Научная статья на тему 'Влияние адаптивной физической культуры с использованием гребли на состояние здоровья студентов специального медицинского отделения'

Влияние адаптивной физической культуры с использованием гребли на состояние здоровья студентов специального медицинского отделения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
493
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зеленин Л.А., Паначев В.Д.

В статье рассматриваются вопросы влияния адаптивной физической культуры и спорта на состояние здоровья студентов специального медицинского отделения. В решении этой задачи ведущее место занимает адаптивная физическая культура и спорт. Они, кроме обязательного физического воспитания, позволяют расширить рамки образовательного пространства за счет адаптивной физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта. Актуальной проблемой является разработка эффективных методов адаптации средств, коррекции недостатков физического развития, опорно-двигательного аппарата и мышечной работоспособности студентов специального медицинского отделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние адаптивной физической культуры с использованием гребли на состояние здоровья студентов специального медицинского отделения»

23. Surkov Е.М Anticipation in sport. - М.: Physical culture and sport. 1982. -Статья поступила в редакцию: 4.06.2013 г.

145 p.

УДК: 615

ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРЕБЛИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Л.А. Зеленин - кандидат педагогических наук, доцент В. Д. Паначев - доктор социологических наук, проф., зав. кафедрой физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический

университет (ПНИПУ) Пермь

INFLUENCE OF THE ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORT ON PICTURE OF HEALTH STUDENT OF THE SPECIAL

MEDICAL BRANCH

L.A. Zelenin - associate professor, candidate of pedagogics, associate professor of

Physical Culture department V.D. Panachev - honored worker of physical culture of the Russian Federation, doctor of sociological Sciences, head of Department of physical culture Perm national exploratory polytechnic university, Perm

e-mail: panachev@pstu. ru

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, здоровье, студенты специального медицинского отделения

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния адаптивной физической культуры и спорта на состояние здоровья студентов специального медицинского отделения. В решении этой задачи ведущее место занимает адаптивная физическая культура и спорт. Они, кроме обязательного физического воспитания, позволяют расширить рамки образовательного пространства за счет адаптивной физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта. Актуальной проблемой является разработка эффективных методов адаптации средств, коррекции недостатков физического развития, опорно-двигательного аппарата и мышечной работоспособности студентов специального медицинского отделения.

Key words: adaptive physical culture, adaptive sport, health, students of the special medical

branch.

Abstract. Questions of the influence of the adaptive physical culture and sport are considered in article on picture of health student of the special medical branch. In decision of this problem leading place occupies the adaptive physical culture and sport. They, except obligatory physical education, allow to increase the frames educational space to account of the adaptive physical rehabilitation, adaptive motor recreation and adaptive sport. The actual problem is a development of the efficient methods and facilities to correction and adaptation defect physical development supporting-motor device and muscular capacity to work student special medical branch.

Введение. Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена возрастающей ролью адаптивной физической культуры и спорта в оздоровлении студентов с ограниченными жизненными возможностями, отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья. С каждым годом в России появляются все больше молодых людей с отклонениями в здоровье и инвалидов по различным показателям [1-10].

Методика. Теорией и практикой давно установлено, что, как природное существо, человек в своем развитии подчиняется определенным закономерностям. Другими словами, реальные возможности конкретного человека в определенных условиях и в зависимости от своеобразия личной активности по отношению к себе, окружающей действительности получают адекватное развитие. Отсюда вытекает другое весьма существенное положение: всякое нарушение условий закономерного развития данного явления ведет к созданию иной среды и соответствующему ее изменению. Познавая человека (студента специального медицинского отделения), закономерности его развития, факты, влияющие на динамику данного процесса, можно способствовать созданию таких условий, которые обеспечивали бы их целенаправленность: стимулирование (сдерживание) развития определенных (профессиональных) качеств личности, предупреждение тех или иных действий и поступков, активизацию работы над собой, над своим систематическим самосовершенствованием. Оптимальное сочетание возможностей конкретного человека (студента), условий, в которых он находится, и целенаправленной активности в определенной сфере создают для него наиболее благоприятную сферу. В такой сфере человек может получить максимальное (желаемое) развитие. Перед тренером (преподавателем) учебного заведения и стоит проблема создания соответствующей среды, оптимальной для каждого обучаемого. С этой целью педагогу необходимо знать возможности каждого студента, уметь создавать для него адекватные условия и добиваться того, чтобы он проявил необходимую в этой среде активность в самореализации своего «я». Такое возможно только на основе индивидуального подхода: воспитатель - воспитуемый, преподаватель - обучаемый, тренер - студент.

Индивидуальный подход понимается как педагогический принцип. На наш взгляд, индивидуальный подход деятельности тренера (преподавателя) представляет систему целенаправленного изучения особенностей личности студента и обеспечение непосредственного и опосредованного педагогического взаимодействия с ним (воздействия на него) в интересах эффективного адаптивно-профессионального обучения,

разностороннего воспитания и развития с учетом возможностей студента и потребностей дальнейшего развития личности, ее адаптации к условиям вузовской среды с определением состояния здоровья. Индивидуальный подход к человеку в интересах улучшения показателей здоровья и называют индивидуальной воспитательной деятельностью; в интересах обучения - индивидуализацией обучения.

Экспериментальная часть. Для теории и практики здоровьесбережения важно разобраться не только в том, что такое здоровье, но и как его сохранить на долгие годы. Для проведения практических занятий студенты распределены по учебным отделениям основному, специальному и спортивному. Особое внимание уделяется проведению занятий со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению. С одной стороны, имеется мотивация ликвидировать отставание в физическом развитии и здоровье, а с другой стороны, возникает вопрос - как это сделать в случае, когда на занятиях 15-20 человек с разным физическим развитием и заболеваниями. Формальное проведение занятий без использования разумно интенсивных нагрузок не дает должного эффекта в развитии основных жизненно важных физических, а, следовательно, и интеллектуальных качеств. Известно, что к занятиям физическими упражнениями может быть допущен любой человек, однако, оптимальная интенсивность и объём физической нагрузки у каждого человека СВОИ. Для отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе ограничений по физическим нагрузкам практически нет. Для этой категории лиц имеется нормативная основа и контрольные упражнения для оценки их физического состояния, и на этой основе дается объективная оценка успеваемости. Рассматривая этот показатель, следует отметить, что ранее кафедрой физической культуры (ФК) проводился анализ успеваемости спортсменов. Оценка успеваемости физкультурников объективно оценивалась по результатам выполнения нормативов, представленных в государственной программе по курсу ФК. Более того, программа предполагает и контрольные упражнения. В целом эти основы дают возможность каждому видеть и оценивать свое физическое состояние. Сложнее оценивать физическое развитие студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению, в которое зачисляются лица, имеющие отклонение в состоянии здоровья или слабое физическое развитие. Эти лица занимаются оздоровительной и адаптивной физкультурой, целью которой является общее воздействие, повышение сопротивляемости организма к вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т. п. При проведении этих занятий не ставится задача достижения каких-либо спортивных результатов, доступных практически здоровым людям. Разница только в «дозе» физической нагрузки. И наконец, третья - ЛФК, представляющая медицинскую дисциплину. Все перечисленные выше позиции предполагают: 1. Определение уровня функционального состояния лиц, вовлекаемых в занятия вида физической культурой при использовании того или иного физических упражнений и их рациональной дозировки. 2. Систематическое наблюдение за положительными и отрицательными изменениями в состоянии здоровья и уровне функционального состояния, происходящими под влиянием физических упражнений, для обеспечения их оздоровительного значения, изучение путей адаптации орган изма к ф изич еским нагр у зкам р азличной и нтенсивн ости , определение индивидуальной дозы физической активности. 3. Ранняя диагностика, своевременное лечение и профилактика предпатологических состояний и патологических изменений, которые могут возникнуть при нерациональном использовании физических упражнений. Значение определения состояния здоровья и функционального состояния лиц, занимающихся оздоровительной физкультурой, трудно переоценить. Наиболее сложной задачей у этих студентов является определение степени допустимой физической нагрузки, особенно при наличии тех или иных дефектов в состоянии здоровья. Одной из составляющих

проблемы утомления является способность человека выполнять работу, т.е. работоспособность, которая, как известно, зависит от функционирования всех систем организма в целом. Количественно установлено, что реакция практически здоровых занимающихся студентов на стандартную нагрузку не одинакова. На этой основе принципиально встает вопрос о дозировании нагрузок для лиц, имеющих слабое физическое развитие, и особенно следует выделить контингент, имеющий отклонение в состоянии здоровья. Количество занимающихся (на основании регламентирующих документов) составляет от 8 до 15 человек. С увеличением контингента усложняется вопрос дозировки и контроля за адекватностью нагрузок. Как правило, в практике, с учетом медицинского постулата «не навреди», применяется наиболее безопасное решение - щадящие нагрузки. Однако в этом случае, особенно в образовательной сфере там, где пользователями физкультуры являются молодые люди, эффект от щадящих нагрузок минимальный, а по основным жизнеобеспечивающим системам иногда отсутствует. Авторы имеют в виду показатель максимального потребления кислорода (МПК), который, как известно, развивается до 23 лет. На этой основе появляется необходимость поиска регламентирования физических нагрузок с целью достижения эффективного развития МПК. В настоящее время в продаже имеются измерители пульса различной модификации, они дают объективную количественную оценку, которая отражает физическое состояние субъекта, но не содержит алгоритма управления процессом тренировки. Для управления необходима определенная технология, формирующая индивидуальный вектор изменения нагрузок каждого занимающегося. Этот вектор будет строго индивидуальный. На основании вышеизложенного появляется возможность изменять интенсивность выполнения упражнения, осуществляя при этом поэтапный контроль за функциональным изменением субъекта, можно обеспечить возможность управления процессом, и этим индивидуально регламентировать интенсивность выполнения упражнений. Поскольку реакция на нагрузку у каждого индивидуальна, то на этой основе следует полагать, что дозировка интенсивности для каждого участника в групповых занятиях должна быть индивидуальной. Изучение динамики занятий специального отделения и поиск оптимизации их построения проводился в течение 6 семестров в процессе плановых занятий физической культурой в университете. Студенты не посвящались в задачи исследования, этим исключалось эмоциональное воздействие. Всё происходило в форме обычных занятий. Никаких специальных условий не создавалось. Двигательная активность контролировалась по состоянию сердечно-сосудистой системы. Всего в исследовании зарегистрировано более 20 000 количественных показателей пульса. Выбор гребли для оздоровления спецмедгруппы был обусловлен: 1) чистейшей экологической средой над поверхностью воды, которая притягивает к себе большинство ксенобиотиков, очищая воздух; 2) одинаковостью для всех студентов были гребковые упражнения и их объём (интенсивность гребли была ниже средней); 3) известно, что физические нагрузки в экологически чистом месте через потоотделение, интенсивные вдохи-выдохи чистого воздуха над водой эффективно очищают организм от ксенобиотиков, улучшают состав крови и её дыхательную функцию [7, 8, 9, 10].

Частоту пульса регистрировали до занятия, сразу после гребной нагрузки на 20-местной лодке «Дракон», устойчивой к равновесию, проявляющей 100%-ю возможность избежания переворачивания (специалист по гребле на корме обеспечивает 100 % - ю безопасность занятия) [1-10], и по истечении 5 мин. отдыха. В отдельных случаях, когда 5 мин отдыха было недостаточно для достижения количественного показателя восстановления, предлагалось продолжить отдых ещё на 5 мин [1,2,3,4,5,6]. За указанный, достаточно продолжительный период занятий со студентами, отнесенными по состоянию здоровья или физическому развитию к специальной медицинской группе (СМГ), не было перенапряжения. Все укладывались в предложенный регламент самоконтроля (самооценки), основаный на контроле пульса. Студенты самостоятельно управляли процессом работы - снижали или увеличивали интенсивность упражнения, а при увеличении возможностей продолжительность. Количественный (цифровой) показатель дает информацию о состоянии

организма на данный момент, однако тренирующийся не видит динамики своего развития. Более того, постоянно, на каждом занятии, студенту приходится вести запись реквизитов и динамики пульса. Это усложняет управление процессом тренировки и исключает объективное видение динамики этого процесса. Ранее студентами отмечалось, что ведется работа по сбору и обработке текущей информации на компьютере, это позволит вести протокол и даст возможность каждому студенту видеть динамику работы после каждого очередного занятия (по пульсу) на экране монитора, следовательно, управлять процессом тренировки. В этот же период студентами выполнена работа по автоматизации процесса управления путем индивидуального дозирования физических нагрузок.

Выводы. Выявлена важность использования количественного экспресс показателя и вектора динамики характеристик физического здоровья после каждого занятия. Это дает объективную информацию для выполнения рациональной физической нагрузки на очередном занятии, позволяет объективно регулировать интенсивность работы и тем самым управлять процессом тренировки. При использовании этой технологии создается возможность объективного (с количественным анализом) управления развитием жизненно важных физических качеств человека, а векторная индикация реальной интенсивности работы позволит объективно управлять процессом и, что самое главное, для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, предотвратить возможные перенапряжения. Такая объективная информация позволит усилить воздействие фактора физических упражнений на развитие основных физических качеств и функций студентов, занимающихся, поскольку "сухие" цифры без вектора динамики процесса работы не дают должного эффекта по окончании каждого занятия. За счет контролируемого процесса увеличивается эффективность занятий, следовательно, возрастет и показатель максимального потребления кислорода, от которого зависит, в первую очередь, эффективность оздоровления каждого занимающегося по этой технологии. Проведенный эксперимент показывает, что на «хорошо» и «отлично» сдают экзамены студенты, занимающиеся без пропусков занятий и дисциплинированно выполняющие задания каждого занятия.

В заключение можно утверждать, что контролируемая количественно гребная работа и информация о ней непременно дают положительный результат и в сфере образования по физической культуре.

Литература

1. Зеленин Л. А. Улучшение равновесия детей с церебральным параличом - основа для нормализации их передвижения без вспомогательных средств // Современные проблемы науки и образования. 2012. - № 3. -С. 4-7.

2. Зеленин, Л.А. Новый тренажёр для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов / Л. А. Зеленин, В.Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 20011. - № 7 (77). - С. 76-80.

3. Зеленин, Л.А., Медведков В.Д. Особенности устройства тренажёра для каноэ и эффекты при его применении / Л. А. Зеленин, В. Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал] - 2011. - № 3 (20). - С. 64-69.

4. Зеленин, Л. А. Научно-прикладные результаты повышения подготовленности каноистов-новичков / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта.- 2012.-№ 3(85).- С. 94-103.

5. Зеленин, Л.А. Условия опрокидывания скользящего по снегу «Тренажёр-каноэ» с позиций биомеханики гребли / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев //Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта.- 2012.-№ 4(86).- С. 48-57.

6. Зеленин, Л. А., Медведков В. Д. Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу системы «Тренажёр-каноэ» / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал]- 2011. -№ 3 (20). - С. 59-63.

7. Медведкова Н.И., Медведков В.Д. Рациональная направленность физического воспитания в техническом вузе // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 4. - С. 89-90.

8. Медведков В.Д., Медведкова Н.И., Аширова С.В. Ксенобиотическая разгрузка, улучшение состава крови и функционального состояния детей направленными физическими нагрузками // Адаптивная физическая культура. - 2010. -№ 3 (43).- С. 29-31.

9. Медведков В.Д., Медведкова Н.И., Аширова С.В. Улучшение дыхательной функции крови средствами физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы ФК и С: Электронный журнал. - 2010. - № 1 (14). - С.70-74.

10. Медведков В.Д., Медведкова Н.И., Аширова С.В. Взаимосвязь между элиминационным эффектом по свинцу и объёмом мышечных нагрузок // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 31-34.

Bibliography

1. Zelenin, L.A. Balance improvement of the children with cerebral palsy as the basis for normalization of their movement without any aids // Modern problems of science and education. 2012. № 3. - P.4-7

2. Zelenin, L.A. New training simulator for rowers' safety, equilibrium and technical readiness improvement/ L.A. Zelenin, V.D. Medvedkov//Scientific notes of P.F. Lesgaft University. - 20011. - № 7 (77). - P. 76-80.

3. Zelenin, L.A., Medvedkov V.D. Peculiarities of canoe training simulator structure and effects of its use/ L.A. Zelenin, V.D. Medvedkov // Pedagogical - psychological and medical-biological problems of Physical Culture and Sport: [Russian scientific electronic magazine] - 2011. - № 3 (20). - P. 64-69.

4. Zelenin, L.A. Scientific and applied results of readiness increase of canoeists beginners. // L.A. Zelenin // Scientific notes of P.F. Lesgaft University. 2012. № 3(85). P. 94-103.

5. Zelenin, L.A. Stalling conditions of the snow-gliding «Canoe-training simulator» from the position of biomechanical rowing / L.A. Zelenin, S.P. Kataev //Scientific notes of P.F. Lesgaft University. 2012. № 4(86). P. 4857.

6. Zelenin, L.A. Medvedkov V.D. Applied-scientific features of a new system sliding on snow «Simulator-canoe»/ L.A. Zelenin, V.D. Medvedkov // Pedagogical - psychological and medical-biological problems of Physical Culture and Sport: [Russian scientific electronic magazine] - 2011. № 3 (20). P. 59-63.

7. Medvedkova, N.I., Medvedkov V.D. Rational trend of physical upbringing in the technical University// Higher education today. - 2010. - № 4. - P. 89-90.

8. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova S.V. Xenobiotic relief, blood structure improvement and functional condition of children improvement using the directed physical loads // Adaptive physical culture. - 2010. -№ 3 (43).- P. 29-31.

9. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova S.V. Blood respiratory function improvement by means of physical culture // Pedagogical - psychological and medical-biological problems of Physical Culture and Sport: Electronic magazine. - 2010. - № 1 (14). - P.70-74.

10. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova, S.V. Interrelation between elimination effect on lead and muscular loadings volume// Sports science bulletin. - 2010. - №5. - P. 31-34.

Статья поступила в редакцию: 4.06.2013 г. УДК 796.8:159.9

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ГРЕКО -РИМСКОГО СТИЛЯ РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

А.С. Кузнецов - доктор педагогических наук, профессор Д.Р. Закиров - старший преподаватель Ю.Ю.Крикуха

Набережночелненский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Набережные Челны

INDIVIDUAL TRAINING OF GRECO-ROMAN STYLE WRESTLERS WITH DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT

A.S. Kuznetsov - Dr. Hab, professor

D.R. Zakirov - senior teacher U.U. Krikucha - associate professor Naberezhnochelninsky branch «Povolzhskaya state academy of physical culture,

sport and tourism», 68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.