^I^CTiipfe [ЩсшгГйЩ)
УДК 616/618:378(470.324-201)
ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ г. ВОРОНЕЖА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
А. А. Рогачев, Т. Е. Фертикова
Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко
В статье представлены результаты исследования и сравнительного анализа заболеваемости студентов вузов г Воронежа с 2010 по 2015 гг в условиях применения современных здоровьесберегающих технологий. Изучена взаимосвязь объективных данных по заболеваемости студентов с субъективной оценкой собственного здоровья методом анкетирования.
Ключевые слова: заболеваемость, здоровье студентов, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии. DOI 10.19163/1994-9480-2017-3(63)-118-121
DYNAMICS OF MORBIDITY AMONG VORONEZH STUDENTS IN TERMS OF HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES
A. A. Rogachev, T. E. Fertikova
The N. N. Burdenko Voronezh State Medical University, Voronezh
The article presents the results of an investigation and comparison of morbidity among Voronezh students between 2010 and 2015 and focuses on the application of modern health-preserving technologies. We studied the relationship between objective data on the morbidity among students and self-reported health assessment questionnaires. Key words: morbidity, students' health, a healthy lifestyle, health-preserving technologies.
Здоровье каждого человека не только его благо, но и необходимое условие роста производительности труда, экономической мощи страны, благосостояния народа [1]. Ухудшение здоровья детей и подростков в последние десятилетия способствовало формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи, определяющей интеллектуальный потенциал и развитие России [2, 3, 5].
В сложившейся ситуации важнейшей социальной задачей высшей школы становится охрана здоровья студентов, формирование у них мотивационно-ценност-ных установок на здоровый образ жизни (ЗОЖ) [6, 7, 8]. В связи с этим в современный образовательный процесс активно вводятся здоровьесберегающие программы и проекты [4, 9], в частности, в ВГМУ с 2011 г. функционирует социальная Программа по формированию ЗОЖ у студентов и сотрудников, основой которой стал «Центр здоровья».
Необходимость оценки эффективности здоровьесберегающих мероприятий на уровне вузов определила цель исследования - анализ показателей общей и первичной заболеваемости студентов, а также заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) студентов трех вузов города Воронежа: Воронежского государственного медицинского университета (ВГМУ), Воронежского государственного университета инженерных технологий (ВГУИТ) и Воронежского государственного архитектурно-строительного университета (ВГАСУ); сопоставление полученных данных с показателями субьек-тивной оценки собственного здоровья обучающимися вузов.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования проведен ретроспективный анализ динамики и структуры общих и специальных показателей заболеваемости студентов г. Воронежа; отдельно обучающихся в ВГМУ, ВГУИТ и ВГАСУ за период с 2010 по 2015 гг. Были использованы данные официальной государственной статистической отчетности: «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения» (форма 12), «Отчет о причинах заболеваемости с временной утратой трудоспособности» (форма 16-ВН); учетные формы первичной медицинской документации: медицинская карта студента (форма 025-3/у), справка о временной нетрудоспособности студентов (форма 095/у). Рассчитывались относительные показатели, характеризующие распространенность признаков на 1000 (100) человек.
Также по разработанной анкете было опрошено 894 студента первых трех курсов, из них 303 студента ВГМУ, 301 студент ВГУИТ и 290 студентов ВГАСУ. Анкета включала в себя группу вопросов по оценке состояния собственного здоровья и факторов, его определяющих. При анализе цифрового материала рассчитывали стандартное распределение Стьюдента с вычислением показателей: М - средняя арифметическая, ст - среднеквадратическое отклонение, m - ошибка средней арифметической, t - критерий Стьюдента. Достоверность различий определялась по стандартной таблице Стьюдента с учетом величины выборки (n), достоверными считали различия в значениях при t > 2,0; р < 0,05. Все расчеты проводились с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
За исследуемый период, с 2010 по 2015 гг., общая заболеваемость обучающихся вузов г. Воронежа снизилась на 44,3 % с 666,9 до 371,5 случаев на 1000 студентов. При этом заболеваемость студентов ВГМУ с 2011 г (начало действия здоровьесберегающей программы в ВГМУ) по 2015 г снижалась наиболее быстрыми темпами по сравнению с другими вузами -в 1,9 раз (рис. 1).
Первичная заболеваемость обучающихся вузов г. Воронежа в динамике за исследуемый период показала устойчивое снижение на 37,5 % с 351 до 219,4 случаев на 1000 студентов (рис. 2). Наиболее значительное снижение первичной заболеваемости студентов отмечено в ВГМУ - с 2011 по 2015 гг. показатель снизился в 1,76 раза.
Распределение классов болезней в структуре общей заболеваемости студентов вузов всех профилей за период с 2010 по 2015 гг. показывает, что ведущей патологией являются болезни органов дыхания (38,5 %). 2-е место с большим отставанием занимают болезни глаза и его придаточного аппарата (10,8 %), на 3-м - болезни мочеполовой системы (10,2 %).
Распределение классов болезней в структуре первичной заболеваемости обучающихся вузов всех профилей за исследуемый период показывает, что ведущей патологией из всех вновь выявляемых случаев являются болезни органов дыхания (59,2 %). 2-е место занимают болезни мочеполовой системы (9,4 %), 3-е -болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (7,3 %).
ЗВУТ студентов всех вузов г. Воронежа за период с 2010 по 2014 гг. снижалась, как в днях нетрудоспособности, так и в числе случаев, с незначительным подъемом показателей в 2015 г. (рис. 3).
В днях нетрудоспособности ЗВУТ снизилась в 1,9 раз с 50,5 в 2010 г. до 26,7 на 100 обучающихся в 2015 г. В числе случаев нетрудоспособности ЗВУТ также снизилась в 1,9 раз с 7,8 в 2010 г. до 4,1 на 100 обучающихся в 2015 г. Из трех сравниваемых вузов наиболее выраженное снижение ЗВУТ зафиксировано в ВГМУ -в днях нетрудоспособности заболеваемость на 100 обучающихся за исследуемый период снизилась в 2,1 раза (с 71,7 в 2010 г. до 34,9 в 2015 г.), во ВГУИТ наблюдалось снижение в 1,8 раза (с 56,8 в 2010 г. до 31,2 в 2015 г.) и во ВГАСУ - в 1,4 раза (с 45,5 в 2010 г. до 31,5 в 2015 г.). В количестве случаев временной нетрудос-
Рис. 1. Динамика общей заболеваемости по данным обращаемости студентов вузов г. Воронежа
(на 1000 студентов)
Первичная •заболеваемость
ВГМУ
2010 г 2011 г 2012 г 2013г 2014г 2015г
Рис. 2. Динамика первичной заболеваемости по данным обращаемости студентов вузов г Воронежа
(на 1000 студентов)
Рис. 3. Динамика заболеваемости с временной утратой трудоспособности студентов вузов г Воронежа
(на 100 студентов)
пособности на 100 обучающихся наиболее выраженное снижение отмечено также в ВГМУ - в 2,2 раза (с 13,4 в 2010 г. до 6,0 в 2015 г.), во ВГУИТ зафиксировано снижение в 2 раза (с 8,3 в 2010 г. до 4,2 в 2015 г.) и во ВГАСУ - в 1,2 раза (с 6,0 в 2010 г. до 5,0 в 2015 г.).
Средняя продолжительность одного случая временной нетрудоспособности студентов имеет разнонаправленную динамику по вузам. Наиболее стабильная динамика наблюдается в ВГМУ, так как на протяжении исследуемого периода средняя продолжительность одного случая временной нетрудоспособности студентов этого вуза существенно не менялась, во ВГАСУ же в 2012 г. зафиксировано резкое повышение данного показателя (на 1,9 дня по отношению к предыдущему году), во ВГУИТ с 2010 г. по 2012 г. средняя продолжительность одного случая временной нетрудоспособности снижалась, а далее, вплоть до 2015 г., данный показатель только увеличивался.
В структуре ЗВУТ (по дням нетрудоспособности) студентов г. Воронежа к 2015 г. первые ранговые места заняли болезни органов дыхания (68,4 %), травмы и отравления (15,9 %).
По результатам анкетирования 10,7 % студентов ВГАСУ оценили собственное здоровье как «отличное», 62,6 % - как «хорошее», 23,5 % - как «удовлетворительное» и 3,2 % - как «плохое»; студенты ВГУИТ оценили собственное здоровье следующим образом: 8,6 % - на «отлично», 50,8 % - на «хорошо», 37,2 % -на «удовлетворительно» и 3,4 % - как «плохое»; лишь 2,6 % студентов ВГМУ оценили свое здоровье как «отличное», 44,3 % - как «хорошее», 50,8 % - как «удовлетворительное» и 2,3 % - как «плохое».
При субъективной оценке состояния здоровья в динамике были получены следующие данные: с начала обучения в вузе здоровье улучшилось у 17 % студентов ВГАСУ, 8,7 % обучающихся ВГУИТ и 4,6 % респондентов ВГМУ; существенно не изменилось у 59,3 % студентов ВГУИТ, 54,7 % обучающихся ВГАСУ и 41,3 % респондентов ВГМУ; ухудшилось у 50,2 % студентов ВГМУ, 28,7 % обучающихся ВГУИТ и 23,9 % респондентов ВГАСУ. Среди обучающихся ВГМУ боль-
ше студентов, у которых состояние здоровья с начала их обучения в вузе ухудшилось по сравнению с респондентами ВГАСУ и ВГУИТ, различия статистически значимы [(50,2 ± 5,7) % против (23,9 ± 5) % и (28,7 ± 5,2) % соответственно, р < 0,05].
Организацию пропаганды ЗОЖ студенты оценили следующим образом: 25,8 % обучающихся ВГМУ и около 15 % студентов ВГАСУ и ВГУИТ считают, что она организована на высшем уровне; 53,6 % студентов ВГМУ, 42,7 % респондентов ВГАСУ и 29,1 % обучающихся ВГУИТ оценили уровень организации пропаганды как «средний»; 21,5 % студентов ВГМУ, 42,7 % респондентов ВГАСУ и 56,1 % обучающихся ВГУИТ считают, что пропаганда ЗОЖ организована слабо или вообще не организована. При этом количество студентов, выбравших вариант ответа «вообще не организована», больше во ВГУИТ и ВГАСУ по сравнению с ВГМУ, различия статистически значимы [(20,5 ± 4,7) % и (12,8 ± 3,9) % против (3,6 ± 2,2) % соответственно, р < 0,05].
64,6 % студентов ВГМУ, 47,1 % обучающихся ВГАСУ и 28,9 % респондентов ВГУИТ отмечают, что учатся в вузах «Здорового образа жизни». При этом в ВГМУ по сравнению с ВГАСУ и ВГУИТ больше студентов, считающих, что именно их учебное заведение достойно звания вуза «Здорового образа жизни», различия статистически значимы [(64,6 ± 5,6) % против (47,1 ± 6) % и (28,9 ± 5,4) % соответственно, р < 0,05].
Установлено, что уровень заболеваемости студентов ВГМУ выше аналогичного показателя обучающихся ВГУИТ и ВГАСУ. Эти данные согласуются с результатами анкетирования, так как студенты-медики наиболее критично оценили состояние собственного здоровья. Однако именно студенты медицинского университета лучше оценили пропаганду ЗОЖ и внедрение здоровь-есберегающих технологий в образовательный процесс.
При анализе общей и первичной заболеваемости студентов вузов за период 2010-2015 гг. выявлена устойчивая положительная динамика. Заболеваемость обучающихся ВГМУ характеризуется более высокими показателями по сравнению со студентами ВГУИТ и ВГАСУ за период 2010-2014 гг. Тем не менее, заболеваемость
I^mpfö ©©СаГГГМЩ
студентов ВГМУ снижалась к 2015 г. более высокими темпами. В 2015 г впервые общая заболеваемость студентов ВГМУ становится ниже аналогичного показателя обучающихся ВГУИТ. Заболеваемость студентов ВГАСУ среди обучающихся трех вузов наименьшая, однако и темпы ее снижения за 2010-2015 гг. были ниже, что согласуется с данными анкетирования, по которым во ВГАСУ больше всего студентов, определивших свое здоровье как «отличное» и «хорошее» [10]. Положительная динамика ЗВУТ студентов отмечена во всех вузах, причем наиболее существенна в ВГМУ. Закономерен вывод о взаимосвязи положительной динамики всех видов заболеваемости студентов ВГМУ с внедрением и активным функционированием социальной Программы по формированию ЗОЖ у студентов и сотрудников ВГМУ, принятой в 2011 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная Программа по формированию ЗОЖ у студентов и сотрудников ВГМУ, принятая в 2011 г., на практике исправляет сложную ситуацию, связанную с более высокой по сравнению с другими вузами заболеваемостью студентов ВГМУ. Так, за 5 лет существования Программы достигнуто наиболее быстрое снижение уровня заболеваемости студентов ВГМУ. Показатели заболеваемости студентов-медиков достигли среднего уровня заболеваемости студентов по г. Воронежу в 2015 г. Данный проект показал себя в качестве действенного инструмента в пропаганде ЗОЖ среди студентов и формировании здоровьесберегающего образовательного пространства, что подтверждают данные анкетирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхов И.П. Оценка состояния здоровья студентов высших учебных заведений города Красноярска / И.П. Артюхов, Д.С. Каскаева // Сибирское медицинское обозрение. -2014. - № 6 (90). - С. 61-64.
2. Блинова Е.Г. Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений / Е.Г. Блинова, В.Р. Кучма // Гигиена и санитария. - 2012. -№ 1. - С. 35-40.
3. Кожевникова Н.Г Роль факторов риска образа жизни в формировании заболеваемости студентов / Н.Г. Кожевникова // Земский врач. - 2011. - № 6. - С.13-17.
4. Концептуальные основы охраны здоровья и повышения качества жизни учащейся молодежи региона / И.Э. Есаулен-ко, В.И. Попов, А.А. Зуйкова, Т.Н. Петрова. - Воронеж: ИПЦ Научная книга, 2013. - 797 с.
5. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни студенческой молодежи / Н.В. Соколова, В.И. Попов, С.И. Алферова, И.Г. Артюхова, А.Г. Кварацхелия // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2013. - № 32 (91). - С. 130-134.
6. Особенности оценки здоровья студентов при обучении в медицинском вузе / Е.П. Мелихова, И.И. Либина, О.И. Губи-
на, А.А. Натарова // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2010. - Т. 9, № 4. - С. 809-812.
7. Попов В.И. Здоровье учащейся молодежи: подходы к оценке и совершенствованию / В.И. Попов, Е.Н. Колесникова, Т.Н. Петрова // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2014. - № 58. - С. 60-63.
8. Проскурякова Л.А. Оценка заболеваемости, физического здоровья студентов и формирование самосохранитель-ного поведения / Л.А. Проскурякова, Т.В. Бурнышева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012. - № 3. - С. 15-17.
9. Фертикова Т.Е. Проблемы питания и двигательной активности студентов / Т.Е. Фертикова, А.А. Рогачев // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 9. -С. 476-478.
10. Фертикова Т.Е. Гигиенические аспекты здоровья и качества жизни студенческой молодежи вузов / Т.Е. Фертико-ва, А.А. Рогачев // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=24766 (дата обращения: 20.09.2016).
REFERENCES
1. Artjuhov I.P. Ocenka sostojanija zdorov'ja studentov vysshih uchebnyh zavedenij goroda Krasnojarska [Assessment of the health status of students of higher educational institutions of the city of Krasnoyarsk] Sibirskoe medicinskoe obozrenie. 2014, no6 (90), S. 61-64 (In Russ.)
2. Blinova E.G. Osnovy social'no-gigienicheskogo monitoringa uslovij obuchenija studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Fundamentals of socio-hygienic monitoring of the conditions of education of students of higher educational institutions] Gigiena i sanitarija. 2012, no1, S. 35-40 (In Russ.)
3. Kozhevnikova N.G. Rol' faktorov riska obraza zhizni v formirovanii zabolevaemosti studentov [The role of lifestyle risk factors in the formation of the incidence of students ] Zemskij vrach. 2011, no6, S.13-17(In Russ.)
4. Konceptual'nye osnovy ohrany zdorov'ja i povyshenija kachestva zhizni uchashhejsja molodezhi regiona Voronezh: IPC Nauchnaja kniga, 2013. 797 s.
5. Kompleksnyj podhod k gigienicheskoj ocenke kachestva zhizni studencheskoj molodezhi. Bjulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo centra Sibirskogo otdelenija Rossijskoj akademii medicinskih nauk. 2013, no3-2(91), S. 130-134.
6. Osobennosti ocenki zdorov'ja studentov pri obuchenii v medicinskom vuze Sistemnyj analiz i upravlenie v biomedicinskih sistemah. 2010. T. 9, no4, S. 809-812.
7. Popov V.I. Zdorov'e uchashhejsja molodezhi: podhody k ocenke i sovershenstvovaniju [Health of young students: approaches to assessment and improvement] Nauchno-medicinskij vestnik Central'nogo Chernozemja. 2014. no58, S. 60-63 (In Russ.)
8. Proskurjakova L.A. Ocenka zabolevaemosti, fizicheskogo zdorov'ja studentov i formirovanie samosohranitel'nogo povedenija [Assessment of morbidity, physical health of students and the formation of self-protective behavior] Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2012, no3, S. 15-17 (In Russ.)
9. Fertikova T.E. Problemy pitanija i dvigatel'noj aktivnosti [Problems of nutrition and motor activity of students] Uspehi sovremennogo estestvoznanija. 2015, no9, S. 476-478.
10. Fertikova T.E. Gigienicheskie aspekty zdorov'ja i kachestva zhizni studencheskoj molodezhi vuzov [Hygienic aspects of health and quality of life of university students] Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2016, no3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24766 (data obrashhenija: 20.09.2016).
Контактная информация
Рогачев Анатолий Алексеевич - аспирант кафедры общей гигиены, Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко, e-mail: [email protected]