Научная статья на тему 'Здоровье студента и создание потребности в физическом самосовершенствовании'

Здоровье студента и создание потребности в физическом самосовершенствовании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волкова Л.М., Волков В.Ю., Давиденко Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье студента и создание потребности в физическом самосовершенствовании»

соблюдаются научно обоснованные социальные и биологические принципы здорового образа жизни. Уровень культуры здоровья личности, по нашему мнению, определяется степенью сформированностью универсальных и специально направленных компетенций, связанных с овладением средств самостоятельного использования средств и методов физической культуры для повышения адаптационных резервов организма, работоспособности и укрепления здоровья.

Нами разработан элективный курс «Оздоровительная физическая культура». При его разработке мы исходили из того, что элективные курсы - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. Курс по выбору развивает как содержание базисного курса, так и позволяет интересующимся студентам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительное образование, в частности, в сфере культуры здоровья.

Л.М. Волкова, В.Ю. Волков, Д.Н. Давиденко

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА И СОЗДАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Одной из основных задач физической культуры является сохранение и укрепление здоровья человека, повышение его физической подготовленности. Сокращение сети физкультурно-оздоровительных организаций привели к снижению двигательной активности различных групп населения, особенно детей, подростков, студенческой молодежи. В настоящее время численность студентов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья, а также студентов-инвалидов очень высока.

Нами проанализированы результаты медицинского осмотра более 10 тыс. студентов, поступивших в СПбГПУ в период с 2000 по 2008 гг. Исследования показали, что численность студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), постоянно растет. Например, если в 2000 году число студентов СМГ составляло 10% от всего контингента 1-го курса, то к 2004 году оно выросло до 18%, а в 2008 году составило уже 26%. В настоящее время в Санкт-Петербургском политехническом университете на специальном отделении занимается более 900 студентов (преимущественно студенты 1-2-х курсов), у каждого студента в среднем обнаружено 2 серьезных заболевания, на отделении работает 16 преподавателей, ведущих занятия по современным оздоровительным направлениям.

Проведенный анализ состояния здоровья студентов СМГ в 2009 году свидетельствует, что в настоящее время на ведущее место выходят не заболевания органов зрения и заболевания опорно-двигательного аппарата, как ранее, а бо-

лее сложные заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС). Из общего количества 1766-ти обнаруженных заболеваний студентов СМГ - 520 заболеваний относятся именно к заболеваниям ССС. Значимое место среди этих заболеваний занимают: вегето-сосудистая дистония, пролапс митрального клапана, нарушения сердечного ритма, гипертония, варикозное расширение вен, мио-кардиопатия и др. (рис.).

Второе и третье места занимают соответственно заболевания опорно-двигательного аппарата - 379 заболеваний (сколиозы, остеохондрозы позвоночника, плоскостопие) и глазные болезни - 324 заболеваний, в основном - миопия. Далее идут заболевания дыхательной системы (143 заболевания), заболевания эндокринной системы (101 заболевание), желудочно-кишечного тракта (81 заболевание), мочевыделительной системы (73 заболевания), нервной системы (69 заболеваний), заболевания ЛОР органов (64 заболевания) и др.

10

7

4

Рис. Распределение студентов по патологии 1 - заболевания опорно-двигательного аппарата; 2 - заболевания ССС; 3 - заболевания дыхательной системы; 4 - заболевания нервной системы; 5 - заболевания мочевыделительной системы; 6 - заболевания желудочно-кишечного тракта; 7 - глазные болезни; 8 - заболевания эндокринной системы; 9 - заболевания ЛОР-органов; 10 - другие заболевания

Внушает тревогу увеличение числа студентов, имеющих инфекционные заболевания, гинекологические, доброкачественные и злокачественные опухоли, особенно тревожно состояние студентов, страдающих лейкозами. В 2008/09 учебном году в СПбГПУ на учете состояло 32 студента-инвалида. Отмечено и большое количество студентов, освобожденных по медицинским показаниям от практических занятий по физической культуре даже в СМГ на длительный срок (98 студентов). Такие студенты в этот определенный срок занимаются под

строгим врачебным контролем, получают индивидуальные рекомендации по двигательному режиму, физической нагрузке и самостоятельным занятиям лечебной физической культурой, жесткому контролю физического состояния. По нашему мнению, одним из решающих аспектов учебного процесса студентов специальной медицинской группы в области физической культуры, является целенаправленное формирование глубоких знаний, убеждений и устойчивых привычек постоянно заботиться о своем здоровье, развитие потребности в использовании специальных средств для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии организма. Результатом этого образования должно стать создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании.

В.И. Гаврилов, А.В. Шигабудинов

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

В основе университетского образования лежат гуманистические ценности. Важнейшие из них - здоровье и здоровый образ жизни - должны стать моделью поведения студентов.

Современный культурный студент обязан уметь ориентироваться в собственном самочувствии, знать основы функционирования различных систем своего организма, уметь определять слабые стороны своей физической подготовленности, чтобы иметь возможность самому поставить себе «диагноз» и на основе результатов исследования самого себя составить здоровьесберегающую оздоровительную двигательную программу.

Для этого необходимо повысить общую культуру в этой сфере, прежде всего познать основы самоконтроля. Самоконтроль особо важное значение приобретает в процессе самостоятельного выполнения физических упражнений. В этих условиях он будет способствовать корректированию двигательной деятельности в соответствии с возможностями организма. Практические навыки по использованию тестов, предназначенных для физического здоровья, в настоящее время становятся составной частью самоуправления в области физического воспитания.

Мы предлагаем компьютерную программу («Самоконтроль») с видеокомплексом тестов, которая позволяет оценить важные аспекты физического здоровья: состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сенсорные и психомоторные качества.

Разработанная программа («Самоконтроль») предусматривает доступность и надёжность проведения тестов, тестирование студенток и студентов, измере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.