Научная статья на тему 'Тренажер для улучшения равновесия и подготовленности гребцов'

Тренажер для улучшения равновесия и подготовленности гребцов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕР / РАВНОВЕСИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТРЕНИРОВКА ГРЕБЦОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленин Л.А.

В статье описываются особенности нового тренажера для тренировки гребцов, проживающих в странах со снегом, в зимний период. Использование идеи скольжения гребного имитатора по снегу позволяет значительно улучшить безопасность, равновесие, здоровье и техническую подготовленность гребцов-новичков перед первой тренировкой на воде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренажер для улучшения равновесия и подготовленности гребцов»

УДК 797.122:796.022

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРЕБЦОВ

Л.А. Зеленин - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической

культуры,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

(ПНИПУ) Пермь

THE TRAINING SIMULATOR FOR TRAINING EQUILIBRIUM AND QUALIFICATION OF SPORTSMEN

L.A. Zelenin - associate professor, candidate of Pedagogics, associate professor of

Physical Culture department, Perm State Technical University (PSTU) Perm

e-mail: zelenindoz48@mail.ru

Ключевые слова: тренажер, равновесие, техническая подготовленность, тренировка гребцов.

Аннотация. В статье описываются особенности нового тренажера для тренировки гребцов, проживающих в странах со снегом, в зимний период. Использование идеи скольжения гребного имитатора по снегу позволяет значительно улучшить безопасность, равновесие, здоровье и техническую подготовленность гребцов-новичков перед первой тренировкой на воде.

Key words: training simulator, equilibrium, technical qualification, rower training.

Annotation. The article studiesthe features of the new training simulator for the training of rowers who live in countries with snow cover in winter periods. The sliding of the rowing simulator on snow significantly improves the safety, equilibrium and training qualification of novice rowers before the first training session on water.

При управлении скользящим объектом начинающий гребец испытывает огромные трудности в связи с частыми падениями в воду. Одним из наиболее эффективных средств развития техники гребковых движений с одновременным улучшением равновесия являются тренажёры. Созданный нами скользящий по снегу тренажёр представляет собой динамическую систему «Тренажёр-каноэ». Она обеспечивает искусственное воспроизведение условий и факторов водной среды, аналогичных тем, которые имеют место в реальном процессе водной тренировки гребца по управлению лодкой. Кроме того, этот тренажёр используется гребцами, как правило, в снежных условиях, т.е. в экологически чистом месте, обеспечивая выведение ксенобиотиков из их организма, повышая уровень гемоглобина в крови и показатели их здоровья [10, 11, 12].

Имитация условий техники гребковых движений гребца осуществляется непосредственно в тренажёрном устройстве, при работе на котором динамика поведения гребца и логика функционирования его систем обеспечиваются обратной связью, воспроизведением

внешних условий обстановки. Система «Тренажёр-каноэ» позволяет моделировать в требуемом объёме всю деятельность гребца. Это позволяет производить отработку необходимых гребцу навыков.

Преимуществом апробированного скользящего по снегу «Тренажёр-каноэ» является: высокая экономичность, малые временные затраты на обучение гребцов, возможность внешнего контроля процесса обучения с помощью обратной связи; широкие вариации условий и ситуаций в учебно-тренировочных упражнениях; возможность «замораживания» условий, повторения и изменения временного масштаба (замедления или ускорения) тренировочного упражнения; обучение и совершенствование техники гребковых движений в искусственных условиях зимы; безопасность. Опыт тренировок гребцов с использованием вышеназванного тренажёра убедительно показал возможность сокращения времени для овладения спортивно-техническими двигательными действиями гребцов-новичков [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,13,14].

Проведённые нами исследования достоверно свидетельствуют, что при подготовке гребцов с помощью этого тренажёра время обучения гребковым движениям и поддержанию равновесия снижается в сложной стойке каноиста на 83,3%, в простой - на 91,0% [1, 5, 6,7, 8]. Подобная экономия времени на обучение наблюдалась в гимнастике Ю.Н. Рыкуновым (1984). По данным Рыкунова Ю.Н. (1984), гимнасты СДЮШОР с использованием тренажера в 10 раз быстрее освоили разучиваемое упражнение, овладели более рациональной техникой, позволившей им выполнить в одном подходе в четыре раза больше упражнений и получить в соревнованиях достоверно лучшие оценки в баллах. Углубленный обзор иностранной печати Б.И. Хазановым (1979) показал, что затраты на подготовку операторов движущихся аппаратов при использовании тренажёров снижаются в 4-12 раз по сравнению с затратами на обучение традиционными методами, т.е. без тренажерных средств.

Выполняя двигательные технические гребковые движения с одновременным сохранением равновесия на колеблющемся неустойчивом тренажёре, обеспечивающем безопасность при его скольжении по уплотнённому снегу любой дороги и повышающем уверенность гребцов при переходе тренировок со снежных на водные условия. Современный «Тренажёр-каноэ» не имеет аналогов в мировом тренажёростроении. С помощью этого аппарата, скользящего по снегу на безопасной суше (в отличие от воды) в зимних условиях среды, формируются навыки прогнозирования обстановки на воде при различных маневрах, умение быстро, точно и экстренно затормозить с удержанием равновесия. Также формируются двигательные навыки и умения управления веслом-имитатором с целью оптимизации техники двигательного процесса. Результаты наших исследований показали, что тренировки на этом тренажёрном устройстве уменьшают отсев гребцов-новичков, снижают затраты энергии и времени на более опасное и менее эффективное обучение технике гребли и улучшение равновесия гребцов в естественных условиях воды. Кроме того, тренажёр по совокупности выполняемых двигательных действий и признаков позволяет на суше в зимних условиях определять наиболее перспективных гребцов [1, 4, 5, 6, 7, 8, 14].

На скользящий по снегу «Тренажёр-каноэ» возлагаются самые различные задачи: первоначальное обучение гребцов с первой тренировки; возможность обучения гребле без ошибок, переучивания и падений в воду; тренировка по поддержанию приобретенных навыков, минимизация отсева занимающихся и многие другие. Тренажёр предназначен для подготовки гребцов в условиях зимы. При этом тренер должен обеспечить:

1) ознакомление с тренажёром, правильным размещением и его управлением при скольжении, перемещением в условиях зимы;

2) изучение маневренности и достижение гребцом проявления прямолинейности движения тренажёрного аппарата;

3) отработку последовательности корректирующих воздействий.

Подготовка начинающих гребцов к управлению динамическим тренажёрным устройством «Тренажёр-каноэ» в современных условиях - это поэтапный, управляемый и контролируемый процесс [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Анализ общих задач спортивной подготовки гребцов позволяет выделить две основные функции, которые должны быть реализованы в каждом тренажёре:

- моделирование условий работы гребца;

- обучение гребца тренером-преподавателем и контроль действий обучаемого.

Для моделирования условий работы гребца на «Тренажёр-каноэ» определяются основные этапы деятельности гребца при решении задач управления реальной лодкой на воде.

Первый этап включает в себя процесс работы на тренажёре, восприятие и выделение на нем отдельных запоминающихся признаков, ознакомление с выделенными определяющимися признаками и опознание восприятия двигательных действий на тренажёре.

Второй этап - анализ, обобщение и оценка информации на основе заданных и сформированных в процессе обучения технико-двигательных критериев оценки. Оценка воспроизведения путём сопоставления восприятий информационной модели, сложившейся у гребца.

Третий этап - решение о принятии действий - это акт, формируемый на основе проведённого анализа информационной и образно-концептуальной модели обстановки.

Четвёртый этап - контроль за принятием результативного исполнения решения.

Информационный поиск представляют первые два этапа, а последние этапы объединяются в понятие «обслуживание». В тренировочном процессе гребцов информационный поиск и обслуживание взаимосвязаны и взаимообусловлены. От правильно принятого решения во многом зависит направление следующего движения информационного поиска. Анализ и обобщение этапов деятельности гребцов при решении задач управления тренажёром необходимы для формирования и совершенствования спортивно-технических навыков гребцов в создании такой информационной модели воспроизводимых условий в реальном масштабе времени, чтобы зрительное восприятие и локомоторные действия гребца не отличались, а были максимально приближены к реальным условиям водной гребли. Поэтому на тренажёре предусматривается выполнение спортивно-технических реальных действий гребца. При этом геометрические двигательные действия должны соответствовать реальным условиям гребли на воде. Это внешнее подобие имеет большое значение [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 14].

С помощью тренажера необходимо максимально смоделировать факторы условий движения, его амплитуду и особенности выполнения двигательных действий. На скользящем по снегу «Тренажёр-каноэ» эффективно моделируются физические факторы водной среды, вызывающие у обучаемых на снегу такие же ощущения, как на воде; имитируется техника гребли с одновременным формированием специфического равновесия, улучшаемого на снегу с обеспечением безопасности, которой нельзя достичь при тренировке на воде [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

В программу тренировочных занятий на тренажёре должны входить прежде всего навыки работы элементов техники гребли в сопряжённом освоении реального (водного) равновесия. Тренажёр позволяет гребцу изменять, значительно усложнять ситуации и управлять им в сохранении прямолинейного положения. При помощи весла-имитатора можно выполнять повороты тренажёра в правую и левую стороны, тормозить (табанить), проводить управление тренажёром (выполнять подруливание) в условиях различных помех, а также стимулировать активное формирование нагрузок дозированно-прогрессирующей сложности. При этом все проявляемые навыки на тренажёре ранжируются по значимости. Характер задач, выполняемых в учебно-тренировочном процессе, индивидуализирован с учётом функциональных способностей и возможностей гребца [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].

Более эффективное обучение технико-спортивной деятельности гребца обеспечивается постоянно оперативной обратной связью, осуществляемой тренажёром при контроле тренером и самоконтроле при обучении технике гребковых движений в сопряжённом овладении водным равновесием [1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 13, 14].

В ряде случаев для ускоренной (но не форсированной!) подготовки начинающего гребца сразу возникает необходимость более медленного воспроизведения спортивно-технических двигательных действий, которые может обеспечить тренажёр и чего нельзя осуществить на воде. Разработанный нами скользящий по снегу тренажёр позволяет гребцу выполнять адекватные двигательные действия, как на воде. Это даёт большие возможности в повышении эффективности обучения начинающих гребцов и обеспечивает тренировку как в замедленном масштабе времени, так и в реальном. В целом на тренажёр возлагаются следующие основные задачи:

1) моделирование спортивно-технических гребковых движений в регулированном (замедленном, реальном и ускоренном) масштабе времени;

2) моделирование спортивной техники двигательных действий в искусственных условиях зимней среды, вызывающее у обучаемых ощущения, подобные тренировке в естественных условиях водной среды;

3) управление учебно-тренировочным процессом;

4) регистрация, оценка и контроль деятельности гребцов в процессе обучения и тренировки;

5) воспроизведение информации, полученной в процессе обучения и тренировки с временной остановкой и возвратом на любой предыдущий этап решаемой задачи.

Тренажёр в целом является системой, состоящей из гребца, его рабочего места (РМГ), самого тренажёра - моделирующего устройства (МУ), обратной связи (ОС), являющейся аппаратурой контроля и оценки действий обучаемых (АКО), тренера-преподавателя [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 14]. Все тренажёры делятся на две подгруппы: статические и динамические. В основу построения динамических тренажёров положен принцип подвижности рабочего места, например, специализированный тренажёр отработки двигательных действий гребца при его движении с гребцом по снеговому уплотнённому покрову. Разработанный и построенный нами скользящий тренажёр - динамический. В статических тренажёрах рабочее место спортсмена находится в неподвижном состоянии и на гребца не действуют движения и ускорения [1, 6, 7, 8].

Тренажёры, различающиеся по объёму моделируемых систем управляемого объекта и по количеству отрабатываемых спортивно-технических навыков, подразделяются на специализированные, комплексные и исследовательские. Специализированные тренажёры представляют собой наиболее широкий класс тренажёров по отработке спортивно-двигательных навыков гребцов. Они предназначены для развития технических двигательно-координационных навыков гребца (отработка элементов техники амплитуды гребка, удержание равновесия на тренажёре при его движении, выполнении гребковых движений с удержанием тренажёра на прямолинейном курсе, овладение отруливанием веслом-имитатором). Тренировка гребцов на специализированном тренажёре обеспечивает более быстрое и качественное овладение разнообразными спортивно-координационными техническими навыками, так как всё внимание обучаемого сосредоточено на усвоении наиболее трудного в гребле на каноэ технического элемента - отруливания [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

Литература

1. Зеленин, Л.А. Устройство, использование, расчёты динамического гребного «Тренажёр -каноэ» /Л.А. Зеленин С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : Электронный журнал Камской ГАФКСит. - 2010. - № 3 (16). - С. 1-10.

2. Зеленин, Л.А. Биомеханические основы важнейших параметров нового тренажёра для гребли / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 54-61.

3. Зеленин, Л.А. Повышение уровня равновесия каноистов с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : монография./Л.А Зеленин. - Пермь, 2007. - 223 с.

4. Зеленин, Л.А. Новый тренажёр для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 20011. - № 7 (77).

- С. 76-80.

5. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу системы «Тренажёр-каноэ» / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : [Российский научный электронный журнал]- 2011. - № 3 (20). - С. 59-63.

6. Зеленин, Л.А. Особенности устройства тренажёра для каноэ и эффекты при его применении / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : [Российский научный электронный журнал] - 2011. - № 3 (20). - С. 64-69.

7. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные результаты повышения подготовленности каноистов-новичков / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85) . С. 94-103.

8. Зеленин, Л.А. Условия опрокидывания скользящего по снегу «Тренажёр-каноэ» с позиций биомеханики гребли / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 48-57.

9. Зеленин, Л.А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис...канд. пед. наук / Л.А.Зеленин. - Чайковский, 2004. - 198 с.

10. Медведков, В.Д. Улучшение дыхательной функции крови средствами физической культуры / Н.И. Медведкова, С.В. Аширова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы ФК и С : Электронный журнал. - 2010. - № 1 (14). - С.70-74.

11. Медведков, В.Д. Ксенобиотическая разгрузка, улучшение состава крови и функционального состояния детей направленными физическими нагрузками / Н.И. Медведкова, С.В. Аширова // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 3 (43). - С. 29-31.

12. Медведков, В.Д. Взаимосвязь между элиминационным эффектом по свинцу и объёмом мышечных нагрузок / Н.И. Медведкова, С.В. Аширова // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 31-34.

13. Ратов, И.П. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И.П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов, Б.В. Шмонин. - М. : Физкультура и Спорт, 2007. - 120 с.

14. Ратов, И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов / И.П. Ратов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : Сб. трудов / Под ред. В.В. Кузнецова.

- М., 1984. - С. 127-145.

Literature

1. Zelenin, L.A. Device, use, calculations of dynamic rowing "Canoe-Trainer" / L.A. Zelenin, S.P. Kataev, V.D. Medvedkov // Features of the device trainer for canoe and effects for his application / L.A. Zelenin, V.D., Medvedkov // Pedagogics and psychology and physician-biological problems physical cultures and sport : Electronic magazine by КамскойGAFK. - 2010. - № 3 (16). - P. 1-10.

2. Zelenin, L.A. Biomechanical bases the most important parameters of the new trainer for rowing / L.A. Zelenin, S.P. Kataev, V.D. Medvedkov // Scientific records of university the name P.F. Lesgafta. - 2011. - № 6 (76). - P. 54-61.

3. Zelenin, L.A. Increse of level balance canoeists with use of special physical exercises and trainer : Monograrhy./ L.A Zelenin. - Perm, 2007. - 223 p.

4. Zelenin, L.A. The new trainer for safety improvement, balance and technical readiness oarmen / L.A. Zelenin, V.D. Medvedkov // Scientific records of university the name P.F. Lesgafta. - 2011. - № 7 (77). - P. 76-80.

5. Zelenin, L.A. Scientific and applied features of the new system sliding on snow «Canoe--Trainer» / L.A. Zelenin, V.D. Medvedkov L.A. // Pedagogics and psychology and physician-biological problems physicalcultures and sport : [Russian scientific electronic magazine] - 2011. - № 3 (20). - P. 59-63.

6. Zelenin, L.A. Features of the device trainer for canoe and effects for his application / L.A. Zelenin, V.D., Medvedkov // Pedagogics and psychology and physician-biological problems physicalcultures and sport : [Russian scientific electronic magazine] - 2011. - № 3 (20). - P. 64-69.

7. Zelenin, L.A. Scientific and applied results of increase readiness of canoeists beginners / L.A. Zelenin // Scientific records of university the name P.F. Lesgafta. - 2012. - № 3 (85).- P. 94-103.

8. Zelenin, L.A. Conditions of capsizing sliding on snow "Canoe-Trainer" from positions biomechanics of rowing / L.A. Zelenin, S.P. Kataev // Scientific records of university the name P.F. Lesgafta. -2012. - № 4 (86). - P. 48-57.

9. Zelenin, L.A. Increase of balance by canoeists beginners with use of special physical exercises and the exercise machine : дис .канд. ped. sciences / L.A.Zelenin. - Tchaikovsky, 2004. - 198 p.

10. Medvedkov, V.D. Improvement the respiratory function of blood through means physical culture N.I. Medvedkova, S.V. Ashirova // Pedagogics and psychology and physician-biological problems FC and S : Electronic magazine. -2010. - № 1 (14). - P.70-74.

11. Medvedkov, V.D. Ксенобиотическая (Ksenobiotichesky) unloading, improvement composition of blood and functional condition by children the directed physical activities / N.I. Medvedkova, S.V. Ashirova // Adaptive physical culture. - 2010. - № 3 (43). - P. 29-31.

12.Medvedkov, V.D. Interrelation between eliminatsionny effect on lead and volume of muscular loadings / N.I. Medvedkova, S.V. Ashirova, // Messenger of the sports science. - 2010. - № 5. - P. 31-34.

13. Ratov, I.P. Biomechanical technology of preparation by sportsmen / I.P. Ratov, G.I. Popov, A.A. Loginov, B.V. Shmonin. - M. : Physical culture and Sport, 2007. - 120 p.

14. Ratov, I.P. Methodology of concept "an artificial managing environment" and prospects her practical rea lization in process preparation of sportsmen / I.P. Ratov // Methodological problems improvement of system sports preparation of the qualified sportsmen. Collection of work / Under edition V.V. Kyznecova. - M., 1984. - P. 127-145.

Статья поступила в редакцию 23.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.