_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 613+61:378
Натарова Анастасия Алексеевна
ст. преподаватель ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Васильева Мария Васильевна
ассистент ВГМУ им. Н.Н. Бурденко г. Воронеж, РФ E-mail: [email protected]
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация.
В данной статье рассмотрена проблема состояния здоровья студенческой молодежи. Показаны факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья студентов, и необходимость разработки организационных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов.
Ключевые слова:
студенты, здоровье, профессиональное образование, питание, образ жизни.
Здоровье молодежи является приоритетным направлением деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья, так как именно от него будет зависеть общий уровень популяционного здоровья населения страны в обозримой исторической перспективе. Студенты представляют собой особую производственную группу населения определенного возраста, которая характеризуется специфическими условиями труда и жизни. В высшем учебном заведении студенты за период обучения подвергаются воздействию целого ряда как неспецифических, так и специфических факторов, способных оказать влияние на состояние их здоровья. Неблагоприятное влияние на их состояние здоровья оказывают: перегрузка учебными занятиями, несоблюдение режима дня, недостаточная двигательная активность, вредные привычки, нарушение питания, санитарного режима [1,2,3,4,6].
Продолжительность учебного дня студентов составляют от 10 часов до 14 часов, что приводит к снижению продолжительности сна (менее 7 часов) [3]. До 50% студентов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления. Самый высокий уровень общей тревожности наблюдается у студентов в начале семестра, что может быть связано с появлением в расписании новых предметов [8].
Одним из факторов риска отрицательного воздействия на здоровье является нарушение режима и характера питания студенческой молодежи. Результаты, проведенные в медицинском университете им. Н.Н. Бурденко показывают, что питание студентов нерегулярное (50 %), со сниженной общей суточной калорийности пищи, связанное с недостатком углеводов и жиров. Прослеживается недостаточное поступление кальция, фосфора, цинка, селена, дефицит витаминов С, Д, А [3,5].
По данным исследования физической активности студентов медиков, лишь 11 % активно занимаются спортом и 30% - физкультурой [4]. Прослеживается возрастание распространенности вредных привычек от 1 к 5 курсу среди студентов-медиков - курения с 6 до 19%, употребления алкогольных напитков с 50 до 73%, употребления наркотических веществ (с 2 до 6%) [3].
При изучении гигиенических условий обучения студентов немаловажное место занимает состояние микроклимата аудиторных помещений. Санитарно-гигиенические исследования установили, что уже после первой лекции содержание углекислого газа в аудиториях увеличивается в 5-15 раз по сравнению с нормой. Это в свою очередь снижает работоспособность, возникают головные боли, недомогание, чувство общего утомления [7].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
Таким образом, издержки в организации учебной деятельности студентов отрицательно сказываются на их образе жизни, что приводит к ухудшению состояния здоровья и обуславливают высокую заболеваемость среди студенческой молодежи. Поэтому необходимо разрабатывать организационные меры и специальные программы, направленные на сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи.
Список использованной литературы:
1. Есауленко И.Э. Концептуальные основы охраны здоровья и повышения качества жизни учащейся молодежи региона/ И.Э. Есауленко, В.И. Попов, А.А. Зуйкова, Т.Н. Петрова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013 -797 с.
2. Мелихова Е.П., Либина И.И., Губина О.И., Натарова А.А. Особенности оценки здоровья студентов при обучении в медицинском вузе. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2010. Т.9 № 4. - С. 809-812.
3. Мелихова Е.П. Гигиеническая оптимизация процесса обучения студентов медицинского вуза: автореферат дисс. канд. биологических наук / Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана. Москва, 2010.
4. Мелихова Е.П., Губина О.И. Сравнительная оценка состояния здоровья студентов медицинского вуза / Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С.193-195
5. Мелихова Е.П., Натарова А.А., Васильева М.В. Гигиеническая оценка фактического питания студентов медицинского вуза / Символ науки. 2016. № 3-2. С. 178-180.
6. Попов В.И., Колесникова Е.Н., Петрова Т.Н. Здоровье учащейся молодежи: подходы к оценке и совершенствованию/ Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014. № 58. - С. 60-63.
7. Толоконникова Е.П., Попов В.И. Оценка влияния микроклимата помещений на состояние работоспособности студентов/Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2009. Т. 8. № 4. С. 951-954.
8. Толоконникова Е.П., Попов В.И. Оценка ситуативной тревожности у студентов при обучении в медицинском вузе / Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2009. № 5. С. 61-64.
© Натарова А.А., Васильева М.В., 2016
УДК 616.24-002
Николаевский Евгений Николаевич
Доктор медицинских наук, профессор, ФГОУ ВПО "Самарский ГУПС", г. Самара, РФ E-mail: [email protected]
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ОСЛОЖНЕНИЙ ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ ПНЕВМОНИИ ТЯЖЕЛОГО ТЕЧЕНИЯ
Аннотация
В статье представлена разработанная программа диагностики осложнений внебольничной пневмонии тяжелого течения в многопрофильном стационаре.
Ключевые слова
Диагностика, осложнения, внебольничная пневмония тяжелого течения.