УДК 796.01
ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
© 2013 г. С.А. Хазова, А.Г. Заболотний, Ю.Д. Ушхо
Хазова Снежана Александровна -доктор педагогических наук, доцент,
Адыгейский государственный университет, ул. Первомайская, 208, г. Майкоп, 385000. E-mail: [email protected].
Khazova Snezhana Aleksandrovna -Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Adyghe State University, Pervomayskaya St., 208, Maikop, 385000. E-mail: [email protected].
Заболотний Анатолий Геннадьевич -кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра физического воспитания, Адыгейский государственный университет, ул. Первомайская, 208, г. Майкоп, 385000. E-mail: [email protected].
Zabolotniy Anatoliy Gennadyevich -Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physical Education, Adyghe State University, Pervomayskaya St., 208, Maikop, 385000. E-mail: [email protected].
Ушхо Юрий Дамирович -кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра физического воспитания, Адыгейский государственный университет, ул. Первомайская, 208, г. Майкоп, 385000. E-mail: [email protected].
Ushkho Yuriy Damirovich -Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physical Education, Adyghe State University, Pervomayskaya St., 208, Maikop, 385000. E-mail: [email protected].
Анализируются результаты мониторинга, проведенного в Адыгейском государственном университете и направленного на изучение показателей двигательной активности студентов. Исследованные показатели включают: самооценку здоровья и образа жизни, систематичность занятий физической культурой и спортом, наиболее предпочтительные места занятий и их продолжительность, типичные причины двигательной пассивности граждан и пр. По результатам мониторинга намечены пути оптимизации воспитательной работы в вузе с целью повышения популяризации здорового образа жизни и двигательной активности студентов.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, двигательная активность студентов, мониторинг.
The results of monitoring conducted in Adyghe State University, and aimed at studying the performance of motor activity of students are analyzed. The investigated factors include: self-rated health and lifestyle regularity ofphysical education and sports, the most preferred place of classes and their duration, the typical causes of motor passivity of citizens, etc. As a result of monitoring the ways of optimizing the educational work at the university in order to increase physical activity of students are determined.
Keywords: healthy lifestyle, physical activity of students, monitoring.
Сохранение и укрепление здоровья - важнейшей непреходящей ценности человека и общества - уже многие годы является серьезной проблемой россиян. В этом процессе важен не только высокий уровень здравоохранения (медицина) в стране, но и в большой степени здоровый образ жизни граждан.
Он включает в себя типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, способствующие укреплению и совершенствованию резервных возможностей организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций. Основными компонентами здорового образа жизни являются: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, отрицательное отношение к вредным привычкам, закаливание и личная гигиена, положительные эмоции [1 - 4].
Один из наиболее значимых компонентов (показателей) здорового образа жизни - оптимальный двигательный режим человека [2, 5 - 7]. Это объясняется тем, что правильное функционирование его организма, сохранение и укрепление здоровья в большой степени
обусловливаются объемом физической активности. Заметим, что необходимый ее объем в наше время затруднительно «получить» в процессе учебы или работы, что актуализирует необходимость занятий физическими упражнениями в свободное время.
Основу двигательного режима составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений [4, 5, 8, 9]. П.А. Рожков отмечает, что «средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и обществе в целом», являясь превентивным средством поддержания и укрепления здоровья - как физического, так и социального [4].
Наиболее объективным показателем двигательного режима является время, затрачиваемое на занятия физическими упражнениями;
для взрослых оно варьируется от 6 до 10 часов в неделю [1, 10]. Однако «сегодня оно не соответствует оптимальным показателям ни у детей, подростков и учащейся молодежи, задействованных в регламентированных занятиях физическими упражнениями, ни у взрослого населения» [10, с. 3].
Все вышесказанное обусловливает особую актуальность обеспечения оптимального двигательного режима учащейся молодежи, являющейся мощным ресурсом социального, экономического, духовного развития общества и государства. Первым шагом в решении данной задачи представляется определение показателей физической активности студентов (в частности, частоты занятий физическими упражнениями в недельном цикле), а также причин недостаточного использования ими потенциала физической культуры и спорта для поддержания и укрепления здоровья. Выяснению указанных вопросов было посвящено анкетирование, проведенное в Адыгейском государственном университете в рамках мониторинга «Здоровый образ жизни».
Основная часть разработанной анкеты включала 15 вопросов, ориентированных на определение показателей двигательного режима студентов, предпочтительных для молодежи способов и видов двигательной активности, типичных причин ведения физически пассивного образа жизни, степени осведомленности студентов о факторах здорового образа жизни и значении в данном контексте двигательной активности личности и т.п. Участниками анкетирования стали 174 студента одиннадцати факультетов Адыгейского государственного университета, в том числе: женщины - 37,9 %, мужчины - 62,1, учащиеся 1-го курса - 27,6, 2-го - 28,7, 3-го - 24,1, 4-го курса - 19,5 %; представители факультетов адыгейской филологии и культуры - 5,2 %, естествознания - 7,5, иностранных языков -6,9, исторического - 6,9, математики и компьютерных наук - 12,6, педагогического -10,3, социальных технологий, рекламы и туризма - 4,0, инженерно-физического - 8,6, филологического - 6,3, экономического -17,2, юридического - 14,4 %.
Обработка результатов анкетирования позволила получить необходимые данные как в целом по университету, так и дифференцированно: по курсам обучения и по факультетам. Ниже приведены итоги мониторинга в соот-
ветствии с последовательностью вопросов анкеты.
Больше половины респондентов (56,9 %) оценивают свое здоровье как хорошее (43,7 %) и очень хорошее (13,2 %). На плохое состояние здоровья указали лишь 1,1 % опрошенных, остальные (42,0 %) оценили состояние своего здоровья как среднее. У студентов первого, третьего и четвертого курсов превалируют положительные оценки состояния здоровья, т.е. «хорошее» и «очень хорошее» (от 41,7 до 52,9 %). На втором курсе больше половины студентов (52 %) оценивают состояние своего здоровья как среднее. Меньше всего студентов, оценивающих свое здоровье как хорошее и очень хорошее, на факультете социальных технологий, рекламы и туризма (28,6 %) и на филологическом (36,4 %), больше всего - на инженерно-физическом факультете (73,3 %). Заметим, что студенты имеют различные возможности для поддержания и укрепления своего здоровья. Однако в наибольшей степени респонденты осведомлены о доступности бесплатного медицинского обслуживания в поликлинике университета (62,6 %) и о возможности бесплатно пользоваться спортивной базой университета для занятий оздоровительной физической культурой (29,9 %).
Анализ ответов на вопросы анкеты свидетельствует о том, что как здоровый, собственный образ жизни оценивают 76,5 % студентов, причем 32,2 % утверждают это уверенно. Остальные 23,5 % респондентов отметили, что их образ жизни нельзя назвать здоровым. Больше всего респондентов, ведущих, по их мнению, здоровый образ жизни, среди студентов 4-го курса (85,3 %), меньше всего - на втором курсе (72 %). По данному признаку лидируют студенты инженерно-физического факультета (100 %), однако количество опрошенных, отметивших это уверенно, выше всего среди учащихся юридического факультета (56 %), факультетов естествознания (46,2 %) и иностранных языков (41,7 %); среди физиков таких только 20 %.
Несмотря на большую долю студентов, оценивающих свой образ жизни как здоровый, шестая часть респондентов (15,5 %) вообще не занимаются физической культурой и спортом в оздоровительных целях, практически такое же количество студентов (13,3 %) делают это эпизодически (реже 1 -го раза в неделю). Систематически используют средст-
ва физической культуры в оздоровительных целях треть студентов (33,5 %), причем 13,2 % -ежедневно и 21,3 % - примерно через день. Большинство студентов первого курса предпочитают заниматься оздоровительной физической культурой 1 - 3 раза в неделю (33,3 %) или 3 - 5 раз в неделю (29,2 %). Для большинства второкурсников периодичность занятий варьируется от 1 - 3 раз в неделю (28,0 %) до редких эпизодических случаев (24,0 %). Студенты третьего курса достаточно физически активны: 45,2 % из них занимаются 2 - 3 раза в неделю, еще 19,1 % - ежедневно или через день. На четвертом курсе отмечено больше всего студентов (20,6 %), практикующих ежедневные занятия оздоровительной физической культурой, и меньше всего (14,7 %) -вообще не уделяющих данному вопросу внимания. Популярность оздоровительной физической культуры выше всего среди студентов инженерно-физического факультета: треть из них (33,3 %) практикуют ежедневные занятия; ниже всего - у учащихся факультета адыгейской филологии и культуры: 44,4 % уделяют оздоровительной физической культуре менее одного дня в неделю.
Наиболее предпочтительными для респондентов оказались оздоровительные занятия физической культурой в спортивных залах по месту учебы (45,8 %) и у себя дома (43,8 %). В наименьшей степени респондентами используются возможности плавательных бассейнов (2,1 %) и спортивно-оздоровительных центров (9,0 %). При этом студенты ориентируются на нагрузки средней тяжести (45,4 %) и легкие нагрузки (30,5 %), что вполне логично. Больше всего «поклонников» физических нагрузок высокой тяжести среди представителей инженерно-физического и педагогического факультетов (21,4 и 11,8 % соответственно), легких нагрузок -среди математиков (40 %) и юристов (40,9 %).
Продолжительность оздоровительных занятий физической культурой варьируется преимущественно от 30 мин до одного часа (31,0 %). Длительные оздоровительные занятия (один час и более) и занятия средней продолжительности (от 30 мин до одного часа) чаще практикуют студенты 4-го курса (по 35,7 %). Наименьшая продолжительность занятий отмечена у второкурсников: 70,6 % из них уделяют двигательной активности менее 30 мин, причем 23,5 % - менее 15 мин за одно занятие. Максимальная продолжительность
занятий (30 - 60 мин и более) в наибольшей степени характерна для студентов факультета адыгейской филологии и культуры (75,0 %) и инженерно-физического факультета (85,7 %).
Больше половины респондентов (53,4 %) к наиболее типичным причинам, мешающим им заниматься оздоровительной физической культурой, отнесли недостаток свободного времени. Как наименее очевидная, однако, отраженная в ответах студентов, была названа такая причина, как возраст (0,6 %). Видимо, студенты считают, что пока еще не имеют необходимости в профилактике ухудшения состояния здоровья.
Очевидно, студенты испытывают недостаток возможностей заниматься физической культурой на специально организованных спортивных базах, причем удобство расположения таких баз (близость к дому) имеет для них важное значение. Положительные ответы подавляющего большинства респондентов (85,1 %) на вопрос: «Если бы в непосредственной близости от вашего дома появились бесплатные спортивные площадки, беговая дорожка, велосипедные дорожки, каток, Вы бы стали активнее заниматься физкультурой?» - свидетельствуют о необходимости и возможности использования для повышения двигательной активности молодежи потенциала организованных форм занятий физической культурой. Наибольшую заинтересованность в расширении возможностей для самостоятельных бесплатных занятий оздоровительной физической культурой в специальных центрах и комплексах продемонстрировали студенты 3-го и 4-го курсов (по 100 %). Самыми заинтересованными в данном аспекте оказались представители факультетов естествознания и социальных технологий, рекламы и туризма (по 100 %); самыми не заинтересованными - студенты филологического, педагогического и инженерно-физического факультетов: из них соответственно 45,5, 22,2 и 20,0 % ответили на вопрос отрицательно.
Подавляющее большинство студентов (79,9 %) практически не делают инвестиций в профилактику и укрепление собственного здоровья средствами физической культуры и спорта, причем 46,6 % отметили, что вообще не предусматривают финансовых затрат по данной статье, а 33,3 % - тратят на оздоровительные цели не более 1000 р. в месяц. Это может быть связано как с общим хорошим состоянием здоровья респондентов, так и с их
непониманием необходимости профилактической работы в данном направлении. Студентов, не вкладывающих финансовых средств в поддержание своего здоровья, больше всего на 4 курсе (61,8 %), меньше всего - на 3 курсе (33,3 %). Наименьшие инвестиции в здоровье характерны для студентов педагогического, юридического, математического факультетов и факультета естествознания. Соответственно 72,2, 56,0, 45,5, 53,8 % из них отметили, что не тратят на профилактику и укрепление здоровья финансовых средств. Респондентов, которые на указанные цели тратят не менее 1000 р. в месяц, больше всего на факультете адыгейской филологии и культуры (33,3 %), инженерно-физическом (30,0 %) и экономическом (23,3 %) факультетах, а также на юридическом (24,0 %). Заметим, что подавляющее большинство студентов (77,6 %) не имеют дополнительных источников дохода, помимо стипендии. Регулярно подрабатывают только 9,8 % опрошенных. Больше половины из них (56,9 %) по уровню доходов относят себя к группам средне- (37,9 %) или малообеспеченных (21,0 %) граждан. Половина малообеспеченных студентов обучается на первом курсе (50,0 %), а на 4-м курсе их нет совсем. В группе малообеспеченных отсутствуют представители факультетов естествознания, математики и компьютерных наук, исторического и инженерно-физического факультетов. В группе с высокими уровнями доходов больше всего представителей экономического (24,0 %) и юридического (18,7 %) факультетов, меньше всего -филологов (1,6 %).
Таким образом, можно сделать вывод, что оптимальный двигательный режим (ежедневные занятия физической культурой и спортом продолжительностью от 30 мин до одного часа) характерен только для седьмой части студентов. Следовательно, работа по популяризации здорового образа жизни и вовлечению студентов в занятия оздоровительной физической культурой является актуальной и требует специальной организации. При этом целесообразна разработка системы мер по повышению эффективности использования физкуль-турно-спортивной базы университета как одного из наиболее популярных среди студен-
Поступила в редакцию
тов мест занятий физической культурой и спортом. Кроме того, важнейшим направлением работы видится просвещение учащихся в области параметров оптимального двигательного режима (периодичность, длительность, интенсивность занятий), способов эффективного использования средств физической культуры и спорта в целях здоровьесбе-режения, а также основ самостоятельных занятий физической культурой и спортом и рациональной организации свободного времени.
Литература
1. Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Ч. 1. Челябинск, 2005. 289 с.
2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М., 2001.
3. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 2003. 312 с.
4. Рожков ПА. Развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/ TPFK/2002n1/P2-8.HTM (дата обращения: 27.05.2013).
5. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев, 2004. 224 с.
6. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 2003. 120 с.
7. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. Ставрополь, 2006. 111 с.
8. Бальсевич В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физ.культуры. 2002. № 3. С. 2 - 4.
9. Курысь В.Н. Система взглядов на образование человека в области физической культуры в онтогенезе // Физическая культура и образование, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы Междунар. науч. конф. Ч. 1 / под ред. Я.К. Кобле-ва, Е.Г. Вернжбицкой. Майкоп, 2011. С. 72 - 81.
10. Хашханок А.К. Ресурсная значимость общеобразовательной организации в физическом воспитании населения по месту жительства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2013. 26 с.
3 июня 2013 г.