Научная статья на тему 'Лечебная физическая культура на кафедре физической культуры и спорта СПбГПУ'

Лечебная физическая культура на кафедре физической культуры и спорта СПбГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1412
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЗАБОЛЕВАНИЕ / РАЗРАБОТКА УПРАЖНЕНИЙ / THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE / A PHYSICALCONDITION / HEALTH / STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / TECHNOLOGY / DISEASE / DEVELOPMENT OF EXERCISES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волкова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лечебная физическая культура на кафедре физической культуры и спорта СПбГПУ»

688с.

Ключевые слова:аэробная производительность, готовность к риску, максимальное потребление кислорода.

Key words:aerobic productivity, readiness for risk, maximum oxygen consumption. УДК 378.147.333

Л.М. Волкова

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НА КАФЕДРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СПбГПУ1

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург, [email protected]

Физическая культура является обязательной дисциплиной в каждом ВУЗе Российской Федерации. Укрепление и охрана здоровья, повышение работоспособности студенческой молодежи — одна из главных задач совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров, поскольку состояние здоровья студентов, наряду с профессиональным уровнем, следует рассматривать как один из показателей их подготовки.

Сегодня возрастает число студентов, направляемых для занятий физической культурой в специальные медицинские группы (СМГ) [7]. В этих группах занимаются студенты, имеющие серьезные заболевания или низкую физическую подготовленность, а внутри специальной группы - группа лечебной физической культуры (ЛФК), где занимаются студенты-инвалиды и студенты с очень серьезными заболеваниями и патологиями. В СМГ используется расширенный спектр средств и методов лечебно-профилактического характера для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности занимающихся студентов.

Особо следуем отметить рост числа студентов, освобождаемых от практических занятий по физической культуре. Ежегодно это число по решению медицинской комиссии составляет около 7-10% от общего количества перво-

1Volkova L.M. Therapeutic physical culture at the department of physical culture and sport SPBSTU.

курсников в ВУЗе. А именно эта категория студентов должна особенно тщательно укреплять свое здоровье методами физической культуры. Работать с ними должны преподаватели-специалисты по ЛФК [9,10].

Министерство образования РФ призывает кафедры физической культуры шире внедрять средства и методы ЛФК в практику занятий СМГ, т.к. физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни студента. Таким образом, средства и методы ЛФК являются полноправными составными частями физического воспитания в специальных медицинских группах.

В СПбГПУ с 1994 года внедрена форма занятий ЛФК. Наиболее часто в группах ЛФК встречаются заболевания опорно-двигательного аппарата - 33%, сердечно-сосудистой системы - 21%, высокая степень миопии - 12%, желудочно-кишечного тракта - 7%, мочеполовой системы - 6%. Особую тревогу вызывают студенты со злокачественными образованиями, эпилепсией, инвалиды, после перенесенных сложных операций и т.п.

ЛФК - это метод для профилактики, лечения и реабилитации, для воспитания интереса и привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня студента, на каком бы уровне физического состояния он ни находился [5,7,8].

В нашем университете ЛФК назначает спортивный врач, а методику занятий определяет преподаватель по ЛФК. В группы ЛФК попадают студенты всех институтов нашего университета, всех курсов (с 1-го по 4-й и выпускники), поэтому занятия проводятся (как и почти во всех вузах страны) вне учебного расписания, чтобы студент имел возможность в удобное для себя время, не в ущерб учебным занятиям по своей специальности прийти в спортзал специального отделения и заниматься физической культурой, либо получить необходимую консультацию преподавателя по ЛФК.

В настоящее время студентов, занимающихся в группах ЛФК в СПбГПУ на кафедре физической культуры и спорта, насчитывается более 130 человек.

В группах ЛФК достаточно привилегированное положение: над такими студентами очень сильно пекутся, поскольку в любой момент им может стать плохо. Согласно документам Министерства образования (приказ № 777) численность СМГ не должна превышать 8-12 чел. (по технике безопасности).

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном применении средств физической культуры. В этих целях в СПбГПУ на специаль-

ном отделении разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования, современные компьютерные технологии и т.п. Средства ЛФК применяются в соответствии с задачами лечения, учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени физической работоспособности, для студента, имеющего длительное освобождение от практических занятий, разрабатывается индивидуальная программа оздоровительных занятий и мероприятий.

Отличительной особенностью занятий ЛФК является периодический контроль за здоровьем студентов. Процедура обследования проходит два раза в год в начале каждого семестра. Кроме этого студенты групп ЛФК периодически проходят медицинский контроль узких врачей-специалистов по профилю своего заболевания.

Характерной особенностью ЛФК является процесс тренировки больных студентов физическими упражнениями.

Различают общую и специальную методику тренировки в ЛФК:

• общая тренировка направлена на оздоровление, укрепление организма с помощью общеукрепляющих упражнений;

• специальная тренировка осуществляется упражнениями, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

Специальные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии заболевания. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими, что обеспечивает общую и специальную тренировки.

Физические упражнения не должны усиливать болевых ощущений, так как боль рефлекторно вызывает спазм сосудов, скованность движений. Упражнения, вызывающие боль, следует проводить после предварительного расслабления мышц, в момент выдоха, в оптимальных исходных положениях. С первых дней занятий больного студента следует обучать правильному дыханию и умению расслаблять мышцы. Расслабление легче достигается после энергичного мышечного напряжения. При односторонних поражениях конечностей обучение расслаблению начинают со здоровой конечности.

ЛФК в СПбГПУ проводят в основном индивидуальным методом. Продолжительность занятия 50—60 мин. Дозирование физической нагрузки в ЛФК

определяется нозологической формой, тяжестью течения болезни, состоянием студента и т.д. Нами разработаны некоторые компьютерные программы, позволяющие дополнительно контролировать физическое состояние студентов.

Наиболее характерной особенностью метода ЛФК является использование физических упражнений, которые вовлекают в ответную реакцию все структуры организма и избирательно влияют на его разные функции. Регулярные физические тренировки стимулируют, тренируют и приспосабливают весь организм студентов к возрастающим физическим нагрузкам. В итоге занятия ЛФК приводят к функциональной адаптации занимающегося.

На ЛФК занимаются студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в фазе компенсации кровообращения и декомпенсации I—II степени (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, порок сердца, дистрофия миокарда и др.), периферических сосудов, сосудистых заболеваниях мозга, дыхательной системы (пневмония, хронические неспецифические заболевания, туберкулез), системы пищеварения (холецистит, гастрит, язвенная болезнь в фазе ремиссии, колит и др.), обмена веществ (ожирение), мочевыделительной системы (хронический нефрит, мочекаменная болезнь). ЛФК назначают студентам и после операций на сердце, сосудах, легких и органах брюшной полости. Большое значение имеют занятия ЛФК у студентов с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата для восстановления его функции.

Регулярные физические упражнения повышают свойства организма и устойчивость к заболеваниям [5].

По нашему мнению, одним из решающих аспектов учебного процесса студентов групп ЛФК является целенаправленное формирование глубоких знаний, убеждений и устойчивых привычек постоянно заботиться о своем здоровье, развитие потребности в использовании специальных средств для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии организма.

Поэтому важным направлением занятий ЛФК является использование высокоэффективных технологий, которые позволят удовлетворить не только потребности студента в получении всесторонних, универсальных, специальных знаний, но и будут способствовать обучению студента самоанализу, поиску эффективных методик для индивидуального саморазвития и самосовершенствования.

В задачу нашей работы входила разработка компьютерной программы по самооценке физического состояния студента. Такая компьютерная оздоровительная программа поможет, по нашему мнению, на базе знаний специалистов-экспертов объективно оценить уровень физического состояния студента, дать ему индивидуальные рекомендации по укреплению здоровья, ведению здорового образа жизни.

Широкое внедрение данной технологии позволяет, по нашему мнению, увеличить объем самостоятельной работы студента, развить навыки и умения по самообразованию и самовоспитанию, в том числе и ведению здорового образа жизни; повысить интерес к обучению; разработать достоверную компьютерную диагностику физического состояния студента; создать мониторинг результативности выполнения индивидуальных заданий и т.д. [3, 4].

Исходя из этого, в СПбГПУ разработан компьютерно-ориентированный учебно-методический комплекс (КОУМК) по физической культуре. Решение поставленной задачи осуществлялось на основе учебных материалов, имеющих гриф Министерства Образования Российской Федерации [1,2,6,11].

Мультимедийный КОУМК представляет собой озвученный, иллюстрированный видео и мультивставками лекционный материал, дополненный различными компьютерными программами, позволяющими самому студенту оценить свои теоретические, методические и практические возможности в области физической культуры, проанализировать уровень здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также получить методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным программам, оптимальной нагрузке, мероприятиям оздоровления организма и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия ЛФК имеют большое значение для здоровья студентов, относящихся к специальной медицинской группе, позволяя им улучшить уровень своего здоровья, ЛФК воспитывает у занимающихся сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, воспитывает правильное отношение к закаливанию организма, позволяет повысить работоспособность, успеваемость, качество жизни, так как здоровье — основа благополучия человека в современном мире.

Литература:

1. Волков В.Ю., Загоруйко В.И. Физическая культура. Учебное пособие для подготовки к экзаменам. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.

2. Волкова Л.М., Половников П.В. Физическая культура (Курс лекций): Учебное пособие/Под общ. ред. Волковой Л.М., Половникова П.В. - 2-ое изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во «НЕСТОР», 1999. - 146 с.

3. Григорьев В.И., Давиденко Д.Н., Малинина С.В. Фитнес культура студентов: теория и практика: Учебн. пособие. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 228 с.

4. Давиденко Д.Н. и др. Особенности модернизации учебной дисциплины «Физическая культура» на современном этапе//Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке: Мат-лы XV Международной науч.-метод. конф. Т.1. СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2008. - 390 с.

5. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. - «ГЭОТАР-Медиа». - 2006.

- 255 с.

6. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильи-нича. М.: Гардарики, 2003. - 448 с.

7. Мельниченко Е.В., Ульянова Л.Г. Методические рекомендации по организации занятий физической культурой с детьми школьного возраста, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. - Барнаул.

- 2003. - 25 с.

8. Попов С.Н. Лечебная физическая культура. - М. - 2004. - 175 с.

9. Разумов А.Н., Ромашин О.В. Оздоровительная физкультура в восстановительной медицине. - М. - 2007. - 52 с.

10. Ромашин О.В. Оценочные критерии эффективности оздоровления человека в процессе реабилитации. - М. - 2005. - 48 с.

11. Физическая культура: учебник/коллектив авторов: Виленский М.Я., Волков В.Ю., Волкова Л.М., Давиденко Д.Н. и др.; под ред. М.Я. Виленского. — М.: КНОРУС, 2012. — 424 с.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, физическое состояние, здоровье, студенты вузов, технология, заболевание,разработка упражнений.

Key words:therapeutic physical culture, a physicalcondition, health, students of higher education institutions, technology,disease, development of exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.