Научная статья на тему 'Состояние здоровья студентов и возможное использование нормобарической гипоксии для сохранения их здоровья'

Состояние здоровья студентов и возможное использование нормобарической гипоксии для сохранения их здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья студентов и возможное использование нормобарической гипоксии для сохранения их здоровья»

тов и гигиеническим требованиям. Структура учебного расписания характеризуется рядом нарушений: при его составлении не всегда учитывается динамика работоспособности студентов, степень сложности предметов.

Ведущее влияние на успешность деятельности студентов в вузе оказывает профессиональная адаптация, представляющая собой сложный многоуровневый социально-психологический процесс, который сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. Учебная деятельность студента в вузе предполагает наличие навыков самостоятельной работы, а также самоконтроль и самостоятельную регуляцию поведения. Причиной, затрудняющей адаптацию первокурсников в вузе, является отсутствие этих навыков. С первых же дней своего пребывания в вузе, студент встречается с новой структурой учебного заведения, с новым коллективом людей, с новой системой обучения, новой непривычной для себя методикой преподавания, инновационными технологиями, нетрадиционными методами и формами обучения, а также новыми требованиями к нему со стороны преподавателей.

Таким образом, модернизация российского образования требует активного поиска новых форм, методов и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и его интенсификацию, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики. В современных условиях учебно-воспитательный процесс студентов должен быть направлен на выполнение нового социального заказа, на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и здоровой личности.

А.С. Радченко, О.Н. Бессонова, М.Е. Тараканова

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И ВОЗМОЖНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОРМОБАРИЧЕСКОЙ ГИПОКСИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ

Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая

академия

В предыдущей публикации на эту тему мы подчеркивали, что повышенная двигательная активность растущего организма - необходимое условие и обязательное проявление его нормального развития [3]. В физиологии, возрастной психологии и педагогике это положение принимается как аксиома. Не подлежит сомнению, что состояние здоровья человека определяет продолжительность активной творческой, созидательной части его жизни. Поэтому проблема состояния здоровья молодого поколения, получающего образование в развитом обществе, всегда актуальна.

В настоящем исследовании мы увеличили по годам диапазон анализа состояния здоровья студентов Химико-фармацевтической академии. В таблице 1 представлено разделение всех студентов 1-1У курсов для занятий по физическому воспитанию на основную, подготовительную, специальную медицинскую группы (СМГ) и относительное количество студентов в каждой из названных

- 187 -

категорий учащихся. Таблицы составлены на основании обязательных и регулярных медицинских осмотров, которые проводились по одним и тем же критериям оценок, одной и той же группой специалистов.

Количество студентов в СМГ из года в год растет. Наблюдается резкое увеличение занимающихся в СМГ в 2007 году. Этот рост продолжается в последующие годы еще большими темпами (табл. 1). Подчеркнем, что в 1998 году количество студентов в СМГ составляло 21,1%, а в 1990 году 14,2%. Обращает на себя внимание факт, что у студентов, которые пришли на I курс в 2006 и 2007 годах, резко возрастает количество хронических заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Позже, в 2008 и 2009 наблюдается резкое увеличение количества хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта (табл. 2).

Таблица 1

Количество студентов в различных группах с 1999 по 2009 годы в процентах к общему числу студентов на 1-1У курсах

Группы 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Основная 55,3 56,6 54,1 50,2 52,3 51,4 48,7 48,8 43,9 42,9 39,3

Подгото- вительная 19,8 17,4 16,7 18,3 1B 16,8 17,8 18 18,8 17,9 19,5

СМГ 21,2 22,3 26,3 29,5 28,8 30 31,3 30,9 35,9 38,2 39,9

Освобожденные от практ. 3,8 3,7 2,9 1,9 0,9 1,8 2,2 2,3 1,4 1 1,4

Таблица 2

Количество диагнозов различных хронических заболеваний по годам в СМГ среди студентов I курса в процентах, от общего числа студентов в СМГ на I курсе

Заболевания 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Сердечно сосудистая система (ССС) 17,5 28,6 33 49 41,5 23,7 39,8 30,6 45,2

Дыхательная система 2,6 1,7 3,1 1,9 3,4 2,5 1,6 2,8 2,9

Мочевыделит. система 21 21,8 15,5 19,8 13,5 15,3 8,1 12 16,3

Желудочно-кишечн. тракт (ЖКТ) 24,6 20,2 23,7 16 20,3 18,6 21,1 29,6 27

Опорно-двигательный аппарат (ОДА) 55,3 50,4 63,9 57,5 56,8 76,2 83,7 63 63,5

Офтальмологические 31,6 36,1 42,3 38,7 44,9 33,9 32,5 36 42,3

Нервная система 14 7,6 11,3 9,4 8,5 16,9 13,8 8,3 10,6

Эндокринная система 8,8 9,2 6,2 1,9 6,8 3,4 7,3 9,3 13,5

ЛОР 9,6 6,7 7,2 10,4 9,3 10,2 8,9 11,1 10,6

В таблице З представлены данные по тем же заболеваниям у студентов, занимающихся в СМГ на I-IV курсах, т.е. аналогичные данные таблицы 2, но по всем студентам. Здесь наблюдается резкое увеличение общего количества студентов, занимающихся в СМГ в 2007 году. В табл. 3 наблюдаются аналогичные

скачки, однако динамика проявления хронических заболеваний опорнодвигательного аппарата и нервной системы менее выражены.

Таблица 3

Количество диагнозов различных хронических заболеваний по годам в СМГ среди студентов 1-1У курсов в % от численности СМГ

Заболевание 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Численность СМГ (чел.) 217 340 356 355 406 425 409

ССС 24,8 32,4 35,4 34,1 34,2 40 38,4

Дыхательная система 3,2 2,6 2,5 2,8 2,5 2,4 2,7

Мочевыделит. система 18,4 20,9 17,4 17,2 12,8 11,3 14,2

ЖКТ 15,2 21,8 21,1 20,8 20,9 21,1 25,7

ОДА 48,8 62,1 60,7 69 70,9 68,5 76,8

Офтальмологические 22,6 41,2 43,3 39,7 37,2 32,7 39,8

Нервная система 7,8 10,9 9,8 12,4 12,6 11,8 13,9

Эндокринная система 6,9 7,1 5,6 4,8 5,9 6,1 9

ЛОР 2,3 8,8 9,3 10,4 9,6 9,4 11,2

Как подчеркивалось в прошлой нашей публикации по этой теме, средний возраст студентов I курса заставляет предполагать, что главные причины ухудшения состояния здоровья студентов, пришедших в 2006-2007 годах учиться в СПХФА, были заложены во времена перестройки в СССР и его разрушения. Годы начала жизни первокурсников совпадают с годами острого периода социальных потрясений, связанных с этими событиями. В то время у родителей часто обнаруживались признаки хронического стресса. В дальнейшем, это выразилось в хронических заболеваниях нервной системы и опорно-двигательного аппарата у детей, которые были лишены нормальной мышечной активности. Заметим, что имеется множество биологических исследований, которые демонстрируют прямую связь между темпом роста нейронов и различных структурных образований центральной нервной системы с двигательной активностью организма животного и человека в пренатальный и постнатальный период развития. Фактически это единое проявление процесса развития. Недостаток физической активности в это время может привести к обнаруженным нарушениям состояния здоровья. Подробные рассуждения на эту тему требуют отдельного изложения.

Волна низкокачественных продуктов питания, в том числе и непроверенного детского питания, которая заполнила перестраивающуюся систему торговли, проявилась через несколько лет в хронических заболеваниях желудочнокишечного тракта. Однако тактика выживания семей, в которых рождались дети в этот социально тяжелый период, и оценка факторов со временем повлиявших на увеличение количества названных заболеваний, требует отдельного исследования.

Коррекция состояния здоровья студентов в настоящее время может быть поддержана, прежде всего, улучшением социальных условий и стимулированием интереса к ежедневным занятиям физическими упражнениями в школьном возрасте, посредством увеличения общего количества часов для занятий физическими упражнениями и спортом, как это давно принято в школах во всех развитых странах. Необходимо выделить проблему восстановления системы детского и молодежного спорта не только для сохранения статуса России как спортивной державы, но прежде всего ради создания долговременных стабильных условий сохранения здоровья подрастающему поколению россиян. Наиболее убедительное обобщение по этой организационной проблеме на примере спортивного плавания сделано И.О. Шухардиным [5].

Нельзя не напомнить, что адаптация при мышечной работе в организме человека происходит с мобилизацией тех же механизмов, которые экстренно включаются при стрессе, в том числе и стрессе, вызванном различными социальными факторами. Поэтому в физиологии мышечной деятельности считается аксиоматическим положение о том, что предварительная, регулярно повторяющаяся мышечная работа гарантирует повышенную устойчивость организма к любым стрессорам. С другой стороны, гиподинамия наряду с увеличенным артериальным давлением, увеличенным содержанием холестерина в плазме крови, табакокурением, вызывающими заболевания сердечнососудистой системы, признана фактором риска многочисленными физиологическими и биохимическими исследованиями [14]. Применение регулярной мышечной работы аэробного характера обеспечивает стабильность сердечнососудистой системы с признаками многих заболеваний и во многих случаях может быть даже альтернативой фармакологической поддержке ее функции [6,7,15 и др.].

Применение новых оздоровительных технологий в процессе учебы молодого поколения в высших учебных заведениях также будет способствовать улучшению состояния здоровья студентов. Одной из таких технологий может быть предложена нормобарическая гипоксическая тренировка (НГТ), которая применяется, как для подготовки человека к работе в экстремальных условиях измененной газовой среды, так и в клинической практике. Способы ее использования относительно безопасны и надежны [1,2,13].

В качестве дополнительного адаптирующего средства НГТ моделирует физическую тренировку в среднегорье. Она используется не только в подготовке спортсменов циклических видов спорта на выносливость, но и во многих других видах спорта и профессиональной деятельности [8,9,11,16,17]. Периодическая спортивная тренировка в среднегорье заметно повышает соревновательные результаты на уровне моря. Поэтому изучение адаптации организма спортсмена к мышечной работе в условиях среднегорья и гипоксии считается передовым направлением исследований в современной физиологии спорта. В этом ряду особое место занимает изучение воздействия гипоксии на нормального человека, как универсальное средство оздоровления для молодых, физически активных лиц. В связи с этим нами было проведено исследование на большом контингенте испытуемых, которое показало, что воздействие НГТ без физических

упражнений оптимизирует деятельность сердечно-сосудистой системы, улучшает доставку кислорода тканям организма, увеличивает мышечную работоспособность [3,4,12].

Исследования последних пятнадцати лет и самые последние публикации о влиянии гипоксии на гладкомышечную стенку сосудов, мембраны кардиомио-цитов и скелетной мускулатуры, позволяют объяснить противоречивые факты в изучении адаптации миокарда и мышц к гипоксии. Установлено, что экспрессия миоглобина (МЬ) для усиления его участия в облегчении диффузии О2 в кардиомиоците и медленном мышечном волокне по мере приближения к максимальной мышечной работе запускается гипоксией обязательно в сочетании с функциональной нагрузкой. В покое это может происходить только в постоянно работающем сердце [10,18]. Таким образом, изменение характеристик деятельности сердца, увеличение физической работоспособности без мышечной тренировки у лиц, подвергшихся длительному гипоксическому воздействию, можно объяснить изменением сосудистой регуляции и увеличением мощности МЬ-облегчающего диффузию О2 механизма, что и должно произойти в миокарде и всей сердечно-сосудистой системе в результате серии НГТ.

Итак, имеется большой мировой опыт применения искусственной гипоксии для подготовки здорового человека в различных областях экстремальной деятельности, спорте, а также в клинической практике. Этот опыт показывает и объясняет безопасность применения НГТ для самых разных контингентов лиц. Использование НГТ под контролем врача в рамках программы по физическому воспитанию в высшем учебном заведении может иметь только положительный эффект.

А.Г. Резунков, О.П. Резункова

ЗАЩИТНО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ И ЕГО ПРОВЕРКА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОГО КЛАССА

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Вопросы компьютеризации общества сейчас стоят в ряду множества факторов, влияющих на здоровье людей, при этом обсуждению подлежит не только само техногенное излучение, которое, как правило, даже при накопительном факторе остаётся в рамках допустимых санитарных норм, а именно тот объём информации, который приходится перерабатывать человеку за то время, что он находится наедине с персональным компьютером.

На кафедре биомедицинской техники СПбГУТ было решено объединить в единый комплекс защитные функции экрана, компьютеризированную программу с адаптационными свойствами и компьютерную программу с контрольными функциями, позволяющую автоматически отключать компьютер, если пользователь устал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.