идеи подводит школьников к мысли о том, что счастье заключается не в том, чтобы копить и купить, а в том, чтобы принести пользу другим людям, коллективу, сделать этот мир добрее и лучше. Постановка таких сложных моральных вопросов возможна исключительно в ходе текстуального изучения произведения. В повести М. Магомедова речь идет о нравственном выборе, о смысле жизни человека. Как и во имя чего трудиться? Какими интересами должен жить человек? В чем его ответственность перед народом и самим собой?
Как показал анализ фольклора, главными чертами пословиц является краткость, образность, мудрость и применимость к определённым жизненным ситуациям. В лаконичной форме она выражает и обобщает народный опыт. В хрестоматии представлены пословицы и поговорки всех народов Дагестана по тематическому принципу «О Родине, силе народа, его героизме», «О труде и ремесле», «О добре и чести, правде и лжи, о людских пороках», «Об уме, знании», «Философского характера». Одним из заданий, помогающим определить уместность использования пословиц в жизни, является следующее:
Определить к каким случаям можно применить эти пословицы:
Нельзя уйти от предназначенного судьбой.
Правдивое слово горько.
Пока спина не взмокнет - поле не вспашешь.
Каждая птица свое гнездо любит.
Он и комариную ногу подкует.
Мертвой овцы холодная кишка.
Всякий любит свой дом.
Очень искусный мастер.
Не потрудишься - не получишь ничего.
Что суждено, то и будет.
Библиографический список
Правда всегда неудобна.
Ленивый и ничтожный человек.
Другим заданием, воспитывающим учащихся в духе интернационализма и уважения к другим народам, станет предложение найти схожие с дагестанскими русские пословицы. Важно обратить внимание на то, что все они, к какой бы национальности не относились, дружно выражают уважение к честным, смелым, щедрым, добрым людям, преданным своей земле, и демонстрируют презрение и неприятие к таким порокам, как скупость, трусость, ложь, лень, глупость ...
Каждый урок литературы, наряду с формированием знаний, умений и навыков, развивает в ученике нравственные отношения, его представления о морали. Психолого-педагогическая природа обучения и воспитания не существует вне связи друг с другом, потому что нельзя обучать, не воспитывая, так же как невозможно воспитывать, не обучая [4].
Как отмечает Л.С. Айзерман? «.как ни велико значение тех нравственных образцов, которые несёт читателю литературное произведение, главное, чем определяется его воспитательное воздействие на человека - это то, что оно вовлекает читателя в размышления над жизнью, заставляет перечувствовать тревоги радости времени, формирует отношение к жизни и себе» [5, с. 75].
Резюмируя вышеизложенное отметим, что одним из самых сильных и действенных средств нравственного воспитания в литературе является слово. Им пользовались и в народной педагогике Дагестана, в быту это проявлялось в надписях мудрых изречений на различных предметах, что являлось наглядной агитацией общепризнанных нравственных правил. Вот почему на уроках Дагестанской литературы особенно эффективно осуществляется патриотическое и духовно - нравственное воспитание школьников.
1. Мирзоев Ш.А., Абдулатипова Э.А., Мирзоева А.Ш. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008; 4: 73 - 79.
2. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995.
3. Магомедов М.М. Запоздалый дождь. Литература народов Дагестана. Махачкала, 2013.
4. Яхъяев М.С. Серебряный карандаш. Литература народов Дагестана. Махачкала, 2013.
5. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. Москва, 1974.
References
1. Mirzoev Sh.A., Abdulatipova 'E.A., Mirzoeva A.Sh. Duhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov na 'etnokul'turnom potencíale proizvedenij Rasula Gamzatova. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2008; 4: 73 - 79.
2. Agaev A.G. Filosofiya sovesti. Mahachkala: Dagknigoizdat, 1995.
3. Magomedov M.M. Zapozdalyj dozhd'. Literatura narodovDagestana. Mahachkala, 2013.
4. Yah'yaev M.S. Serebryanyj karandash. Literatura narodov Dagestana. Mahachkala, 2013.
5. Ajzerman L.S. Uroki literatury segodnya. Moskva, 1974.
Статья поступила в редакцию 29.11.17
УДК 378
Lyakh G.U., postgraduate, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: snkhazova@gmail.com
THE HEALTH OF STUDENTS AS THE DETERMINANT OF THEIR COMPETITIVENESS AND THE ROLE OF PHYSICAL EDUCATION IN ITS FORMATION. An important factor in the competitiveness of a modern person is health, and a healthy lifestyle is the key to its maintaining and strengthening. The formation of a healthy lifestyle is promoted by well-organized physical education. The article reflects the results of a study of students' socio-psychological health as a result of the traditionally organized process of physical education in the university. Empirical data are presented that characterize the influence of sports on self-esteem by students of their health. The author concludes that the work to promote a healthy lifestyle, and engage students in tutoring, recreational physical activity requires special organization.
Key words: healthy lifestyle, competitiveness, health, physical education.
Г.Ю. Лях, аспирант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,
E-mail: snkhazova@gmail.com
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЕГО ФОРМИРОВАНИИ
Важным фактором конкурентоспособности современной личности является здоровье, а ключевым условием его поддержания и укрепления - здоровый образ жизни. Формированию здорового образа жизни содействует грамотно организованное физическое воспитание в образовательной организации. В данной статье отражены результаты исследования социально-психологического здоровья студентов как результата традиционно организованного процесса физического воспитания в
вузе. Представлены эмпирические данные, характеризующие влияние занятий спортом на самооценку студентами своего здоровья. Автор делает вывод о том, что работа по популяризации здорового образа жизни и вовлечению студентов в занятия оздоровительной физической культурой требует специальной организации. Важнейшим направлением работы видится просвещение учащихся в области параметров оптимального двигательного режима (периодичность, длительность, интенсивность занятий), способов эффективного использования средств физической культуры и спорта в целях здоровьесбере-жения.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, конкурентоспособность, здоровье, физическое воспитание.
Целеполагание современной высшей школы сущностно связано с подготовкой конкурентоспособных специалистов для различных сфер социальной практики. Важное значение для формирования конкурентоспособности студентов имеет эффективная организация в вузе процесса физического воспитания. Доказательством данному тезису служит то, что целью физического воспитания с позиции современных ученых является формирование физической культуры личности, в том числе, воспитание мотивации, установок и навыков здорового образа жизни [1; 2; 3; 4; 5; 6 и др.].
Здоровье человека (физическое, социально-психологическое) является и одним из критериев конкурентоспособности современных специалистов, и важнейшим фактором её достижения. В критериальном плане качествами конкурентоспособной личности и, при прочих равных условиях, конкурентными преимуществами специалиста являются как характеристики физического здоровья (физическая работоспособность, физическая активность, хорошее самочувствие и внешний вид и пр.) (Е.А. Галузо, А.А. Герниченко, РА. Фатхутдинов и др.), так и показатели социально-психологического здоровья: познавательная активность, позитивное самоотношение и адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость, психологическая независимость, нацеленность на успех, коммуникабельность и способность к компромиссу, толерантность и терпимость и т. п. [7; 8; 9 и др.].
Систематическая двигательная активность, организованная в соответствии с научно обоснованными характеристиками объемов и интенсивности нагрузок, направленно используемых физических упражнений, содержания их комплексов и т. п., напрямую влияет на формирование вышеперечисленных качеств конкурентоспособной личности, как физических, так и социально-психологических [10 и др.]. В связи с вышесказанным целью нашего исследования стало выявление уровня и особенностей двигательной активности и социально-психологического здоровья современных студентов, сформированных в образовательной среде вуза без целенаправленного создания специальных педагогических условий, и определение влияния занятий спортом на самооценку студентами состояния своего здоровья. Для достижения указанной цели использовались методы теоретического анализа научной литературы, а также анкетирование и психологическое тестирование, как инструменты констатирующего эксперимента.
Основная часть разработанной анкеты включала 12 вопросов, ориентированных на определение уровня двигательной активности студентов, предпочтительных для молодёжи способов и видов двигательной активности, типичных причин ведения физически пассивного образа жизни и т.п. Участниками анкетирования стали 348 студентов пятнадцати факультетов Кубанского государственного университета, в том числе: женщины - 37,9%, мужчины - 62,1%; учащиеся 1 курса - 27,6%, 2 курса - 28,7%, 3 курса - 24,1%, 4 курса - 19,5%.
Обработка ответов респондентов позволила заключить следующее.
Шестая часть респондентов (15,5%) вообще не занимаются физической культурой и спортом в оздоровительных целях, практически такое же количество студентов (13,3%) делают это эпизодически (реже 1 раза в неделю). Систематически используют средства физической культуры в оздоровительных целях треть студентов (33,5%), причем 13,2% - ежедневно и 21,3% - примерно через день.
Наиболее предпочтительными для респондентов оказались оздоровительные занятия физической культурой в спортивных залах по месту учебы (45,8%) и у себя дома (43,8%). В наименьшей степени респондентами используются возможности плавательных бассейнов (2,1%) и спортивно-оздоровительных центров (9,0%). При этом студенты ориентируются на нагрузки средней тяжести (45,4%) и легкие нагрузки (30,5%), что вполне логично.
Продолжительность оздоровительных занятий физической культурой варьируется, преимущественно, от 30 минут до одного
часа (31,0%). Больше половины респондентов (53,4%) к наиболее типичным причинам, мешающим им заниматься оздоровительной физической культурой, отнесли недостаток свободного времени. Как наименее очевидная, однако, отраженная в ответах студентов, была названа такая причина, как возраст (0,6%). Видимо, студенты считают, что пока еще не имеют необходимости в профилактике ухудшения состояния здоровья.
Очевидно, студенты испытывают недостаток возможностей заниматься физической культурой на специально организованных спортивных базах, причем удобство расположения таких баз (близость к дому) имеет для них важное значение. Положительные ответы подавляющего большинства респондентов (85,1%) на вопрос «Если бы в непосредственной близости от вашего дома появились бесплатные спортивные площадки, беговая дорожка, велосипедные дорожки, каток, Вы бы стали активнее заниматься физкультурой?» свидетельствуют о необходимости и возможности использования для повышения двигательной активности молодёжи потенциала организованных форм занятий физической культурой.
Второй частью проведенного констатирующего эксперимента стала диагностика показателей социально-психологического здоровья двух групп студентов: занимающихся и не занимающихся спортом. Материалы для сравнительного анализа были получены посредством тестирования. Использовались следующие тесты: Шкала субъективного благополучия» Н.П. Фетискина,
B.В. Козлова, Г.М. Мануйлова; «Причины эмоционального дискомфорта» Г.Ш. Габдреевой, А.О. Прохорова (блок беспокойства о здоровье); «Психологическое здоровье» лаборатории azps.ru
A.Я. Психология; «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина,
C.Р. Пантелеева; «Тест-опросник развития социальных качеств» (авторский); «Конфликтность» С. Степанова; «Ваши нервы»
B. Коумана.
Контингент испытуемых составили студенты Кубанского государственного университета, разделенные на две группы: группа спортсменов (ГС, 60 чел.) и группа обучающихся, не занимающихся спортом (ГНС, 78 чел.). Достоверность различий между результатами двух групп определялась с помощью критерия Ф* - углового преобразования Фишера. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
По показателю самооценки физического здоровья ГС и ГНС статистически значимо не отличаются друг от друга по количеству респондентов с низким (ГС - 42,5%, ГНС - 41,3%, Р>0,05) и средним (ГС - 45%, ГНС - 35,9%, Р>0,05) уровнями. Однако среди спортсменов оказалось достоверно меньше испытуемых, на высоком уровне оценивших собственное физическое здоровье (С - 12,5%, НС - 22,8%, Р<0,05).
По показателю беспокойства о здоровье ГС выглядит более благополучной, чем ГНС. В ней оказалось 62,5% респондентов со средним (оптимальным) уровнем беспокойства, тогда как в ГНС - только 37,2% (Р<0,05). Кроме того, в ГС достоверно меньше, чем в ГНС, респондентов с завышенным уровнем беспокойства о здоровье (12,5% и 32% соответственно, Р<0,05).
По показателю самооценки психологического здоровья в ГС подавляющее большинство испытуемых (67,5%) характеризуются почти полным либо абсолютным здоровьем, тогда как в ГНС таких студентов только 23,1% (Р<0,05). И, напротив, в ГНС, по сравнению с ГС, достоверно больше студентов с низкими (42,3% и 12,5%, Р<0,05) и средним (34,6% и 20%, Р<0,05) уровнями психологического здоровья.
По показателям оценки социально-психологического здоровья личности: по ряду показателей между ГС и ГНС были обнаружены статистически значимые различия, а именно:
1) в ГС достоверно больше респондентов, чем в ГНС, характеризуются завышенным уровнем аутосимпатии (30% и 15,4% соответственно, Р<0,05);
2) в ГС, по сравнению с ГНС, достоверно больше студентов с низкими уровнями изменчивости настроения (57,5% и 41%, Р<0,05) и удовлетворенности социальным окружением (52,5% и
35,9%, Р<0,05), достоверно меньше - с высоким уровнем самооценки здоровья (12,5% и 22,8%, Р<0,05);
3) среди спортсменов достоверно больше респондентов с высокими уровнями креативности (55% и 37,2%, Р<0,05) и уверенности в себе (75% и 47,4%, Р<0,05), со средним уровнем гуманизма и эмпатии (42,5% и 24,4% Р<0,05; заметим, что студентов с низким уровнем развития данных качеств в ГС, в отличие от ГНС, не обнаружено);
4) в ГС, по сравнению с ГНС, достоверно больше испытуемых, характеризующихся высокими уровнями психологического здоровья (67,5% и 23,1%, Р<0,05).
Результаты исследования показывают, что занятия спортом позитивно влияют на устойчивость настроения, развитие креативности и гуманности, на психологическое здоровье в целом, однако, возможно, являются фактором неоправданно завышенного самоуважения, неудовлетворенности отношениями с близкими и ухудшения физического здоровья. Таким образом, можно сделать вывод, что занятия спортом благотворно влияют на психологическое здоровье личности, хотя и не оказывают однозначно позитивного воздействия на здоровье физическое.
Библиографический список
Таким образом, можно сделать вывод, что оптимальный двигательный режим (ежедневные занятия физической культурой и спортом продолжительностью от 30 минут до одного часа) характерен только для седьмой части студентов. Следовательно, работа по популяризации здорового образа жизни и вовлечению студентов в занятия оздоровительной физической культурой является актуальной и требует специальной организации. Кроме того, важнейшим направлением работы видится просвещение учащихся в области параметров оптимального двигательного режима (периодичность, длительность, интенсивность занятий), способов эффективного использования средств физической культуры и спорта в целях здоровьесбе-режения, а также основ самостоятельных занятий физической культурой и спортом и рациональной организации свободного времени. Поскольку занятия спортом благотворно влияют на ряд показателей физического и социально-психологического здоровья личности, то важнейшим направлением оптимизации процесса физического воспитания студентов видится привлечение их к систематическим непрерывным занятиям в спортивных кружках и секциях.
1. Бальсевич В.К. Здоровье в движении. Москва, 1998.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодёжь и современность. Теория и практика физической культуры. 1995; 4: 2 - 7.
3. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. Москва: Флинта: Retorika, 1999.
4. Курысь В.Н. Система взглядов на образование человека в области физической культуры в онтогенезе. Физическая культура и образование, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы Междунар. науч. конф. Ч. 1. Под ред. Я.К. Коблева, Е.Г. Вернжбицкой. Майкоп, 2011: 72 - 81.
5. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности. Теория и практика физической культуры. 2001; 4: 11 - 13.
6. Pожков П.А. Развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства. Available at: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2002n1/P2-8.HTM
7. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры. Вопросы философии. 1988; 4.
8. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе: учебное пособие. Под ред. проф. В. Ю. Лебединского. Иркутск, 2012.
9. Хазова С.А. Личностные качества конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. Теория и практика физической культуры. 2008; 12: 64 - 68.
10. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва, 2000.
References
1. Bal'sevich V.K. Zdorov'e vdvizhenii. Moskva, 1998.
2. Bal'sevich V.K. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost'. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 1995; 4: 2 - 7.
3. Dubrovskij V.I. Valeologiya zdorovogo obraza zhizni. Moskva: Flinta: Retorika, 1999.
4. Kurys' V.N. Sistema vzglyadov na obrazovanie cheloveka v oblasti fizicheskoj kul'tury v ontogeneze. Fizicheskaya kul'tura i obrazovanie, sport, biomehanika, bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: materialy Mezhdunar. nauch. konf. Ch. 1. Pod red. Ya.K. Kobleva, E.G. Vernzhbickoj. Majkop, 2011: 72 - 81.
5. Lubysheva L.I. Social'naya rol' sporta v razvitii obschestva i socializacii lichnosti. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2001; 4: 11 - 13.
6. Rozhkov P.A. Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta - prioritetnoe napravlenie social'noj poltiki gosudarstva. Available at: http://lib.sportedu.ru/ Press/TPFK/2002n1/P2-8.HTM
7. Stolyarov V.I. Filosofsko-kul'turologicheskij analiz fizicheskoj kul'tury. Voprosy filosofii. 1988; 4.
8. Fizicheskaya kul'tura i fizicheskoe vospitanie studentov v tehnicheskom vuze: uchebnoe posobie. Pod red. prof. V. Yu. Lebedinskogo. Irkutsk, 2012.
9. Hazova S.A. Lichnostnye kachestva konkurentosposobnogo specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2008; 12: 64 - 68.
10. Holodov Zh.K. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 21.11.17
УДК 37. 068
Lyashenko M.I., teaching assistant, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State National Research University, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch), Solikamsk, E-mail: mariya852@mail.ru
Lebedeva G.A., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Headed of Department of Social and Humanitarian disciplines, Perm State National Research University, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) (Solikamsk, Russia), E-mail: inst@solgpi.ru
PEDAGOGICAL VOLUNTARE AS A TYPE OF VOLUNTARY ACTIVITY OF STUDENTS. The article studies a phenomenon of pedagogical volunteering. The main work of the research includes an analysis of pedagogical, philosophical, sociological, economic and psychological research, revealing the basics, structure, purposes of volunteering. The aim of the article is to substantiate pedagogical volunteerism as an independent kind of volunteer activity of students. The authors focus on the pedagogical activity of volunteers as a means of solving strategic and tactical problems of spiritual and moral upbringing of minors in the place of residence. The materials of the article will also be of interest to those who study the ways and mechanisms of the spiritual and moral education of children.
Key words: volunteerism, professional pedagogical activity and pedagogical activity of volunteers, spiritual and moral education of minors, pedagogical volunteering.
М.И. Ляшенко, ассистент каф. педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал), г. Соликамск, E-mail: mariya852@mail.ru
Г.А. Лебедева, канд. пед. наук, доц. зав. каф. социальных и гуманитарных дисциплин, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал), г. Соликамск, E-mail: inst@solgpi.ru