Научная статья на тему 'ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ФУТБОЛА В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ, МОДЕЛИ И ТЕОРЕТИЗАЦИЯ'

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ФУТБОЛА В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ, МОДЕЛИ И ТЕОРЕТИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / ТЕОРЕТИЗАЦИЯ / ФУТБОЛ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушнов А. Н., Угольникова О. А., Ежуров И. Р.

Современные условия развития социально-образовательного пространства и успешность реализации идей о продуктивности возрастосообразной и профессиональной деятельности определяют технологии активизации внимания на проблемах здоровья людей, основы управления уровня достижений личности и общества. Процесс теоретизации популяризации футбола в социально-образовательном пространстве уникален и значим в развитии культуры самоопределения и самоактуализации личности, сотрудничестве и самовыражении в возрастосообразной и профессиональной деятельности. В теоретизации процесса популяризации футбола в социально-образовательном пространстве рассматриваются целостные, структурно-организационные элементы (виды, проблемы, модели, принципы, тенденции, функции, методы, средства, формы, технологии). Проблемы популяризации как активного способа представления возможностей вовлечения личности в процесс социально значимого развития раскрывают через противоречия и несоответствия. Виды популяризации футбола в социально-образовательном пространстве определяют в авторской типологии этих видов. Теоретизированные и уточненные понятия и типология моделей процесса популяризации футбола в социально-образовательном пространстве определяют в различных плоскостях социально и профессионально востребованного знания о природе и роли футбола как избранного вида спорта и направления досуга. Качество популяризации футбола в социально-образовательном пространстве уточняют через использование методов, средств и форм популяризации футбола. Выделение методов, средств и форм популяризации футбола раскрывают перспективность моделирования и использования технологии популяризации футбола. Ценностно-смысловая направленность теоретизации процесса популяризации футбола определена в выделенных принципах и функциях популяризации. Моделирование и теоретизация продуктивных решений задач и проблем популяризации футбола определены на технологическом уровне в педагогической технологии на системно-функциональном (в педагогических условиях) обеспечении качества популяризации футбола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушнов А. Н., Угольникова О. А., Ежуров И. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION OF FOOTBALL IN THE SOCIAL AND EDUCATIONAL SPACE: PROBLEMS, MODELS AND THEORIZATION

Modern conditions of social and educational environment development and the success of implementation of ideas of productivity in age-appropriate and professional activities determine technologies for attracting attention to the problems of public health and management of individual and social achievements. The process of theorization of football popularization in social and educational environment is unique and significant in development of culture of self-determination and self-actualization of an individual, cooperation and self-expression in age-appropriate and professional activities. In theorizing of the process of football popularization in social and educational environment, integral, structural and organizational elements (types, problems, models, principles, trends, functions, methods, means, forms, technologies, etc.) are considered. The problems of popularization as an active way of presenting possibilities of involving an individual in the process of socially significant development are revealed through contradictions and inconsistencies. Types of popularization of football in social and educational environment are determined in the author's typology of types of popularization of football. Theorized and refined concepts and typology of models of the process of football popularization in social and educational environment are determined in various planes of socially and professionally demanded knowledge about the nature and role of football as a chosen sport and leisure. Quality of football popularization in social and educational environment is specified through the use of methods, means and forms of football popularization. The highlighted methods, means and forms of football popularization reveal the perspectives of modeling and use of football popularization technology. The value-semantic orientation of the theorization of the process of football popularization is defined in the distinguished principles and functions of football popularization in social and educational environment. Modeling and theorization of productive solutions to problems of football popularization are defined at the technological level in pedagogical technology, at the system-functional level - in the pedagogical conditions of ensuring quality of football popularization.

Текст научной работы на тему «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ФУТБОЛА В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ, МОДЕЛИ И ТЕОРЕТИЗАЦИЯ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 37.01:378.046.4

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ФУТБОЛА В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ, МОДЕЛИ И ТЕОРЕТИЗАЦИЯ

1 12 А. Н. Ушнов , О. А. Угольникова , И. Р. Ежуров

1Сибирский государственный индустриальный университет (Россия, 654007, Кемеровская обл. -

Кузбасс, Новокузнецк, ул. Кирова, 42)

2Детско-юношеская спортивная школа № 3 (Россия, 654038, Кемеровская обл. - Кузбасс, Новокузнецк,

ул. Климасенко, 16/4)

Аннотация. Современные условия развития социально-образовательного пространства и успешность реализации идей о продуктивности возрастосообразной и профессиональной деятельности определяют технологии активизации внимания на проблемах здоровья людей, основы управления уровня достижений личности и общества. Процесс теоретизации популяризации футбола в социально-образовательном пространстве уникален и значим в развитии культуры самоопределения и самоактуализации личности, сотрудничестве и самовыражении в возрастосообразной и профессиональной деятельности. В теоретизации процесса популяризации футбола в социально-образовательном пространстве рассматриваются целостные, структурно-организационные элементы (виды, проблемы, модели, принципы, тенденции, функции, методы, средства, формы, технологии). Проблемы популяризации как активного способа представления возможностей вовлечения личности в процесс социально значимого развития раскрывают через противоречия и несоответствия. Виды популяризации футбола в социально-образовательном пространстве определяют в авторской типологии этих видов. Теоретизированные и уточненные понятия и типология моделей процесса популяризации футбола в социально-образовательном пространстве определяют в различных плоскостях социально и профессионально востребованного знания о природе и роли футбола как избранного вида спорта и направления досуга. Качество популяризации футбола в социально -образовательном пространстве уточняют через использование методов, средств и форм популяризации футбола. Выделение методов, средств и форм популяризации футбола раскрывают перспективность моделирования и использования технологии популяризации футбола. Ценностно -смысловая направленность теоретизации процесса популяризации футбола определена в выделенных принципах и функциях популяризации. Моделирование и теоретизация продуктивных решений задач и проблем популяризации футбола определены на технологическом уровне в педагогической технологии на системно-функциональном (в педагогических условиях) обеспечении качества популяризации футбола.

Ключевые слова: популяризация, теоретизация, футбол, технологизация, педагогические условия, моделирование, социально-образовательное пространство

Для цитирования. Ушнов А.Н., Угольникова О.А., Ежуров И.Р. Популяризация футбола в социально-образовательном пространстве: проблемы, модели и теоретизация // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2021. № 3 (37). С. 45 - 53.

POPULARIZATION OF FOOTBALL IN SOCIO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PROBLEMS, MODELS AND THEORETIZATION

1 12 A. N. Ushnov1, O. A. Ugolnikova1, I. R. Ezhurov2

1Siberian State Industrial University (42 Kirova Str., Novokuznetsk, Kemerovo Region - Kuzbass 654007,

Russian Federation)

2Children's and Youth Sports School No. 3 (16/4 Klimasenko Str., Novokuznetsk, Kemerovo Region - Kuzbass

654038, Russian Federation)

Abstract. Modern conditions of social and educational environment development and the success of implementation of ideas of productivity in age-appropriate and professional activities determine technologies for attracting attention to the problems of public health and management of individual and social achievements. The process of theorization of football popularization in social and educational environment is unique and significant in development of culture of self-determination and self-actualization of an individual, cooperation and self-expression in age-appropriate and professional activities. In theorizing of the process of football popularization in social and educational environment, integral, structural and organizational elements (types, problems, models, principles, trends, functions, methods, means, forms, technologies, etc.) are considered. The problems of popularization as an active way of presenting possibilities of involving an individual in the process of socially significant development are revealed through contradictions and inconsistencies. Types of popularization of football in social and educational environment are determined in the author's typology of types of popularization of football. Theorized and refined concepts and typology of models of the process of football popularization in social and educational environment are determined in various planes of socially and professionally demanded knowledge about the nature and role of football as a chosen sport and leisure. Quality of football popularization in social and educational environment is specified through the use of methods, means and forms of football popularization. The highlighted methods, means and forms of football popularization reveal the perspectives of modeling and use of football popularization technology. The value-semantic orientation of the theorization of the process of football popularization is defined in the distinguished principles and functions of football popularization in social and educational environment. Modeling and theorization of productive solutions to problems of football popularization are defined at the technological level in pedagogical technology, at the system-functional level - in the pedagogical conditions of ensuring quality of football popularization.

Keywords: popularization, theorization, football, technologization, pedagogical conditions, modeling, social and educational environment

For citation: Ushnov A.N., Ugolnikova O.A., Ezhurov I.R. Popularization of football in the social and educational space: problems, models and theorization. Bulletin of SibSIU. 2021. № 3 (37), p. 45-53. (In Russ.).

Введение

Популяризация футбола в социально-образовательном пространстве является важным элементом и продуктом технологизации развития индустрии здоровьесберегающих технологий и оздоравливающего эффекта позитивного обогащения внутреннего мира личности, включенной в процесс захватывающей игры футбольной команды. Популярность классического и дистанционного просмотра игр, программ по анализу различных составляющих оценки качества игр (стратегической, тактической, командно-групповой) является одним из механизмов управления уровнем вовлеченности личности в процесс принятия футбола в качестве ресурса социализации и самореализации, психорелаксации и психокоррекции.

Основы теоретизации футбола в управлении уровнем и качеством возрастосообразной деятельности личности могут быть выделены через призму идей соответствия популяризации и всестороннего анализа возможностей развития личности в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности [1 - 4].

Успешность и продуктивность личности могут быть рассмотрены в русле идей общепедагогического [5 - 7] и частно-предметного уточнения [7 - 10] как механизмы управления и само-

организации уровня развития личности в обществе и общества с личностью, целостность и всесторонность которых определяют через модели системного анализа направленности и перспективности продуктивного поиска и самоорганизации.

Своевременность уточнения и теоретизации проблем, моделей, методов, форм и технологий популяризации футбола в социально-образовательном пространстве могут быть выделены в плоскости микро-, мезо-, макроуровневого моделирования и теоретизации [11 - 14], качество которых будет определено через различные направления интеграции образования, спорта и науки.

Общепедагогические основы теоретизации как процесса наукосообразного решения задач развития и управления [15 - 18] позволяют выделять и системно использовать основы научных поиска и познания в решении задач создания новых знания и средств решения проблем профессиональной и педагогической деятельности. В системе интегративного понимания и представления составляющих научно-педагогических теорий как продуктов научной и дидактической теоретизации, основ общей [19 -22] и частно-предметной педагогических методологий [23 - 28] выделяют и оптимально представляют продукты теоретизации и технологи-

зации изучения, уточнения, системного описания возможностей популяризации футбола в социально-образовательном пространстве. Они определяют целостность социально ориентированного знания в позитивном обогащении внутреннего мира и в субъектно-деятельностной основе самовыражения и самоактуализации личности через возрастосообразные формы и перспективы развития и самосовершенствования. В выделенном русле идей наиболее популярными определяются технологии поддержки [6, 28 -32], фасилитации [6, 32] мультисредовых и гуманистических идей развития личности [5, 7, 13, 14, 23, 25, 26, 28], адаптивно-продуктивных возможностей развития личности [28, 30, 33, 34] (в том числе хобби-терапия, использование научного донорства).

Общая теория футбола и теоретизация процесса популяризации футбола в социально-образовательном пространстве будут осуществлены в системе моделей и положений, детерминированных в работах [35 - 42].

Целью настоящей работы является изучение, уточнение, системное описание возможностей и теоретизации процесса популяризации футбола в социально-образовательном пространстве.

Материалы и методы

Основы системного уточнения качества и составляющих процесса популяризации футбола в социально-образовательном пространстве определяются через применение методов научно-исследовательской деятельности в спектре классического теоретического и инновационного использования идей и способов постановки и решения проблем научного познания, уточнения и системного обобщения выделенных моделей, технологий и продуктов теоретизации, успешности социального выбора футбола в качестве ресурса оздоровления и акмепедагогического, возрастосообразного становления.

Методология популяризации футбола в социально-образовательном пространстве будет раскрыта через системно-смысловые и мультикуль-турные основы интеграции образования, спорта и науки [23, 25, 26, 28] в моделировании гуманистически целесообразных сред и принятии тождественного переноса в качестве механизма управления уровнем развития инновационного потенциала образовательной и спортивной организации. Это отражает потребность и перспективы популяризации футбола в социально-образовательном пространстве.

Результаты и обсуждение

Целостность описания и уточнения возможностей популяризации футбола в социально-

образовательном пространстве отражает уровень системно-смыслового и гносеолого-герменевтического понимания значимости и перспективности самоопределения и самоактуализации личности, сотрудничества и самовыражения в возрастосооб-разной и профессиональной деятельности.

Согласованность и корректность интегратив-ного использования теоретизации, моделирования и организации возрастосообразной деятельности личности позволит подойти к проблемам популяризации футбола в социально-образовательном пространстве, продукты и решения которых рассматриваются через выделяемые виды, модели, функции, принципы, закономерности, тенденции, методы, средства, формы, технологии).

Под проблемами популяризации как активного способа представления возможностей вовлечения личности в процесс социально значимого развития будем понимать противоречия и несоответствия, системно представляющие процесс и перспективность организации педагогически целесообразного процесса, определяющего уровень и качество достижений личности и общества в определенном направлении и способе представления данных о развитии и управлении.

Проблемы популяризации футбола в социально-образовательном пространстве - несоответствия и противоречия, отражающие подлинную природу развития личности в футболе и востребованность его в качестве идеи и технологии социализации и самореализации личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности.

Проблемы популяризации футбола в социально-образовательном пространстве определим между:

- уровнем развития личности и направленностью ее оздоровления через физкультурно-спортивные виды деятельности;

- материальным обеспечением личности и системно-смысловым одобрением психорелаксации личности через различные направления физкультурно-спортивной деятельности;

- согласованностью и корректностью возрас-тосообразного развития личности в футболе и перспективностью метода и технологии хобби-терапии через футбол;

- доступности футбола как избранного вида физкуль-турно-спортивной деятельности и надежности оценки результатов продуктивного решения задач развития личности в выделенной плоскости теоретизации и технологизации уровня успешности и продуктивности.

Виды популяризации футбола в социально-образовательном пространстве - однозначно определяемые способы и направления реализации идей популяризации футбола в социально-

образовательном пространстве, отображающие целостное понимание системного мышления и научного познания в области теоретизации развития личности через футбол как командный вид спорта и целостное управление уровнем командного решения задач и проблем продуктивного самовыражения через футбол.

Виды популяризации футбола в социально-образовательном пространстве:

- классическая;

- целевая;

- системно-смысловая;

- адаптивно-игровая;

- мотивационно-организационная;

- возрастосообразная;

- профессиональная;

- инновационная;

- подлинно научная.

Под моделями популяризации футбола в социально-образовательном пространстве будем понимать идеально создаваемое знание, определяющее качество принятия футбола как направление социализации и самореализации.

Модели популяризации футбола в социально -образовательном пространстве:

- адаптивная;

- гносеологическая;

- синергетическая;

- перспективно-целевая;

- тактико-стратегическая;

- классическая;

- инновационная;

- подлинно научная.

Согласованность и уникальность теоретизации и технологизации популяризации футбола в социально-образовательном пространстве уточняют и системно обобщают через наукосообраз-ное и перспективно-целевое использование методов, средств и форм популяризации футбола.

Методы популяризации футбола - пути и способы целостного решения задач «хочу, могу, надо, есть» в уникальном принятии опыта социализации и самореализации личности через занятия футболом как избранным видом возрасто-сообразной деятельности и направлении досуга (психорелаксации).

Средства популяризации футбола - идеальные и материальные продукты развития антро-посреды и ноосферы, позволяющие обеспечить качество игры в футбол на различном уровне технологизации и теоретизации наукосообраз-ного выбора и научного знания.

Формы популяризации футбола - организационные мероприятия, на которых осуществляют комплексную возрастосообразную оценку возможности футбола в качестве направления досуга или самореализации.

Перспективность моделирования и использования технологии популяризации футбола отражается в согласованном выделении и оптимальном понимании значимости системного использования методов, форм и средств популяризации футбола.

В структуре научного поиска и продуктивного решения проблем ценностно-смысловая направленность популяризации футбола может быть определена в выделенных принципах и функциях популяризации футбола в социально-образовательном пространстве.

Под принципами популяризации футбола в социально-образовательном пространстве будем понимать системно выделяемые положения и конструкты самоорганизации успешности формирования ценностей и смыслов популяризации футбола как избранного направления социализации и самореализации, социально и персонифицированно детализируемого направления релаксации и хобби-терапии.

Принципы популяризации футбола в социально-образовательном пространстве:

- доступность футбола в качестве средства и технологии самовыражения и самоактуализации;

- интеграция и системное регулирование возможностей развития в возрастосообразной и профессиональной деятельности через футбол;

- цикличность и синхронность обновления структуры и содержания, направленность и перспективность развития футбола как избранного вида спорта, важного направления профессиональной деятельности, направления досуга (психорелаксации);

- своевременность и универсальность уточнения и коррекции составляющих перспективно-целевого и тактико-стратегического планирования в развитии личности через футбол и управление качеством развития команды футболистов;

- объективность и перспективность технологизации и унификации идей гуманизма и продуктивности в футболе;

- информационная пропаганда здорового образа жизни и персонифицированного учета потребностей в зрелищности физкультурно-спортивных мероприятий;

- культуросообразность развития личности через футбол и доминирование идей гуманизма в определении перспектив развития личности и общества;

- мотивация личности к самопознанию и самоактуализации в возрастосообразной деятельности;

- обеспечение должного уровня качества профессионализма в модели развития личности через футбол.

Под функциями популяризации футбола в социально-образовательном пространстве будем понимать системно выделяемые особенности и продукты теоретизации качества решения задач популяризации футбола в социально-образовательном пространстве как идеи и смысл оптимизации уровня продуктивности, гуманизма, успешности, конкурентоспособности.

Функции популяризации футбола в социально-образовательном пространстве следующие:

- целостность представления составляющих научного познания и решения задач «хочу, могу, надо,есть»;

- наукосообразное и целевое уточнение корректности и целесообразности развития личности через футбол;

- гибкость и гуманизм в унификации и управлении качеством формирования социального знания;

- приоритетный, профильный и системно-смысловой поиск наиболее гибко трансформируемой модели развития личности в социуме;

- синергетическая корректность и ясность в уточнении условий развития личности в футболе.

Выделенные составляющие теоретизации процесса популяризации футбола определяют основы для целостного понимания значимости идей опыта развития личности через социально пропагандируемые и детализируемые виды деятельности, обеспечивающие корректность и направленность формирования основ социализации и самореализации в возрастосообразном выборе, научном познании и трансляции социального знания.

Выводы

Теоретизация и технологизация популяризации футбола определяются значимыми явлениями и продуктами научного поиска и опыта целостного развития личности через футбол.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конеева Е.В. Популяризация физической культуры и спорта среди молодежи // Человеческий капитал. 2020. № 8 (140). С. 200212.

2. Слепцова Т.В. Популяризация ценностей спорта средствами современных масс-медиа // Физкультурное образование Сибири. 2020. № 1 (43). С. 77-80.

3. Чубуков В.А. Футбол - это мир, мечта. Страсть, друг! // Физическая культура в школе. 2019. № 3. С. 57-63.

4. Козырева О.А. Теоретизация идей продуктивного возрастосообразного становления личности в системе непрерывного образо-

вания // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2020. № 3 (56). С. 58-66.

5. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева ОА. Тео-ретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3 (78). С.130-142.

6. Гапиенко ТА., Козырев НА., Митькина Е.В. Педагогическая поддержка и фасилитация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018.№ 2. С. 5-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Коновалов С.В., Козырев НА., Козырева ОА. Профессионализм личности как универсальная категория современного образования // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47).

С. 334-343. https://doi. org/10.25683/VOLBI.2019.47.203

8. Абраамян А.А., Овчинников Ю.Д. Мини-футбол как одно из направлений школьного спорта // Психология человека и общества.

2019. № 4 (9). С. 5-11.

9. Гаврилов С.М. Пляжный футбол как средство физического воспитания студентов высшего учебного заведения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

2020. № 1 (179). С. 67-70.

10. Чернов Г.В., Горбачева О.А. Футбол как средство формирования личности подростков // Автономия личности. 2020. № 2 (22). С.95-98.

11. Бекоева М.И. Совершенствование процесса технологизации системы управления образованием // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53 (9). С. 73-78.

12. Киргуева Ф.Х., Тотоонова М.Х. Современные представления о моделировании в педагогике // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 404.

13. Козырева ОА. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-1

14. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 72-86.

15. Юрьев А.Б., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация и технологизация как процес-

сы, ресурсы и продукты современного образования и педагогической науки // Вестник РМАТ. 2021. № 1. С. 85-89.

16. Козырева О.А. Теоретизация в педагогике как объект научного поиска и научного исследования // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. Т. 5. № 2. С. 116-123.

17. Козырева О.А. Теоретизация как технология и конструкт развития личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 4 (73). С. 146-155.

18. Козырева О.А. Теоретизация как технология и продукт системы непрерывного образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2019. № 3. С. 101-110. https://doi.org/10.29025/1994-7720-2019-3-101-110

19. Сериков В.В. Методология педагогики: состояние и направления развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 4 (70). С. 62-66.

20. Байлук В.В. Диалектическая методология как средство развития креативности педагогов и студентов // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 31-44.

21. Динер Е.В., Лопатина Н.В. Единое цифровое пространство знаний в формировании национального культурного кода личности: методология проектирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6 (98). С.130-138.

22. Карлышев В.М., Казарина А.С., Миронова В.М. Новая парадигма и методология в оздоровительной работе с человеком в современных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта 2021. № 1 (191). С. 111-119.

23. Казанцева Н.А., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация возможностей управления качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 105-113. https://doi. org/10.20310/ 1810-0201-2020-25-188-105-113

24. Кривенцов А.Л. Проблема спортивных способностей: методология изучения и условия развития их структуры в спортивной деятельности // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2 (1). С. 373-390.

25. Логачева Н.В., Козырев НА., Козырева О.А. Проектирование и реализация возможностей повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные

науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 91-101. https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2019-24183-91-101

26. Пожаркин Д.И., Казанцева Н.А., Козырева О.А. Теоретизация качества и технологиза-ция развития личности в спортивно-образовательной среде // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 4. С. 4280-4290. https://doi.org/10.20-913/2618-7515-2020-4-12

27. Усольцева С.Л. Формирование нравственности студентов средствами физической культуры (методология, теория, методы и средства) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 474-478.

28. Чигишев Е.А., Козырев Н.А., Козырева О.А. Модели и методология теоретизации и формирования успешности личности студента училища олимпийского резерва в спорте, науке, образовании // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 226-234. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-2-226-234

29. Юрьев А.Б., Фастыковский А.Р., Козырев Н.А. Профессиональная поддержка личности как метод и технология современного непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 2 (83). С. 204-213.

30. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическая поддержка и научное донорство в адаптивно-продуктивном развитии личности в системе непрерывного образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 1. С. 94-107. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2021 -311-94-107

31. Козырев НА., Юрьев А.Б., Шибаева Н.Н. Профессиональная поддержка педагогов в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2021. № 1 (58). С. 70-78.

32. Юрьев А.Б., Шибаев И.А., Козырев Н.А. Фасилитация в деятельности научно-педагогических работников и руководителей учреждений системы непрерывного образования // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2021. № 1 (58). С. 114-122.

33. Козырева О.А. Использование дидактических погремушек в современной системе непрерывного образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия.

Психология. Педагогика. 2020. Т. 30. № 4. С.463-469.

34. Козырева О.А. Хобби-терапия в профессиональной поддержке педагога в системе непрерывного образования // Вестник СевероОсетинского государственного университета. 2021. № 1. С. 73-79.

35. Исмиянов В.В., Рыбина Л.Д. Зимние клюш-кование и футбол как средство спортивной социализации и развития личностных качеств обучающихся сирот в иркутской области // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3 (193). С. 164-167.

36. Назаренко Л.Д., Колесник И.С. Футбол как социальный спортивно-культурный феномен // Теория и практика физической культуры. 2018. № 11. С. 57-58.

37. Наркевич-Йодко М.С., Емелин В.Н. Футбол как средство физического воспитания студентов специальных медицинских групп // Культура физическая и здоровье. 2019. № 3 (71). С. 145-147.

38. Плотникова И.И., Кудрявцев М.Д., Сухини-на К.В. Модернизация учебной деятельности на основе опережающего подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы на примере обучения игре в футбол // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60 (2). С. 283-287.

39. Железнов Н.Н., Пономарёв В.В., Левицкая А.Н., Железнова Е.Н. Фитнес-футбол в физическом воспитании студенток вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 1. С. 25-27.

40. Каргаполова Е.В., Каргаполов С.В., Дулина Н.В., Миронова Ю.Г. Футбол в социокультурном пространстве студенчества (на примере юга России) // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 47-49.

41. Каргаполова Е.В., Кошкин А.П., Дулина Н.В., Давыдова Ю.А. Футбол в структуре социального капитала современной молодежи: региональный аспект // Теория и практика физической культуры. 2020. № 6. С.18-20.

42. Шапинская Е.Н. Футбол как феномен современной массовой культуры // Спортивно-педагогическое образование. 2018. № 1-2. С.175-182.

REFERENCES

1. Koneeva E.V. Popularization of physical culture and sports among youth. Chelovecheskii kapital. 2020, no. 8 (140), pp. 200-212. (In Russ).

2. Sleptsova T.V. Popularization of the values of sport by means of modern mass media. Fizkul'turnoe obrazovanie Sibiri. 2020, no. 1 (43), pp. 77-80. (In Russ.).

3. Chubukov V.A. Football is a world, a dream. Passion, friend! Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2019, no. 3, pp. 57-63. (In Russ.).

4. Kozyreva O.A. Theorization of ideas of productive age-appropriate personal development in the system of lifelong education. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. M. Akmully. 2020, no. 3 (56), pp. 58-66. (In Russ.).

5. Balitskaya N.V., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Theorization of the success of productive formation of an individual in the system of lifelong education. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020, no. 3 (78), pp. 130-142. (In Russ.).

6. Gapienko T.A., Kozyrev N.A., Mit'kina E.V. Pedagogical support and facilitation in the development model of a student in the system of lifelong education. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2018, no. 2, pp. 5-10. (In Russ.).

7. Konovalov S.V., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Personal professionalism as a universal category of modern education. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2019, no. 2 (47), pp. 334-343. (In Russ.). https://doi.org/10.25683/VOLBI. 2019.47.203

8. Abraamyan A.A., Ovchinnikov Yu.D. Minifootball as one of the directions of school sports. Psikhologiya cheloveka i obshchestva.

2019, no. 4 (9), pp. 5-11.

9. Gavrilov S.M. Beach soccer as a mean of physical education for university students. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta.

2020, no. 1 (179), pp. 67-70. (In Russ.).

10. Chernov G.V., Gorbacheva O.A. Football as a mean of shaping personality of adolescents. Avtonomiya lichnosti. 2020, no. 2 (22), pp. 95-98. (In Russ.).

11. Bekoeva M.I. Improving process of technologization of the education management system. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016, no. 53 (9), pp. 73-78. (In Russ.).

12. Kirgueva F.Kh., Totoonova M.Kh. Modern ideas of modeling in pedagogy. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015, no. 3, pp. 404. (In Russ.).

13. Kozyreva O.A. Pedagogical modeling in professional activity of a teacher and a scientific and pedagogical worker. Vestnik Mininskogo universiteta. 2020, vol. 8, no. 2, pp. 1. (In

Russ.). https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2020-8-2-1

14. Konovalov S.V., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Theoretical and methodological possibilities of using pedagogical modeling in the system of pedagogical and engineering education. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2019, vol. 29, no. 1, pp. 72-86. (In Russ.).

15. Yur'ev A.B., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Theorization and technologization as processes, resources and products of modern education and pedagogical science. Vestnik RMAT. 2021, no. 1, pp. 85-89. (In Russ.).

16. Kozyreva O.A. Theorization in pedagogy as an object of scientific search and study. Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2019, vol. 5, no. 2, pp. 116-123. (In Russ.).

17. Kozyreva O.A. Theorization as a technology and construct of personal development in the system of continuous education. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta.

2019, no. 4 (73), pp. 146-155. (In Russ.).

18. Kozyreva O.A. Theorization as a technology and product of the system of lifelong education. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2019, no. 3, pp. 101110. (In Russ.). https://doi.org/10.29025/1994-7720-2019-3-101-110

19. Serikov V.V. Methodology of pedagogy: state and directions of development. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2020, no. 4 (70), pp. 62-66. (In Russ.).

20. Bailuk V.V. Dialectic methodology as a means of developing creativity of teachers and students. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii.

2020, no. 6, pp. 31-44. (In Russ.).

21. Diner E.V., Lopatina N.V. Integral digital space of knowledge in the formation of the national cultural code of an individual: design methodology. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i isskusstv. 2020, no. 6 (98), pp. 130-138. (In Russ.).

22. Karlyshev V.M., Kazarina A.S., Mironova V.M. New paradigm and methodology in health-improving work with a person in modern conditions. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021, no. 1 (191), pp. 111119. (In Russ.).

23. Kazantseva N.A., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Theorization of the possibilities of managing quality of the individual involvement in sport and educational environment of the CYSS. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. Tambov. 2020, vol. 25, no. 188, pp. 105-113. (In Russ.).

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2020-25188-105-113

24. Kriventsov A.L. The problem of sports abilities: methodology of study and conditions of development of their structure in sports activities. Pedagogicheskii zhurnal. 2020, vol. 10, no. 2 (1), pp. 373-390. (In Russ.).

25. Logacheva N.V., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Design and implementation of opportunities for improving quality of self-realization and personal cooperation in sports and educational environment. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. Tambov. 2019, vol. 24, no. 183, pp. 91-101. (In Russ.). https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2019-24183-91-101

26. Pozharkin D.I., Kazantseva N.A., Kozyreva O.A. Theorization of quality and technologiza-tion of personal development in sports and educational environment. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2020, vol. 10, no. 4, pp. 4280-4290. (In Russ.). https://doi.org/ 10.20-913/2618-7515-2020-4-12

27. Usol'tseva S.L. Formation of students' morality by means of physical culture (methodology, theory, methods and means). Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020, no. 4 (182), pp. 474-478. (In Russ.).

28. Chigishev E.A., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Models and methodology of theorizing and formation of personal success of a student in school of the Olympic reserve in sports, science, education. Vestnik Udmurtskogo univer-siteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2019, vol. 29, no. 1, pp. 226-234. (In Russ.). https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-2-226-234

29. Yur'ev A.B., Fastykovskii A.R., Kozyrev N.A. Professional personal support as a method and technology of modern continuous education. Vest-nik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2021, no. 2 (83), pp. 204-213. (In Russ.).

30. Konovalov S.V., Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Pedagogical support and scientific sharing in the adaptive-productive development of the personality in system of lifelong education. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2021, vol. 31, no. 1, pp. 94-107. (In Russ.). https://doi. org/10.35634/2412-9550-2021 -311-94-107

31. Kozyrev N.A., Yur'ev A.B., Shibaeva N.N. Professional support for teachers in the system of continuing education, professional and labor relations. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. M. Akmully. 2021, no. 1 (58), pp. 70-78. (In Russ.).

32. Yur'ev A.B., Shibaev I.A., Kozyrev N.A. Facilitation in work of scientific and pedagogical workers and heads of institutions of the lifelong education system. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. M. Akmully. 2021, no. 1 (58), pp. 114122. (In Russ.).

33. Kozyreva O.A. The use of didactic rattles in modern system of lifelong education. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2020, vol. 30, no. 4, pp. 463-469. (In Russ.).

34. Kozyreva O.A. Hobby therapy in professional support of a teacher in the system of lifelong education. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021, no. 1, pp. 7379. (In Russ.).

35. Ismiyanov V.V., Rybina L.D. Winter clubbing and football as means of sports socialization and development of personal qualities of orphans in the Irkutsk region. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021, no. 3 (193), pp. 164-167. (In Russ.).

36. Nazarenko L.D., Kolesnik I.S. Football as social sports and cultural phenomenon. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2018, no. 11, pp. 57-58. (In Russ.).

37. Narkevich-Iodko M.S., Emelin V.N. Football as means of physical education for students of special medical groups. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2019, no. 3 (71), pp. 145-147. (In Russ).

38. Plotnikova I.I., Kudryavtsev M.D., Sukhinina K.V. Modernization of educational activities based on proactive approach in physical education of primary school students on the example of teaching to play football. Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018, no. 60 (2), pp. 283-287. (In Russ.).

39. Zheleznov N.N., Ponomarev V.V., Levitskaya A.N., Zheleznova E.N. Fitness football in physical education of female university students. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obra-zovanie, trenirovka. 2021, no. 1, pp. 25-27. (In Russ).

40. Kargapolova E.V., Kargapolov S.V., Dulina N.V., Mironova Yu.G. Football in the students socio-cultural space (on the example of the south of Russia). Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2019, no. 9, pp. 47-49. (In Russ.).

41. Kargapolova E.V., Koshkin A.P., Dulina N.V., Davydova Yu.A. Football in structure of social capital of modern youth: regional aspect. Teor-

iya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2020, no. 6, pp. 18-20. (In Russ.). 42. Shapinskaya E.N. Football as a phenomenon of contemporary mass culture. Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2018, no. 1-2, pp. 175-182. (In Russ.).

Сведения об авторах

Александр Николаевич Ушнов, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Сибирский государственный индустриальный университет

ORCID: 0000-0001-5061-1107 E-mail: [email protected]

Ольга Александровна Угольникова, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания, Сибирский государственный индустриальный университет ORCID: 0000-0002-6503-9120 E-mail: [email protected]

Игорь Раимович Ежуров, тренер, Детско-юношеская спортивная школа № 3 ORCID: 0000-0002-8512-0268 E-mail: [email protected]

Information about the authors

Alexander N. Ushnov, Senior Lecturer, Department of Physical Education, Siberian State Industrial University

ORCID: 0000-0001-5061-1107 E-mail: [email protected]

Olga A. Ugolnikova, Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Physical Education, Siberian State Industrial University ORCID: 0000-0002-6503-9120 E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Igor R. Ezhurov, coach, Children and youth sports school number 3 ORCID: 0000-0002-8512-0268 E-mail: [email protected]

© 2021 г. А.Н. Ушнов, О.А. Угольникова,

И.Р. Ежуров Поступила в редакцию 29.06.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.