РОЗД1Л II
АКТУАЛЬН1 ПИТАННЯ ВИЩО1 ПРОФЕС1ЙНО1 ОСВ1ТИ В ГАЛУЗ1 «ОЗДОРОВЧА Ф1ЗИЧНА КУЛЬТУРА ТА РЕКРЕАЦ1Я»
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Алексеюк С.Н.
УО "Брестский государственный технический университет"
Аннотация. Количество студентов с ослабленным здоровьем, которые относятся к специальной медицинской группе, ежегодно возрастает. В связи с этим весьма актуальным является изучение особенностей организации занятий по физической культуре со студентами специальным медицинских групп.
Ключевые слова: студент, здоровье, специальная медицинская группа, занятия физической культурой. Анотащя. Алексеюк С.М. Про особливост оргашзацп занять по фiзичнiй культур студентов вищих учбових закладiв вщнесених до спещально! медично!' групи. Зростання студентов з ослабленим здоров'ям, як вщно-сяться до спещально! медично! групи, щорiчно зрос-тае. У зв 'язку з цим вельми актуальним е вивчення особ-ливостей оргащзаци занять по фiзичнiй культурi iз студентами спещальним медичних груп. Ключовi слова: студент, здоров'я, спещальна медична група, заняття фiзичною культурою. Annotation. Alekseyk S.M. About the features of organization of employments on the physical culture of students of higher educational establishments attributed to task medical force. Growth of students with the loosened health, which behave to task medical force, increases annually. In this connection is very actual to study the features of organization of employments on a physical culture with students special medical groups. Keywords: student, health, task medical force, engaged in a physical culture.
Введение.
Напряжение, которое испытывает организм современной молодёжи на фоне интенсификации интеллектуальных и эмоциональных нагрузок в процессе учебы, часто приводит к ухудшению их здоровья, о чем свидетельствует увеличение числа лиц, отнесенных к специальной медицинской группе [1-5].
Изучив собранные нами данные о состоянии здоровья студентов БрГТУ за период с 2003 по 2006 год, мы пришли к следующему: в 2003/04 учебном году число студентов 1-4 курсы, по состоянию здоровья отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), составляло 561 человек (16,3 %).В 2006/07 учебном году эта цифра перевалила за 780 человек (46%). В 2004/05 учебном году число таких студентов только лишь 1 курса составило порядка 250 человек. Исходя из этого, можно сделать вывод, что из года в год число студентов имеющих различные заболевания неизменно растёт.
Результаты наших исследований показали наличие у студентов более пятидесяти различных заболеваний, таблица 1.
Таблица 1
Заболеваемость студентов
ОДА ССС ВНО ОРЗ ОРД
57,2% 15,2% 14,8% 8,8% 3,6%
Работа выполнена по плану НИР УО "Брестский государственный технический университет".
Формулирование целей работы.
Целью нашей работы было, методом изучения и анализа имеющейся методической литературы определить особенности организаций занятий со студентами СМГ.
Результаты исследований.
Как говорилось выше, учащиеся ВУЗов могут иметь различные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии, которые не дают им возможности заниматься физической культурой в основном медицинском отделении.
Таких студентов после прохождения медицинского осмотра направляют в специальные медицинские группы.
Основным задачами физической культуры в этих группах являются:
1. Укрепление здоровья.
2. Содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.
3. Повышение физиологической активности органов и систем, ослабленных болезнью.
4. Повышение физической и умственной работоспособности.
5. Освоение основных двигательных умений и навыков.
6. Приобретение теоретических знаний о режиме дня.
При занятиях со студентами СМГ следует соблюдать следующие принципы:
1. Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.
2. Системность воздействий с обеспечением подбора упражнений и последовательности их применения.
3. Регулярность воздействия, так как только регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма.
4. Длительность применения физических упражнений, так как восстановление нарушенных функций возможно при условии длительного и упорного повторения упражнения.
5. Нарастание физической нагрузки в процессе занятий.
6. Разнообразие и новизна в подборе физических упражнений.
7. Умеренность воздействия физических упражнений, то есть, умеренная, но более продолжительная и дробная физическая нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.
8. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки, физические упражнения чередуются с отдыхом.
9. Всестороннее воздействие с целью совершенствования механизма регуляции и развития адаптации всего организма.
10. Учет возрастных особенностей.
В физической культуре, применяемой для студентов СМГ, различают тренировку общую и специальную.
ОБЩАЯ тренировка: ставит перед собой целью оздоровления, и укрепления организма, она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих упражнений.
СПЕЦИАЛЬНАЯ тренировка ставит своей целью развитие нарушенных болезнью функций. При ней используются виды обще укрепляющих упражнений оказывающих непосредственное воздействие на область пораженной системы.
Физические упражнения, применяемые со студентами СМГ можно разделить на гимнастические, спортивно-прикладные, игры.
Гимнастические упражнения оказывают воздействия не только на различные системы, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позволяя развить ряд двигательных качеств. Эти упражнения подразделяются на:
1. Общеукрепляющие.
2. Специальные (имеющие избирательный характер действия на ту или иную часть организма).
Спортивно прикладные: включают в себя ходьбу, бег, лазание, ползание, плавание, катание на лыжах, коньках, велосипеде и т.д. Их оздоровительное и гигиеническое значение определяется умеренной тренировкой, закаливанием организма, и положительным влиянием на нервно-психическую деятельность.
Игры - широко используются в физическом воспитании, так как игра вносит в занятие эмоции, повышает интерес к ним. По сравнению с гимнастическими упражнениями физические упражнения в игре трудно поддаются дозировке, поэтому на регулирование дозировки следует обратить большее внимание.
В зависимости от заболевания и физической подготовленности большое значение придется дозированию упражнений, для этого определяется их продолжительность, исходное положение, количество повторений, темп, амплитуда движения, рациональное чередование нагрузки и отдыха, учитываются индивидуальные особенности и возраст. Исходя из этого, можно выделить следующие методические приёмы для изменения величины физической нагрузки:
• Выбор исходного положения для занятий;
• Объем мышечных групп участвующих в упраж-
нении;
• Амплитудой движения;
• Числом повторений отдельных движений;
• Темпом выполнения упражнения;
• Степенью силового напряжения мышц;
• Ритмом движения;
• Точность выполнения заданных движений;
• Чередованием мышечных групп, участвующих в движении;
• Использованием статических дыхательных упражнений и упражнений на расслабление;
• Использованием предметов и снарядов;
• Продолжительность занятия.
Дозирование других форм физической культуры осуществляется в основном: расстоянием, темпом, продолжительностью, рельефом местности, количеством остановок и дыхательных упражнений. Нагрузку на время всего занятия следует строго регулировать. Наибольшее увеличение нагрузки более целесообразно проводить в середине занятия с постепенным ее дальнейшим уменьшением. Должный эффект физических упражнений достигается при регулярном и длительном их применении, и при достаточной интенсивности их воздействия. Интенсивность воздействия упражнений должна постепенно увеличиваться, поскольку только нарастание нагрузки может обеспечить повышение уровня тренированности и улучшения уровня общего состояния организма.
При комплектовании СМГ учитывается заболевание, функциональное и физическое состояние студентов. Хотя в СМГ могут заниматься лица с различными заболеваниями, комплектовать группы лучше по характеру заболевания. Группа А.
В группу зачисляются студенты с заболеваниями, при которых реакция больного организма на физическую нагрузку определяется состоянием сердечно-сосудистой системы.
Специальные тренирующие нагрузки для студентов в этой группе должны быть направлены на развитие, преимущественно, общей выносливости.
Группа Б.
В эту группу зачисляются студенты с заболеваниями, при которых выбор нагрузок ограничивается состоянием органов брюшной полости малого таза, в частности, степенью выраженности болевого синдрома: желудка, кишечника, желчного пузыря, остаточными явлениями после перенесенной желтухи, после операции на органах брюшной полости, почечнокаменной болезни.
Показаны общеразвивающие и дыхательные физические упражнения, ходьба, бег, лыжные прогулки, спортивные и подвижные игры средней интенсивности, плавание в теплой воде. Группа В.
В эту группу зачисляются студенты с заболеваниями и анатомическими дефектами опорно-двигательного аппарата: укорочение конечностей,
деформация позвоночника и суставов и др.
В качестве средств используются комплексы общеразвивающих и дыхательных упражнений, подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, средства закаливания, массаж и самомассаж.
Вывод.
Делая вывод из нашей работы можно сказать что, число студентов высших учебных заведений с каждым годом увеличивается. Основная роль в организации занятии отводится индивидуальному подходу к каждому занимающемуся. При разработке комплексов физических упражнений необходимо учитывать особенности заболевания, общее состояние организма к началу занятия, а так же возрастные особенности. Исходя из этого, рекомендуется комплектовать группы по 8-10 человек на одного преподавателя.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем организации занятий по физической культуре студентов.
Литература
1. Лечебная физическая культура/Под ред. С.Н. Попова -М.:ФиС, 1978. - 240 с.
2. Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК - М.: Медицина, 1964. - 200 с.
3. Лукомский И.В., Стах Э.Э., Улащик.В.С. Физиотерапия, ЛФК, Массаж - Минск: Высшая школа, 1999. - 260 с.
4. Физическая культура: Комплексная базовая учебная программа для высших учебных заведений Республики Беларусь. - Минск: Полымя,1988. - 140 с.
5. Физическая культура/Учебная программа для высших учебных заведений (для групп специального учебного отделения). - Минск: РИВШ БГУ,2003. - 40 с.
Поступила в редакцию 12.04.2007г.
ПОПЕРЕДЖЕННЯ ТА НЕЙТРАЛВАЦШ СТРЕСУ ЗА ДОПОМОГОЮ Ф1ЗИЧНИХ ВПРАВ, ПСИХОРЕГУЛЮВАННЯ I РЕЛАКСАЦП
Вихляев Ю.М.
Нацюнальний Техшчний Ушверситет Украши «КП1»
Анотащя. Запропоноваш таю засоби нейтратзацп не-гативних наслщюв стресу та вщновлення розумово! працездатносп, як ф!зичш вправи, психорегулювання, актив1зована релаксащя. Сенсорний контроль за результатами поперемшно виконувано! напруги i розслаблен-ня методом зворотного бюзв'язку може бути викорис-таний як ефективний спо^б для нейтрал!зацп негативних наслщюв стресу
Ключов1 слова: стрес, ф!зичш вправи, психорегулювання, актив1зована релаксащя, розумова працездатнють. Аннотация. Вихляев Ю.Н. Предупреждение и нейтрализация стресса с помощью физических упражнений, психорегулирования и релаксации. Предложены такие средства нейтрализации негативных последствий стресса и восстановления умственной работоспособности, как физические упражнения, психорегулирование, активизированная релаксация. Сенсорный контроль по результатам попеременно выполняемого напряжения и расслабления методом обратной биосвязи может быть использован как эффективный способ для нейтрализации отрицательных последствий стресса. Ключевые слова: стресс, физические упражнения, пси-
хорегулирование, активизированная релаксация, умственная работоспособность.
Annotation. Vikhliaiev Y.N. Prevention and neutralisation of stress with the help of physical exercises, psychoregulation, relaxation activity. We proposed different means: physical exercises, psychoregulation, relaxation activity for neutralisation of negative consequences of stress and recoveration of intellectual capacity for work. The touch control over alternately carried out pressure and relaxation can be used by a method of return bioconnection as an effective way for neutralization of negative consequences of stress.
Key words: stress, physical exercises, psychoregulation, relaxation activity, intellectual capacity for work.
Вступ.
Питання попередження та нейтралiзацil стресу за допомогою рiзних засобiв е дуже актуаль-ним для студентсько! молод^ так як напружений ритм занять i навчально! дiяльностi у перюд до i тд час екзаменацшно! сеси часто призводять до стре-сових ситуацш. Негативш емоцп, транспортнi i по-бутовi проблеми, погане харчування, недосипання, патовi ситуацп, коли оцiнка "незадовшьно" означае погрозу ввдрахування, чи ситуаци, коли студент ткюдуе заборгованостi i часом три викладачi при-значають йому вiдпрацьовування на той же час, але в рiзних лабораторiях або аудиторiях, як1 можуть знаходитися в рiзних корпусах на значнiй ввдсташ друг вiд друга, викликають стреси i, як наслiдок, психiчнi перенапруги i розлади.
Реакцiя на стрес залежить: 1) вщ щдииду-ального сприйняття стресових подразник1в; 2) вщ особистих характеристик поводження i реагування на стресовi подразники; 3) вщ мотивацп подолання несприятливих стресових подш чи негативного впливу на особиспсть, стресового досвiду [7].
З метою лкыдацц несприятливих наслiдкiв стресових ситуацш для здоров'я i якостi навчання студентiв використовуються рiзнi методи впливiв: фiзичнi вправи, психорегулювання, релаксацiя й шш^ однак рекомендаци з !хнього використання носять узагальнений характер, не конкретш i най-частiше суперечливi [1, 2, 4, 5, 6].
Робота виконана за планом НДР нацюналь-ного техшчного унiверситету Украши «КП1»
Формулювання цiлей роботи.
Мета роботи: розробити методику нейтра-лiзацil негативних впливiв стресу на студенпв перед i пiд час екзаменацшно1 сеси.
Результата дослiдження.
У якосп засобiв, що нейтралiзують стрес, були вивчеш наступнi види впливiв: фiзичнi вправи; психорегулювання i релаксацiя.
Фiзичнi вправи. Для визначення оптимально1 кiлькостi тренувальних занять на тиждень з метою нейтралiзацil наслщшв стресу i пiдвищення розумо-во! працездатностi було проведено спецiальне дос-лiдження психофiзичного стану i самопочуття сту-дентiв НТУУ «КП1» загальною чисельшстю 150 чоловiк, що були розподшеш на 5 груп по 30 чо-ловiк кожна. Уа групи плавали в басейнi. Обсяг пла-вання вiд 1000 до 2000 тисяч метрiв, темп середнш