УДК 153.2
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА)
© Ольга Валентиновна ЕЧЕВСКАЯ
Тамбовский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель кафедры адаптивной физической культуры,
e-mail: [email protected] © Галина Ивановна ДЕРЯБИНА Тамбовский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]
В статье изложены современные подходы к проблеме адаптивного физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; адаптивная физическая культура; адаптивное физическое воспитание; студенты специальной медицинской группы.
В век стремительного технического прогресса особую социальную значимость имеет проблема психофизического состояния, сохранения и укрепления здоровья, профилактика различных заболеваний у населения России. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация индивидуальности человека все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.
Современное физическое состояние населения нашего государства в силу множества объективных причин не обеспечивает сохранение и воспроизводство человеческого потенциала в интересах развития общества и национальной безопасности. Развитие цивилизации породило множество заболеваний сердечнососудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, нервной системы и др. Последствием этого процесса стало снижение средней продолжительности жизни человека в России более чем на 5 лет, и ежегодное уменьшение населения на 1 миллион [1]. В рамках государства принимаются некоторые меры для решения настоящей проблемы. В связи с этим в национальном проекте «Здоровье» поставлены первоочередные задачи в сферах здравоохранения и массовой физической культуры [1].
Проблема здоровья, формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) населения является главной государственной задачей. Главной стороной здорового образа жизни является
достаточный уровень физической активности, способствующий сохранению динамического равновесия в жизнедеятельности организма, повышающий его адаптивные возможности. Здоровье человека и нации в целом - это величайшая человеческая ценность [2-4].
Стремление к определенной нормативной физической форме, которое распространено на традиционных занятиях по физическому воспитанию, является следствием отношения к телу как к объекту, который следует тренировать.
Однако в настоящее время неуклонно растет количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), среди них есть также не посещавшие в школе занятия по физической культуре. Требовать от этой категории студентов достижения определенного уровня физической подготовки и выполнения зачетных нормативов не всегда является правомерным. Представляется, что занятия в СМГ должны иметь ярко выраженную образовательную и оздоровительную направленность; способствовать расширению двигательного репертуара студентов, созданию привлекательного образа собственного тела и, как следствие, позитивного образа «Я». В этой обстановке понятен интерес педагогов и врачей к разработке новых методов профилактики и восстановления здоровья учащейся молодежи.
Важным направлением работы образовательных учреждений по изменению ситуаций с состоянием здоровья детей и учащейся молодежи является внедрение в практику адаптивной физической культуры, включая основные виды: адаптивное физическое воспитание, адаптивную двигательную рекреацию. адаптивный спорт, физическую реабилитацию, экстремальные виды двигательной активности и креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики [5].
Главной целью занятий в специальной медицинской группе является формирование здорового образа жизни и вовлечение в занятия физическими упражнениями молодежи, имеющей отклонения в состоянии здоровья, включая хронических больных и инвалидов. На пути реализации этой цели стоит множество преград, главной из которых следует считать превалирующую среди населения и, к сожалению, педагогических и медицинских работников точку зрения о том, что любое отклонение в состоянии здоровья и уж тем более наличие хронического заболевания или инвалидности требует резкого ограничения двигательной активности и применения какого-либо лекарства.
В особо неблагоприятном положении оказываются студенты, которые перенесли какое-либо заболевание, нередко возникшее вследствие недостаточной двигательной активности. Они надолго оказываются лишенными занятий физическими упражнениями или, в лучшем случае, получают небольшую нагрузку, далеко не удовлетворяющую потребности организма в движении.
Главная установка адаптивной физической культуры - всем без исключения детям и особенно тем, у кого имеются проблемы со здоровьем, обязательно необходима специально организованная двигательная активность, а сохранение и укрепление здоровья невозможно без труда и усилий воли. Безусловно, чем сложнее заболевание у студента, тем более адаптирована к его индивидуальным особенностям должна быть система занятий физическими упражнениями [6]. Такие учащиеся, относящиеся по медицинским показаниям к специальным группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для их здоровых сверстников. Для них должны быть специ-
альные и методики, и организация занятий. Важны также правильная оценка эффективности занятий и общий режим занятий.
Недооценка возможностей АФК в коррекции состояния здоровья учащейся молодежи приводит к их освобождению от занятий физическими упражнениями, что способствует утрате ценностей здорового образа жизни и физической культуры [6].
Основная цель адаптивного физического воспитания - формирование у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к решительным действиям, преодолению необходимых физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и ведении здорового образа жизни. В процессе уроков АФК учащиеся должны освоить умения и навыки психосоматической саморегуляции, поддержания необходимого уровня функционирования своих органов и систем организма.
В процессе адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента обнаружения той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе.
Огромное значение имеют межпредметные связи, ведь в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется освоение умственных, сенсорно-перцептивных, двигательных действий и понятий, происходит умственное, нравственное, этическое, трудовое и другие виды воспитания [6].
Занятия по физическому воспитанию специальной медицинской группы ТОГОУ СПО «Педагогический колледж» проводятся на протяжении 5-ти лет обучения студентов в колледже. На 1-2 курсах график учебного процесса предусматривает 72 часа в год, по 2 занятия в неделю. На 3-4 курсах предусмотрено по 78 часов в год, по 2 занятия в неделю. На 5 курсе предусмотрено 56 часов. Всего за 5 лет обучения 356 часов.
В специальную медицинскую группу зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования, имеющие ка-
кое-либо хроническое заболевание или слабое физическое развитие.
Освобождение студентов от практических занятий по физической культуре по заключению врача может быть временной мерой. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период, изучают теоретический раздел, который преподносится в форме лекций, бесед преподавателя со студентами, а также самостоятельного изучения специальной литературы. В конце семестра они сдают преподавателю зачет по теоретическому и методическому разделам программы, а также выполняют письменную контрольную работу по своему заболеванию.
Студенты специальной медицинской группы принимают участие в спортивномассовых мероприятиях по плану колледжа в качестве судей по спорту и инструкторов-общественников.
В отдельных случаях при выраженных нарушениях опорно-двигательного аппарата и значительных нарушениях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультурой в лечебно-профилактические учреждения.
Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную проводится после дополнительного медицинского обследования.
Студенты СМГ, выполнившие рабочую учебную программу, в каждом семестре сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.
Занятия по физической культуре студентов осуществляются на учебных и внеучеб-ных занятиях.
Учебные занятия (согласно расписанию) являются основной организационной формой физического воспитания. Именно на учебных занятиях решаются задачи, предусмотренные в программе, планируемые в учебных планах. Но какие бы задачи ни решались в течение года в СМГ, обязательной остается установка на достижение оздоровительного эффекта. Планирование и регулирование функциональной нагрузки происходит в соответ-
ствии с индивидуальными возможностями организма занимающихся.
Физические упражнения на внеучебных занятиях выполняются в режиме дня, они включают в себя утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные минутки и паузы, домашние задания, комплексы упражнений по профилю заболевания.
Самостоятельные занятия студентов по заданию выполняются во внеурочное время в домашних условиях. Самостоятельные занятия способствуют воспитанию сознательного отношения студентов к занятиям физической культурой, развитию физических качеств. Вместе с этим решают индивидуальные задачи, выполняя специальные комплексы по профилю заболевания.
Студенты СМГ, освобожденные от практических занятий по физической культуре на длительный период, готовят реферат по предложенной теме и сдают зачет по теоретическому разделу программы. Они выполняют те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья. В конце каждого семестра ими представляются рефераты по теме, связанной с их индивидуальными отклонениями в состоянии здоровья.
Учебный материал программы дисциплины «Физическая культура» распределяется на теоретический, практический и контрольный разделы.
Теоретический раздел предусматривает формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения к физической культуре. Содержание теоретического раздела излагается в курсе лекций и включено в каждое практическое занятие в виде бесед со студентами, на которых особое внимание уделяется вопросам влияния физических упражнений на организм, профилактике заболеваний и травматизма, вопросам гигиены, врачебного контроля и самоконтроля, предполагает усвоение студентами упорядоченной системы знаний по физической культуре и спорту.
Практические занятия по физическому воспитанию в СМГ решают общеобразовательные задачи, которые направлены на развитие и совершенствование основных физических качеств (выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, силы), с учетом противопоказаний при различных заболеваниях.
Занятия с использованием видов спорта или элементов видов спорта, которые более эффективно развивают физические качества, формируют двигательные навыки, способствуют росту работоспособности. Но наличие отклонений в состоянии здоровья, слабого физического развития и подготовленности выделяет ряд реабилитационных задач: ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний, развитие компенсаторных функций, устранение функциональных отклонений, воспитание осознанной необходимости в постоянных занятиях физическими упражнениями. Активное использование двигательных умений и навыков необходимо для организации здорового образа жизни, решения задач, возникающих в учебной, профессиональной, бытовой сферах жизнедеятельности.
В специальной медицинской группе очень важна методическая подготовка студентов. Этот вид подготовки предусматривает:
- особенности составления и проведения комплексов утренней гигиенической и индивидуальной гимнастики (с учетом развития физических и профессионально необходимых качеств и способностей, профиля заболевания) в период учебы, практики и работы;
- особенности подбора физических упражнений, проведения разминки, способствующих развитию профессионально-прикладных физических качеств, в т. ч. комплексов с учетом профиля заболевания;
- знакомство с приемами массажа и самомассажа и особенностями их применения;
- знакомство с методами аутогенной тренировки.
Кроме того, необходимо, чтобы студенты знали методы врачебно-медицинского контроля и самоконтроля для определения функциональной и физической подготовки. Методическая подготовка осуществляется в форме методических занятий и проведения физических упражнений на учебных занятиях, а навыки и умения применения методов врачебного контроля и самоконтроля - на учебных и самостоятельных занятиях. Наиболее эффективная форма - домашнее задание с последующим контролем. Усвоение материала определяется по умению составить конспект в соответствии с требованиями ППФП и учетом заболевания.
Для оценки успеваемости студентов специальной медицинской группы, учитывая различные заболевания, недостатки физического развития, различную степень физической работоспособности и двигательной подготовленности, используется ряд функциональных проб, контрольных упражнений и тестов, а не нормативов, отражающих развитие физических качеств. Все контрольные упражнения и тесты выполняются строго с учетом показаний и противопоказаний в зависимости от характера и степени отклонения в состоянии здоровья и самочувствия.
Зачетные упражнения и тесты проводятся согласно программе. Они проводятся после изучения вида спорта по планированию. Контрольные упражнения и тесты проводятся два раза в год: в сентябре (начало учебных занятий) и в мае (в конце) для оценки физического развития, функционального состояния, общей физической подготовленности студентов.
Основным критерием оценки успеваемости студентов специальной медицинской группы является регулярность посещения обязательных учебных занятий и улучшение в динамике результатов выполнения контрольных упражнений и тестов по сравнению с исходными данными индивидуально каждого студента, а не обязательное выполнение численно-нормативного объема упражнений.
Во время внеклассной работы целесообразны занятия физическими упражнениями в рамках адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, включая учебнотренировочные занятия по адаптивному спорту [5].
В мероприятиях внешкольной деятельности вполне уместны занятия экстремальными видами двигательной активности, которые сегодня востребованы молодежью. Такие виды двигательной активности позволяют удовлетворить в социально приемлемых формах глубинные, базисные потребности несовершеннолетних в риске и, вообще, в поиске впечатлений [7].
Большое значение в процессе адаптивного физического воспитания имеют теоретические уроки адаптивной физической культуры, где учащимся рассказывают не только о функционировании здорового организма, но и о видах заболеваний, мерах их предупреждения, способах преодоления и профи-
лактики и о различных формах реализации этого вида физической культуры.
Адаптивная двигательная рекреация, предполагающая получение удовольствия, радости от движений и базирующаяся на игровых методах, создает прекрасные возможности для самых разнообразных молодежных инициатив и фантазий.
Адаптивный спорт с огромным разнообразием форм двигательной активности позволяет подобрать наиболее подходящую из них для любого студента. Участие в учебнотренировочной и соревновательной деятельности предполагает интеграцию сознания, чувств и воли занимающихся, без чего немыслимо достижение серьезного результата.
Адаптивная физическая реабилитация, предполагающая восстановление утраченных вследствие болезни функций, коррекцию развития учащихся, компенсацию того, что невозможно восстановить, профилактику сопутствующих заболеваний, так же, как и адаптивное физическое воспитание, расширяет мобильность занимающихся, позволяет им целенаправленно самосовершенствоваться.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследование многообразия средств физической культуры в оздоровительных целях должно носить как избирательноиндивидуальный, так и комплексный характер. Это необходимо учитывать при разработке программ и содержания каждого отдельного занятия для студентов различного возраста и пола, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской груп-
пе. Особое место в этом процессе занимает организация занятий индивидуальной и групповой направленности.
1. Козлов В.К., Ярилов С.В. Традиции русской нейрофизиологической школы и парадигма системного подхода к актуальным проблемам спортивной медицины // Человек, спорт, здоровье: материалы 3 Международного конгресса. СПб., 2007. С. 41-63.
2. Суханов А.И. Теория и практика управления физическим состоянием человека на основе комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002.
3. Таймазов В.А. Здоровье как приоритет государственной политики и вектор развития в сфере физической культуры и спорта // Человек, спорт, здоровье: материалы 3 Международного конгресса. СПб., 2007. С. 27-29.
4. Тихвинский С.Б. Двигательная активность и физическое здоровье человека // Человек, спорт, здоровье: материалы 3 Международного конгресса. СПб., 2007. С. 35-40.
5. Аксенова О.Э. Адаптивная физическая культура в школе. СПб., 2003.
6. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физ. культ. 1998. № 1. С. 12-25.
7. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность в экстремальных экологических условиях. СПб., 2008.
Поступила в редакцию 15.G6.2G11 г.
UDC 153.2
ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS (ON EXAMPLES OF PEDAGOGICAL COLLEGE)
Olga Valentinovna YECHEVSKAYA, Tambov Pedagogical College named K.D. Ushinskiy of TSU named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]
Galina Ivanovna DERYABINA, Tambov Pedagogical College named K.D. Ushinskiy of TSU named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]
The article scrutinizes the modern ways to the problem of adaptive physical education of students referred to the special medical group according to the health state.
Key words: health lifestyle; adaptive physical culture; adaptive physical education; students of special medical group.