая;
- тактико-стратегическая;
- мотивационно-целевая;
- системно-деятельностная;
- инновационная;
- подлинно научная.
Принципы использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности - основные положения, регламентирующие возможности и успешно реализуемые технологии формирования ценностей и смыслов использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности.
Принципы:
- надежность, объективность, целесообразность, перспективность;
- достоверность, точность, целостность, системность, научность;
- последовательность, универсальность, ясность, четкость, вариативность;
- цикличность, технологизация, теоретиза-ция, модификация, визуализация;
- единство традиционного и инновационного в создании новых решений и знаний;
- синхронность, дополняемость, синергети-ческая и диалектическая гибкость;
- непрерывность и универсальность педагогической методологии.
Педагогические условия обеспечения качества использования педагогической методологии - совокупность ограничений и приоритетов, выполнение которых гарантирует повышение эффективности управления процессом обеспечения качества использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности.
Педагогические условия обеспечения качества использования педагогической методологии следующие:
- обеспечение должного уровня качества непрерывного образования педагогов и тренеров;
- популяризация проектной и продуктивной деятельности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;
- повышение уровня профессионализма личности в системно-профессиональном самовыражении и сотрудничестве, самоактуализации и самоутверждении;
- стимулирование качества профессионального труда работников системы непрерывного образования и спорта;
- технологизация и теоретизация составляющих научного поиска и научного познания в объективизации потребностей субъектов антропологически обусловленных отношений;
- гуманизация и формирование культуры здоровья в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях;
- мониторинг успешности и продуктивности решения задач обеспечения качества использования педагогической методологии.
Идеи использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности - ценностно-смысловые способы решения проблем и задач повышения эффективности и управляемости процессом использования такой методологии.
Перспективы использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности - уникально выделяемые и оптимально теоретизируемые типы, способы и модели решения проблем использования такой педагогической методологии.
Выводы
Основы педагогической методологии в тео-ретизации и управлении качеством продуктивного развития личности в будущем будут раскрыты в разработке технологии оценки качества и мониторинга владения и использования основ профессионально-деятельностной, социально-педагогической и методологической культуры личности в системе непрерывного образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сериков В.В. Методология педагогики: состояние и направления развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 4 (70). С. 62 - 66.
2. Крежевских О.В. Нелинейное высшее образование: методология, закономерности и возможность внедрения в практику // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 48 - 56.
3. Малякова Н.С. Педагогическая антропология как методология организации образовательной практики в современной школе // Человек и образование. 2020. № 2 (63). С. 51 - 55.
4. Байлук В.В. Диалектическая методология как средство развития креативности педагогов и студентов // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 31 - 44.
5. Галустов Р.А., Степаненко В.К. Методология исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в общеобразовательном учреждении // Технолого-экономическое образование. 2021. № 14. С. 56 - 59.
6. Карлышев В.М., Казарина А.С., Миронова
B.М. Новая парадигма и методология в оздоровительной работе с человеком в современных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 1 (191).
C. 111 - 119.
7. Юрьев А.Б., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация и технологизация как процессы, ресурсы и продукты современного образования и педагогической науки // Вестник Российской международной академии туризма. 2021. № 1. С. 85 - 89.
8. Даниленкова В.А. Методология формирования экологической безопасности образовательной среды вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 1 (51). С. 159 - 161.
9. Кобзарь Т.К., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогические конструкты и педагогические конструкторы в изучении и исследовании основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 2. С. 111 - 118. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-2-111-118
10. Перминов Е.А., Тестов В.А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 6. С. 9 - 30.
11. Динер Е.В., Лопатина Н.В. Единое цифровое пространство знаний в формировании национального культурного кода личности: методология проектирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6 (98). С. 130 - 138.
12. Прикот О.Г. Методология выбора стратегии развития пространства повышения квалификации педагогических работников в регионе
// Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 4 - 12.
13. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическая поддержка в системе непрерывного образования как основа адаптивно-продуктивного развития личности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 5 (80). С. 145 - 154.
14. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник СевероКавказского федерального университета.
2020. № 3 (78). С. 130 - 142.
15. Гапиенко Т.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогическая поддержка и фасилитация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 5 - 10.
16. Клименко И.С. Методология профессионального развития педагога: синергетический подход // Педагогическое образование на Алтае. 2020. № 2. С. 67 - 71.
17. Козырева О.А. Адаптивно-акмепедагогичес-кий подход как конструкт и условие оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 375 - 379. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2019.48.373
18. Козырева О.А. Теоретико-методологическое обеспечение адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования // Гуманитарные науки. 2019. № 4 (48). С. 72 - 79.
19. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическая поддержка и научное донорство в адаптивно-продуктивном развитии личности в системе непрерывного образования // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика.
2021. Т. 31. № 1. С. 94 - 107. https://doi.org/ 10.35634/2412-9550-2021-31-1-94-107
20. Кривенцов А.Л. Проблема спортивных способностей: методология изучения и условия развития их структуры в спортивной деятельности // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2-1. С. 373 - 390.
21. Резер Т.М. Методология организации профессионального обучения граждан старшего возраста: общая концепция // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 4. С. 11 - 42.
22. Туманова Т.Н., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогическая поддержка как модель и продукт педагогической деятельности и непрерывного образования // Вестник Кемеровско-
го государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 25 - 30.
23. Усольцева С.Л. Формирование нравственности студентов средствами физической культуры (методология, теория, методы и средства) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 474 - 478.
24. Чудинова С.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогические условия оптимизации моделирования основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 1. С. 21 - 28. https://doi.org/10.21306/2542-1840-2019-3-1-21-28
25. Шибаева Н.Н., Комякова И.В., Козырева О.А. Методология и модели обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагога в образовательной организации // Педагогическое образование на Алтае. 2020. № 2. С. 101 - 106.
26. Юрьев А.Б., Фастыковский А.Р., Козырев Н.А. Профессиональная поддержка личности как метод и технология современного непрерывного образования // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2021. № 2 (83). С. 204 - 213.
27. Козырева О.А. Теоретизация идей продуктивного возрастосообразного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Ак-муллы. 2020. № 3 (56). С. 58 - 66.
28. Чигишев Е.А., Козырев Н.А., Козырева О.А. Модели и методология теоретизации и формирования успешности личности студента училища олимпийского резерва в спорте, науке, образовании // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 226 - 234. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-2-226-234
29. Логачева Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Проектирование и реализация возможностей повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 91 - 101. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-91-101
30. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Дидактическая инженерия как методология организации автоматизированной учебной деятельности //
Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 9 - 24.
31. Гутак О.Я., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как метод и технология продуктивно-инновационного решения задач профессионально-педагогической деятельности // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2019. № 5 (74). С. 154 - 162.
32. Киргуева Ф.Х., Тотоонова М.Х. Современные представления о моделировании в педагогике // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 404.
33. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-1
34. Козырева О.А., Козырев Н.А., Коновалов С.В. Педагогическое моделирование и педагогические конструкты в формировании культуры самостоятельной работы личности // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 9. С. 177 - 181.
35. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 72 - 86.
36. Юрьев А.Б., Козырев Н.А., Козырева О.А. Основы сопоставительного анализа в контексте использования дидактической и научной теоретизации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 1 (82). С. 200 - 211.
37. Козырева О.А. Теоретизация в педагогике как объект научного поиска и научного исследования // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. Т. 5. № 2. С. 116 - 123.
38. Козырева О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 1. С. 3.
39. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Информационная культура в структуре адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 6 (81). С. 169 - 181.
40. Кошелев А.А., Быкова А.А., Козырева О.А. Проблемы и перспективы формирования культуры самостоятельной работы обучаю-
щегося образовательной организации // Вестник Российской международной академии туризма. 2020. № 4. С. 104 - 108.
41. Маринич Н.В., Козырев Н.А., Шевченко Р.А. Культура профессиональной деятельности личности: детерминанты и модели // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 4. С. 11 - 19.
42. Пожаркин Д.И., Казанцева Н.А., Козырева О.А. Теоретизация качества и технологиза-ция развития личности в спортивно-образовательной среде // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 4. С. 4280 - 4290. https://doi.org/10.20-913/2618-7515-2020-4-12
43. Селиванова Е.Г., Никитин А.Г., Оршанская Е.Г. Управление деятельностью инструкторов-методистов и тренеров в спортивной организации как социально-профессиональная проблема // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 2 (83). С. 174 - 184.
44. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Методология правового воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 377 - 381.
© 2021 г. Е.Е. Григораш, О.А. Угольникова,
А.С. Беланова Поступила 1 июня 2021 г.